Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 00:51, реферат
Диалектика – мир изменяется, находится в движении.
С 19 в (Маркс, Гегель) – мир находится в развитии.
Метафизика – мир статичен, неизменен. Гегель ввел понятие метафизики как противоположность диалектики.
22. Структура диалектики. Принципы диалектики, их методологическое значение. Понятие закона. Законы диалектики, их методологическое значение.
Диалектика – мир изменяется, находится в движении.
С 19 в (Маркс, Гегель) – мир находится в развитии.
Метафизика – мир статичен, неизменен. Гегель ввел понятие метафизики как противоположность диалектики.
Формы диалектики:
1) Античная (наивная) – Гераклит.
2) Классическая немецкая – Гегель.
3) Материалистическая диалектика Маркса (маркситсткая).
4) Современная диалектика. Опирается не только на марксистскую, но и на естествознание.
Диалектика – учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанных на этом учении методов мышления.
Уже в античной философии подчеркнула изменчивость всего сущего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, пифа-горейцы).
Первоначально термином диалектика обозначались:
1) способность вести спор посредством вопросов и ответов;
2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.
Идеалистическая диалектика Гегеля – он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.
Диалектика – движущая сила всякого научного развертывания мысли.
Истинно научное понимание диалектики – Маркс и Энгельс, они построили диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении.
Вещи и явления есть то, чем они становятся в процессе развития, и в них, как тенденция, заложено их будущее, то, чем они станут. Противоречие – движущая сила и источник всякого развития.
Предмет и структура диалектики. Ее исторические формы.
Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
В структуре диалектики выделяют следующие разделы:
1. Общий характер диалектики как науки.
2. Основные принципы диалектики.
3. Основные законы диалектики.
4. Некоторые категории диалектики.
В этом плане диалектика – наиболее общее и абстрактное учение о развитии безотносительно к конкретным ступеням эволюции объективного мира, то есть абстрактно-всеобщее учение о развитии.
Диалектика имеет второй план (уровень построения).
(??Принцип всеобщей взаимной связи) Здесь диалектика – описание единого процесса развития материи, составленного последовательностью основных форм материи. Это конкретно всеобщая теория развития, опирающаяся на всеобщую теорию диалектики, и объединяющая реальные ступени развития мира и исследование сущности.
Диалектика имеет всеобщий, универсальный характер, то есть присуща бесконечному миру.
Диалектика (по Энгельсу) выступает в двух формах:
Объективная диалектика – диалектика развития объективного мира, то есть природы и материальной основы общественной жизни. Субъективная диалектика – диалектика развития субъективного мира (человеческого мышления).
Субъективная диалектика – отображение объективной, причем всегда неполное (абсолютное совпадение возможно только при абсолютно полном познании мира).
В субъективной диалектике различают:
1) диалектику логического мышления;
2) диалектику познания в целом.
В этом плане диалектика выступает в трёх формах: объективная диалектика, логика и теория познания.
Диалектика как философская наука в целом выступает в качестве теории, то есть объяснение развития в природе, обществе и мышлении, и метода (способа), подхода к познанию и изменению мира.
1) Стихийная диалектика древних (субъективная диалектика – Платон, Сократ, Аристотель). Гераклит: представил космос (огонь) в виде процесса противоречия. Является основой бытия, существования вещей (объективная диалектика).
2) Идеалистическая диалектика Гегеля: движение через порождение категорий, которые связаны друг с другом. Идеалистическое отрицание – отрицание как таковое, удержание всего положительного, рационального, умножение того, что было.
3) Материалистическая диалектика Маркса (диалектика – органичная внутренняя часть материализма).
Диалектика – наука о всеобщей связи. Две вещи связаны, если применение одной вызывает применение другой.
Основные законы диалектики:
Закон – необходимое, существенное, устойчивое; принятый принцип построения, …
Энгельс: закон – это «форма всеобщности», т.к. он выражает общие отношения, связи, присущие всем явлениям данного рода, класса.
1) Закон перехода количества в качество и качества в количество.
Суть: количественные изменения с необходимостью, после нарушения меры, переходят в коренные качественные, которые в свою очередь приводят к новым качественным изменениям. Переход количества в качества представляет собой скачок, главным признаком которого является не временное, а содержательно-коренное изменение качества.
Характеристики (категории) закона: качество, количество, мера, скачок, свойства и отношения.
Первая всеобщая сторона вещей – специфичность – будет обозначена категорией качества, вторая связанная с однородностью и измеримостью – количества.
Качество – внутренняя определенность вещи (вещь сохраняет свою природу в каких-то широких пределах, за которыми она приобретает другую определенность, другое качество). Второй момент в определении качества – специфичность. Будучи определённой, вещь всегда специфична, т.е. отлична от других вещей, в которые она может перейти.
Качество – целостная характеристика вещи, свойства – множественная характеристика.
Вещь обладает одним
качеством и многими
Свойство – это выражение качества вещи в отношении к другой вещи; признак вещи. Свойства не возникают, а обнаруживаются при взаимодействии вещей (химические свойства, свойства личности).
Чтобы выявить свойства вещи, надо встать к ним в определенные практические отношения, опосредованные орудиями труда. Отношение – связь вещей, их устойчивое взаимодействие. Вещь – качество – свойство – отношение. Вещь не существует без свойств и отношений, однако свойства и отношения принадлежат вещи.
Количество – внешняя специфическая определенность вещи. Характерным признаком количества является его делимость на однородные элементы. Количество может быть определено через перечисление его видов: это всё что может быть выражено величиной, размерами, степенью и т.д.
Качество и количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь называется мерой. Мера – диалектическое единство качества и количества, или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняются качественная определенность предмета. Единство качества и количества. Граница существования данной вещи.
Скачок – переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (возникновение жизни, возникновение и смена общественно-экономических формаций, новые виды растений).
Эволюция – постепенные количественные и качественные изменения.
2) Закон единства и борьбы противоположностей.
Противоположность – форма различия, когда отдельные вещи начинают взаимоотрицать друг друга.
Борьба – активный характер противоречия.
Единство – отношение взаимного предполагания взаимоисключающих сторон.
3) Закон отрицания отрицания – это закон противоречивого развертывания целостной сущности.
Каждое конечное является
результатом и своего рода отрицанием
предшествующего ему
Законы диалектики всеобщие – могут использоваться в разных науках = методология.
Принципы диалектики:
1. Принцип всеобщей взаимной связи.
2. Принцип развития через противоречия.
Основные законы диалектики:
1. Закон перехода количественных изменений в качественные.
2. Закон единства и борьбы противоположностей.
3. Закон отрицания отрицания.
Категории (неосновные законы диалектики):
1. Сущность и явление.
2. Единичное, особенное, всеобщее.
3. Форма и содержание.
4. Причина и следствие.
5. Необходимость и случайность.