Судебная речь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 10:04, контрольная работа

Описание работы

Непосредственный толчок развитию ораторского искусства дали знаменитые законы Солона, предусматривающие, что каждый афинянин должен лично охранять свои интересы на суде. Ораторское искусство всегда являлось частью культуры того или иного народа. Оно могло развиваться только в обществе, где человек, выступающий с речью, был уверен, что его слово может оказать какое-то влияние на ход тех или иных событий. Итак, потребность состязаться во всем приводит к необходимости возникновения самого сложного состязания - состязания умственного, состязания в суде.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1.Назначение судебной речи……………………………………………….4
2. Композиция судебной речи……………………………………………...7
3. Предложение и разделение………………………………………………9
Заключение………………………………………………………………….12
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Контрольная Юрид риторика.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

       Разделение - это когда основной тезис оратора, конкретная цель его выступления делится на составляющие части и излагается как одно или несколько утверждений. После того как оратор докажет эти утверждения, его речь считается законченной, и он должен перейти к заключению. Части этих утверждений (если эти утверждения являются сложными суждениями) определяют и указывают порядок изложения и доказательства.

      Разделение как композиционная  часть речи помогает слушателям следить за мыслью оратора и лучше запоминать сказанное. Благодаря этой части слушатель приобщается к достижению ораторской мысли и как бы сам участвует в произнесении речи.

     Деление  утверждения, составляющего основной  тезис оратора, следует производить в соответствии с правилами, принятыми в логике. Утверждения, полученные в результате деления, в сумме должны составить исходное утверждение. Деление надо произвести по одному признаку, называемому основанием деления. Тогда члены деления будут явно отличаться один от другого и ни один не будет сдержаться в другом. При этом в процессе деления основного утверждения оратора надо переходить к ближайшим видовым утверждениям, не пропуская ни одного из них. Произведенное деление будет казаться естественным, и речь не станет разрываться на части, если при изложении темы оратор начинает с простого, а потом переходит к сложному. Последний недостаток обуславливается ошибкой, называемой в логике скачком в делении. Она совершается обычно в том случае, когда исходное утверждение делится вначале на виды одного, а  затем на виды другого порядка. В таком случае деление оказывается непоследовательным. Получившиеся  члены деления должны быть выражены с максимальной краткостью: не должно быть ни одного лишнего или ненужного слова. Изящество и красота этой части речи состоит, прежде всего, в ясном, выразительном и кратком назывании каждого члена деления. Такое деление понятно и легко запоминается слушателями.

     Таким  образом, разделение:

  • является основой расположения;
  • используется в пространных текстах или в текстах сложного содержания;
  • рекомендуется в официальных докладах, академических лекциях, судебных речах;
  • помещается в начале текста или его части;
  • состав и последовательность членов деления отражаются в построении текста произведения или его части.

 

 

 

 

 

Заключение

 

      Судебная речь - это не просто уголовно - или гражданско-процессуальное действие, а творческий процесс, требующий от выступающего не только юридических знаний, но и владения риторическими навыками и умениями, ораторским искусством, большой, напряженной работы над собой.

    В судебной речи синтезируются элементы разговорной, художественной, официально-деловой и публицистической речи.

     Судебная речь имеет множество особенностей и сложна, прежде всего, тем, что от правильности ее композиции зависит то впечатление, которое она произведет на суд или присяжных заседателей и соответственно и принятое решение по делу также зависит от качества судебной речи и, конечно, от самого оратора. Успех будь то в защите или обвинении, во многом зависит от правильно структурированной судебной речи.

     В композиционно - логическом построении судебной речи выделяются три основные части: вступительная, основная и заключительная. В основной части судебной речи выдвигаются основные тезисы, аргументируется процессуальная позиция судебного оратора, используются различные средства убеждения суда в правильности избранной им позиции. Для этого оратор должен активизировать исследовательскую деятельность слушателей, вести их по канве своих рассуждений. Необходимы предельная простота и четкость выдвигаемых положений, очевидность их взаимосвязи. Основные тезисы речи должны легко удерживаться в сознании слушателей

 

 

 

 

 

 

                 СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Алексеева, В.О.  Ораторское искусство[Текст]: учебное пособие   / В. О. Алексеева; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина, Академия непрерывного образования. -Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006. -369 стр.
  2. Введенская, Л.А. Риторика для юристов [Текст]: учебное пособие / Л.А. Введенская. - М.: ЦентрПресс, 2012.- 576 с.
  3. Володина, С.И. Образование судебного оратора: от истоков к современности [Текст] / С.И.Володина // Юридическое образование и наука.- 2012. - № 1. – С.31-39.
  4. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия : риторика для юристов [Текст]: учебное пособие / Н.Н. Ивакина. - М.: Норма: ИНФРА-М,  2007-455 с.
  5. Лазарева, В.А. Теория судебной речи [Текст]: учебное пособие                / В.А. Лазарева. - Самара: Самарский университет, 2009.
  6. Никитина, К. Г. Принципы судебной речи и тактика выступления в  
    суде [Текст] /К. Г. Никитина. //Арбитражная практика. -2010. - № 2. - С. 93 – 96.
  7. Петров, О.В. Риторика [Текст]: учебник / О.В. Петров. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.-424 с.
  8. Сергеич, П. Искусство речи на суде [Текст] / П. Сергеич. - М.: Юрид. лит., 1988. — 384 с.
  9. Сопер, П. Основы искусства речи / П. Сопер. – М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. -243 с.

1Володина С.И. Образование судебного оратора: от истоков к современности  // Юридическое образование и наука.- 2012. - № 1. – С.33.

2 Петров О.В. Риторика: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- С. 165.

3 Иванкина Н.Н. Основы судебного красноречия ( риторика для юристов): учебное пособие. – М., 2007. –

С. 14.

4 Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1992. – С. 49.

 


Информация о работе Судебная речь