Судебное красноречие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:22, контрольная работа

Описание работы

В Древнем Риме расцвет судебного красноречия совпадает с последним периодом Республики и кончается вместе с нею. Его развитию во многом содействовали блестящие образцы греческого ораторского искусства. Когда в Риме появились греческие риторы и открыли там первые риторические школы, в них устремилась молодежь. Один из римских историков писал: «Чье искусство по славе своей сравнится с ораторским?»1
Противостояние рабов и рабовладельцев, патрициев и плебеев наложило яркий отпечаток на римское ораторское искусство. Форум, где мог выступить каждый свободный гражданин Рима, постоянно слышал процессы по обвинению в вымогательстве, насилии, пристрастии и изменах. Крупным римским оратором и автором трудов по юриспруденции был Марк Порций Катон Старший(234-149 до н.э.)

Содержание работы

CУДЕБНОЕ КРАСНОРЕЧИЕ 3
АПОЛОГИИ И ОБВИНИТЕЛЬНЫЕ РЕЧИ. ПЛАТОН. АПОЛОГИЯ СОКРАТА 9
ЛАТИНСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ 14
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ВЫРАЖЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПАМЯТНИКОВ РИМСКОГО ПРАВА 16
СУДЕБНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ 18
ЗАДАЧА 19
ЛИТЕРАТУРА 21

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Римское право.docx

— 55.33 Кб (Скачать файл)

Но и эта ситуация, ориентирующаяся  на некое главное событие, выступающее  как прецедент, хотя и отнесенная к иному персонажу, может удобно укладываться в рамки сценария-«замысла»  и его главной роли — Я люблю твой замысел упрямый / И играть согласен эту роль. /Но сейчас идет другая драма, / И на этот раз меня уволь, хотя уже ...продуман распорядок действий / И неотвратим конец пути. /Я один, все тонет в фарисействе. / Жизнь прожить — не поле перейти6.  

Происшедшее в Афинах в 369 г. до н. э. событие было страшным, и таковым оно остается до наших дней, хотя опыт людей «железного» века многократно расширился и познакомил их со многим еще более страшным. Но эта старая история о том, как в демократических Афинах (уже после свержения Тридцати тиранов) безвредного старика (если только не говорить о его полезности в высшей степени) присудили к смерти и вынудили принять ее, продолжает оставаться живой раной, не позволяя примириться с происшедшим.

Во всяком случае дело Сократа особое, как и его место в городе. Плоть от плоти афинянин, проводящий много времени на глазах сограждан, где-нибудь среди народа, толпящегося на площади у меняльных лавок, прислушивающийся к тому, что говорят люди, и сам нередко вступающий в беседу и собирающий слушателей, он все-таки не сливается и с этой толпой, сознавая свое отличие от нее, хотя и чувствуя не только свою связь с нею, но и свой долг, который он старался выполнить, воспитывая в людях нравственное чувство и выступая безвозмездным их учителем, отдавая себе при этом отчет, как нелегко понять друг друга без особых дополнительных усилий, той методы, которую можно назвать сократической. Принадлежность к одной и той же стихии не снимает для Сократа проблемы «истинного» смысла и правильного и полного понимания. Нечто важное он понимал как-то иначе и умел сделать так, чтобы и его собеседник понял сказанное, как надо, т. е. поймал смысл на нужной глубине. Конечно, он казался многим людям странным, не без некоторой доли юродивости. 

«Ведь никто не знает ни того, что такое смерть, ни даже того, не есть ли она для человека величайшее из благ, между тем ее боятся, словно знают наверное, что она — величайшее из зол» и продолжает: «Но не самое ли позорное невежество — воображать, будто знаешь то, чего не знаешь? Я, афиняне, этим, пожалуй, и отличаюсь от большинства людей, и если я кому и кажусь мудрее других, то разве только тем, что недостаточно зная об Аиде, я так и считаю, что не знаю». Знание о своем незнании — важная составляющая сократовской мудрости, ее исходный пункт. И человек, другой, проверяется на то, чтo и как он знает о своем собственном знании, и мудр ли он или только мнит себя таковым. Бывало, что при таких проверках Сократ оказывался мудрее «проверяемого» как раз только в том, что он знал о собственном незнании И многие из «проверяемых» или даже просто присутствующих начинали ненавидеть Сократа. И делали это зря, лишая себя возможности пробудиться от укуса «овода» Сократа к некоему новому состоянию-пониманию, к новому рождению. 
         Но Сократ, конечно, имел и другие преимущества перед теми, с кем он сравнивал себя. Он умел разговаривать с самим собой, ставить такие вопросы, ответы на которые с большой вероятностью подводили к выводу, к решению, и при этом монолог переводился как бы в диалогизированную конструкцию, в которой вторым участником мыслился сам субъект вопрошания или некий мыслимый второй участник диалога, не совпадающий с первым ни в чем, кроме функции отвечания. 

На суде, как бы помогая  суду и афинянам в выборе и решении относительно него, он сказал: «Итак, чего же я заслуживаю за то, что я такой [как будто они нуждались в ответе человека, как бы признающего, что он „такой", т. е. соответствующий худшим мнениям о нем]. Чего-нибудь хорошего, афиняне, если уж в самом деле воздавать по заслугам, и притом такого, что мне пришлось бы кстати. Что же кстати человеку заслуженному, но бедному, который нуждается в досуге для вашего же назидания? [не услышали ли здесь попрекания и не ответили ли ему в душе что-нибудь такое — „Нужны нам эти твои назидания!"] Для подобного человека, афиняне, нет ничего более подходящего, как обед в Пританее! Ему это подобает гораздо больше, чем тому из вас, кто одерживает победу на Олимпийских играх в скачках или в состязаниях колесниц, двуконных и четвероконных; ведь он дает вам мнимое счастье, а я— подлинное, он не нуждается в пропитании, а я нуждаюсь [скорее всего было понято как глумление и самовосхваление]. Итак, если я должен по справедливости оценить мои заслуги, то вот к чему я присуждаю себя — к обеду в Пританее». — По сути дела, эти слова и есть жалящий укус «овода»-Сократа. Теперь ждать хорошего Сократу не приходится. 
  

   Сценаристы судилища могли бы радоваться: обвиняемый сам компрометирует себя, и их сценарий тем самым ужесточается, поскольку мудрец, как им, вероятно, казалось, все глубже втягивается в ловушку. Но у Сократа другая логика, иные ценности, которых не понимают его противники. Да, он даст судьям довести свой сценарий До конца, но он не даст им вовлечь себя в него; более того, никакого противостояния им или вымаливания благого исхода не будет. Сократу важнее дать оказавшееся последним назидание афинянам — не просто по-доктринерски изложить свои установки, но, если угодно, подсказать суду варианты его решения, из которых можно сделать выбор и, более того, объяснить людям нечто важное в тоне спокойном и рассудительном: «сами видите теперь, что у меня нет альтернативы казни, и самое разумное для меня — принять ее», и это решение в этих обстоятельствах устраивает обе стороны.

Он понимает, что его  выступление может некоторым  показаться высокомерным, и хочет  заверить — «я убежден, что ни одного человека не обижаю умышленно, но убедить  в этом вас я не могу, потому что  мы мало времени беседовали друг с другом». Клевета тяжела, и за короткое время по частям ее опровергнуть не так легко. Не обижая никого из присутствующих, Сократ не хочет обижать и себя, на себя наговаривая и тем более, назначая себе наказание. — «С какой стати? Из страха подвергнуться тому, чего требует для меня Мелет и о чем, повторяю, я не ведаю, благо это или зло?» И сам, однако, перечисляет возможности — тюремное заключение, денежная пеня, изгнание, которое сейчас кажется Сократу приемлемым для обвинителей. Казалось бы, и для Сократа это был бы не худший выход: во всяком случае выигрыш во времени и в свободе. Но сам же он резко прерывает ход своих рассуждений — «Сильно бы, однако, должен был я цепляться за жизнь, афиняне, чтобы растеряться настолько и не сообразить вот чего: вы, собственные мои сограждане, не были в состоянии вынести мои беседы и рассуждения, они оказались для вас столь тяжелыми и невыносимыми, что вы ищете теперь, как бы от них отделаться, так неужели другие легко их вынесут? Никоим образом, афиняне»

 

ЛАТИНСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

 

Инквизиционный процесс - форма уголовного процесса, при котором расследование преступлений осуществляется непосредственно судом, то есть функции суда, обвинения и защиты были сосредоточены в руках одного и того же органа. Характерен для рабовладельческого и феодального государства.

Иск виндикационный - истребование собственником имущества из чужого владения.

Иск негаторный - иск об устранении препятствий, мешающих собственнику пользоваться принадлежащей ему вещью.

Квесторы - к их ведению было отнесено производство предварительного следствия по уголовным делам, заведование государственным казначейством, хранение государственного архива.

Консенсуальный  договор - от латинского consensus - согласие, договор считался заключенным с момента достижения соглашения между сторонами, а не с момента передачи вещи.

Легисакционный процесс - исторически первая развитая форма судопроизводства по частным искам в римской юстиции. Название происходит от наименования исков строгого права, т.е. основанных исключительно на предписаниях закона (и прежде всего древнейших 12 таблиц законов) - legis aktiones. Соблюдение требований Л.п. предполагало, что претензии заявителя-истца строго законодательны и формальны, что иск не заключает элементов аналогии и что речь будет идти только о предусмотренных законом последствиях, хотя бы они не представляли для истца имущественного интереса.

Проскрипция - в Древнем Риме обнародование списков лиц, объявленных вне закона, а также сами списки. За выдачу или убийство поскрибированного назначалась награда (даже рабу), за укрывательство - казнь. Имущество жертв проскрипции подвергалось конфискации, потомки лишались почетных прав и состояния. Использовались для сведения личных счетов и как средство обогащения. Впервые такие списки были составлены диктатором Суллой (1 в. до н.э.) в отношении своих врагов.

Репликация - опровержение истцом возражений ответчика в ходе рассмотрения гражданских дел в Древнем Риме.

Секвестр - лишение владельца права распоряжаться своим имуществом.

Случай -   отсутствие вины при причинении вреда, риск случайной гибели вещи несет собственник вещи, за исключением несения риска случайной гибели покупателем при договоре купли-продажи.

Формулярный процесс - вторая форма судопроизводства по частным искам в римской юстиции, происхождение которой связывается с перерождением исходных видов легисакционного судопроизводства (см. Легисакционный процесс). Смысл Ф.п. заключается в том, что юридический предмет спора формулировала не сторона, являвшая исковое заявление, а претор. Истец и ответчик излагали дело перед магистратом в любых выражениях, принимая во внимание прежде всего свой действительный интерес и обстоятельства реальные, а не то, что предполагалось по аналогичному случаю требованиями древнего права, как это было ранее. Претор уяснял юридическую сущность спора и излагал эту сущность в специальной записке, адресованной судье, - formula. Формулы были типическими.

Форум - в Древнем Риме: суд, трибунал; юрисдикция; место, где отправляется правосудие; юрисдикции.

Эксцепция - ссылка на фактические обстоятельства или правовую норму, которая исключала возможность удовлетворения иска по римскому праву.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И  ВЫРАЖЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПАМЯТНИКОВ РИМСКОГО ПРАВА

 

Агнатство   -   родство не по крови, а в силу принадлежности к одному роду, подвластному одному домовладыке.

Бонитарная собственность - в Древнем Риме собственность, основанная на претррском праве. Данная собственность не признавалась цивильным (квиритским) правом, поскольку при приобретении вещи не был соблюден обряд манципации. Превращение Б.с. в цивильную происходило с истечением срока приобретательной давности.

Дигесты - основная часть византийской кодификации римского права, известная под позднейшим названием Свод цивильного права. Дигесты изданы в 533 г. в правление императора Юстиниана, составлены комиссией под руководством Трибониана.

Диктатор - назначался консулом по уполномочию- сената в таких особых случаях, как война, внутренние смуты и проч. Диктатор обладал неограниченной властью, подкрепленной опорой на специально выделенное ему войско конницы. Он не отвечал за все свои действия, ему не угрожало вето народного трибуна. Единственно, в чем он был ограничен - это в сроке полномочий: не более 6 месяцев

Когнатство - родство по крови, таковыми считались те, кто имел общего предка.

Коммендация - В Древнем Риме право, присвоенное Юлием Цезарем, а затем Августом и его преемниками, рекомендовать сенату своих кандидатов на должности; в Западной Европе в период раннего средневековья договор, закреплявший акт отдачи себя под покровительство другому, более «сильному», становившемуся сеньором первого.

Конкубинат - в римском праве регулировавшееся законом фактическое сожительство мужчины и женщины (в отличии от полноценного брака) с намерением установить брачные отношения. К. как юрид. институт связан с изданным в 18 г. до н.э. законом, установившим строгое наказание за прелюбодеяние. От наказания освобождались только мужчины, сожительствовавшие с намерением установить брачные отношения, но не имевшие возможности вступить в брак из-за законодательных запретов (напр., закон запрещал брак лиц сенаторского сословия с вольноотпущенницей). Дети, рожденные в К., имели ограниченное право наследования после родителей, устанавливался порядок их узаконения (другие категории внебрачных детей полностью лишались имущ. прав).

Конституции - акты императора, имевшие высокую юридическую силу - закона. Делились на эдикты всенародно публикуемые решения императора; рескрипты - ответы или советы императора частным лицам и магистратам по правовым вопросам; декреты — решения, вынесенные императором в судебных делах; мандаты -императорские инструкции, даваемые чиновникам или магистратам.

Манципация - (от «манус» - рука) - торжественный обряд купли-продажи вещей.

«Право народов» - правовая система регулирования отношений между римскими гражданами и иностранцами (перегринами). Будучи не связанным нормами цивильного права (см.: «претор перегринов») в своем правотворчестве, претор перегринов обладал свободой усмотрения на началах «справедливости» и «естественного разума». Наряду с этим, это право являлось не международным, а внутригосударственным, т.е. римским правом, и  наиболее развитой и совершенной его частью.

Преторское право   -   в Древнем Риме "правовая система, сложившаяся из решений (эдиктов) преторов. Поскольку преторы не могли отменять или изменять законов, их решения всегда носили не материальный, а процессуальный характер, т.е. касались исков.

Форум - в Древнем Риме: суд, трибунал; юрисдикция; место, где отправляется правосудие; юрисдикции.

 

СУДЕБНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ

 

  1. Законность - основа государства.
  2. Законы написаны для бодрствующих.
  3. Не право выводится из правила, а правило из существующего права.
  4. Незнание закона не является оправданием, незнание факта является оправданием.
  5. Не писанный, а природный закон.
  6. Нет обиды, изъявившему согласие.
  7. Нет права без обязанностей.
  8. Никто не может передать больше прав, чем имеет сам.
  9. Никто не обязан пользоваться своим правом.
  10. Ничья вещь становится собственностью овладевшего ею.
  11. «Голое право» (без возможности его реализовать).
  12. «Право рода человеческого» (естественное право).
  13. Правосудие - основа государства.
  14. Суров закон, но закон.
  15. Счастливы владеющие.

 

ЗАДАЧА

 

Продавец Марк и покупатель Гай договорились о купле-продаже  сада. Между ними было достигнуто соглашение по всем существенным элементам договора. Условились, что покупатель через  полгода уплатит покупную цену и  вступит во владение садом. Ночью  разразился ураган и уничтожил сад. Несмотря на такие последствия, продавец Марк потребовал, чтобы покупатель Гай уплатил ему установленную  соглашением покупную цену и принял на себя убытки. Гай отказался выполнять  это требование.

Как был бы решен спор в период расцвета римского классического  права?

В данном случае Марк и Гай  намеревались заключить договор  о купле-продаже сада. Обязательства договора купли-продажи были двухсторонними, так как каждая из сторон одновременно являлась и кредитором и должником.

Информация о работе Судебное красноречие