Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 07:07, реферат
Целью работы является раскрытие содержания понятия «ораторское искусство», выявление основных особенностей ораторского искусства как социального явления и раскрытие основных правил, которыми следует руководствоваться при разработке содержания выступления.
Введение…………………………………………………………………….3-4
1. Оратор и его аудитория………………………………………………5-6
2. Подготовка речи: выбор темы, цель речи……………………...........7
3. Основные приёмы поиска материала………………………………..8
4. Начало, завершение и развёртывание речи…………………………..9-10
5. Логическое и интонационно – мелодические закономерности речи.11-12
Заключение……………………………………………………………….......13-14
Список используемой литературы…………………………………………..15
Ораторской речью
называют воздействующую, убеждающую
речь, которая обращена к широкой аудитории,
произносится профессионалом речи (оратором)
и имеет своей целью изменить поведение
аудитории, её взгляды, убеждения, настроения
и т.п. Стремление говорящего изменить
поведение слушателя может касаться самых
различных сторон его жизни: убедить голосовать
за нужного депутата, склонить к принятию
нужного решения в сфере коммерческой
деятельности, побудить покупать его определённые
товары, продукты и т. п. Таких конкретных
целей существует бесчисленное множество.
Но в любом случае воздействующая речь
направлена на внеязыковую действительность,
в сферу жизненных интересов, потребностей
слушателя. Умение убеждать всегда ценилось
обществом. Особенно велика роль профессионала
речи в сфере политики, общественной деятельности.
Возрастание роли воздействующей речи
в жизни общества привело к возникновению
учения, которое разрабатывало теорию
этой разновидности речевой деятельности.
Такое учение называется риторикой.
Традиционное риторическое
учение состояло из пяти частей. В учении
о нахождении рассказывалось о содержательной
разработке текста. Учение о расположении
разрабатывало вопросы композиции воздействующего
текста. Учение о выражении – центральная
часть риторического учения, здесь давалось
представление о таких качествах речи,
как правильность, ясность, чёткость, точность,
уместность. Одновременно вырабатывались
навыки художественной обработки речевого
материала, обращалось внимание на форму
и приёмы подачи содержания. Эта часть
риторики включала в себя раздел о тропах
и фигурах. Учение о запоминании имело
целью развить профессиональные навыки
оратора, связанные с работой памяти. Учение
о произнесении разрабатывало теорию
звучащей речи. Именно сам акт произнесения
воспринимался как действие оратора, требующее
определённого результата.
Для общества в целом основная
цель обучения языку состоит в том, чтобы
научить каждого члена общества облекать
любую социально значимую информацию
в соответствующую речевую форму. В этих
условиях естествен рост интереса к проблемам
старой риторической науки, к теории убеждающей
речи вообще.
Список используемой
литературы
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева
Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов
н /Д: изд-во «Феникс», 2003.
2. Русский язык и культура речи. Под редакцией
профессора В.И. Максимова – М.: 2004.
3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М.,
1998.
4. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления.
М., 1989.
5. Введенская Л.А. Павлова А.Г. Культура
и искусство речи. Ростов н /Д.:1996.