Тест по "Русскому языку и культуре речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 19:59, тест

Описание работы

1. Укажите фигуру речи, которой соответствует определение: __________ – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда. a) Анафора
2. Укажите фигуру речи, которой соответствует определение: __________ – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание производимого ими впечатления. a) Градация

Файлы: 1 файл

Рус. яз прав.тест.doc

— 588.50 Кб (Скачать файл)

15. В роли сказуемого в официально-деловых текстах употребляется словосочетание... 
a) оказывать помощь  
b) прийти на помощь 
c) ждать помощи 
d) надеяться на помощь

16. Для текстов официально-делового  стиля не характерно… 
a) прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его построения

b) частое употребление отглагольных существительных, существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по профессии 
c) отбор языковых средств с установкой на доходчивость, доступность 
d) точность формулировок, не допускающая иного толкования

 

17. Определите стиль текста. 
Депутаты Государственной Думы обладают государственной неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Депутат не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления. Он не может быть подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это необходимо для обеспечения безопасности других людей. 
Вопрос о лишении депутатской неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, Государственной Думой  на основании заключения комиссии палаты, специально образуемой для данного случая. 
a) официально-деловой стиль  
b) научный стиль 
c) публицистический стиль 
d) художественный стиль

18. Укажите правильный  вариант официально-делового стиля: 
a) настоящим ставим Вас в известность  
b) лишён возможности принять участие 
c) Вам нужно произвести платёж 
d) товарищество с ограниченной ответственность «Колумб» гарантирует оплату

19. В каком из деловых  писем имеется формулировка: 
 «В соответствии…(название документа) просим результаты проверки доложить к 1 июня 2007 г.»? 
a) в письме-указании  
b) в письме-запросе 
c) в письме-обращении 
d) в письме-сообщении

20. Найдите лишний пункт  официально-деловой письменной речи. 
a) нерегламентированный процесс записи информации b) стандартизация и унификация языковых и текстовых средств 
c) коммуникативная точность 
d) широкое использование языковых формул

 

Тест 26. Подготовка речи и публичного выступления

1. Определите способ изложения материала в тексте. 
 На севере поселенец посреди лесов и болот с трудом отыскивал сухое место, на котором можно было бы с некоторою безопасностью и удобством поставить ногу, выстроить избу. Такие сухие места, открытые пригорки, являлись мелкими островками среди моря лесов и болот. На таком островке можно было поставить один, два, самое большее – три крестьянских двора. Вот почему деревня в один или два крестьянских двора является господствующей формой расселения в северной Руси чуть не до конца 17 века. 
a) индуктивный  
b) концентрический 
c) ступенчатый 
d) дедуктивный

2. Определите способ изложения материала в тексте. 
 При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. 
a) дедуктивный  
b) индуктивный 
c) исторический 
d) ступенчатый

3. Определите способ изложения материала в тексте. 
Не заставляет ли  вас каждая фраза из произведений г.Гоголя  говорить: «Как это все просто, обыкновенно, естественно и верно и вместе как оригинально и ново!» Не удивляетесь ли вы и тому, почему вам самим не пришла в голову та же самая идея, почему вы сами не могли выдумать этих же самых лиц, так обыкновенных, так знакомых вам, так часто виденных вами, и окружить их этими самыми обстоятельствами, так повседневными, так общими, так наскучившими вам в жизни действительной и так занимательными, очаровательными в поэтическом представлении? Вот первый признак истинно художественного произведения. 
a) ступенчатый  
b) индуктивный 
c) дедуктивный 
d) концентрический

4. Определите способ изложения материала в тексте. 
 Самая ранняя из дошедших до нас отечественных риторик относится к началу 17 века. Предполагается, что ее автор – митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий (умер 12 сентября 1626 г.). В 1699 г. Появляется новая «Риторика». Предполагают, что ее автором был Михаил Иванович Усачев. В начале 18 века было создано риторическое сочинение Феофаном Прокоповичем (1681 – 1736), крупнейшим общественным и церковным деятелем эпохи Петра 1, поддерживающим его реформы. Первый учебник риторики был написан Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1711 – 1765). Он был напечатан в 1748 г. под названием «Краткое руководство к красноречию». 
a) исторический  
b) концентрический 
c) индуктивный 
d) дедуктивный

5. Определите способ изложения материала в тексте. 
 Достоевский был художником – лириком. Все его повести и романы – одна огненная река его собственных переживаний. Это  - сплошное признание сокровенного своей души. Это – страстное стремление признаться в своей внутренней правде. Это – первый и основной момент в его творчестве. Второй – постоянное стремление заразить, убедить, потрясти читателя, исповедуя перед ним свою веру. Вот эти оба свойства творчества Достоевского присущи ему так, как ни одному другому лирику, если под лирикой разуметь призыв потрясенной души. 
a) индуктивный 
b) дедуктивный 
c) аналогический 
d) концентрический

6. Определите способ изложения материала в тексте. 
 Успех этой книги широчайшего общественного анализа был бы немыслим, если бы высоким идейным качествам не соответствовали такие же литературные достоинства. Ее архитектура совершенна. Она исполнена отличным, крыловского басенного склада и пушкинской выразительности, стихом. Такой краткости, когда портрет рисуется с полуреплики, у нас не достигал никто. Мы с детства прибегаем к формулировкам комедии для определения житейских положений. 
a) аналогический  
b) дедуктивный 
c) исторический 
d) концентрический

7. Определите способ изложения материала в тексте. 
 В 5 веке до нашей эры в Элладе были распространены города-государства, в которых развивалась рабовладельческая демократия. В них создавалась особая атмосфера для расцвета красноречия. Верховным органом в таком городе было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Публично решались не только политические вопросы, но и совершался суд. Общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать в собрании совета и народных собраниях, полководцу – перед войском, частному лицу – перед судом, а также на празднествах, дружеских встречах, поминках, которые бывали достаточно многолюдными. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому человеку. 
a) концентрический 
b) аналогический 
c) индуктивный 
d) дедуктивный

8. Определите способ изложения материала в тексте. 
 До нас дошло сочинение Аристотеля под названием «Риторика», в котором он подробно излагает свои взгляды на эту науку. Сочинение состоит из трех книг. В 1 книге рассматривается предмет риторики, которая определяется как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Далее рассказывается о том, как убеждать слушателей. 3 книга «Риторики» посвящена самой речи. 
a) стадиальный 
b) дедуктивный 
c) исторический

d) концентрический

 

9. Определите способ изложения материала в тексте. 
 Читая сборники французских обычаев, составленные в 16, 17 и 18 веках, мы поражаемся множеством бессмысленных подробностей, количеством разных пошлых повинностей, которые при всем том не приносили владельцу никакой существенной пользы. Например, в одном владении Восточной Франции крестьяне обязаны были в определенное время собираться перед замком господина и целый день бить друг друга в грудь, делая гримасы друг другу и показывая язык. В другом месте крестьяне обязаны были привезти владельцу в известное время яйцо, положив его на телеге, запряженной 8 волами. Далее, в одном селении, принадлежащем фамилии Монморанси, ежегодно в известный срок посылался  к господину цирюльник, который должен был его выбрить, где бы ни находился господин. 
a) стадиальный  
b) индуктивный 
c) дедуктивный 
d) исторический

10. Определите способ изложения материала в тексте. 
 Развитие письменности в связи с процессом расширения и углубления феодальных отношений влекло за собой изменения в области графики, смену типов письма, переход от устава к полууставу, а затем и к скорописи. В частности, наблюдения над особенностями полуустава должны выяснить, чем вызвано его появление как результата развития устава. Во-первых, полуустав мельче устава. Во-вторых. В полууставе по сравнению с уставом основные линии в строении букв менее правильны. Геометрический принцип в полууставе нарушается, прямые линии допускают кривизну и остроконечность. В-третьих, в полууставе встречается больше сокращений слов, увеличивается количество букв, написанных над строкой. Наконец, полууставный почерк очень часто бывает наклонным, что должно было содействовать ускорению письма. 
a) аналогический  
b) дедуктивный 
c) исторический 
d) индуктивный

11. Определите способ изложения материала в тексте. 
 Охрана природы – долг; в наше время долг в действенном смысле, что требует надвигающийся атомный век. Охрана природы – долг, долг каждого человека, который хочет вести достойную жизнь, долг каждого государства, которое хочет дать достойную жизнь своему народу. Долг всего культурного человечества, перед которым стоит общая задача: сохранить землю и хлеб потомкам! Охрана природы является долгом – суровым, требующим стойкости, но вместе с тем великим и прекрасным долгом! 
a) концентрический 
b) исторический 
c) дедуктивный

d) аналогический

 

12. Прочитайте заключительную  часть речи В.Гюго в палате  пэров. Определите, какую функцию она выполняет. 
 Господа пэры, брат этого великого человека сейчас взывает к вам. Это старец, бывший король, ныне обращающийся с мольбой. Верните ему землю его родины!.. Вы не отвергнете такую мольбу. 
 
a) призыв к действию изложенной темы 
b) подчеркивание актуальности и перспективности 
c) вывод из вышеизложенного 
d) обобщение вышеизложенного

13. Прочитайте заключительную  часть обвинительной речи А.Жукова. Определите, какую функцию она выполняет. 
 Дело это, бесспорно, доказало следующее: игуменья Митрофания, пользуясь положением Медынцевой, выставляя себя особой всемогущей, подчинила своему влиянию Медынцеву. Обольщая ее надеждой снять опеку, сообщая по сему предмету ложные сведения, она выманивала у Медынцевой долговые документы на все ее состояние и употребила эти документы на свои дела; путем обмана. Путем мошенничества получила из опекунского управления значительные суммы и, наконец, присвоила и растратила вещи, отданные ей Медынцевой на сохранение. Будучи уличена во всех этих преступных действиях, она, не отвергая фактов, ранее мною изложенных, стремится всю вину сложить на своих сообщников и для доказательства своего оговора совершает подлоги, подделывает расписки от имени Макарова. 
a) обобщение вышеизложенного  
b) вывод из вышеизложенного 
c) подчеркивание актуальности и перспективности изложенной темы 
d) призыв к действию, пожелание

14. Определите способ изложения материала в тексте. 
…Вы совершенно предвзято заранее исключили Смердякова из всякого подозрения… Свидетельствует и некоторое сопоставление фактов, весьма характерное, хотя, признаюсь, и неопределенное: во-первых, этот припадок падучей болезни именно в день катастрофы, припадок, который так старательно принужден был почему-то защищать и отстаивать обвинитель. Затем это внезапное самоубийство Смердякова накануне суда. Затем не менее внезапное показание старшего брата подсудимого, сегодня на суде, до сих пор верившего в виновность брата и вдруг приносящего деньги и тоже провозгласившего опять-таки имя Смердякова как убийцы! 
a) стадиальный  
b) исторический 
c) индуктивный 
d) дедуктивный

15. Определите способ изложения материала в тексте. 
Если обойти здание мельницы, то окажется с первого взгляда, что огонь действительно вышел как бы из земли целой массой и пожрал всю внутренность мельницы, не встретя никаких препятствий… Тем не менее, если присмотреться поближе к следам разрушения в здании мельницы, то оказывается, что местами уцелело дерево, местами обгорел чугун. Наличность уцелевшего дерева свидетельствует непреложно о том, что там, где оно уцелело, огня не было. Обгоревший же чугун свидетельствует нам, что там, где он горел, огонь был весьма силен… Эти следы разрушения приводят к тому заключению, что там, где следы сильнее, был и огонь продолжительнее. Там, следовательно, надо и искать начало пожара. 
a) индуктивный 
b) дедуктивный 
c) аналогический 
d) стадиальный

16. Определите способ изложения материала в тексте. 
Стекло бывает разное. Оконное, зеркальное, бутылочное, а еще такое, которым покрывают тазы и кружки, - эмаль. Эмаль – разновидность стекла. Вот о ней и пойдет речь. И еще о железе. Оно ведь действительно очень легко ржавеет, до неприличия легко. Подавляющее большинство автомобилей оказывается на свалке потому, что  у них проржавел кузов. Что противопоставить ржавчине? Обычная защита – краска. В ходу различные мастики, в последнее время очень большой популярностью пользуется эпоксидная смола. 
a) стадиальный  
b) дедуктивный 
c) исторический 
d) индуктивный

17. Определите способ изложения материала в тексте. 
Я не принимаю эстетизма. Неделя борьбы с эстетизмом! Эстетизм – это красивость, а не красота, любование, а не любовь, сердитость, а не гнев, - в эстетизме холодная кровь. Он – статичен. Он – созерцает, а не сопереживает. Он говорит: вот – я, вот – мир, который я созерцаю. Но он никогда не скажет: я – весь в этом мире, я – это мир. Эстетическое искусство – развлечение. В нем всегда встает роковой вопрос: есть ли в искусстве смысл? Эстетизм не дает ответа. 
a) концентрический 
b) исторический 
c) дедуктивный

Информация о работе Тест по "Русскому языку и культуре речи"