Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 13:28, реферат
В языкознании ударение и интонация являются элементами раздела Фонетика.
Фонетика - раздел языкознания, изучающий звуки в потоке речи, их сочетаемость и их позиционные изменения.
Любой текст, как и любая фраза и слово, сказанное нами, несет определенный смысл и эмоциональную нагрузку зачастую именно благодаря изменению интонации и ударению, поставленному в определенном месте
1.Введение.
2.Ударение.
2.1.Виды ударений.
2.2 Ударение в английском языке.
2.3.Ударение в испанском языке.
3.Интонация.
3.1.Элементы интонации.
3.2.Функции интонации.
3.3.Английская интонация.
3.4.Испанская интонация.
4.Заключение.
5.Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЛИНГВИСТИКИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ И ВОСТОЧНЫХ ЗЫКОВ
РЕФЕРАТ
Дисциплина: ОСНОВЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
На тему:
«Ударение и интонация»
Выполнила студентка 2-го курса группы 21а-8и
Бебутова Эльнара Фиктретовна.
Преподаватель: к. филол.н. доц. Харитонова Е.Ю.
Москва, 2012
Содержание
1.Введение.
2.Ударение.
2.1.Виды ударений.
2.2 Ударение в английском языке.
2.3.Ударение в испанском языке.
3.Интонация.
3.1.Элементы интонации.
3.2.Функции интонации.
3.3.Английская интонация.
3.4.Испанская интонация.
4.Заключение.
5.Список использованной литературы.
В языкознании ударение и интонация
являются элементами раздела Фонетика.
Фонетика - раздел
языкознания, изучающий звуки в потоке
речи, их сочетаемость и их позиционные
изменения.
Любой текст, как и любая фраза и слово,
сказанное нами, несет определенный смысл
и эмоциональную нагрузку зачастую именно
благодаря изменению интонации и ударению,
поставленному в определенном месте. Одно
и то же слово может иметь разное значение
только из-за ударения, поставленного
в другом месте.
Например:
зАмок – замОк.
Интонация, с которой произнесено предложение,
как правило, передает отношение или настроение
автора к сказанному.
Рассмотрим значение и возможности ударения
и интонации более детально.
2.1.Виды ударений
Ударением
(или акцентом) называется выделение звука,
слога и слова путем усиления мускульного
напряжения и напора воздушной струи или
изменения высоты голоса (голосового тона).
По объекту выделения ударение бывает:
- слоговое
- словесное
- фразовое.
По акустико-артикуляционной, характеристике
различается ударение:
- монотоническое (экспираторное)
- политоническое (музыкальное)
Монотоническое ударение характеризуется
изменением силы и длительности звука.
Монотоническое ударение обычно для большинства
языков; возможности варьирования основной
акцентной единицы невелики. Экспираторное
ударение бывает:
- силовым (динамическим)
- квантативным.
При динамическом ударении слог выделяется
силой воздушной струи, при квантитативном
— длительностью. Очень часто динамические
и квантитативные признаки сопутствуют
друг другу. Так, в русском языке ударный
слог отличается от безударного не только
силой, но и длительностью; показательно
в этом отношении восприятие русского
ударения носителями языков, где имеются
долгие гласные и дифтонги; якуты, например,
русское ударение воспринимают как долготу
гласного, заменяя ударный гласный долгим
гласным или дифтонгом: лампа — лаампа,
мох — муох, семя —сиэмэ. Русское ударение
в то же время более сильное, чем, например,
французское. Политоническое ударение
характеризуется изменением высоты тона,
его музыкальностью. Политоническое ударение
было в древнегреческом и имеется в китайском
языке; в нем многие однокоренные слова
отличаются движением слогового тона.
Ударение тесно связано со словом, является
его признаком.
Словесным
ударением называется выделение одного
из слогов и подчинение ему всех остальных
безударных слогов. Ударный слог может
отличаться от безударного силой, длительностью
и качеством гласного. В много слоговых
словах, особенно с двумя корнями, наряду
с главным (основным) ударением появляется побочное (второстепенное):
Ленинград, железобетон, северо-восточный.
В русском языке в сложных словах главное
ударение падает на вторую, последнюю
основу. По месту ударения в слове различают
ударение постоянное и свободное.
Постоянное ударение фиксируется по отношению
ко всем словам языка; например, на первом
слоге ударение сохраняется в чешском,
латышском, венгерском языках; на последний
слог ударение падает во французском и
большинстве тюркских языков (в частности,
в якутском); на предпоследнем слоге ударение
стоит в польском языке. При свободном
ударении отдельные конкретные слова
имеют закрепленное ударение, тогда как
для языка в целом и его парадигм ударение
оказывается разноместным и подвижным,
почему и называется свободным. Оно способствует
(подобно фонеме) различению слов и их
форм, воды (род. п. ед. ч.), но воды (им.-вин.
п. мн. ч.).Свободным ударением
обладает русский язык. В нем ударение
может падать на первый, второй, третий,
предпоследний, последний слоги слова.
Ударение, будучи исторически закрепленным
за конкретным словом, часто сохраняется
и при его изменении: рак, рака, раку, крась,
крашу, красил и т. п. Наряду с фиксированным
ударением в русском языке имеются слова,
при словообразовании, склонении или спряжении
которых происходит передвижение ударения.
Например, существительные мужского рода
в современном литературном русском языке
при склонении и образовании прилагательных
могут сохранять ударение на основе (рак
— раку — раком, раковый), могут и менять
его: стол — столу — столом, столовый. Фразовое
и логическое ударение существенно
отличается от слогового и словесного
ударения. Фразовое ударение выполняет
фонетическую и семантико-синтаксическую
роль, объединяя слова в такты и фразы.
Логическое (или смысловое) ударение выделяет
слова и такты при произнесении фразы.
Фразовое ударение связано с интонацией,
является ее компонентом. Такт, энклитики
и проклитики. Такт
— это два или несколько слогов, объединенных
ударением. Такт может быть равен слову
и объединять слова в единую ритмическую
группу. Тактовое членение фразы лежит
в основе акцентного стиха, ритм которого
содержит переменное число безударных
слогов в такте и строке:
Отечество
славлю,
которое есть, но
трижды —
которое будет. (Маяковский.)
Как видно из примера, первая
и вторая строки-такты равны слову и поэтому
словесное и фразовое (тактовое) ударение
в данном случае совпадает. Зато следующие
строки-такты объединяют фразовым ударением
два слова: которое есть, \ но трижды которое
будет. В большинстве языков знаменательные
слова, особенно имена существительные,
образуют особый такт, так как имеют свое
словесное и фразовое ударение. Наречия,
местоимения, числительные, предлоги,
артикли, союзы и некоторые частицы примыкают
спереди к знаменательному слову, которое
в этом случае несет не только словесное,
но и фразовое ударение. Такие слова, обычно
односложные, теряющие ударение и примыкающие
к следующему слову, называются проклитиками.
Энклитики
— это безударные слова, примыкающие,
напротив, к предшествующему слову. Энклитиками
бывают местоимения, послелоги, артикли,
некоторые частицы. Иногда энклитиками
выступают имена существительные. Так,
в русском языке есть предложно-падежные
формы с ударением предлоге: наˆ год, за
ˆгород, подˆ руку, изˆ лесу, безˆ вести.
Энклитическое примыкание свойственно
обращениям и вводным словам:
А он,ˆ мятежный, | просит бури; Товарищ,
ˆвидимо, │ опаздывает.
2.2.Ударение в английском языке.
В английском языке мы не произносим каждый слог с одинаковой силой. В каждом отдельно взятом слове ударение падает лишь на один слог. Мы произносим этот слог громче и четче, а все остальные тише и менее внятно.
Рассмотрим этот феномен на следующем примере – возьмем три слова photograph, photographer и photographic. Одинаково ли они звучат? Нет. Это происходит потому, что мы ударяем один определенный слог, и каждый раз он разный. Таким образом, схематическое изображение каждого из взятых нами слов разное.
Схематическое изображение слова |
Общее кол-во слогов |
Ударный слог | |
PHO TO GRAPH |
‘ . . |
3 |
№1 |
PHO TO GRAPH ER |
. ‘ . . |
4 |
№2 |
PHO TO GRAPH IC |
. . ‘ . |
4 |
№3 |
Это происходит во всех двух- и более сложных словах: TEACHer, JaPAN, CHINa, aBOVE, converSAtion, INteresting, imPORtant, deMAND и т.д.
Безударные слоги слабые, тихие и менее четкие. Носители языка, воспринимая чью-либо речь на слух, ориентируются на ударные слоги, а не на безударные. Таким образом, если вы правильно расставляете ударение в словах, вы автоматически улучшаете навыки, как произношения, так и аудирования.
Существует два чрезвычайно важных правила постановки ударения в английском языке:
Чтобы понять правила постановки ударения, нужно понимать, как слова делятся на слоги. Каждое слово состоит из некоторого количества слогов: одного, двух, трех или более слогов.
слово |
кол-во слогов | |
dog |
dog |
1 |
green |
green |
1 |
quite |
quite |
1 |
quiet |
qui-et |
2 |
orange |
or-ange |
2 |
table |
ta-ble |
2 |
expensive |
ex-pen-sive |
3 |
interesting |
in-ter-est-ing |
4 |
realistic |
re-al-is-tic |
4 |
unexceptional |
un-ex-cep-tion-al |
5 |
Обращаем ваше внимание, что (за рядом редких исключений) каждый слог содержит, по крайней мере, одну гласную букву (a, e, i, o или u) или гласный звук.
Существует ряд правил касательно того, какой слог ударный. Когда вы изучаете новое слово, вам также необходимо запомнить, куда в нем падает ударение. Если вы не уверены, необходимо проконсультироваться со словарем. Все они дают транскрипцию, которая обозначает фонетическое написание слова. Ударный слог обычно обозначается при помощи апострофа (‘), стоящего непосредственно перед или после ударного слога. Однако, эти правила довольно сложные и могут варьироваться от словаря к словарю.
Пример: |
транскрипция: |
транскрипция: |
PLAS TIC |
‘ . |
‘ . |
/plæs’tIk/ |
/’plæs tIk/ |
Обратимся к правилам:
1) Ударение на первый слог
Правило: |
Пример: |
Большинство двусложных существительных |
PRESent, EXport, CHIna, TAble |
Большинство двусложных прилагательных |
PRESent, SLENder, CLEVer, HAPpy |
2) Ударение на последний слог
Правило: |
Пример: |
Большинство двусложных глаголов |
to preSENT, to exPORT, to deCIDE, to beGIN |
В английском языке существует большое количество двусложных слов, чье значение меняется со сменой ударения. Так, слово present,например, состоит из двух слогов. Если ударение падает на первый слог, то это существительное («подарок») или прилагательное («присутствующий»). Но если ударение падает на второй слог, это слово становится глаголом («предлагать»). В эту группу можно отнести и следующие слова, чье значение напрямую зависит от того, куда падает ударение: export, import, contract и object.
3) Ударение на второй слог с конца
Правило: |
Пример: |
Слова, заканчивающиеся на -ic |
GRAPHic, geoGRAPHic, geoLOGic |
Слова, заканчивающиеся на -sion и -tion |
teleVIsion, reveLAtion |
Существует ряд слов, в которых носители языка не пришли к согласию по поводу того, где стоит ударение. Например, некоторые говорят television, тогда как другие произносят TELevision.Еще один пример подобного двойного стандарта: CONtroversy и conTROversy.
4) Ударение на третий слог с конца
Правило: |
Пример: |
Слова, заканчивающиеся на -cy, -ty, -phy и -gy |
deMOcracy, dependaBIlity, phoTOgraphy, geOLogy |
Слова, заканчивающиеся на -al |
CRItical, geoLOGical |
5) Составные слова
Правило: |
Пример: |
У сложных существительных ударение падает на первую часть |
BLACKbird, GREENhouse |
У сложных прилагательных ударение падает на вторую часть |
bad-TEMpered, old-FASHioned |
У сложных глаголов ударение падает на вторую часть |
to underSTAND, to overFLOW |
2.3.Ударение в испанском языке
У словесного ударения в русском и испанском языке есть как общие, так и различные черты. В обоих языках оно является силовым, подвижным и разноместным, то есть может менять свое место в пределах разных форм одного слова.
Но в русском языке ударение более свободное, оно может падать на разные слоги слов и не зависит от окончаний.
Ударение в испанском языке более фиксированно, чем в русском, и зависит от окончания. По большей части преобладает ударение на предпоследнем слоге. Кроме того, в отличие от русского языка, в испанском ударение входит в систему орфографии.
№ п/п |
Правило |
Примеры |
1. |
Если слово заканчивается на гласную, а также согласную n или s, то ударение падает на предпоследний слог. |
techo, tiro, crimen, redes. |
2. |
Если слово заканчивается на соглас-ный (кроме n и s), то ударение падает на последний слог. |
fusil, nevar, pensar, nopal, verdad. |
3. |
Все исключения из вышеназванных правил отмечаются знаком графиче-ского ударения – «´». |
atras, adios, avion, renglón, algodón, cráter, dólar, ídolo, ridículo, águila. |
Использование графического ударения (acento)
№ п/п |
Случай
|
Примеры
| |
1. |
В словах-омонимах (одинаковых по написанию, но разных по значению) |
si – si te – te |
да – если чай – тебе |
2. |
В вопросительных местоимениях, ко-гда они употребляются в вопроситель-ных и восклицательных предложениях |
.que? .quien? .cual? .cuanto? |
что? кто? какой? сколько? |
3. |
в вопросительных наречиях, когда они употребляются в вопросительных предложениях и в косвенной речи, пе-редающей вопрос |
.como? .cuando? .donde? |
как? когда? где? |
4. |
для усиления слабой гласной при рас-щеплении дифтонга |
frio pais |
холод страна |
Интонация
3.1.Элементы интонации.
Как понятие тембра было основным
при акустической характеристике звука,
так и понятие интонация оказывается
существенным при характеристике фразы,
поскольку интонация определяет ритмико-мелодический
строй речи. Элементами интонации являются:
1) мелодика речи,
2) ударение,
3) паузы,
4) темп речи,
5) тембр голоса.