Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:19, доклад
УСТНАЯ ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ — разновидность устной формы литературного языка, используемая в разного рода публичных выступлениях на общественно значимые темы. Вместе с разговорной речью составляет устную форму лнт. языка, к-рая реализуется в двух разновидностях — разговорной и публичной — и противопоставляется ее письм. форме. Нек-ры-ми исследователями устная форма лит. языка называется его устно-разг. разновидностью
УСТНАЯ ПУБЛИЧНАЯ
РЕЧЬ — разновидность устной формы
литературного языка, используемая
в разного рода публичных выступлениях
на общественно значимые темы. Вместе
с разговорной речью составляет
устную форму лнт. языка, к-рая реализуется
в двух разновидностях — разговорной
и публичной — и противопоставляется
ее письм. форме. Нек-ры-ми исследователями
устная форма лит. языка называется его
устно-разг. разновидностью. В основе выделения
разговорной и публичной речи лежат различия
в коммуникативной функции, в теме и ситуации
речи. К У. п. р. говорящий прибегает при
осуществлении прежде всего функций сообщения
и воздействия при наличии интеллектуализиров.
темы и в ситуации публичного общения
в производств, и социально-культурной
сферах.
Для осуществления речевого акта в условиях
У. п. р. характерно особое соотношение
адресанта и адресата речи, при к-ром осуществляется
преим. одностороннее воздействие адресанта
речи на ее адресата. Важны качественные
(степень информированности) и количественные
(единичный, коллективный или массовый)
характеристики адресата. Важны и социальные
отношения между адресантом и адресатом.
У. п. р. может иосить подготовленный характер
со стороны своих содержательно-композиционных
особенностей, однако в своем структурно-языковом
воплощении оиа является спонтанной. Осн.
ее языковые характеристики определяются
фактором устностн.
Спонтанность У. п. р. отвечает закономерностям
порождения речи и состоит в развертывании
лексико-грамматич. программы высказывания
по мере осуществления речи. Ей свойственна
необратимость во времени. Требования
закона объема непосредств. памяти ведут
к возникновению семантически и синтаксически
недискретных единиц («синтаксическая
структура высказывания не задана с самого
начала или задана лишь частично и достраивается
только в процессе генерации высказывания»
— А. А. Леонтьев). Характерно стремление
к самостоят, предикативности (глагольности)
отрезков речи, меньших, чем предложение.
Эти свойства присущи и разг. речи и универсальны
для устных форм разных иац. и лит. языков,
хотя имеют в них разное структурное воплощение.
В У. п. р. используются книжно-письм. средства
соответствующих ей по тематике стилей
письм. лит. языка, однако в пределах, допускаемых
устной формой. В ней используются и разговорно-экс-прессивиые
средства, но лишь в той мере, к-рая отвечает
ее назначению освещать общественно значимые
темы. Осн. жанры У. п. р.— доклад, лекция,
сообщение, выступление, консультация,
беседа.
У. п. р. занимает неодинаковое положение
относительно кодифициров. разновидностей
разных нац. языков. В чеш. лит. яз. функции
устной публичной речи выполняет hovorova
ceitina, близкая к кодифициров. лит. речи,
а функции разг. речи — obecna cestina, имеющая
ряд особенностей иа всех уровнях языка.
Во многих совр. лит. языках (англ., франц.,
нем.) наблюдается сложное варьирование
устной лит. нормы в связи с действием
мн. дифференцирующих факторов — территориальных,
социальных, профессиональных, возрастных.
Эти различия являются предметом изучения
социолингвистики. В целом нормы У. п. р.
ближе к нормам кодифициров. языка, чем
нормы разг. речи. Несмотря на это, совр.
рус. У. п. р. в целом не является кодифицированной.
Степень влияния диал. речи на У. п. р. и
разг. речь в разных языках неодинакова
(ср. сильное диал. влияние на белорус,
разг. речь и незначительное — на устную
публичную речь, в той же мере, как на лит.
язык в целом).
Степень насыщенности У. п. р. книжными
элементами зависит от темы и ситуации
речи. При освещении интеллектуализиров.
темы, являющейся преим. достоянием речи
в ситуации публичного или опосредствованного
общения (радио, телевидение), близость
к кодифициров. норме возрастает, однако
осн. характеристики остаются неизменными.
Высокая степень соотносительности У.
п. р. с функциональными стилями письм.
лит. языка дает нек-рым исследователям
рус. яз. основание относить У. п. р. к книжной,
кодифициров. речи (Е. А. Земская, Д. Н. Шмелев,
М. В. Панов). Существует и противоположная
точка зрения, согласно к-рой ведущие характеристики
У. п. р. определяются ее устностью, в связи
с чем в ней возникает некодифициров. соединение
книжно-письм. функционально-стилевых,
общелит., устно-лит. и разг. элементов
(О. А. Лаптева).
У. п. р. может иметь диалогич. и мо-нологич.
формы в зависимости от коммуникативной
функции. Преобладание функции общения
способствует усилению диалогичности
речи, преобладание функции сообщения
— монологичности. Поскольку обычно совместное
проявление функций сообщения, общения
и воздействия, монологич. форма У. п. р.
имеет элементы диалога и характеризуется
неоднородностью. Краткие отрезки монолога
приближаются по своей структуре к диалогу,
пространный монолог, особенно йа интеллектуализиров.
темы, создает условия для действия противоположно
напраилеиных тенденций: проникновения
в речь книжно-письм. средств и осуществления
ведущих характеристик устной речи. В
таком монологе структурная схема предложения
ие получает полного воплощения: она может
быть измененной, прерванной, незавершенной.
Изучение У. п. р. началось в 70-х гг. 20 в.
в русистике и охватило и др. языки, преим.
чешский, английский, немецкий.
4.
Подготовка к конкретному
Классическая риторика выделяла пять основных этапов разработки публичной речи: 1) нахождение, изобретение (инвенция) – систематизация содержания речей и используемых к в ней доказательств; 2) расположение (диспозиция) – деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательство своего взгляда и опровержение противного) и заключение; 3) словесное выражение (элокуция) – отбор слов и выражений, тропов и риторических фигур; 4) запоминание; 5) произнесение.
В
современных риториках
Выбор
темы и определение целевой
Выбрав тему, необходимо подумать о ее формулировке. Название речи следует сделать четким, ясным, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.
Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается. Отсутствие определенной целевой установки снижает эффективность выступления, не позволяет оратору добиться желаемого результата.
Подбор материалов. Чтобы подготовить интересное по содержанию выступление, оратору необходимо собрать как можно больше данных, сведений, фактов, примеров, иллюстраций по выбранной теме. С этой целью можно использовать самые разнообразные источники: официальные документы, научную и научно-популярную литературу, различные справочники, беллетристику, статьи из газет и журналов, передачи радио и телевидения, результаты социологических исследований, личные контакты, беседы и интервью, собственные знания и опыт, размышления, наблюдения.
При подготовке к выступлению нельзя забывать и о так называемом местном материале, т.е. имеющем отношение к жизни слушателей или того коллектива, региона, о котором идет речь. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к освещаемой теме.
Изучение
и анализ отобранного материала.
Собрав необходимый материал, оратор
должен его внимательно изучить,
осмыслить, систематизировать в
речи. При анализе материала
Настоящая подготовка к выступлению, по мнению специалистов, заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории.
Разработка плана выступления. В процессе подготовки очень важно определить порядок, в котором будет излагаться материал, т. е. составить план. Речи, написанные без предварительного составленного плана, как показывает практика, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший плана выступления, нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в отведенное для выступления время.
Работа над композицией. После написания плана оратору необходимо поработать над композицией выступления, над построением отдельных частей своей речи. Как отмечают теоретики ораторского искусства, наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: выступление, главную часть, заключение. Каждая часть имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи.
Написание текста выступления. Сначала рекомендуется написать текст речи начерно, не обращая внимания на стилистические шероховатости, а затем переписывать, исключая все лишнее, исправляя неправильные и неточные слова, подбирая наиболее яркие выражения для передачи своей мысли и т.д. Одним словом, оратор должен хорошо проработать над языком и стилем текста своей речи. Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написанную речь можно прочитать родственникам, товарищам, коллегам, показать специалистам, добиваясь таким образом улучшения содержания и формы изложения, а этого не достигнешь, если речь только в уме. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, нежели не оформленный в окончательном виде материал. Кроме того, написанный текст дисциплинирует оратора, дает возможность избежать повторений, неряшливых формулировок, оговорок, заминок, делает его более уверенной и т.п.
Овладение материалом выступления. Это весьма ответственный этап в деятельности оратора. Иногда его называют репетицией. Написанный текст следует хорошо осмыслить, проанализировать, выделить основные смысловые части, продумать связь между ними, несколько раз перечитать текст, заучить отдельные фрагменты, произнести вслух, восстановить в памяти и содержание.
Конспект - это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста. В качестве примера приведем возможную классификацию видов конспектов:
Как составлять конспект: