Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:21, реферат
Навыки, необходимые для подготовки и произнесения речи, приемы и способы убеждения различной аудитории, умение управлять собой и слушателями и еще множество других навыков и умений дает - риторика.
Современная трактовка риторики расширяет ее до теории убедительной коммуникации.
Минский филиал государственного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
«Московский государственный |
Минский филиал МЭСИ |
Индивидуальное задание по дисциплине: Общая риторика. Тема: «Возникновение и развитие риторики»
| |
Выполнил: студент 4-го курса; гр. 68 МО Комаров Н.В.
Витебск 2012
Возникновение и развитие риторики
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе множество людей причастны к решениям ключевых проблем в области экономики, политики, науки, образования и т.д. В условиях возросших возможностей самоопределения личности устная речь приобретает особое значение. ХХI век по всем прогнозам должен стать гуманитарным, то есть таким, где ведущую роль будет играть культура, духовность, утверждающие достоинство и ценность человеческой личности. Ораторское искусство имеет глубокие корни в гуманитарной традиции человечества. Сегодня спрос на риторические идеи, умения огромен. Назрела необходимость во всеобщем риторическом образовании. Риторика требует осмысленного отношения к речи. Сознательное отношение к слову поможет сделать человека здравомыслящим, способным ладить и договариваться с другими людьми. Как отмечал Б. Шоу, государство - сообщество разумных индивидов, наделенных «божественным даром членораздельной речи», и управляться оно должно с помощью разумных методов, которые основаны не на «команде», приказе, а на убеждении словом. Всякое руководство на любом участке в значительной мере вершится через общение, через контакты с людьми. С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова. Врожденный ли это дар или результат длительного, кропотливого обучения и самообразования? Ответ на многие вопросы дает особая наука - риторика. Аристотель приводил такой
пример: если в каком-нибудь городе
на должность врача будут ПОНЯТИЕ РИТОРИКИ. Слово «риторика» каждый из
нас воспринимает по-разному. Для
одного оно ассоциируется с желанием
овладеть ораторским искусством, для
другого - оно выступает как синоним
пустословия, краснобайства, третий - воспринимает
слова «риторика», «красноречие», «ораторское
искусство» как синонимы. Рассмотрим
соотношение между этими Древнейшее из них - красноречие
- «красная (красивая) речь». Когда мы
бываем особенно красноречивы? Когда
нас что-то особенно «задевает», есть
интерес в убеждении. Отсюда можно
сделать вывод, что красноречивость
- это природный дар, которым в
разной степени наделен любой
человек. Такой дар можно определить
как врожденную способность к
созданию более или менее « Искренность и стремление к общению - важные условия успеха оратора, но они не могут заменить умения. Знаменитый американский актер Джефферсон однажды точно заметил: «Произнести яркую речь - одно дело, а произнести ее ярко - другое». Оратор уже не обязательно должен чувствовать и испытывать сам то, что он внушает другим. Но он должен точно представлять себе, что могут или должны почувствовать, осознать или сделать слушатели при восприятии его речи. Он должен рассуждать над тем, при каких обстоятельствах, для какого типа слушателей и для достижения каких целей уместны те или иные приемы, средства убедительности речи. Этим он отличается от просто красноречивого человека. Это уже искусство - «ораторское искусство», мастерство. Оратор должен выделять приемы красноречия, анализировать их уместность и путем подражания воссоздавать их в собственной речи с учетом возрастных, умственных, эмоционально-волевых и других качеств и возможностей своих слушателей. Действенность речи оратора определяется уже совершенством освоенных им через подражание речевых навыков и умений, творческой способностью включать их в общение в любой момент, когда это потребует реальная обстановка выступления. Навыки, необходимые для подготовки и произнесения речи, приемы и способы убеждения различной аудитории, умение управлять собой и слушателями и еще множество других навыков и умений дает - риторика. Современная трактовка риторики расширяет ее до теории убедительной коммуникации. Именно такое понимание риторики дается у В.И. Аннушкина, А.К. Авеличева: «Риторика - это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта»; «наука об условиях и формах эффективной коммуникации». А.К. Михальская в книге «Основы риторики» отмечает: «Современная риторика - это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи». Предметом современной риторики служат общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.
Риторика - это наука о способах создания речевого поступка. Чтобы добиться результата в речевой деятельности, надо владеть искусством убеждения. А это целая наука, у которой есть свои, что же он своей речью делает. Поэтому создается целая система практической тренировки необходимых умений и навыков, обеспечивающих на деле высокий уровень мастерства взаимодействия оратора и аудитории. Понятие «риторика» значительно шире понятия «ораторское искусство». Оно охватывает широкий спектр знаний, умений и навыков от возникновения идеи до непосредственного речевого процесса. Возникновение риторики Объективной основой зарождения
ораторского искусства как
Риторика как систематическая
дисциплина сложилась в Древней
Греции в эпоху Афинской демократии.
В этот период умение выступать публично
считалось необходимым
Итак, красноречие стало
искусством в условиях рабовладельческого
строя, который создал определенные
возможности для
Начало риторики принято
возводить к 460-м годам до н.э. и
связывать с деятельностью
Протагор (ок. 481-411 до н.э.) считается одним из первых, кто начал изучать выведение заключения из посылок. Он также одним из первых использовал форму диалога, в котором собеседники отстаивают противоположные точки зрения. Протагору принадлежат не дошедшие до нас сочинения «Искусство спора», «О науках» и др. Это он ввел в обиход формулу «Мера всех вещей - человек».
Горгий (ок. 480-380 до н.э.) был учеником Коракса и Тисия. Он считается основателем или, по меньшей мере, первооткрывателем фигур как одного из основных объектов риторики. Сам он активно пользовался фигурами речи (параллелизмом, гомеотелевтоном, т.е. единооформленными окончаниями и др.), тропами (метафорами и сравнениями), а также ритмически построенными фразами. Горгий сузил слишком размытый до него предмет риторики: в отличие от других софистов, он утверждал, что обучает не добродетели и мудрости, а только ораторскому искусству. Горгий первым стал преподавать риторику в Афинах. Берясь обучать всякого прекрасно говорить и будучи, между прочим, виртуозом краткости, Горгий обучал всех желающих риторике с тем, чтобы они умели покорять людей, «делать их своими рабами по доброй воле, а не по принуждению». Силою своего убеждения он заставлял больных пить такие горькие лекарства и претерпевать такие операции, принудить к которым их не могли даже врачи». Горгий определял риторику как искусство речей.
Риторический идеал софистов обладал следующими особенностями:
1) Риторика софистов была
«манипулирующей», монологической. Главным
было умение манипулировать
2) Риторика софистов была
риторикой словесного
3) Целью спора софистов
была не истина, а победа любой
ценой, поэтому господствует
Лисий (ок. 415-380 до н. э.) считается создателем судебной речи как особого вида красноречия. Его изложение отличали краткость, простота, логичность и выразительность, симметричное построение фраз.
Исократ (ок. 436-388 до н.э.) считается основателем «литературной» риторики - первым ритором, уделявшим преимущественное внимание письменной речи. Он одним из первых ввел понятие композиции ораторского произведения. Особенностями его стиля являются сложные периоды, обладающие, однако, ясной и четкой конструкцией и поэтому легко доступные для понимания, ритмическое членение речи и обилие декоративных элементов. Богатая украшенность делала речи Исократа несколько тяжеловесными для восприятия на слух.
Платон (427-347 до н.э.) отверг ценностный
релятивизм софистов и отметил, что
главным для ритора является не копирование
чужих мыслей, а собственное постижение
истины, нахождение собственного пути
в ораторском искусстве. Платон отмечал,
что главной задачей
Аристотель (384-322 до н.э.) завершил превращение риторики в научную дисциплину. Он установил неразрывную связь между риторикой, логикой и диалектикой и среди важнейших черт риторики выделил ее «особую динамическую выразительность и подход к действительности возможного и вероятностного». В основных произведениях, посвященных риторике («Риторика», «Топика» и «О софистических опровержениях»), Аристотель указал место риторики в системе наук античности и подробно охарактеризовал все то, что составляло ядро риторического учения на протяжении последующих столетий (виды аргументов, разряды слушателей, роды риторических речей и их коммуникативные цели, этос, логос и пафос, требования к стилю, тропы, синонимы и омонимы, композиционные блоки речи, способы доказательства и опровержения, правила спора и др.). Некоторые из перечисленных вопросов после Аристотеля либо воспринимались догматически, либо вообще были убраны из риторического учения. Разработку их продолжили только представители новой риторики начиная с середины 20 в.
Риторический идеал Сократа, Платона, Аристотеля можно определить как:
1) диалогический: не манипулирование людьми, а побуждение их мысли - вот цель речевого общения и деятельности говорящего;
2) гармонизирующий: главная цель разговора - не победа любой ценой, а объединение сил участников общения для достижения согласия;
3) смысловой: цель разговора между людьми, как и цель речи - поиск и обнаружение истины.
Помимо теоретиков в античности важную роль играли ораторы-практики, которые не писали теоретических работ по риторике, но образцовые речи которых активно использовались в обучении. Наиболее знаменитым оратором был Демосфен (ок. 384-322 до н.э.).
В Греции сложились два стиля ораторского искусства - богато украшенный и цветистый азианизм и возникший как реакция на злоупотребление украшательством простой и сдержанный аттицизм. Риторика в Древнем Риме. |
Падение полисного строя
и утрата Грецией самостоятельности
приводит к уменьшению роли ораторского
искусства. Красноречие в Древнем
Риме развивалось под влиянием греческого
наследия и достигло особого расцвета
во время могущества Римской республики.
Республиканский Рим решал свои
государственные дела дебатами в
народном собрании, в сенате и в
суде, где мог выступить практически
каждый свободный гражданин. Наиболее
известным оратором в Риме был
Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Любой
выпускник русской
Творчество Марка Фабия Квинтиллиана (36-96 гг. н.э.) было своеобразным последним этапом развития римского красноречия. Его главное сочинение «Наставление в ораторском искусстве» или «Образование оратора» (другой перевод) в 12-ти томах представляет собой обобщение выводов классической риторики и собственного 20-тилетнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката. Он дает определение риторики, характеризует ее цели и задачи, пишет о коммуникативных задачах сообщения и убеждения, на основании чего рассматривает три рода риторической организации сообщения. Затем он рассматривает основные композиционные блоки сообщения, уделяя особое внимание анализу аргументации и опровержения, пишет о способах возбуждения эмоций и создания нужных настроений, касается вопросов стиля и стилистической обработки сообщения. Одну из книг он посвящает технике произнесения и запоминания.
Если для Цицерона критерием успеха оратора и целью хорошего красноречия служит одобрение римского народа, то для Квинтиллиана важно только мнение специалистов. Цицерон видит в идеальном ораторе человека-гражданина и мыслителя, мужа слова и действия, который все подчиняет общественной миссии, соединяя в себе честность, высокую мудрость, любовь к истине, красноречие его должно служить только высоким и благородным целям борьбы за общее благо и высшую справедливость. Идеал его - оратор-политик, сочетающий ораторские дарования с философской глубиной знаний. Цицерон требует от оратора всестороннего, исчерпывающего знания предмета.
Квинтиллиановский идеал оратора - муж, одаренный умом от природы, украшенный изящными и разнообразными знаниями, высоконравственный, оратор - стилист. Оратор должен владеть определенным запасом знаний и слов, которые может использовать в случае необходимости.
Общий кризис Римской империи не мог не отразиться на духовной жизни общества. Он сказался и на ораторском искусстве, которое, утратив общественное значение и стимул, становится все более формальным, проявляется лишь в словесных ухищрениях. Легкая, естественная манера речи была утрачена, что вызывало многочисленные нарекания в адрес риторики. Культивирование слова как искусства повлекло за собой забвение его основной функции - функции носителя мысли.