Выразительность речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 23:18, реферат

Описание работы

Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и ту же тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Эффект зависит от степени выразительности речи.
Данная работа посвящена изучению выразительности речи и её источникам в художественной речи. Работа преследует цель исследовать выразительность, как совокупность особенностей речевой структуры, и изучить пути воздействия источников выразительности в художественной речи.

Файлы: 1 файл

реф по риторике.docx

— 29.14 Кб (Скачать файл)

  Сильным средством  эмоциональной речи является  период—  гармоническая  по

форме синтаксическая конструкция, характеризующаяся  особой  ритмичностью  и

упорядоченным  расположением  частей,  а  также  исключительной  полнотой  и

завершенностью содержания. Вспомним строки из  онегинского  монолога:  Когда

бы жизнь домашним кругом я ограничить  захотел,  когда  б  мне  быть  отцом,

супругом приятный жребии повелел; когда б семейственной картиной пленился  я

хоть миг единый, — то, верно б, кроме  вас  одной  невесты  не  искал  иной.

Период распадается на две части: в первой интонация повышается, во второй  —

резко падает.  Этим  создаются  интонационная  целостность  и  гармоничность

периодической  речи.  Период   строится   из   соразмерных,   одинаковых   в

синтаксическом отношении элементов (чаще всего придаточных предложений).

  Широко  используются  так   называемые   присоединительные   конструкции,

воспроизводящие устную речь в  ее  живой  непосредственности  (добавление  к

основному высказыванию дополнительных сообщений,  пояснений,  возникающих  в

сознании не одновременно с основной мыслью,  а  лишь  после  того,  как  она

сформировалась). Например: Вопрос о реорганизации производства решать  надо,

и побыстрее

  Особая выразительность  присуща так называемой парцелляции, понимаемой как

членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется  не  в

одной, а в двух  или  нескольких  интонационно-смысловых  речевых  единицах,

следующих  одна  за  другой  после  разделительной   паузы   (после   точки,

вопросительного или восклицательного  знака).  Например:  Разные  они,  наши

специалисты. И по образованию. И по опыту.  И  по  характеру;  Нужно  искать

источники прибыли. Искать настойчиво, упорно, терпеливо.

  Широко  используются  в  выступлениях  так  называемые   сегментированные

конструкции, или конструкции  с  двойным  обозначением,  состоящие  из  двух

частей: первая часть  (сегмент,  то  есть  отрезок),  находящаяся  в  начале

предложения или текста  и  выраженная,  как  правило,  именительным  падежом

существительного или словосочетанием во главе с этой формой,  называет  лицо

или предмет, которые во второй части (в последующем тексте) получают  второе

обозначение в форме местоимения. Например: Ч у в с  т  в  о  времени...  оно

дает возможность определить, что сейчас нужно делать.

  Широко  используются  в  выступлениях  так  называемые   сегментированные

конструкции, или конструкции  с  двойным  обозначением,  состоящие  из  двух

частей: первая часть  (сегмент,  то  есть  отрезок),  находящаяся  в  начале

предложения или текста  и  выраженная,  как  правило,  именительным  падежом

существительного или словосочетанием во главе с этой формой,  называет  лицо

или предмет, которые во второй части (в последующем тексте) получают  второе

обозначение в форме местоимения. Например: Ч у в с  т  в  о  времени...  оно

дает возможность определить, что сейчас нужно делать. Перестройка.  Что  она

показала^ Инициатива— вот чего нам нередко не хватает.

Заключение:

  Человек существо  социальное, а ведущим коммуникативным  средством является

речь. «Я мыслю,  значит я существую» писал  Декарт.  Но  мысль  без  речевой

структуры  бесплодна.   Главной   функцией   речи   является   трансформация

внутреннего  образа  человека,  возникшего  в  результате    подсознательной

внутренней  или  духовной  работы,  в  сознание  слушающего.   Для   точного

воспроизведения образа  необходима  выразительная  речь,  благодаря  которой

воспроизводимая информация  пробивается  через  призму  субъективной  оценки

человека  и   становится   неотъемлемой   частью   его   внутреннего   мира.

Выразительностью речи называются такие  особенности  ее  структуры,  которые

поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.

Выразительно может говорить человек  соответствующий следующим условиям:

самостоятельность  мышления;  неравнодушие;   хорошее  знание   языка,   его

выразительных возможностей;  хорошее знание свойств и особенностей  языковых

стилей; систематическая и осознанная тренировка речевых навыков.

Выразительные средства языка иногда сводят к  так  называемым  выразительно-

изобразительным, т. е. тропам и фигурам, но выразительность могут  усиливать

единицы языка всех его уровней — начиная со звуков и  кончая  синтаксисом  и

стилями.  Выразительные  возможности  слова  поддерживаются  и   усиливаются

актуализацией его семантики. Актуализация семантики слова  в  поэзии  обычно

связана  с тем, что можно назвать ассоциативностью  образного  мышления.  На

принципах ассоциации действуют,  и другие выразительные средства   речи.  Не

меньшими, чем лексика, возможностями усиливать и  ослаблять  выразительность

речи располагает синтаксис языка.

  Одно умение находить  «свои», выразительные и эмоциональные  слова  еще  не

сделает вашу речь  живой,  если  вы  не  владеете  секретами  экспрессивного

синтаксиса. Ведь слова  надо  уметь  выстроить  из  них  такие  предложения,

которые позволяли бы использовать разнообразные интонации, умело  расставить

паузы.

 

 


Информация о работе Выразительность речи