Выступление на тему афоризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 12:50, реферат

Описание работы

«Вся ценность общества зависит от того, какие возможности предоставляет оно развитию индивидуальности», эти слова принадлежат перу Альберта Эйнштейна (1879 – 1955), великого немецкого ученого, физика – теоретика, мыслителя, одного из основателей современной физики, разработавшего общую теорию относительности.
Из под его пера вышли и другие мысли, перешедшие со временем в разряд афоризмов:
Когда молодой человек сидит в обнимку с хорошенькой девушкой, то целый час пролетает к

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по риторике.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Российской Федерации


Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 

Институт социологии и управления персоналом

Кафедра философии

 

     

КОНТРОЛЬНОЕ  ЗАДАНИЕ

 

По дисциплине РИТОРИКА

 

Выступление на тему афоризма: «Вся ценность общества зависит от того, какие возможности  предоставляет оно развитию индивидуальности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 

 

                              _______________    ___________________


 

 

 

Проверил преподаватель

 

__________________      ________________          ___________________


 

Москва – 2011

 

«Вся ценность общества зависит от того, какие возможности  предоставляет оно развитию индивидуальности», эти слова принадлежат перу Альберта Эйнштейна (1879 – 1955), великого немецкого ученого, физика – теоретика, мыслителя, одного из основателей современной физики, разработавшего общую теорию относительности.

Из под его пера вышли и  другие мысли, перешедшие со временем в разряд афоризмов:

  • Когда молодой человек сидит в обнимку с хорошенькой девушкой, то целый час пролетает как одна минута. Но посадите его на раскаленную плиту, и минута покажется ему часом. Это и есть теория относительности.
  • Все должно быть изложено так просто, как только возможно, но не проще.
  • Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили.
  • Не знаю, каким оружием будут сражаться в третьей мировой войне, но в четвертой в ход пойдут камни и дубинки.
  • Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной я не вполне уверен.
  • Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно - он-то и делает открытие.
  • Брак - это попытка создать нечто прочное и долговременное из случайного эпизода.

 

Концентрированное выражение целого мировоззренческого пласта человека – вот суть афоризма. За краткой и емкой мыслью скрыт многолетний опыт человеческой деятельности: образовательной, мыслительной, творческой. Такая же закономерность прослеживается и в данном случае.

Формирование мировоззрения человека неразрывно происходит под влиянием взглядов современников. Как мне  кажется, в данном афоризме явно сквозят  взгляды сторонников классического либерализма.

 Будучи существом не только биологическим, но и социальным, человек зависит от общества в формировании и удовлетворении своих потребностей. И хотя условием развития личности является некоторая мера автономии, независимости от других людей и социальных институтов, самосовершенствование невозможно вне общества. Рассматривая развитие индивидуальности как высшую цель, делающую людей счастливыми, либералы были убеждены, что эта цель может реализовываться только через осознание тесной взаимосвязи интересов каждого индивида с благом окружающих его людей и всего человечества. Таким образом, чтобы создать условия для максимального раскрытия человеком своих возможностей, нужно, с одной стороны, обеспечить ему личную свободу и оградить от тирании общественного мнения, а с другой - предоставить ему возможность активно участвовать в социальной жизни, реорганизовав соответствующим образом политические и экономические институты.

Сторонники либеральной  теории рассматривали историю как борьбу за нравственное совершенствование человека, реализующуюся в попытках создать социальные институты, способные обеспечить условия для осуществления интеллектуальных и моральных возможностей людей. Право на свободу - право социальное, оно вытекает из факта принадлежности к обществу. Свобода не дает человеку права ограничивать возможности других: люди должны иметь равные возможности для самосовершенствования. Исходя из этого, они утверждали, что цель общества - создать каждому своему члену условия для достойного существования. В связи с этим либералам следует пересмотреть свое отношение к государству: закон не обязательно ограничивает свободу, он может ее расширять, устраняя то, что ей препятствует. 

Но так или иначе, главной посылкой либерализма является представление о том, что у каждого человека есть свое представление о жизни, и он имеет право реализовывать это представление в меру своих способностей, поэтому общество должно проявлять терпимость к его мыслям и поступкам, если последние не затрагивают права других людей. За свою долгую историю либерализм выработал целую систему институциональных гарантий прав индивидов, в которую входят неприкосновенность частной собственности и принцип религиозной терпимости, ограничение вмешательства государства в сферу частной жизни, подкрепленное законом, конституционное представительное правление, разделение властей, идея верховенства права и др. 

Ими свобода интерпретировалась как отсутствие принуждения, как личная и гражданская свобода, как неприкосновенность сферы частной жизни. Именно эта сторона свободы представлялась наиболее значимой: политические свободы либералами XIX в. рассматривались как гарантия личных и гражданских прав.

Наибольшая  свобода, совместимая с равными  правами других, обеспеченная разумными  “правилами игры”, устанавливаемыми и поддерживаемыми государством - вот кредо “классического либерализма”. В качестве главной гарантии свободы рассматривалась частная собственность,  а главным предметом заботы была свобода экономическая.

 

Особенности становления личности зависят от экономического и культурного  уровня развития общества, в котором  растет человек, от того, какой исторический этап этого развития он застал.

Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяется также и тем, что ожидают от него семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды.

За долгую историю существования  человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. В обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, взаимопомощь и отвергаются цинизм, обман, жадность, тщеславие, преступления.

В современном обществе основными  общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные).

Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Каждый человек отдает предпочтение тем или иным ценностям. О его выборе можно судить по богатству или скудности внутреннего мира, разнообразию интересов, неповторимой человеческой индивидуальности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение (семья, друзья), а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции.

Свобода и ответственность  прочно связаны между собой. Свобода  вовсе не означает, что можно делать все, что захочется. Такую свободу  скорее можно назвать вседозволенностью, анархией. Настоящая свобода - это  когда человек учитывает последствия своих поступков, их влияние на других людей. Иначе это всего лишь суррогат свободы.

Самостоятельность и ответственность  воспитываются в человеке с детства, и каждый день ребенок сверяет  свои поступки с поведением окружающих его людей: родителей, воспитателей детского сада, педагогов, сверстников и др. Взрослость определяется не возрастом, а умением быть самостоятельным и ответственным. Сила человека в действии, в умении добиться поставленной цели. Жизни без борьбы, трудностей, потерь и компромиссов не бывает. И задача общества состоит в том, чтобы помочь подростку сформировать свой внутренний мир, жизненные ценности, умение принимать правильные решения в трудных ситуациях и брать на себя ответственность за свои поступки.

Изучение модели человеческого  поведения говорит о том, что, совершая какой-либо поступок, человек  подсознательно оценивает его важность и последствия для себя лично. Затем для него важна оценка его  поступка близкими людьми, которых  он не хотел бы огорчать и в одобрении которых нуждается.

Исходя из этого становится понятным, насколько важно для подростка  общаться с людьми высокой нравственности и культуры. Если подросток воспитывается  в обществе с неустойчивыми моральными и духовными ценностями, ему бывает очень трудно дать правильную оценку своим поступкам.

 

В зависимости от конкретно-исторических условий, общество в явном или неявном виде формирует идеал и модель культурного человека,  на основе которой организуется система воспитания в семье, школе и других социальных института. Чем больше соответствует человек этой модели, тем больше вероятность того, что он может в будущем иметь высокий социальный статус в обществе. Отношение общества к становлению личности выражено в следующей закономерности: чем более идеологизировано общество, тем меньше свобод и условий оно предоставляет для развития личности, тем меньше оно нуждается в формировании индивидуальных различий граждан. Такого рода ситуация обычно складывается в теократически ориентированном обществе, а также в тоталитарном государстве с четко выраженной идеологической. Система требований к личности определяется социально-экономическим укладом хозяйственной деятельности и политической формой организации общества.

 

Общественные отношения непрерывно развиваются и поэтому, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).

Различают две формы социального прогресса: революция и реформа.

Революция — это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Революция всегда представляет собой  активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход  руководства обществом в руки нового класса.

Реформа — это преобразование, переустройство, изменение какой–либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса

 

Развитие человека как строительство дома. Фундамент человеческой личности закладывает общество в котором этот человек вырос. То что отделяет человека от всех живущих на земле существ это - умение думать.

Индивидуальность и  личность не одно и то же - это две стороны человека.

Личность - это система отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т.д., а они, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Личность есть сложная система социально значимых актов, проявление способностей в социальном мире. Поэтому основная функция личности - это развитие своих способностей.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры. Человек многогранен: в нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем есть и чисто человеческие качества (индивидуальность

Индивидуальность дает возможность проявиться человеку как  свободному, независимому существу. В индивидуальности человека скрыт источник его деяний. Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек. Человеческая индивидуальность рассматривается как высокий уровень развития человека в онтогенезе.

Рассмотрение соотношения индивидуальности и личности позволяет конкретизировать связь человека и общества (коллектива и личности). Если человек и коллектив гармонируют между собой, то можно сказать, что личностные качества человека отвечают целям данного коллектива. Человек в этом случае является личностью. Но в другом обществе (коллективе) этот же человек может и не являться личностью, так как его взгляды могут не отвечать целям другого общества. Следовательно, в зависимости от социальных ценностей, составляющих мораль и культуру общества, и соответствия этим ценностям мировоззрения и поступков человека он может быть личностью, но может ею и не быть, то есть личность является относительной характеристикой человека.

В то же время  индивидуальность человека во многом не зависит от того, в каком обществе (коллективе) находится человек. Его опыт, интеллект, сформировавшиеся сферы в данный конкретный момент не зависят уже от обстоятельств, поэтому индивидуальность во многом носит черты постоянства, в какой-то мере абсолютности. Поэтому когда говорят о подчинении личных (а точнее, индивидуальных) интересов общественным, то это не выдерживает испытания жизнью. Происходит разрушение и индивидуальности (оглупление и разрушение определенных сфер), и личности (конформизм). В целом, происходит дробление и того и другого: лицемерие, двуличие, двойная мораль, расхождение слова и дела. А такие следствия не нужны ни обществу, ни индивиду.

Информация о работе Выступление на тему афоризма