Язык как средство общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 01:42, лекция

Описание работы

Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме (à Это те качества речи, которые обеспечивают достижение цели общения при соблюдении языковых и этических норм).
Культура речи имеет 3 аспекта: нормативный, коммуникативный, этикетный. Нормативный аспект культуры речи предполагает владение языковыми нормами, т.е. знание правил использования языковых единиц в литературной речи (правильно класть, а не ложить; инженеры, а не инженера; созвони’мся, а не созво’нимся; заведующий кафедрой, а не кафедры; согласно приказу, а не приказа; возможность предоставилась, а не представилась и др.).

Содержание работы

Цели и задачи курса «Русский язык и культура речи».
Коммуникативно-речевая компетенция личности.
Основные положения теории речевой коммуникации.

Файлы: 1 файл

L1_Konspekt_lektsy.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Раздел 2. Культура научной  речи

Тема 5. Методология и технология научной работы.

Письменная научная  коммуникация

План темы:

1. Признаки  научного стиля.

2. Подстили  и жанры научного стиля.

3. Приемы компрессии  информации в научном тексте.

4. Вторичные  (репродуктивные) научные тексты: план, тезисы, конспект, аннотация, реферат, рецензия.

5. Составление и оформление  библиографии. Цитирование.

Основные понятия: научный стиль; стилистические черты научной речи; методы логической организации научного текста: дедукция, индукция, проблемное изложение; разновидности (подстили) научного стиля; жанры научной литературы; приемы компрессии информации в тексте; вторичные научные тксты: тезисы, конспект, аннотация, реферат, рецензия; элементы библиографического описания;  библиографическое описание книги, статьи в журнале, диссертации; правила цитирования.


 

1. Признаки научного стиля

Научный стиль (н.с.) обслуживает разнообразные отрасли науки и техники, обеспечивает образовательный процесс  в вузах различного профиля (гуманитарного, естественного и технического).

Научный стиль – функциональный стиль, связанный с научной деятельностью и отражающий особенности теоретического мышления.

Главная функция н.с. – сообщение (передача) научной информации, наиболее точное, логичное и однозначное выражение мыслей в той или иной области знания.


Основная цель научного произведения – сообщить адресату новое знание о действительности и доказать его истинность.

1. Н.с. реализуется  в двух формах: устной (устная научная речь) и письменной (письменная научная коммуникация). Письменная монологическая речь является основной формой научного изложения.

2. Язык научного изложения  дополняется средствами графической наглядности, т.е. чертежами, схемами, графиками, условными обозначениями, формулами, диаграммами, таблицами, рисунками и т.д.

Стилистические черты (признаки) научной речи:

  1. объективность (изложение разных точек зрения на проблему,  отсутствие субъективизма при передаче научного содержания, безличность языкового выражения);
  2. логичность (последовательность и непротиворечивость изложения);
  3. доказательность (аргументация определенных положений и гипотез);
  4. точность (использование терминов, однозначных слов, четкое оформление синтаксических связей в предложении и тексте);
  5. сжатость и информационная насыщенность (использование видов компрессии научного текста);
  6. обобщенность и отвлеченность суждений (использование общенаучной лексики, существительных с абстрактным значением),
  7. безличность и абстрактность высказывания (употребление особых грамматических форм: преобладание возвратных и безличных глаголов, использование 3-го лица глагола, неопределенно-личных предложений, пассивных конструкций);
  8. стандартизация средств выражения (использование речевых клише научного стиля для оформления  структуры и компонентов научной работы, а также жанров аннотаций, рефератов, рецензий и др.).

Для научно-технической  литературы характерно также:

- отсутствие образности, метафорических  оборотов языка и эмоционально-экспрессивных средств,

- запрет на использование нелитературной  лексики,

- почти полное отсутствие признаков  разговорного стиля,

- широкое использование терминов, абстрактной и узкоспециальной  лексики,

- использование слов в их  прямом  (а не переносном) значении,

- использование особых способов  изложения материала (прежде всего  описания и рассуждения) и методов логической организации текста.

В рамках научной сферы  деятельности выработаны особые методы логической организации текста, а именно: 1) дедукция; 2) индукция; 3) проблемное изложение;

Дедукция (лат. deductio – выведение) – это движение мысли от общего к частному. Дедуктивный метод изложения материала используется тогда, когда необходимо рассмотреть какое-то явление на основании уже известного положения и закона и сделать необходимые выводы относительно этого явления.


Композиция  дедуктивного рассуждения:

1 этап – выдвижение тезиса (греч. thesis  -положение, истинность которого должна быть доказана) или гипотезы.

2 этап – основная часть рассуждения – развитие тезиса (гипотезы), его обоснование, доказательство истинности или опровержение.

Для доказательства тезиса применяются различные типы аргументов (лат. Argumentum – логический довод):

  1. толкование тезиса,
  2. «доказательство от причины»,
  3. мнения авторитетов,
  4. факты и примеры, сравнения.

3 этап – выводы, предложения.

Дедуктивный метод рассуждения  широко применяется в теоретических статьях, в научных дискуссиях по спорным научным вопросам, на учебных и научных семинарах.

Индукция (лат. inductio – наведение) – это движение мысли от частного к общему, от знания единичных или частных фактов к знанию общего правила, к обобщению.


Композиция индуктивного  рассуждения:

1 этап - определение цели предпринятого исследования.

2 этап - изложение накопленных фактов,  анализ, сравнение и синтез полученного материала.

3 этап - на основании этого делаются выводы, устанавливаются закономерности, выявляются признаки того или иного процесса и т.п.

Индуктивное рассуждение  широко используется в научных сообщениях, монографиях, курсовых и дипломных работах, диссертационных исследованиях,  научно-исследовательских отчетах.

Проблемное  изложение предполагает постановку определенной последовательности проблемных вопросов, решая которые, можно придти к теоретическим обобщениям, формулировке правил и закономерностей.


Проблемное  изложение является разновидностью индуктивного метода рассуждения. В ходе лекции, доклада, в тексте монографии, статьи, дипломного проекта, диссертации автор формулирует ту или  иную проблему и предлагает ряд возможных путей ее решения. Наиболее оптимальные из них подвергаются в исследовании подробному анализу (вскрываются внутренние противоречия проблемы, высказываются предположения и опровергаются возможные возражения), и таким образом демонстрируется процесс решения этой проблемы.

 

2. Подстили и жанры научной речи

В рамках научной литературы в зависимости от характера адресата и целей общения сформировались следующие подстили:

1. Собственно научный  (академический) подстиль, адресатом которого являются ученые – специалисты в той или ной области знания; цель его -  получение нового знания о природе, человеке, обществе (данный подстиль используется в различных жанрах научной литературы, адресованной специалисту: статьях, монографиях, докладах, диссертациях и др.);  отличительная черта – строго логичное научное изложение с подчеркнуто информативной направленностью, обилие узкоспециальных терминов, точность, убедительность аргументации.

2. Научно-популярный подстиль, адресат  - широкие слои населения, цель – повышение общего культурного уровня массового читателя, популяризация научного знания (данный подстиль применяется в научно-популярных статьях, книгах, лекциях и др.); отличительная черта -  изложение научных данных в доступной и занимательной форме, использование элементов художественного и публицистического изложения.

3. Научно-технический  подстиль, адресат - специалисты в области технических наук и технологии производства, цель – применение достижений фундаментальной науки в практике (данный подстиль распространен, в частности, в технической документации: например, в технических инструкциях); отличительная черта – использование элементов делового стиля в предписаниях, характеризующих течение технологического процесса, использование оборудования и веществ (составление технологических описаний, схем, технологических карт связано со строгой регламентацией деятельности технологов на производстве, отсюда  - характерные черты юридической стилистики);

4. Научно-информативный  (научно-деловой) подстиль, адресат -  как специалист в той или иной области знания, так и широкие слои населения, цель – сообщение научной информации с максимально  точным объективным описанием имеющихся фактов и правовая, юридическая защита этой информации (этот подстиль реализуется  в различных патентных описаниях,   в научных рефератах, аннотациях и др.); отличительная черта – использование элементов делового стиля, а именно максимальная стандартизация языковых средств (набор стандартных выражений, словесных клише, штампов, регулярное повторение одних и тех же слов, стереотипность композиции – характерные черты стилистики делового документа);

5. Учебно-научный подстиль, адресат – учащиеся, будущие специалисты, цель – изложение основ наук, передача научного знания в учебных целях (этот подстиль представлен в жанрах учебно-научной  и методической литературы,  словарях и др.), отличительная черта – учебно-познавательная направленность изложения, характеризующаяся простотой и доступность, изобилующая объяснениями, толкованиями, примерами, иллюстрациями, пояснениями, сравнениями.

Жанры научной литературы

Собственно-научный (академический) подстиль

Научно-популярный подстиль

Научно-технический

подстиль

Научно-информативный  подстиль

Учебно-научный

подстиль

1) монография,

2) статья,

3) доклад,

4) диссертация

5) рецензия,

6) отзыв

1) очерк,

2) книга, 

3) лекция,

4) статья

техническая документация

(техническая инструкция  и др.)

1) реферат,

2) аннотация,

3)патентное описание,

4)техническая       инструкция,

5) словарь,

6) справочник,

7) каталог

1) учебник,

2) словарь,

3)методическое пособие,

4) лекция


 

3. Приемы компрессии информации  в научном тексте

Компрессия основана на раскрытии смысловой структуры текста-первоисточника и выделении в нем основной информации.


Работа над компрессией текста способствует более глубокому его пониманию и необходима при составлении реферата, тезисов, аннотации, рецензии, а также написании курсовой и дипломной работы.

Компрессия текста основана на трех главных приемах:

1. Внимательное чтение текста  и выделение ключевых слов и предложений.  Ключевые слова – это слова, содержащие основной ссмыл высказывания. Ключевые слова называют новую подтему текста.

2. Написание вторичного текста, при котором ипользуются специальные стандартные выражение (клише), раскрывающие структуру текста-первоисточника, например: Статья представляет собой обзор различных направлений…, В  статье обобщается опыт…, В книге описана методика…, В работе анализируются различные подходык решению проблемы… и т.п.

3. Использование слов с обобщенно-абстрактным значением для краткой передачи основного содержания абзацев или частей текста: 1) слова, обозначающие элементы структуры научного текста (доказательства, иллюстрация, описание, причины, условия, цели, факты, данные, примеры, сведения, обобщения, выводы и т.п.); 2) слова, характеризующие или оценивающие содержание отдельных частей текста-источника (значение, недостатки, преимущества, особенности, различия; аспекты изучения, закономерность, концепция, совокупность, соотношение, тенденции и т.п. ).

 

4. Вторичные (репродуктивные) научные  тексты: план, тезисы, конспект, аннотация, реферат, рецензия

Текст, созданный в результате компрессии, по отношению к тексту-первоисточнику, называется вторичным.

Вторичные научные  тексты составляются на основе уже имеющихся оригинальных (первичных) текстов в результате аннотирования, реферирования, рецензирования  этих текстов. Вторичные тексты представляют собой описание информации текста-источника.


Текст-источник может представлять собой: 1) статью; 2) сборник статей; 3) монографию; 4) учебник; 5) газетный и журнальный материал; 6) специальные работы по теме исследования; 6) справочная научная литература (энциклопедия, словари, справочники).

Вторичными жанрами научной  речи являются:

  1. Тезисы – кратко сформулированные основные положения научного произведения.
  2. Конспект – сжатый, но связный и последовательный  вариант научного первоисточника с максимальным сохранением его смысла.
  3. Аннотация -  краткий разъяснительный материал по содержанию и назначению научного первоисточника.
  4. Реферат – изложение основного содержания первоисточника.
  5. Рецензия – официальный письменный отзыв, содержащий  критический разбор научного первоисточника.

Аннотация – это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи. Цель аннотации – извлечь из текста первоисточника самые необходимые, предельно краткие сведения, дающие читателю предварительное представление о незнакомой ему публикации. Аннотация служит для ориентации читателя при поиске и отборе необходимой ему информации.

Аннотация не раскрывает содержания текста-источника, а лишь информирует о существовании работы по определенной теме

Аннотация обычно включает следующие сведения:

  1. тип работы (монография, статья, сборник статей, диссертация);
  2. выходные данные (автор, название, место и время издания);
  3. предмет, тема или основная задача работы, ее новизна и актуальность;
  4. обычно, но не всегда, указывается композиция, назначение работы и ее адресат.

Информация о работе Язык как средство общения