Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:09, реферат
АФИНА - в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны.
Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды ("мудрости",греч. metis -"мысль", "размышление") - периода оформления классической олимпийской мифологии.
Рождение Афины изображено в этом мифе с позиций героической мифоло-гии периода патриархата, в которой особенно выделялось мужское организующее начало. Афина является как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она - мысль Зевса, осуществлённая в действии. Постепенно материнство Метиды принимает всё более отвлечённый и даже символический характер, так что Афина считается порождением одного Зевса и принимает на себя функции божества мудрости,
так же как Зевс воспринял их от Метиды.
Афина и герои
Персей
Диктис воспитал Персея в храме Афины. Афина предводила Персея, дала ему кривой меч и направляла его руку, обезглавившую Медузу.
Персей принес богине в жертву телицу и отдал Афине голову Горгоны, и она поместила её на свой щит. Позднее Персей, Андромеда и Кефей были помещены Афиной среди созвездий.
Хотя Горгону на щите Афины упоминает уже Гомер, описание её появления там благодаря подвигу Персея сохранилось лишь у более поздних авторов.
Кадм
Участие Афины в судьбе Кадма велико, хотя зафиксировано относительно поздними источниками.
Афина вдохновила его и дала силы
для битвы с фиванским
После того, как Кадм отбыл наказание за убийство, Афина дала ему царскую власть в Фивах. На свадьбе Кадма и Гармонии богиня подарила им ожерелье, пеплос и флейты. Половину зубов дракона Афина подарила Ээту.
Геракл и Афина
Афина и божества
Афина восседает рядом с Зевсом, неоднократно владыка богов посылает её выполнять его поручения, но нередко Афина сама советует Зевсу. Она просит Зевса не губить ахейцев.
В «Илиаде» есть следы антагонизма отца и дочери, исчезающего позднее. Упоминается, что некогда Афина была союзницей Геры и Посейдона против Зевса. Когда Афина собирается вместе с Герой помочь ахейцам, то посланная Зевсом Ирида останавливает их, называя Афину псицей.
В «Одиссее» Афина просит Зевса
за героя (I 44-93), и Зевс посылает Гермеса
к Калипсо, чтобы вернуть Одиссея
на родину (V 5). В одном из эпических
текстов Афина выступает
Во время похода Ксеркса на Элладу дельфийский оракул предсказал, что Афина не в силах смягчить гнев Зевса. Еврипид упоминает, что Зевс победил гигантов на колеснице Афины. По одной из версий, Зевс подарил свою козью шкуру (эгиду) Афине.
Несколько статуй Афины стояли в святилищах Зевса.
В «Илиаде» Афину отмечает особая близость к Гере (IV 21, VIII 457), что объясняется их общим неуспехом на суде Париса. В послеэпических текстах связь Афины и Геры распадается.
Гера и Афина обрекли Трою на гибель и разрушили Трою из-за Париса. Гера и Афина вместе радуются после взятия Трои.
В «Фиваиде» Стация Гера отправляется в Афины, чтобы умилостивить Палладу, и с дозволения Паллады Гера ведет в Афины аргивских матерей. Вместе Гера и Афина выступают в поэме Валерия Флакка.
Статуи Афины ставили в храмах Геры.
Их соперничество известно из «суда Париса».
Согласно «Илиаде», Афина призывает Диомеда на бой с Афродитой (V 131—132), и герой ранит богиню (V 334—343), после чего Афина издевается над Афродитой на Олимпе (V 420—430). Во время «битвы богов» Афина сама избивает Афродиту (XXI 416—433).
Согласно гомеровскому гимну, Афродита не может увлечь Афину, которая любит войны и ремесло. В трагедии «Рес» Афина принимает вид Афродиты и обманно воодушевляет Париса (у Гомера боги никогда не принимают облик друг друга).
Эпиграмма Гермодора (III век до н. э.) сравнивает статуи Афродиты Книдской и Афины Парфенос, осуждая выбор Париса. Пара анонимных эпиграмм «Палатинской антологии» иллюстрируют оппозицию Афины и Афродиты, описывая ткачиху, ставшую гетерой, и гетеру, ставшую ткачихой. Нонн включает в поэму песнь Левка о состязании Афины и Афродиты: Афродита взялась за ткацкое ремесло, но безуспешно, и боги отговорили её. У Нонна Афина убедила Зевса вернуть Афродиту Гефесту.
Афина, Гера и Афродита
Фриз Парфенона: обряд ткания пеплоса.
Климент Александрийский с насмешкой цитирует некоторые строки Гомера об Афине, который причисляет её к «демонам» и называет «собачьей мухой». Климент издевается над тем, что Афина, как служанка, освещала путь Одиссею и прислуживала лампой при тайнах брачного союза.
Тертуллиан указывает, что богиня не защитила Афины от Ксеркса. По его мнению, «Эрихтоний, сын Минервы и Вулкана, хотя и от семени, упавшего на землю, есть исчадие сатаны, больше того — сам сатана, а не змей».
Арнобий, ссылаясь на данные мифографов о множественности Афин, сатирически изображает спор между пятью Афинами за одно жертвоприношение.
По Лактанцию, она была смертной
женщиной, которая изобрела искусства,
за что её обоготворили люди. Такое
же евгемеристическое толкование принимают
Иероним в «Хронике» и
В западноевропейской живописи Афина была менее популярна, чем Афродита-Венера («Паллада и кентавр» Боттичелли, «Суд Париса» Кранаха, Рубенса и т. д.). Она изображалась по преимуществу в произведениях аллегорического характера, многофигурных композициях (напр. «Минерва побеждает невежество» Б.Спрангера, «Победа добродетели над грехом» А.Мантеньи). Изображалась вместе с Марсом-Аресом («Минерва и Марс» Тинторетто, Веронезе). В скульптуре — редко (Сансовино).
Предположительно, знаменитая загадочная
картина Диего Веласкеса «
Немногочисленные
В современной музыке:
Информация о работе Афина – богиня мудрости и справедливой войны