Атеизм Людвига Фейербаха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 15:14, реферат

Описание работы

Мы многому можем научиться у Фейербаха, в том числе атеизму и гуманизму. В наши дни признаваться в том, что ты не веришь в бога, как-то не принято. Ведь с религией богословы издавна связывали особую духовность, высокую нравственность, миролюбие, а с неверием – деградацию личности, упадок культуры, распад общества и семьи, склонность ко лжи, воровству, убийству.… Эта традиция сохранилась до сих пор, только ее обоснование с годами приобретает все более изощренный и изобретательный характер.

Содержание работы

Введение 3
1. Биография Л.Фейербаха 4
2. Учение Фейербаха о Боге, о религии и о христианстве 11
3. Атеизм Фейербаха 12
4. Характеристика атеизма Фейербаха 15
Заключение 17
Список используемых источников: 18

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 101.33 Кб (Скачать файл)

  Уже из этих рассуждений  мы можем сделать вывод о  том, что симпатии Фейербаха  – на стороне обездоленного,  угнетенного человека. И не случайно  депутация Гейдельбергского рабочего  образовательного союза вручила  в 1848 г. Фейербаху «адрес», где  говорилось о том, что рабочие  лишены собственности, а потому  не имеют возможности получить  знания, и чтобы избавиться от  духовного рабства, они объединились  в образовательный союз. В Фейербахе,  читавшем им лекции «О сущности  религии» они увидели учителя,  раскрывшего им глаза на «обман  попов, последний оплот системы  порабощения и подлости». «Учение  Фейербаха, которое ставит на  место веры – любовь, на место  религии – образование, на  место попов – учителей, должно  стать основой будущего строя», – говорилось в «Адресе». Было  бы упрощением считать, что  Фейербах отстранялся от реальной  жизни, напротив, он считал, что  нужно добиваться счастья для  людей в их посюсторонней жизни.  Выше уже говорилось о том,  что Фейербах выступал за утверждение  политического, социального места  человека взамен иллюзорного.  Известно, что в 1870 г. он вступил  в ряды немецкой социал-демократической  партии, хотя не мог уже активно  участвовать в ее деятельности. Когда в 1872  году Фейербах  умер, его хоронили при огромном  стечении рабочих. 

 

 

  1. Учение  Фейербаха о Боге, о религии  и о христианстве

Отрицая Бога и христианство, Фейербах сосредотачивает свой интерес  на человеке, и поэтому считается  гуманистом. Его идеи вкратце таковы: единственным отправным пунктом  всякой философии является человек. Но не абстрактный человек, а реальный, целостный, со всеми его чувствами  и телом, и взятый не в отдельности, а в его отношениях с другими. «Познание Бога – это познание человеком самого себя». Каждое наше слово о Боге (теология) в действительности является словом о человеке (антропология). Понятие о Боге формируется так: «То, чего не достает человеку, становится Богом; то, чем человек хочет быть, он делает Богом».

Начало, середина и конец  всякой религии – это сам человек. Религия – это поклонение человека самому себе. Однако это поклонение, вместо того, чтобы быть обращенным к самому себе, обращено к своей  проекции вовне. Результатом этого  становится отчуждение человека и его  нищета. То есть, когда человек становится религиозным, он отчуждается от своей  истинной сущности и наделяет ею Бога. Так человек делает Бога богатым, а сам становится внутренне разделенным  и обнищавшим.

На вопрос: «Что же следует  делать? » – Фейербах дает ответ: «Бог и человек должны из двух стать  одним, то есть только человеком». В  то же время Фейербах считал, что  религия все же человеку нужна, и  предлагал возвести в ранг религии  человеческую любовь. «Человек человеку – Бог», – говорил Фейербах. Поэтому  некоторые исследователи называют его систему антропотеизмом.

 

 

  1. Атеизм  Фейербаха

Фейербах видел центральную  тенденцию, в борьбе разума с верой, науки с религией, философии с  теологией. Этой борьбой, показывает Фейербах, пронизана вся философия нового времени – Бэкона и Гоббса, Гассенди и Декарта, Лейбница и Бейля, Декарта и Спинозы. Фейербах отмечал стремление каждого из этих мыслителей освободить человеческий ум от религиозного влияния и их несомненный вклад в это дело. Но никто из них, по его мнению, не освободился полностью от дуализма веры и разума. «Философы новейшего времени признавали веру, но так, как законная жена признается в качестве уполномоченного лица мужа, когда он уже внутренне с ней разошелся». Фейербах требовал последовательности и бескомпромиссности в этом вопросе. Срывая с божества его таинственность, Фейербах вначале еще полагал, что человеческое мышление, как таковое, обладает самостоятельным бытием. Под влиянием гегелевского принципа тождества субъекта и объекта, мышления и бытия он на место сверхчувственного Бога поставил сверхчувственный разум, мышление.

Следует подчеркнуть, что для Фейербаха  атеизм не сводился к простому отрицанию  бога. Эту точку зрения он считал характерной для XVII и XVIII вв. «Кто обо мне не говорит и не знает ничего большего, кроме того, что я – атеист, тот вообще ничего не говорит и ничего обо мне не знает. Вопрос о том, существует ли бог или нет, как водораздел между теизмом и атеизмом достоин семнадцатого и восемнадцатого, но отнюдь не девятнадцатого века. Я отрицаю бога; для меня это значит: я отрицаю отрицание человека, я утверждаю чувственное, истинное, следовательно, неизбежно также политическое, социальное место человека взамен иллюзорного, фантастического, небесного пребывания человека, которое в действительной жизни неизбежно превращается в отрицание человека. Для меня вопрос о бытии или небытии бога есть лишь вопрос о бытии или небытии человека».

Таким образом, Фейербаха  не удовлетворял негативный атеизм его  предшественников. Атеизм Фейербаха  требует положительного утверждения  человека в противоположность его  религиозному, фиктивному утверждению. Утверждение человека должно быть не только реальным, но и всесторонним, охватывающим все сферы его бытия. Фейербах понимал, что немногого  стоит забота «о ясности и здоровом состоянии головы и сердца», если «желудок не в порядке» и «основа  человеческого существования повреждена. По Фейербаху, для того чтобы вылечить «болезни головы и сердца», к которым  он относил и религиозную идеологию, необходимо решение проблемы «желудка». Тем самым Фейербах ограничивал  свой атеизм узкими рамками просветительства. Так как к материализму философ  пришел через критику религии, а в свою очередь, эта критика становилась более глубокой и убедительной по мере формирования его материалистических взглядов. Каковы же идейные и теоретические источники атеизма и материализма Фейербаха?

Историко-философские взгляды  Фейербаха возникли и сформировались в определенных исторических условиях на основе определенного историко-философского багажа. Важнейшим идейным источником материализма и атеизма Фейербаха  были ростки атеистической и материалистической мысли предшествующих эпох. В новых  исторических условиях Фейербах развил и продолжил материализм и  атеизм. Фейербах глубоко и обстоятельно изучил идейное наследие своих предшественников ссылался на них, считая их атеизм поверхностным  и неглубоким.

«Всякий бог, – писал Фейербах в своих «Лекциях о сущности религии», – есть существо, созданное воображением, образ, и притом образ человека, но образ, который человек полагает вне себя и представляет себе в виде самостоятельного существа». Немецкий философ связывал возникновение религии с беспомощностью и невежеством первобытного человека, его полной зависимостью от стихийных сил природы. Человек обожествлял все то, от чего он зависел, что казалось ему чуждым и таинственным. Так возникли и культ явлений природы («естественная религия»), и культ человека («духовная религия»). Последняя появляется на более поздней стадии исторического развития как результат превратного выражения чувств, потребностей и стремлений самого человека.

Наряду с психологической, эмоциональной  основой религии Фейербах отмечал  наличие у религиозных представлений  гносеологических корней. Он усматривал их в отрыве мышления от бытия, в  развитии абстрактного мышления, таящего  в себе возможность отхода от восприятий органов чувств и создания понятий, которые искажают действительность. Именно таким путем и возникает  понятие бога – этот центральный  пункт всех религий. Мы находим у  Фейербаха попытки раскрыть и  социальные причины религии, ее общественную функцию. Так, например, он подчеркивал, что переход от языческой религии (политеизма) к монотеизму связан с возрастанием зависимости людей от своих земных владык, от царской власти. Возвышение монархов обусловило, по Фейербаху, возникновение идеи единого, всемогущего бога.

Большое значение имела критика  Фейербахом религиозной морали, разоблачение нравственных принципов христианства. Для того чтобы быть нравственными  и праведными, люди не нуждаются  в вере в бога, подчеркивал немецкий атеист. Более того, религия является «источником безнравственных действий», «мораль и религия, вера и любовь прямо противоречат друг другу». Особенно резко он отзывался о религиозной нетерпимости и фанатизме, видя в них источник бесчисленных преступлений.

 

 

  1. Характеристика  атеизма Фейербаха

Характеристика атеизма  Фейербаха будет неполной если не затронуть еще один вопрос: перерастание его критики религии в критику  идеализма. Не только в том смысле, что он, подрывая основы религии, объективно, неизбежно подрывал и корни идеализма. Фейербах сознавал, и это было его  глубоким убеждением, что критика  религии не может считаться достаточно полной, если она не распространяется и на идеализм, подводящий теоретическую  наукообразную базу под мистику  и поповщину. Современные религии, освобождаясь в процессе эволюции от многих грубых и примитивных черт, находят больше контактов с идеалистической  философией. Обстоятельство это еще  больше усиливало необходимость  вскрытия внутренней, идейной связи, существующей между религией и идеализмом.

Эту связь Фейербах показал  убедительно, ярко, неопровержимо. Он обращал  внимание прежде всего на гносеологическую общность идеализма и религии. Логический источник того и другого, согласно ему, лежит в отрыве мышления от чувственного бытия. При помощи абстракции человек создает себе общие понятия, категории. Эту вполне естественную и правомерную акцию искусно использует идеализм. Он отделяет понятия и категории от их чувственной основы и превращает в самостоятельные сущности. То же самое в религии. Что собой представляет бог в монотеистических религиях, как не общее понятие, оторванное и противопоставленное миру. «Отношение бога к миру, – писал Фейербах, – сводится к отношению родового понятия к индивидууму… вопрос, есть ли бог, является лишь вопросом о том, имеет ли общее понятие самостоятельное существование»

Бог христианина может  делать и делает все, что противоречит разуму. Бог рационалиста не делает и не может делать того, что противоречит разуму. Бог рационалиста – разумный бог, разум в качестве бога. Религия  есть «идеализм небес» в отличие  от «идеализма земли» – отрицает одно, должен отрицать и другое. «Если  бы отрицаете идеализм, – говорил  Фейербах, – то отрицайте же и  бога! Ведь бог только родоначальник  идеализма». Гегелевская философия  – последнее убежище теологии. Гегелевский абсолютный дух –  угасающий дух богословия.

Из обычного явления, когда  разум уживается с суеверием, делается вывод, будто религия совершенно безвредна для практической жизни  людей. По этому поводу Фейербах замечал, что лишь несознательный или бесхарактерный, непоследовательный – человек может  сочетать веру в бога с собственно научным взглядом на мир. Нельзя выйти  из этого положения путем проведения различия между «ложной» и «истинной» религией. Всякая религия ложна, всякая религия вредна, доказывал немецкий мыслитель.

 

 

 

Заключение

Исторической заслугой Фейербаха  было раскрытие внутренней связи  религии с идеалистической философией, единства религиозного и идеалистического мировоззрений. С позиций материализма и атеизма Фейербах развенчивает объективный идеализм Гегеля, агностицизм  Канта, мистицизм Шеллинга.

Немецкий философ-гуманист мечтал об освобождении человека от пути религии, о торжестве знания. "Никакой  религии! – такова моя религия", – восклицал он. Основоположники  марксизма дали высокую оценку фейербаховскому  атеизму, использовали его критику  религии в процессе формирования собственных атеистических воззрений. Ограниченность же фейербаховского  атеизма проявилась и в вопросе  о том, есть ли будущее у религии. Решительно отвергая религиозные представления, существование потустороннего мира и сверхъестественных сил, Фейербах ратовал за новую, "разумную" религию  – религию любви. По учению Фейербаха, любовь человека к человеку должна вытеснить традиционную религию  и стать истинной религией. Будучи идеалистом в понимании истории  и отвергая революционный путь переустройства общества, Фейербах пришел к переоценке роли религии, к превращению ее в  панацею от всех социальных бед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников:

  1. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философский словарь. Справочник студента / Кириленко Г.Г.,  Шевцов Е.В. – М.: Филологическое общество «СЛОВО»: ООО «Издательство АСТ», 2002г. – 704 с. – С.576-578
  2. Фейербах Л. Лекции о сущности религии // Фейербах Л. Избр. филос. произв. Т.2., – С.517
  3. Фейербах Л. Необходимость реформы философии // Фейербах Л. Избр. филос. произв. М., – Т.1, – С.109,110
  4. Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Фейербах Л. Избр. филос. произв. М., – 1955г., – Т.1., – С.157
  5. Фейербах Л. Предисловие к первому изданию собрания сочинений // Фейербах Л. История философии. М., – 1974г., – Т.1., – С.43-44
  6. Фейербах Л. Пьер Бейль. К истории философии Нового времени // Фейербах Л. История философии. Т.3., – М., – 1974г.
  7. Фейербах Л. Сущность христианства // Фейербах Л. Избр. филос. произв. Т.2., – С.250, 728
  8. Основы религиоведения: Учеб. / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, [М. П. Новиков] и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.– М.: Высш. шк., 1994г. – 368 с.

Информация о работе Атеизм Людвига Фейербаха