Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 15:14, реферат
Мы многому можем научиться у Фейербаха, в том числе атеизму и гуманизму. В наши дни признаваться в том, что ты не веришь в бога, как-то не принято. Ведь с религией богословы издавна связывали особую духовность, высокую нравственность, миролюбие, а с неверием – деградацию личности, упадок культуры, распад общества и семьи, склонность ко лжи, воровству, убийству.… Эта традиция сохранилась до сих пор, только ее обоснование с годами приобретает все более изощренный и изобретательный характер.
Введение 3
1. Биография Л.Фейербаха 4
2. Учение Фейербаха о Боге, о религии и о христианстве 11
3. Атеизм Фейербаха 12
4. Характеристика атеизма Фейербаха 15
Заключение 17
Список используемых источников: 18
Уже из этих рассуждений
мы можем сделать вывод о
том, что симпатии Фейербаха
– на стороне обездоленного,
угнетенного человека. И не случайно
депутация Гейдельбергского
Отрицая Бога и христианство, Фейербах сосредотачивает свой интерес на человеке, и поэтому считается гуманистом. Его идеи вкратце таковы: единственным отправным пунктом всякой философии является человек. Но не абстрактный человек, а реальный, целостный, со всеми его чувствами и телом, и взятый не в отдельности, а в его отношениях с другими. «Познание Бога – это познание человеком самого себя». Каждое наше слово о Боге (теология) в действительности является словом о человеке (антропология). Понятие о Боге формируется так: «То, чего не достает человеку, становится Богом; то, чем человек хочет быть, он делает Богом».
Начало, середина и конец всякой религии – это сам человек. Религия – это поклонение человека самому себе. Однако это поклонение, вместо того, чтобы быть обращенным к самому себе, обращено к своей проекции вовне. Результатом этого становится отчуждение человека и его нищета. То есть, когда человек становится религиозным, он отчуждается от своей истинной сущности и наделяет ею Бога. Так человек делает Бога богатым, а сам становится внутренне разделенным и обнищавшим.
На вопрос: «Что же следует
делать? » – Фейербах дает ответ:
«Бог и человек должны из двух стать
одним, то есть только человеком». В
то же время Фейербах считал, что
религия все же человеку нужна, и
предлагал возвести в ранг религии
человеческую любовь. «Человек человеку
– Бог», – говорил Фейербах. Поэтому
некоторые исследователи
Фейербах видел центральную тенденцию, в борьбе разума с верой, науки с религией, философии с теологией. Этой борьбой, показывает Фейербах, пронизана вся философия нового времени – Бэкона и Гоббса, Гассенди и Декарта, Лейбница и Бейля, Декарта и Спинозы. Фейербах отмечал стремление каждого из этих мыслителей освободить человеческий ум от религиозного влияния и их несомненный вклад в это дело. Но никто из них, по его мнению, не освободился полностью от дуализма веры и разума. «Философы новейшего времени признавали веру, но так, как законная жена признается в качестве уполномоченного лица мужа, когда он уже внутренне с ней разошелся». Фейербах требовал последовательности и бескомпромиссности в этом вопросе. Срывая с божества его таинственность, Фейербах вначале еще полагал, что человеческое мышление, как таковое, обладает самостоятельным бытием. Под влиянием гегелевского принципа тождества субъекта и объекта, мышления и бытия он на место сверхчувственного Бога поставил сверхчувственный разум, мышление.
Следует подчеркнуть, что для Фейербаха атеизм не сводился к простому отрицанию бога. Эту точку зрения он считал характерной для XVII и XVIII вв. «Кто обо мне не говорит и не знает ничего большего, кроме того, что я – атеист, тот вообще ничего не говорит и ничего обо мне не знает. Вопрос о том, существует ли бог или нет, как водораздел между теизмом и атеизмом достоин семнадцатого и восемнадцатого, но отнюдь не девятнадцатого века. Я отрицаю бога; для меня это значит: я отрицаю отрицание человека, я утверждаю чувственное, истинное, следовательно, неизбежно также политическое, социальное место человека взамен иллюзорного, фантастического, небесного пребывания человека, которое в действительной жизни неизбежно превращается в отрицание человека. Для меня вопрос о бытии или небытии бога есть лишь вопрос о бытии или небытии человека».
Таким образом, Фейербаха
не удовлетворял негативный атеизм его
предшественников. Атеизм Фейербаха
требует положительного утверждения
человека в противоположность его
религиозному, фиктивному утверждению.
Утверждение человека должно быть не
только реальным, но и всесторонним,
охватывающим все сферы его бытия.
Фейербах понимал, что немногого
стоит забота «о ясности и здоровом
состоянии головы и сердца», если
«желудок не в порядке» и «основа
человеческого существования
Историко-философские взгляды
Фейербаха возникли и сформировались
в определенных исторических условиях
на основе определенного историко-
«Всякий бог, – писал Фейербах в своих «Лекциях о сущности религии», – есть существо, созданное воображением, образ, и притом образ человека, но образ, который человек полагает вне себя и представляет себе в виде самостоятельного существа». Немецкий философ связывал возникновение религии с беспомощностью и невежеством первобытного человека, его полной зависимостью от стихийных сил природы. Человек обожествлял все то, от чего он зависел, что казалось ему чуждым и таинственным. Так возникли и культ явлений природы («естественная религия»), и культ человека («духовная религия»). Последняя появляется на более поздней стадии исторического развития как результат превратного выражения чувств, потребностей и стремлений самого человека.
Наряду с психологической, эмоциональной
основой религии Фейербах отмечал
наличие у религиозных
Большое значение имела критика Фейербахом религиозной морали, разоблачение нравственных принципов христианства. Для того чтобы быть нравственными и праведными, люди не нуждаются в вере в бога, подчеркивал немецкий атеист. Более того, религия является «источником безнравственных действий», «мораль и религия, вера и любовь прямо противоречат друг другу». Особенно резко он отзывался о религиозной нетерпимости и фанатизме, видя в них источник бесчисленных преступлений.
Характеристика атеизма Фейербаха будет неполной если не затронуть еще один вопрос: перерастание его критики религии в критику идеализма. Не только в том смысле, что он, подрывая основы религии, объективно, неизбежно подрывал и корни идеализма. Фейербах сознавал, и это было его глубоким убеждением, что критика религии не может считаться достаточно полной, если она не распространяется и на идеализм, подводящий теоретическую наукообразную базу под мистику и поповщину. Современные религии, освобождаясь в процессе эволюции от многих грубых и примитивных черт, находят больше контактов с идеалистической философией. Обстоятельство это еще больше усиливало необходимость вскрытия внутренней, идейной связи, существующей между религией и идеализмом.
Эту связь Фейербах показал убедительно, ярко, неопровержимо. Он обращал внимание прежде всего на гносеологическую общность идеализма и религии. Логический источник того и другого, согласно ему, лежит в отрыве мышления от чувственного бытия. При помощи абстракции человек создает себе общие понятия, категории. Эту вполне естественную и правомерную акцию искусно использует идеализм. Он отделяет понятия и категории от их чувственной основы и превращает в самостоятельные сущности. То же самое в религии. Что собой представляет бог в монотеистических религиях, как не общее понятие, оторванное и противопоставленное миру. «Отношение бога к миру, – писал Фейербах, – сводится к отношению родового понятия к индивидууму… вопрос, есть ли бог, является лишь вопросом о том, имеет ли общее понятие самостоятельное существование»
Бог христианина может делать и делает все, что противоречит разуму. Бог рационалиста не делает и не может делать того, что противоречит разуму. Бог рационалиста – разумный бог, разум в качестве бога. Религия есть «идеализм небес» в отличие от «идеализма земли» – отрицает одно, должен отрицать и другое. «Если бы отрицаете идеализм, – говорил Фейербах, – то отрицайте же и бога! Ведь бог только родоначальник идеализма». Гегелевская философия – последнее убежище теологии. Гегелевский абсолютный дух – угасающий дух богословия.
Из обычного явления, когда
разум уживается с суеверием,
делается вывод, будто религия совершенно
безвредна для практической жизни
людей. По этому поводу Фейербах замечал,
что лишь несознательный или бесхарактерный,
непоследовательный – человек может
сочетать веру в бога с собственно
научным взглядом на мир. Нельзя выйти
из этого положения путем
Исторической заслугой Фейербаха
было раскрытие внутренней связи
религии с идеалистической
Немецкий философ-гуманист мечтал
об освобождении человека от пути религии,
о торжестве знания. "Никакой
религии! – такова моя религия",
– восклицал он. Основоположники
марксизма дали высокую оценку фейербаховскому
атеизму, использовали его критику
религии в процессе формирования
собственных атеистических