Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 14:37, реферат
Рассмотрение атеизма, как религии.
1. Является ли атеизм религией?...............................................стр.3-5
2. Немного истории атеизма……………………………….........стр.6
3. Атеизм и мораль………………………………………………стр.7
4. Классификация атеизма…………………………………………………………стр.8
5. Отношение к атеизму в современном российском
Обществе…………………………………………………........стр.9
6. Харрис С. 10 мифов – 10 истин – об атеизме…………...стр.10-14
7. Заключение……………………………………………………стр.14
8. Список литературы…………………………………………………....стр.15
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Санкт – Петербург
Содержание .
Обществе…………………………………………………...
Является ли атеизм религией?
Слово "атеизм" – греческого
происхождения: a – отрицательная
приставка: теос – бог,
Прежде чем говорить об атеизме, необходимо сначала четко уяснить, что же такое религия. Современная наука утверждает: религия – это вера в существование сверхъестественных сил, которые влияют на человеческую жизнь.
Довольно часто в беседах с
верующими людьми и при чтении
религиозной литературы приходится
встречаться с высказываниями
типа: “атеизм - это религия” , “
Атеистам на самом деле
Для удобства
изложения и наглядности можно
составить такую таблицу:
|
Религиозная
вера - это убежденность в реальном
существовании
Немного истории атеизма.
Истоки атеизма
относятся к той далекой поре
истории, когда развитие общественно-производственной
практики впервые позволило накопить
относительно большой объем знаний,
а создание письменности дало возможность
ускорить их накопление и совершенствование.
С другой стороны, это была эпоха,
когда впервые эксплуататорский
строй предоставил
Уже первые шага людей, пытающихся постичь мир, приводили к требованию ничего не принимать на веру, считать истинным лишь то, что доказано разумными доводами, основанными на фактах. Так возникают первые зачатки науки и научного мировоззрения.
Первоначально это был неосознанный атеизм, выражавшийся в прагматическом отношении к ритуалам среди самих служителей культа и вождей племён, которые использовали религиозные формулы для упрочнения своего влияния на население. Более осознанный, агностический атеизм стал оформлятся только с появлением философских школ.
Древнеиндийские
источники доносят до нас эхо
споров между представителями
Некоторые любят
причислять к атеистам и Гераклита
и Эмпедокла, Аристотеля, Демокрита, Лукреция,
Абеляра, Бекона, Гоббса, Спинозу, Вольтера.
Другие это отвергают: и у одних, и у других
есть аргументы в свою пользу.
Как бы то ни было
массовое рассространение атеизма
получил в 19 веке в Европе. Современный
атеизм берёт своё начало в марксизме.
Действительно, Маркс был первым философом,
заявившем, что Бога не существует вообще
(Ницше утверждал смерть Бога), а религия
является "ложным сознанием", вымыслом
и средством, которым богатые дурят, морочат
голову простым людям. После него Ницше
произнёс своё "знаменитое" "Бога
нет", Сартр повторил, но его произведения,
кроме "тошноты" (nausee) больше ничего
вызывать не могут.
Рассел написал работку "Почему я не
христианин, в которой воспроизвёл из
раза в раз повторяющиеся клеше и штампы
против христианства. Неудивительно, что
его не считают серьёзным философом. Таким
образом, можно сделать первое наблюдение:
атеизм стал возможным только на христианской
почве Западной Европы. Нигде атеизм не
имеет такого распространения кроме как
в Европе: ни в мусульманских, ни в буддистских, ни в Израиле, атеизма,
как философской системы не существует.
«Атеизм, отрицающий
Бога Творца, не может не видеть первопричину
мира в самом мире. Для атеиста
мир не создан, но существовал и
будет существовать вечно. Все в
этом несотворенном мире объяснимо
всесильными «законами природы»
Поскольку атеизм
не признаёт в качестве источников
морали религиозные догматы, атеизм
подвергается обвинениям в аморальности.
В то же время атеистические мыслители
считают, что верующие «ставят телегу
впереди лошади»: древние тексты
являются не источниками морали, а
лишь фиксацией, отражением уровня морали
своего времени, которая существовала
в обществе задолго до возникновения
религий и продолжает существовать
после того, как большая часть
населения перестаёт
Классификация атеизма.
В западной литературе классификации атеизма разнообразны. Во многом они субъективны, хотя в той или иной мере учитывают реально существующие различия между направлениями свободомыслия и атеизма. Так, различают практический и теоретический атеизм (В.Бруггер); радикальный, агностический, постулатный (Х.Шмидт); марксистский, рационалистический, экзистенциалистский (И.Лепп), три вида атеизма, связанные с именами О.Конта, Л.Фейербаха и К.Маркса, а также Ф. Ницше (А. де Любак); иногда в понятие атеизма неправомерно включают некоторые по сути своей религиозные системы (буддизм и даосизм).
Иногда различают атеизм “сильный” и “слабый”. “Слабым атеизмом” считается отсутствие веры в существование Бога, это по сути скептицизм, простое неверие. Для “сильного атеизма” характерна вера в то, что Бог не существует, это “твердое, позитивное убеждение”. Действительно, неверие в истинность не является равноценным вере в неистинность; человек может просто не иметь представления о истинности или неистинности того или иного явления.
В отечественной
исследовательской литературе ХХ в.
атеизм рассматривался в различных
аспектах: как социальное явление, как
сторона материалистического
В.С.Чекулаев в 1975
г. предложил следующую разделять
атеистов по критерию атеистической убежденности
на: 1) суеверных атеистов, 2) индифферентных,
3) стихийных, 4) сознательно-убежденных,
5) воинствующих. Прочие классификации,
предлагавшиеся в советских исследованиях
тех лет, обычно делят атеистов не по характеру
их воззрений, а исключительно по степени
их общественной активности.
Отношение к атеизму
в современном российском
Отношение общества
к атеизму радикально изменилось
— вернее, оно впервые обрело
четкие формы. Стало принято говорить
об атеизме как об источнике безнравственности
и причине страданий и