Боги, цари, герои, мифы Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

Тысяча гимнов Ригведы, а также более поздние памятники ведийской литературы дают богатейший материал для суждений о характере религиозных верований ариев. Сравнение с мифологией других народов показывает иногда далекие индоевропейские истоки ведийской религии. Прослеживаются, между прочим, и славянские параллели: например, божество грозы Парджанья соответствует Перуну, бог огня именуется Агни (ср. рус. «огонь»), бог ветра — Ваю (ср. рус. «веять») . Особую близость обнаруживают веды с религией и культурой древнего Ирана, так как индийская группа арийских племен довольно поздно отделилась от своих иранских собратьев. И в Индии, и в Иране поклонялись, например, богу Митре, во время религиозных церемоний пили сому — священный напиток, обладавший, видимо, наркотическим действием.

Содержание работы

1.Введения ……………………………………………………………3
2.Религия Древней Индии ……………………………………3
3. Ведизм, джайнизм, индуизм – основы духовной культуры индийского ареала ………………………………………………5
4.Боги и герои Древней Индии ……………………….…..9
5.Ритуалы ……………………………………………………………13
Мифы Древней Индии ……………………………………….15
Цари Древней Индии ………………………………………….27
Заключение ………………………………………………………….28
Список литературы………

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство железнодорожного транспорта.docx

— 64.83 Кб (Скачать файл)

 

Боги  и герои Древней Индии.

             Многие позы йоги посвящены тем или иным богам, мудрецам, воинам, животным. Говорят, что принимая эти позы, мы перенимаем самые лучшие их качества.

Брахма, Вишну и Шива образуют Тримурти – триаду богов в индийском пантеоне.

           Вначале не было ничего, кроме беспредельных вод, которые породили огонь. Силой космического жара (тапас) в этих водах родилось Золотое Яйцо (Хираньягарбха). Через столько времени, сколько длится год, из Золотого Яйца возник БРАХМА, силой мысли разделивший яйцо надвое. Из верхней половины скорлупы было создано небо, из нижней — земля. После этого БРАХМА создал пять элементов – огонь (тедж), воду (ап), землю (притхви), воздух (ваю) и эфир (акаша), утвердил землю среди вод, создал страны света, положил начало времени, сотворил богов, жертвоприношения, веды, звезды, горы, моря, реки, людей, речь (для индийской культуры характерно преклонение перед словом), чувства (страсть (кама), гнев (кродха), радость (сукха), покаяние) и вновь разделился на две половины — мужскую и женскую; наконец, он создал растения, животных, птиц, насекомых и демонов.

      БРАХМА породил силой духа восьмерых сыновей – Маричи, Атри, Ангирас, Пулаха, Пуластья, Крату, Дакша и Бхригу. Сыновья и стали родоначальниками богов и людей. От внука БРАХМЫ Кашьяпы (сына Маричи) ведут свой род демоны – дайтьи. Дочь Дакши породила великанов – данавов. Адити, третья дочь Дакши, стала матерью великих богов-адитьев, среди которых Варуна, Индра, Сурья, Митра и Вишну.

            Творение БРАХМЫ не является постоянным. Оно регулярно обновляется, как и сам БРАХМА. В конце жизни, которая длится 100 лет, «текущего Брахмы» вселенная гибнет в пламени пожара (махапралая), чтобы освободить место для нового творения, «нового БРАХМЫ». БРАХМА – это бог творец в индуизме.

Однако БРАХМА действует не один, а по велению ВИШНУ и ШИВЫ.

          ВИШНУ возлежит на мировом змее ШЕШЕ, из пупа ВИШНУ вырастает лотос, на котором восседает демиург Брахма. ВИШНУ наделен жизненной энергией изначальных вод, из которых возник мир — майей. Когда ВИШНУ засыпает, майя бездействует и мироздание растворяется в небытии. У ВИШНУ десять аватар (воплощений). Рыба Матсья – обернувшись ею ВИШНУ спас людей от потопа. В образе черепахи Курмы ВИШНУ поддерживал священную гору Мандару. В образе вепря Вараху ВИШНУ поднял землю из первобытных вод. Аватар Нарасинх – человек – лев, победил демона. Родившись в образе карлика Ваману, в семье мудреца Кашьяпы, ВИШНУ вернул власть богам, которую захватил демон Бали. Шестая и седьмая аватары связаны с Рамой, герой которому посвящен древний эпос «Рамаяна». Самая популярная аватара ВИШНУ – Кришна. Он наставник героев, воин и политик. Он излагает герою Арджуне «Бхагавадгиту» — религиозно-философскую доктрину индуизма. Девятая аватара ВИШНУ — Будда. Последняя аватара ВИШНУ – белый конь Калки. Он карает злодеев, восстанавливает дхарму.

       Бог ШИВА – одновременно и бог разрушитель и бог созидатель, поэтому его называют Махадева (великий бог), Махешвара (великое сущее). ШИВА организует мир по средствам своего оргиастического танца тандава. Символ ШИВЫ — лингам (фаллос), символ его супруги Парвати – йони (женские гениталии). Многочисленные лингамы в честь ШИВЫ можно и по сей день увидеть во многих районах Индии, самый высокий из лингамов , в храме Матангешвара, достигает 2,5 метров.

        Богиня речи ВАЧ – супруга Индры и персонификация Священного Знания. Ее называют матерью Вед (древние тексты). Она обитает и на небе, и на земле. Она олицетворение слова. Творческой силы. Материальное воплощение ВАЧ – это божественный слог АУМ (ОМ).

       АУМ – это биджа –мантра (короткая мантра), состоящая из трех звуков, каждый из которых, в свою очередь, символизирует конкретную функцию по отношению ко Вселенной. А – предвечная энергия; У — энергия творения; М — природная энергия, энергия воды. Совокупно эти звуки выражают суть Вселенной. Эти три звука также отождествляют верховную триаду индийского пантеона: А – Брахма, У – Вишну, М – Шива.

       ИНДРА – олицетворение воинского ремесла. Он – громовержец. Своим оружием Ваджрой (палица), он поразил демонического змея Вритру и отворил мировые воды, которые запирал своим телом демон. В древнем эпосе «Махабхарате» поединок Индры с Вритрой не раз упомянут.

        Бог АГНИ – бог огня. Он главное земное существо, посредник межу богами и людьми. Агни – владыка жертвоприношений. У него три головы, три силы, три языка и три жилища, т.к. он родился сразу на небе, на земле и в воде.

          ВАРУНА — бог небесных вод. Он наполняет водой моря, его сестры – реки, он проливает с небес дождь. ВАРУНА воплощение космического закона – риты, охранитель справедливости, безжалостно карающий ложь.

         СУРЬЯ – бог Солнца, глаз богов. Он движется по небосводу, пересекает пространство, «меряя дни ночами».

         УШАС – богиня утренней зари. Она пробуждает человеческий род, доставляет наслаждение. Она создает свет.

         САРАСВАТИ — богиня целительства и подати благ. Покровительница искусств и науки. Изобретательница санскрита. Богиня мудрости и красноречия.

         ЛАКШМИ – богиня любви и красоты. Она появилась сидя на цветке лотоса. Поэтому лотос считается священным цветком. Она супруга ВИШНУ.

     ПАРВАТИ – родившаяся заново первая жена ШИВЫ, Сати.

 

             Богиня ДУРГИ – олицетворение созидательных и разрушительных сил природы. Богиня – воительница.

           КАЛИ – богиня ужаса. Несет гибель всему живому. Чтобы ублажить эту кровожадную богиню, в жертву приносят животных и птиц. Она носит ожерелье из черепов, в руках у нее меч и нож. Язык свисает изо рта, весь в жертвенной крови.

        Бог ЯМА – правитель загробного мира, судья умерших. Царь справедливости.

      КУБЕРА — бог богатства и процветания, он и его слуга Манибхадра покровительствуют торговле. Это бог с двумя руками, тремя ногами и одним глазом, второго его лишил ШИВА, когда КУБЕРА подглядывал за супругой ШИВЫ.

      КАРТТИКЕЯ – бог войны и покровитель воров.

       ГАНЕША – слоноголовый сын ШИВЫ и ПАРВАТИ. Самое почитаемое божество в Индии. ГАНЕША – бог предусмотрительности, мудрости, устранения препятствий. Сначала у ГАНЕШИ была человеческая голова. ШИВА отрубил ее, когда разозлился на ГАНЕШУ, так как тот не пускал ШИВУ к жене. Позже, чтобы успокоить ПАРВАТИ, ШИВА приставил к телу ГАНЕШИ голову слона, первого живого существа, оказавшегося поблизости.

        Орел ГАРУДА – вахана (ездовые животные верховных богов) ВИШНУ.

        ХАНУМАН – сын бога ветра ВАЮ. Царь обезьян. Обладает чудовищной силой. Покровительствует деревенской жизни. Предания о ХАНУМАНЕ составляют значительную часть эпического цикла «Рамаяна».

                  ГРОЗНЫЕ СИЛОЙ, ОБРАЗУЯ ОТВАЖНУЮ РАТЬ.

ВАСИШТХА – друг богов. Он был  сыном Брахмы, но вследствие проклятия  лишился своего тела и родился  вновь.

   ВИРАБХАДРА – тысячеголовый и тясячерукий воин ШИВЫ.

     ГОТАМА, или ГАУТАМА – известен тем, что проклял ИНДРУ, за то, что тот соблазнил его супругу.

     БХАРАДВАДЖА – верный друг и советник РАМЫ, аватара ВИШНУ.

     ВИШВАМИТРА — родился кшатрием (каста воинов), но своей аскезой добился положения брахмана (высшая каста). ВИШВАМИТРЕ была поведана мантра «Гаятри» (молитва посвященная супруге БРАХМЫ), повторение, которая приносит великие достижения. Эту мантру брахман должен повторять во время утренней и вечерней молитвы.

      КАШЬЯПА – все живые существа – его потомки. Внук КАШЬЯПЫ, Ману, стал прародителем людей.

ВРАТА К БЕССМЕРТИЮ.

ГАУТАМА БУДДА – один из величайших людей, живших, когда —  либо на Земле. Будда, с санскрита  означает «просветленный», «постигший». Сын царя, кшатрий, он помогал людям  по-новому осознать свое предназначение.

 

АШОКА – лучший из всех царей, которые когда-либо правили Индией. Был последователем учения БУДДЫ. Великие  достижения приписываются именно ко времени правления этого мудрого  из царей.

 

КАБИР – был простым  ткачом и великим философом. Его  песни поют до сих пор. Считал, что  Бог один и неважно, как ему  поклоняться – Аллаху или Раме. Бог может жить только в душе. 

Ритуалы.

           Постоянных мест сосредоточения культа — храмов — первоначально не было, но ведийские арии для особо значимых ритуальных церемоний сооружали специальные алтари. В поздневедийских текстах даются подробные описания планов этих сложных построек, например, в виде огромной птицы. Жертвоприношения на нескольких огнях такого алтаря совершались в течение многих дней, а некоторые циклы обрядов продолжались более года. В них принимали участие целые группы жрецов, каждый из которых выполнял особые функции.

              Всякое действие, имевшее магический характер, детально регламентировалось. Не меньшее значение имело и произнесение при этом обращений к богам. Иногда это простые просьбы, выражающие нехитрую мысль: «Я — тебе, ты — мне», или намеки на щедрость божества, которое, не скупясь, вознаграждает того, кто его восхваляет. Порой настойчиво повторяется имя бога, с тем чтобы получить над ним магическую власть и заставить выполнить просьбу. Само заклинание тогда приобретает характер требования.

                В представлении участников ритуала, обряд не символизирует космические явления, а вызывает их: солнце не встанет, если жертвователь не зажжет в конце ночи огонь на алтаре. Жертва осмысляется как движущая пружина мировых процессов. Боги ничего не решают по произволу, они лишены свободы воли и в этом смысле даже не отличаются особым могуществом. Ритуалистика менее всего предполагает живые эмоции. Богов не умоляют, а, скорее, управляют ими. Иногда они выглядят как простые статисты в литургическом действе. Для брахманической прозы характерно представление о материальности всего мира (включая область духа и абстрактные понятия) и в то же время оживление этой материи в виде божеств — дэвата.

               Все в мире взаимосвязано, и потому одно можно сделать орудием воздействия на другое. Необходимо лишь осознать, выразить и воспользоваться этим тождеством. Ритуалисты исходят из наличия всеобщих закономерностей, которым подчиняются сами боги. В основе мировоззрения поздневедийской эпохи лежит магия. Поздневедийская ритуалистика сыграла огромную роль в становлении древнеиндийской культуры. Форма брахманической прозы, перемежающей текст с комментарием, стала основой традиции индийского обучения и неизменно воспроизводилась в позднейших научных или философских трактатах. В брахманах формировалось сознательное отношение к ритуальной практике — следующим шагом должно было стать осмысление и других аспектов человеческой деятельности.

              Непосредственно к брахманам примыкают — а отчасти и просто включаются в них — араньяки и упанишады. Упанишады опираются на те представления о «круговороте материи», которые явственно выражены в брахманах. Жертва от людей идет к богам и — в качестве возмещения — вновь возвращается к людям. Но и сам человек осмысляется как своего рода жертва: и он проходит круговорот существований, вращаясь между тем и этим миром. Складывается понятие сансары — круга перерождений.

 

             Понятие жертвоприношения в упанишадах все чаще употребляется в переносном смысле, становясь метафорой. Говорится о жертве не только пищей, но и деянием, словом, мыслью. Вся жизнь человека рассматривается как цикл ритуальных процедур от зачатия до смерти. Сожжение покойника есть последнее жертвоприношение — тела на огне. Повседневное поведение представляется ритуализованным действием, а сам человек — совокупностью чистых и нечистых деяний. Формируется важнейшая для индийских религий доктрина кармы — представление о том, что деяния являются причиной последующего воздаяния.

Закон воздаяния обеспечивал тем, кто накопил религиозную заслугу, новое рождение в более высокой  варне, а грешникам — в более  низкой. За грехи человек мог родиться животным, червем, насекомым, а наградой за праведность служило рождение божеством. Таким образом, и сами боги не были свободны от круговорота  перерождений и воздаяния — кармы.

 

Мифы Древней Индии.

                Ведийская мифология - совокупность мифологических представлений ведийских ариев; обычно под ведийской мифологией понимают мифологические представления ариев периода создания вед, а иногда и периода создания брахман, прозаических комментариев к ведам, и упанишад, тайных учений философско-религиозного характера, генетически связанных с ведами, но отражающих, по сути дела, уже иную культурную традицию. Хронологически ведийская мифология относится к эпохе между серединой 2-го и сер. 1-го тыс. до н. э., когда первобытно -общинное устройство ведийского общества находилось уже на стадии разложения и постепенно формировался уклад, который был характерен для военной демократии.

Источники ведийской мифологии: четыре древнейших собрания вед; брахманы к  соответствующим ведам (ценные сведения о ритуале, интерпретации его  сокровенного смысла и символики, ряд  мифов и мифологизированных преданий); араньяки (тексты, связанные с брахманами); упанишады. Эти источники относятся  к классу шрути - «услышанное» (т. е. откровение).

Ведийская мифология передавалась устно, и «божественному» характеру  текстов соответствовала особая роль речи и памяти, противостоящих забвению и нечленораздельному хаосу.

Тексты смрити - «запоминаемое» (восходящее к авторитетам) включают сутры, в  которых речь идёт о жертвоприношениях, домашних обрядах, мифологизированном законодательстве и т.п.

Некоторые сведения о ведийской  мифологии могут быть извлечены  из более поздних индуистских  текстов, генетически связанных  с ведийской традицией, и даже из буддийских текстов. Ведизм не был  общеиндийской религией, его придерживалась лишь группа индоарийских племен, заселявшая Восточный Пенджаб и Уттар-Прадеш, она же является создателем Ригведы  и других ведийских сборников. Одной  из характерных черт ведийской религии  является политеизм – поклонение многим богам, которых обычно наделяют свойствами человека. Главным богом  считался Индра – бог грозы, могущественный воитель. Варуна – хранитель мирового порядка и справедливости. Агни –  бог огня и защитник домашнего  очага. Индиец эпохи вед обожествлял  силы природы, одушевлял растения, горы и реки. Позднее на основе этого  оформилось учение о переселении  душ. Чтобы завоевать расположение богов, индийцы приносили им жертвы, молили о помощи, потомстве и богатстве. Ведийские сочинения рисуют богатый  духовный мир индийцев, уже тогда  создававших сложные космогонические  представления. Уже тогда человек  пытался в мифологизированной форме  объяснить причины возникновения мира и всего живого на земле.

Информация о работе Боги, цари, герои, мифы Древней Индии