Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:00, реферат
Целью настоящей работы является попытка систематизации наиболее популярных божеств Древнего Египта и анализ изменений, которые происходили в их иконографии в течение тысячелетий. Сделана попытка раскрыть причины удивительного консерватизма традиций зоолатрии в египетском искусстве и архитектуре.
Введение5
1. ПОЛИТЕИЗМ ИЛИ РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН6
2. КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ9
3. ЗВЕРОБОГИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА11
Заключение26
Литература27
Рис.
1. Эмблемы подразделений
Приведем
далеко не полный перечень древнеегипетских
номов и их животных-покровителей.
Этот список составлен на основе трудов
М.А. Коростовцева, Я. Липиньской, М.Э.
Матье10 и других ученых-египтологов.
Таблица 1
Таблица 2
В роли покровителей номов выступали как дикие, так и домашние животные. Очевидно, первые были почитаемы среди древних охотников, вторые – у скотоводов и земледельцев. Дадим краткую характеристику наиболее популярным и широко распространенным в Древнем Египте зверобогам.
Лев, львица
Согласно М.А. Коростовцеву11, на территории Древнего Египта почиталось 32 бога-льва (большинство – в Нижнем Египте) и 33 богини-львицы (опять же большинство – в Верхнем Египте). В греко-римское время целая группа поселений носила название Леонтополис (Львиный Город). Наиболее известными богами в львином обличье были Акер (один из богов подземного царства) и Шу (бог воздуха и пустоты). В городе Телль-эль-Яхудиа, расположенном к северо-востоку от Гелиополя, был построен наиболее почитаемый в Дельте храм Льва.
Царственный хищник с роскошной гривой считался олицетворением божественного Солнца. Его величественный облик и умение, не мигая, смотреть на дневное светило вызывали уважение и суеверный страх. Только фараон, Сын Ра, имел право охотиться на этих властелинов пустыни. Известно, например, что Аменхотеп II убил за время своего правления 102 льва. Охотой на львов с колесниц развлекался и молодой Тутанхамон. Сохранилась крышка ларца, на которой он изображен в момент выстрела. Египетские сцены «царской охоты» в своих деталях, по-видимому, предвосхитили аналогичные рельефы из Нимруда и Дур-Шаррукина (Ассирия). Прирученные львы, как известно, сопровождали колесницу Рамзеса II и даже принимали участие в военных действиях (битва при Кадеше). В титулатуре египетских фараонов особое место занимает сравнение владыки со львом – «Сын Солнца», «Могучий Лев», «Бык среди властелинов», «Божественный великолепный Сокол». Как правило, места их культа устраивались вблизи караванных троп вади, где погонщики часто сталкивались с этими грозными хищницами. Подобные святилища были обнаружены в храме Аменхотепа III в Эль-Кабе, в Тинисском номе, в селении Дейр-эль-Габраи близ Ассиута и т.д. Иконография первых зверобогов в львином обличье, несомненно, была зооморфной (грубая имитация туловища хищника в виде круглой скульптуры или рельефа) либо тератоморфной (сочетание частей тел различных животных – греч. химеры).
Например, в гробнице царицы Хер-Нейт в Саккара (I династия) была обнаружена притолока, украшенная фигурами двух львов-стражей. Однако более известны египетские сфинксы – каменные львы с головами соколов, людей или баранов. Эти изваяния, многократно тиражированные в эпоху Нового царства, стали неотъемлемой деталью древнеегипетского культового зодчества. Знаменитые «аллеи сфинксов» соединяли храмы и святилища с берегами Нила (Карнак, Дейр-эль-Бахри) или с другими храмами (Луксор). Образ сфинкса прошел через всю древнеегипетскую мифологию. Это воин и страж священных дорог и построек, борец и мститель, символ солнечного культа, который первым встречает лучи восходящего Солнца и следит за тем, чтобы не нарушался процесс движения его по небосводу.
Рис. 2. Изображение на саркофаге; XIX династия; Египетский музей, Каир
Священными львицами египтяне почитали наиболее популярных богинь – Сохмет, Тефнут (Мемфис), Мертсегер (Фивы), Баст (Бубастис), Пахет (Спеос Артемидос).
Крокодил (культ Себека)
Культ нильского крокодила (зухоса) был популярен в Обеих Землях. Вряд ли это можно объяснить привлекательностью животного в качестве охотничьей добычи, хотя его шкура издавна служила материалом для различных поделок, а мясо, по уверениям гурманов, не уступало по своим вкусовым качествам куриному. Скорее всего, нильский крокодил стал объектом поклонения благодаря своим внушительным размерам (до семи метров длины), огромной силе, свирепому нраву и коварству, проявляемым на охоте. Добычей крокодилов становится практически любое теплокровное животное, которое хищник способен одолеть. Даже львам не всегда удается избежать его острых зубов во время водопоя.
Рис.
3. Себек – бог-крокодил, владыка зарослей
Культ зухоса возникал в местах, изобилующих этими хищниками – заболоченные местности с озерами и каналами, речные быстрины, отвесные берега, песчаные отмели. В Дельте существовало не менее семи центров почитания крокодилов (Бусирис и др.), в Верхнем Египте – 15 (Ком-Омбос, Фивы и пр.).
Крупнейший
центр почитания священных
Гораздо чаще при храмах в специальных водоемах содержалось одно животное исполинских размеров, которое возводилось в ранг крокодильего «царя». Хищник был окружен величайшим почетом. Его украшали кольцами и серьгами, кормили отборным мясом, вином и хлебом. После смерти «царь» подвергался бальзамированию и торжественному погребению. Его сменял очередной гигант, отобранный придирчивой комиссией жрецов.
Помимо льва и крокодила, наиболее распространенными тотемными животными в Древнем Египте были бык, змея и сокол12.
Бык, корова
Культ священного быка и коровы, корни которого следует искать в контактной магии древних скотоводов, был равно чтим в Обеих Землях, но больше – в Дельте, богатой плодородными пастбищами. Но, в отличие от индийцев, египтяне обожествляли не всех представителей полорогих, а лишь отдельных особей, обладавших исключительными достоинствами. Наиболее крупными центрами распространения этого культа были Мемфис, Гелиополь, Гермонт и Дендера.
Бык, подобно Мину или Осирису, воплощал в себе неиссякаемое плодородие природы, источник жизни и благосостояния древнеегипетского государства. В Мемфисе, древнейшей столице фараонов I династии, с додинастического периода процветал культ Аписа – черного быка с белым треугольником на лбу и темным пятном на языке, похожим на скарабея. Будущий Апис отбирался комиссией жрецов из огромного числа животных по тридцати признакам. Бык-избранник, пройдя жесткий конкурсный отбор,
поселялся в Апейоне – дворце с роскошным парком. Здесь его кормили отборным сеном, поили ключевой водой и вином, купали в теплых ваннах, окуривали драгоценными благовониями. Лишь один-два раза в год животное впрягали в ярмо – фараон собственноручно пропахивал несколько борозд на поле, открывая очередной сельскохозяйственный сезон. После этого животное не беспокоили.
В 1851 году французский археолог Август Мариетт обнаружил в долине Саккара развалины колоссального погребения священных быков. Подземный коридор длиной 350 метров имел по обеим сторонам погребальные покои с саркофагами из черного и красного гранита. Всего в саркофагах было найдено 64 мумии животных (древнейшая – времен Аменхотепа III, самая поздняя – начала нашей эры). На каменных стелах были указаны даты рождения, посвящения и смерти каждого из быков. Средний возраст – 25 лет. Согласно Геродоту, по истечении этого срока, если бык не умирал сам, жрецы вели его со двора и топили где-нибудь в укромном месте. Затем объявляли, что бог Пта прекратил свое существование в теле старого Аписа и вселялся в более молодого быка. Само существование этого жестокого обряда опровергается рядом современных ученых, которые находили мумии быков и более преклонного возраста13.
Вторым
крупным центром почитания
В Гермонте позднее обожествили быка Бухиса черно-белой или красно-коричневой масти (рис. 4).
Рис.
4. Бухис – священный бык Гермонта
Его
отождествляли с
Большой известностью среди простого народа пользовалась богиня веселья и любви Хатхор (Гатор). Она изображалась в виде женщины с рогами или ушами коровы. Фетишем этой богини служил столб Джет, увенчанный двуликой головой богини с коровьими ушами, а в более поздний период – головой коровы.
Что же касается космологической сути священной коровы, то уже в «Текстах пирамид» была увековечена легенда о Мехет Урт («Великой Корове»), на спине которой первые боги Египта покинули землю. Тело этой коровы усеяно звездами, ее ноги – четыре столпа Вселенной, на которых покоится небесный купол. Сохранилось предание о том, что Солнце было рождено небесной коровой в облике золотого теленка. Фараоны считали великой честью называть себя сыновьями Мехет Урт или «тельцами». Миф о небесной корове, по всей видимости, был создан жрецами, пытавшимися объяснить строение Вселенной (рис. 5).
Рис.
5. Богиня Нут в облике Небесной Коровы
Мехен Урт
Следует отметить, что божества в облике быков и коров почитались во многих номах Древнего Египта. Согласно легенде, все боги и богини Египта
первоначально
были быками и коровами с шерстью
различной окраски. Потом уже, по
велению верховного бога, все быки
воплотились в одного черного
быка, а все коровы – в одну
черную корову. Иконография многих
богов сохранила коровьи или бычьи рога
как отзвук более древних верований и
обрядов. Рогами и лунным диском было увенчано
чело Хатхор, Исиды, Мертсегер (богини
фиванского некрополя). Богиня-антилопа
Сотис имеет украшение из антилопьих рогов.
Эта же традиция сохранилась и в ритуальном
украшении фараона бычьим хвостом во время
ежегодного празднования «хеб-седа» («возрождения»,
«обновления» фараона)15.
Священные змеи
В фольклоре и религии Древнего Египта культ священных змей занимает особое место, поскольку эти рептилии являются носителями противоположных начал – как доброго, так и злого.
Причудливая форма змеиного тела, лишенного конечностей, немигающий холодный взгляд, высокотоксичный яд – качества, издавна вызывавшие у людей чувство страха и невольного уважения. Отсюда становится понятной популярность змеиных божеств на территории многих номов Древнего Египта. Не случайно фетишем города Буто (столицы VI нижнеегипетского нома), а также Имета (Телль-эль-Фараун), Небта (Билифия) и других городов стала египетская кобра Уаджет («Зеленая»). Уже во времена Раннего царства эта змея являлась символом Дельты (Нижнего Египта), а ее золотое изображение украшало корону фараона. Непредсказуемость поступков «огнедышащих» змей сделали их идеальными стражами дворцов, храмов, некрополей. Восточный фасад Южной гробницы комплекса Джосера в Саккара был украшен барельефом из каменных уреев – стражей усопшего фараона.
Изображениями священных кобр была украшена также балюстрада заупокойного храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. У входов во многие древнеегипетские храмы стояли стелы с изображениями священных змей и текстами заклинаний против злых чар.
В древнеегипетской мифологии змеи нередко выполняли противоречивые функции. Некоторые из них являлись врагами солнечных богов и фараонов, другие – их друзьями и защитниками. В облике змеи или женщины со змеиной головой предстает богиня земного плодородия и охранительница закромов Рененутет16.
Рис. 6. Рененутет (Термутис)
Покровительницей фиванского некрополя также была женщина-змея – богиня Мертсегер. Даже бог земли Геб изображался иногда со змеиной головой: «Земля и находящийся в ней мир мертвых полны змей, добрых и злых… Змеи сторожат врата разделов преисподней, змеи охраняют солнечного бога во время его плавания по подземному Нилу, и если, с одной стороны, гигантский змей Апоп пытается воспрепятствовать этому плаванию, то, с другой стороны, змей Мехен, защитник солнца, помогает последнему одолеть Апопа…. Змеи грозными рядами поднимаются и над ковчегами богов, и над балдахинами царских покоев. В виде крылатых кобр охраняют Исида и Нефтида Осириса, окружая его тенью своих крыльев…. Пятиглавый змей сторожит гробницу бога Хепри в шестом подразделении преисподней…»17.
Одним
словом, змеи в древнеегипетской религии
одновременно символизировали Жизнь
и Смерть, Добро и Зло, Свет
и Тьму, Солнце и водную стихию.
Этим можно объяснить их необычайную
популярность в пантеоне древнеегипетских
зверобогов.