Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:50, реферат
Буддизм – религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Почти во всех направлениях буддизма имеются монашеские ордена, члены которых выступают для мирян учителями и священнослужителями. Однако за вычетом этих общих черт многочисленные направления современного буддизма демонстрируют разнообразие как верований, так и религиозной практики. В своем классическом варианте (тхеравада, «школа старейшин», или хинаяна, «малая колесница») буддизм представляет собой главным образом философию и этику. Цель верующих – достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего «я», мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость
Содержание:
1. ГАУТАМА БУДДА …………………………………………………. 3
2. УЧЕНИЯ …………………………………………………………… ..4
3. РАСПРОСТРАНЕНИЕ БУДДИЗМА В ИНДИИ …………… …5
4. МАХАЯНА И ХИНАЯНА ………………………………………… 6
5. БУДДИЗМ ТХЕРАВАДЫ …………………………………………7
6. РАСПРОСТРАНЕНИЕ БУДДИЗМА ТХЕРАВАДЫ…………….8
7. БУДДИЗМ МАХАЯНЫ ……………………………………………10
8. РАСПРОСТРАНЕНИЕ БУДДИЗМА МАХАЯНЫ……………...11
9. ЛАМАИЗМ……………………………………………………………13
Важнейшее отличие школы сарвастивада заключается в доктрине одновременного существования прошлого, настоящего и будущего. Это объясняет и ее название: сарвам-асти – «все есть». Все три вышеупомянутые школы остаются ортодоксальными по своей сути, но сарвастивадины и махасангхики, которые пользовались санскритом, а не пали, выказывали тенденцию к более свободному истолкованию смысла высказываний Будды. Что касается тхеравадинов, то они стремились сохранить в неприкосновенности древние догматы.
Ашока (3 в. до н.э). Распространение буддизма получило сильнейший новый импульс, когда мирским последователем этой религии стал третий царь из древнеиндийской династии Маурьев (4–2 вв. до н.э). В одном из своих наскальных эдиктов (XIII) Ашока поведал о раскаянии за кровопролитие и страдания, которые он причинил людям в завоевательной войне в Калинге, и о своем решении следовать путем моральных завоеваний (дхарма). Это означало, что он намерен править, руководствуясь принципом праведности, внушая эту праведность и в собственном царстве, и в других странах.
Ашока чтил аскетов, уважая их проповедь ненасилия и гуманные этические принципы, и требовал, чтобы его чиновники поддерживали благородные деяния, связанные с состраданием, щедростью, правдивостью, чистотой, кротостью и добротой. Сам он стремился быть примером, заботясь о благоденствии и счастье подданных, будь то индусы, адживики, джайны или буддисты. Эдикты, которые он приказывал высекать на скалах или каменных столпах в разных частях страны, увековечили принципы его правления.
Великая
хроника Цейлона приписывает Ашоке честь
созыва «третьего собора» в Паталипутре,
где в дополнение к уточнению «истинного
учения» были приняты меры к рассылке
буддийских миссионеров за пределы царства.
От
Ашоки до Канишки.
После
Ашоки династия Маурьев быстро угасла.
К началу 2 до н.э. ее сменила династия Шунгов,
более расположенная к брахманам, нежели
к буддистам. Появление на северо-западе
Индии бактрийских греков, скифов и парфян
бросило новый вызов буддийским учителям.
Эта ситуация отражена в написанном на
пали диалоге между греко-бактрийским
царем Менандром (Милиндой) и буддийским
мудрецом Нагасеной (Вопросы Милинды,
Милиндапанха, 2 до н.э.). Позднее, в 1 н.э.,
весь регион от Афганистана до Пенджаба
оказался под властью среднеазиатского
племени кушанов. Согласно сарвастивадинской
традиции, в период правления царя Канишки
(78–101 н.э.) в Джаландаре был проведен еще
один «собор». Результатом труда принимавших
в его работе буддийских ученых стали
обширные комментарии на санскрите.
Махаяна
и хинаяна.
Между тем происходило становление двух интерпретаций буддизма. Часть сарвастивадинов придерживалась ортодоксальной традиции «старейшин» (санскр. «стхавиравада»). Существовали и либералы, походившие на махасангхиков. Со временем эти две группы вступили в открытые разногласия. Либералы считали учение стхавиравадинов примитивным и незавершенным. Традиционный путь искания нирваны они считали менее успешным, называя его «малой колесницей» спасения (хинаяна), собственное же учение, называли «большой колесницей» (махаяна), несущей адепта в более широкие и глубокие измерения истины.
В стремлении укрепить и сделать неуязвимой свою позицию хинаянисты сарвастивадины собрали корпус трактатов (Абхидхарма, ок. 350 – 100 до н.э.), основанных на ранних текстах (сутрах) и монашеских уставах (виная). Со своей стороны, махаянисты подготовили трактаты (1–3 н.э.) с изложением новых интерпретаций доктрины, выступая против хинаяны как, с их точки зрения, примитивной интерпретации. Несмотря на разногласия, все монахи соблюдали единые правила дисциплины, и зачастую хинаянисты и махаянисты жили в одних и тех же или расположенных по соседству монастырях.
Следует
отметить, что термины «хинаяна»
и «махаяна» возникли из полемических
высказываний махаянистов, стремившихся
отделить свои новые интерпретации
от старых, сохраняемых консервативными
сарвастивадинами. Обе группы принадлежали
к северным буддистам, пользовавшимся
санскритом. Тхеравадины, которые пользовались
пали и ушли на юг Индии и на Шри-Ланку
(Цейлон), не принимали участия в этом споре.
Дорожа своими текстами, они рассматривали
себя как хранителей истины, переданной
им через «старейшин» (пали – «тхера»)
от самого Будды.
Упадок
буддизма в Индии.
Как обособленная религия, привлекавшая к себе новых последователей, укреплявшая свое влияние и создававшая новую литературу, буддизм процветал в Индии примерно до 500 н.э. Его поддерживали правители, в стране возводились величественные храмы и монастыри, появились великие учителя махаяны: Ашвагхоша, Нагарджуна, Асанга и Васубандху. Затем наступил спад, который продолжался несколько веков, и после 12 в., когда в Индии власть перешла к мусульманам, буддизм в этой стране практически исчез. Упадку буддизма способствовали различные факторы. В некоторых регионах сложилась неспокойная политическая обстановка, в других буддизм утратил покровительство властей, а кое-где натолкнулся на противодействие враждебно настроенных правителей. Важнее внешних факторов были факторы внутренние. После становления махаяны творческий импульс буддизма ослабел. Буддийские общины всегда жили в соседстве с другими религиозными культами и практиками религиозной жизни – ведийским ритуализмом, брахманизмом, джайнским аскетизмом и поклонением различным индусским богам. Никогда не проявлявший нетерпимости в отношении других религий, буддизм не мог противостоять их влиянию. Уже китайские паломники, посещавшие Индию в 7 н.э., отмечали признаки разложения. Начиная с 11 в. как индуизм, так и буддизм стали испытывать на себе воздействие тантризма, название которого происходит от сакральных книг тантр (руководств). Тантризм – система верований и обрядов, где используются магические заклинания, мистические слоги, диаграммы и символические жесты для достижения чувства мистического единения с реальностью. В тантрических ритуалах изображение бога в соитии с супругой было выражением осуществления этого религиозного идеала. В индуизме партнерши (шакти) считались супругами богов, в позднем махаянизме – супругами будд и боддхисаттв.
Возвышенные элементы буддийской философии оказались в руках прежних индусских оппонентов, сам Будда стал считаться воплощением (аватарой) Вишну, одного из индусских богов.
БУДДИЗМ
ТХЕРАВАДЫ
Основные доктрины, религиозная практика, священные тексты.
Ранние
буддийские учения лучше всего сохранились
в текстах на пали. Тексты образуют
завершенный канон и дают наиболее полное
представление о доктрине тхеравады. Пали
родствен санскриту, и целый ряд терминов
пали и санскрита очень схожи. Например,
«дхамма» на пали есть то же, что «дхарма»
на санскрите, «камма» на пали то же, что
«карма» на санскрите, «ниббана» – это
санскритская «нирвана». Тхеравадины
считают, что учение, кодифицированное
в этом корпусе, указывает на истину или
закон (дхамму) самой Вселенной, а адепт
должен жить по этому закону, чтобы достичь
высшей свободы и покоя. В общих чертах
система взглядов тхеравады выглядит
следующим образом.
Вселенная,
какой мы ее знаем, находится в
постоянном изменении. Сущее, включая
жизнь отдельного человека, непостоянно
(аничча). Все возникает и исчезает.
Вопреки распространенному представлению,
в человеке не существует постоянного,
неизменяющегося «Я» (Атта), перерождающегося,
переходящего из одного воплощения в другое.
На самом деле человек есть условное единство
пяти групп изменчивых физических и ментальных
компонентов: тела, ощущений, восприятий,
ментальных образований и сознания, за
которыми не стоит никакой неизменной
и постоянной сущности. Все преходяще
и непостоянно, пребывает в напряженном
беспокойстве (дуккха, «страдании») и не
обладает субстанцией (анатта). В этом
потоке психофизических событий все происходит
в соответствии с универсальной причинностью
(камма). Всякое событие есть следствие
причины или комплекса причин, а затем
становится причиной собственных следствий.
Таким образом, каждый человек пожинает
то, что посеял. Однако важнее всего другое
– признание существования нравственного
принципа, согласно которому благие дела
ведут к благим результатам, а дурные –
к дурным. К избавлению от страдания может
привести продвижение по пути праведности
(«восьмеричному пути») к наивысшему освобождению
в ниббане (нирване).
«Восьмеричный
путь» заключается в следовании
следующим принципам. (1) Правильный
взгляд – понимание «четырех благородных
истин», т.е. страдания, его причины,
его прекращения и пути, ведущего
к прекращению страданий. (2) Правильная
мысль – освобождение от похоти, злой
воли, жестокости и неправедности. (3) Правильная
речь – избегание лжи, распространения
сплетен, грубостей и пустой болтовни.
(4) Правильное действие – воздержание
от убийства, воровства и половой распущенности.
(5) Правильный образ жизни – выбор тех
занятий, которые не причиняют вреда ничему
живому. (6) Правильное старание – избегание
и преодоление дурных склонностей, воспитание
и укрепление добрых и здоровых склонностей.
(7) Правильное внимание – наблюдение за
состоянием тела, ощущений, ума и объектами,
на которых сосредоточивается ум, чтобы
их понимать и контролировать. (8) Правильное
сосредоточение – сосредоточение ума
в медитации для вызывания известных экстатических
состояний сознания, ведущих к прозрениям.
Наблюдения
за тем, как проходит жизнь по кругу
повторяющихся рождений, привели
к выработке формулы
Конечная цель – исчезновение всех желаний и своекорыстных устремлений в ниббане. Палийское слово «ниббана» (санскр. «нирвана») буквально означает «затухание» аффектов (по аналогии с затуханием огня после выгорания топлива). Под этим отнюдь не подразумевается «ничто» или «уничтожение»; скорее это трансцендентное состояние свободы за пределами «рождения и смерти», не передаваемое в терминах существования или несуществования в обычном их понимании.
По учению тхеравады, человек сам ответствен за свое спасение и не зависим в этом от воли высших сил (богов). Богам прямо не отказано в существовании, но считается, что они подчинены постоянному процессу перерождений по закону кармы так же, как и люди. Помощь богов не обязательна для продвижения по пути к ниббане, поэтому теология в тхераваде не разрабатывалась. Главные объекты поклонения называются «тремя прибежищами», и каждый верный последователь Пути возлагает на них свои надежды: (1) Будда – не в качестве бога, но как учитель и пример; (2) дхамма – истина, которой учил Будда; (3) сангха – учрежденное Буддой братство последователей.
Литература
по доктрине тхеравады состоит прежде
всего из текстов Палийского канона,
которые сгруппированы в три
собрания, именуемые Тремя корзинами
(Трипитака): (1) Корзина дисциплины (Виная
питака) содержит уставы и правила
поведения монахов и монахинь, повествования
о жизни и учении Будды, истории монашеского
ордена; (2) Корзина наставлений (Сутта
питака) содержит изложение проповедей
Будды. В них повествуется и о том, при
каких обстоятельствах он произносил
свои проповеди, подчас излагая собственный
опыт поиска и обретения просветления,
неизменно учитывая возможности аудитории.
Это собрание текстов имеет особое значение
для изучения ранней доктрины; (3) Корзина
высшей доктрины (Абхидхамма питака) представляет
собой систематизированную классификацию
терминов и идей из двух первых собраний.
Трактаты, составленные значительно позднее,
чем уставы и сутры, посвящены проблемам
психологии и логики. В целом канон представляет
традицию в ее развитии на протяжении
нескольких столетий.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ
БУДДИЗМА ТХЕРАВАДЫ
«Школа старейшин» процветала в тех районах, где Будда выступал с проповедью учения, на территории древних государств Кошала и Магадха (совр. Уттар-Прадеш и Бихар). Впоследствии она постепенно уступала свои позиции сарвастивадинам, влияние которых возрастало.
Однако
к тому времени миссионеры успешно
проповедовали учение тхеравады
в Шри-Ланке (Цейлоне), где впервые
о нем услышали от сына Ашоки принца
Махинды (246 до н.э.). На Шри-Ланке традиция
скрупулезно оберегалась и
Тхеравада
в 20 в.
Буддизм,
бытующий в Юго-Восточной Азии, сохраняет
формы, в которых он некогда существовал
в Индии. Монахи в желтых одеяниях
– это люди, удалившиеся от мира
и посвятившие себя духовному
пути. В монастырях по сей день соблюдается
устав Корзины дисциплины. Миряне
с уважением относятся к монашеству, обращаются
к монахам за наставлениями, совершают
приношения в виде милостыни.
Жизнь
монаха.
Вступающий в орден должен пройти публичный обряд, главной частью которого является присяга на верность «трем прибежищам»: «Я ищу прибежища в Будде», «Я ищу прибежища в дхамме», «Я ищу прибежища в сангхе». Каждая клятва повторяется трижды. В обряде инициации он расстается с миром и становится послушником в монастыре. Завершив период послушничества, он принимает посвящение в монахи (бхикху). Через 10 лет монах становится старейшиной (тхера), а через 20 – великим старейшиной (махатхера). В Шри-Ланке посвященный в монахи должен всю жизнь провести в сангхе. В других странах тхеравады человек может провести в ордене несколько месяцев или лет, а потом вернуться к мирской жизни. В Мьянме, Таиланде и Камбодже монашеская жизнь в течение нескольких недель или месяцев составляет часть религиозного воспитания каждого юноши-буддиста.