Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 08:18, реферат
Описание работы
Что такое религия? РЕЛИГИЯ (от лат. Religio -- набожность, святыня, предмет культа), это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).
Содержание работы
Введение Глава i. Буддизм древнейшая из мировых религий Глава ii. Буддизм как мировая религия Заключение Литература
Ё
правильные действия - человек должен
отказаться от телесных наслаждений, от
насилия и воровства.
Ё
правильный образ жизни - человек должен
приостанавливать кармические приступы.
Ё
правильные мысли - человек должен устранить
плохие мысли и размышлять только о хорошем.
Ё
правильное внимание - внимание определяет
всю жизнь человека.
Ё
правильное созерцание - методы медитации
и йога.
По
мнению Будды этот восьмеричный путь ведет
человека к нирване (угасание).
В
городе Бенаресе (современный Варанаси)
он прочёл свою первую проповедь и, как
говорят буддисты, “повернул колесо Дхармы”
(так иногда называют учение Будды). Он
странствовал с проповедями по городам
и сёлам, у него появились ученики и последователи,
собиравшиеся послушать наставления Учителя,
которого они и стали называть Буддой.
В
своей первой проповеди Будда говорил
о двух “крайностях” в поведении людей,
которые мешают им встать на путь религиозного
спасения.
“Есть,
о братья, две крайности, которых должен
избегать удалившийся от мира.
Какие
эти две крайности? Одна крайность предполагает
жизнь, погружённую в желания, связанную
с мирскими наслаждениями; это жизнь низкая,
тёмная, заурядная, неблагая, бесполезная.
Другая крайность предполагает жизнь
в самоистязании; это жизнь, исполненная
страдания, неблагая, бесполезная. Избегая
этих двух крайностей, Татхагата (Так ушедший
-- эпитет Будды.) во время Просветления
постиг срединный путь -- путь, способствующий
постижению, пониманию, ведущий к умиротворению,
к высшему знанию, к Просветлению, к нирване”.
45
лет Будда провёл, распространяя
своё учение в Индии. По буддийским
источникам, он завоевал приверженцев
среди самых разных слоев общества;
в число последователей буддизма
входило множество богатых и
влиятельных людей, включая царя
государства Магадха Бимбисару и его
сына Аджаташатру.
Незадолго
до смерти Будда сообщил своему любимому
ученику Ананде, что мог бы продлить свою
жизнь на целый век, и потом Ананда горько
сожалел, что не догадался попросить его
об этом.
В
возрасте 80 лет Будда скончался. Причиной
смерти Будды послужила трапеза у бедного
кузнеца Чунды, во время которой Будда,
зная, что бедняк собирается потчевать
своих гостей несвежим мясом, попросил
отдать всё мясо ему. Не желая, чтобы пострадали
спутники, Будда съел его. Перед смертью
Будда сказал любимому ученику: “Ты, верно,
думаешь, Ананда: “Смолкло слово Господина,
нет у нас больше Учителя!”. Нет, не так
вам следует думать. Пусть Дхарма и Виная
(дисциплина), которые я возгласил и которым
наставил вас, будут вашим учителем, после
того как не станет меня” (“Сутра великой
кончины”). Умер Будда в местечке Кушинагара,
и его тело было по обычаю кремировано,
а прах разделён между восемью последователями,
шесть из которых представляли разные
общины. Его прах захоронили в восьми разных
местах, и впоследствии над этими захоронениями
были воздвигнуты мемориальные надгробия
-- ступы.Согласно легенде, один из учеников
вытащил из погребального костра зуб Будды,
который стал главной реликвией буддистов.
Ныне он находится в храме в городе Канди
на острове Шри-Ланка [7;150-152].
Но
ученики и после смерти Учителя продолжали
проповедовать его учение по всей Индии.
Они создавали монашеские общины, где
это учение сохранялось и развивалось.
ГЛАВА II. «БУДДИЗМ
КАК МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ»
УЧИТЕЛЬ?
БОГ? ИЛИ…
Смерть,
или, как считают буддисты, освобождение
-- нирвана (или даже паринирвана, т. е. “великая
нирвана”), Будды стала началом отсчёта
времени существования буддизма как религии.
Кто же всё-таки Будда для буддистов --
Учитель, Бог или всего лишь рядовой представитель
довольно многочисленной категории будд --
достигших Просветления личностей, проживающих
в разных мирах вселенной?
Несомненно,
что Будда -- Учитель, ибо он не только открыл
Путь, но ещё и учил, как надо идти по нему.
Сложнее ответить на вопрос, Бог ли Будда,
ибо буддисты отрицают само понятие божества.
Однако Будде присущи такие качества,
как всемогущество, способность творить
чудеса, принимать разный облик, влиять
на ход событий и в здешнем мире, и в других
мирах. Это те самые качества, которыми
наделены боги, во всяком случае так считают
люди, исповедующие разные религии.
Буддизм
признаёт существование неисчислимого
количества будд -- в разных мирах и в разных
промежутках времени. Есть уддо прошлого,
настоящего и будущего. Есть группа в тысячу
будд; есть _уддо, олицетворяющие различные
виды деятельности и явления природы;
будда врачевания и будда неизмеримого
света, будда несокрушимой истины и вселенский,
космический будда. Но только для одного
из них -- того, кто стал Учителем человечества,
-- этот эпитет является первым и главным
именем [3;21-23].
Будда
-- не бог, не пророк и не воплощение бога,
а величайшее человеческое существо, которое
ценой своих собственных усилий достигло
окончательного освобождения и истинной
мудрости, и стало «несравненным учителем
богов и людей». Он «Спаситель» лишь в
том смысле, что он показал людям, как они
могут спасти себя, следуя по Пути, пройденному
и указанному им. В истинной гармонии мудрости
и сострадания, достигнутой Буддой, он
олицетворяет всеобщий и вневременной
идеал Человека, достигшего совершенства.
ВСЕЛЕННАЯ
И ЕЁ УСТРОЙСТВО, ПО МНЕНИЮ БУДДИСТОВ
Мир
сансары для буддистов -- это непрерывный
поток рождений, смертей и новых рождений,
возникновения, разрушения и нового возникновения.
В него вовлечено всё живое и неживое на
всех уровнях существования. Как же представляли
себе буддисты устройство мира?
В
отличие от других мировых религий количество
миров в буддизме практически бесконечно.
Буддийские тексты говорят, что их больше,
чем капель в океане или песчинок в Ганге.
В каждом из миров есть свои суша, океан,
воздух, множество небес, где обитают боги,
и ступеней ада, населённых демонами, духами
злых предков и др. В центре мира стоит
огромная гора Меру, окружённая семью
горными хребтами. На вершине горы расположено
“небо 33 богов”, возглавляемых богом
Шакрой. Ещё выше, в воздушных дворцах,
находятся небеса трёх сфер. Боги, люди
и прочие существа, которые действуют
исключительно ради удовлетворения собственных
желаний, живут в “сфере желания”, разделённой
на 11 уровней. В сфере“мира формы” -- на
1б уровнях расположены 16 небес Брахмы
(верховного бога брахманизма). Над ней
помещается “мир не-формы”, включающий
четыре высших неба Брахмы. Все боги, населяющие
три сферы, подчинены закону кармы и поэтому,
когда их заслуги исчерпываются, могут
утратить свою божественную природу в
следующих воплощениях. Пребывание в облике
бога такое же временное, как и во всяком
другом.
Однако,
согласно самой древней космологической
схеме, существуют три главных уровня
-- мир Брахмы, мир богов и полубогов и мир
бога Мары, олицетворяющего смерть и разные
искушения, которым подвергается человек.
Влияние Мары распространяется на землю
и множество подземных адских областей.
Миры
не вечны. Каждый из них возникает, развивается
и разрушается в течение одной махакалъпы;
её продолжительность -- миллиарды земных
лет. Она в свою очередь делится на четыре
периода (калъпы). По окончании махакальпы
мироздание не уничтожается полностью.
Только те существа, которые достигли
просветления, переселяются в мир Брахмы,
на небеса Абхассара. Когда на земле вновь
создаются условия для жизни, они рождаются
здесь в соответствии со своими прежними
заслугами. Однако не всякая кальпа становится
счастливой, а лишь та, в которой появляется
будда. По буддийским преданиям, в нынешней
кальпе появится тысяча будд. Буддийские
тексты называют шесть будд, которые жили
в мире людей до Шакьямуни: Вишвабха, Випашьин,
Шикхин, Кракучханда, Канакамуни, Кашьяпа.
Однако наиболее популярен среди буддистов
Майтрейя -- будда, прихода которого ожидают
в будущем (долженствующий родиться в
будущем и осуществить счастливое правление
миром. Его изображают сидящим на троне,
в виде позолоченной статуи) [2;120].
ДХАРМА
-- ЗАКОН, ИСТИНА, ПУТЬ
Важнейшим
для буддистов является понятие дхармы
-- оно олицетворяет учение Будды, высшую
истину, которую он открыл всем существам.
“Дхарма” буквально означает “опора”,
“то, что поддерживает”. Слово “дхарма”
означает в буддизме моральную добродетель,
прежде всего -- это моральные и духовные
качества Будды, которым верующие должны
подражать. Кроме того, дхармы -- это конечные
элементы, на которые, с точки зрения буддистов,
разбивается поток существования. [3;31]
В
своей первой речи после Просветления
Будда сравнивает способности разных
людей к постижению Дхармы с разнообразием
лотосов в пруду: “И оглядев мир своим
оком Просветлённого, Благословенный,
преисполненный сочувствия ко всем живым
существам, увидел существа, умственный
взор которых лишь чуть запорошён пылью,
и существа, чей умственный взор покрыт
густым слоем пыли; увидел существа с острой
восприимчивостью и с восприимчивостью
вялой, существа, имеющие благоприятную
форму, существа, легко поддающиеся внушению
и трудно поддающиеся внушению, а также
увидел существа, пребывающие в страхе
перед иным миром и в страхе перед грехом.
Подобно
тому как в пруду, заросшем голубыми лотосами,
или в пруду, заросшем красными лотосами,
или в пруду, заросшем белыми лотосами,
одни лотосы, рождённые в воде, выросшие
в воде, не поднимаются над водой, другие,
рождённые в воде, выросшие в воде, стоят
вровень с поверхностью воды, а третьи,
рождённые в воде, выросшие в воде, поднявшись
над водой, стоят так, что вода их не касается”.
Будда,
как никто иной, понимал, что люди от рождения
не похожи друг на друга и нельзя к ним
подходить с одной и той же меркой: одним
Дхарму нужно долго растолковывать, другие
поймут её на лету, третьим потребуется
привести множество примеров, четвёртых
придётся учить йоге и т.п. Не существует
единого, универсального свода буддийского
вероучения, пригодного для всех. Нет универсальной
формулы Дхармы на все случаи жизни; есть
Дхарма, изложенная с учётом индивидуальных
особенностей каждой группы верующих.
Поэтому буддийское учение может быть
выражено высоким учёным стилем и простой
народной речью, в стихах и в прозе, изображено
на священной диаграмме и на красочной
картине. [7;155-156]
Разные
цели преследуют и буддийские проповеди.
Высшей целью всегда остаётся нирвана,
но достичь её трудно -- это под силу лишь
самым упорным и одарённым. Для простых
людей, не способных на значительные духовные
усилия в нынешнем своём состоянии, промежуточным
этапом может стать воплощение в лучших
условиях или возрождение на небесах какого-нибудь
уддо, с помощью которого они в дальнейшем
достигнут нирваны.
Таким
образом, восьмеричный путь включает три
основных упражнения в нравственности,
созерцании и мудрости: культуру поведения
(правильные мысль, слово, действие), культуру
медитации (правильные осознание и сосредоточение)
и культуру мудрости (правильные взгляды).
Культура
поведения -- это пять (или десять) основных
заповедей: не убей, не бери чужого, не лги,
не пьянствуй, не прелюбодействуй; а также
добродетели щедрости, благонравия, смирения,
очищения и т. П.
Культура
медитации -- это система упражнений, ведущих
к достижению внутреннего умиротворения,
отстранённости от мира и обузданию страстей.
Культура
мудрости -- знание четырёх благородных
истин.
Из
всех четырёх благородных истин именно
восьмеричный благородный путь составляет
главное своеобразие буддизма. Будда не
просто говорит о возможности освобождения,
но и указывает путь, следуя которому каждый
человек собственными силами, без помощи
Будды, способен достичь свободы и сам
стать уддой. Всё это очень отличается
от других известных религий -- ни одно
религиозное учение не признаёт, что человек
может своими усилиями сделать себя богоподобным
существом.
Встав
на этот путь, можно прийти к высшей цели
человека -- выходу из круговорота перерождений
(сансары), а значит, к прекращению страданий
и достижению состояния освобождения
-- оно и есть нирвана. Следование только
моральным заповедям приносит лишь временное
облегчение.
Четыре
благородные истины во многом напоминают
принципы лечения: история болезни, диагноз,
признание возможности выздоровления,
рецепт лечения. Не случайно буддийские
тексты сравнивают Будду с врачевателем,
который занят не общими рассуждениями,
а практическим излечением людей от духовных
страданий. И своих последователей Будда
призывает постоянно работать над собой
во имя спасения, а не тратить время на
разглагольствования о предметах, которых
они не знают по собственному опыту. Он
сравнивает любителя отвлечённых разговоров
с глупцом, который вместо того, чтобы
позволить вытащить попавшую в него стрелу,
начинает рассуждать о том, кем она была
выпущена, из какого материала сделана
и т. П.
Другими
важными положениями учения Будды являются
три характеристики бытия: страдание, изменчивость
и отсутствие неизменной души, а также
учение о взаимозависимом возникновении
всех вещей.
В
буддийских текстах указывается на то,
что Будда не раз говорил, будто души нет.
Она не существует как некая самостоятельная
духовная сущность, временно обитающая
в материальном теле человека и покидающая
его после смерти, с тем чтобы по закону
переселения душ снова найти себе другую
материальную темницу.
Однако
буддизм не отрицал и не отрицает индивидуального
«сознания», которое «несет в себе» весь
духовный мир человека, трансформируется
в процессе личных перерождений и должно
стремиться к успокоению в нирване. В соответствии
с учением о драхмах «поток сознательной
жизни» индивидуума в конечном счете является
порождением «мировой души», непознаваемого
сверхбытия.
По
мере своего развития буддизм все дальше
отходил от первоначальных взглядов на
душу, как на поток, как «непрерывность
постоянно меняющихся индивидуальностей».
Человек
состоит из пяти скандх: телесного, ощущений, распознавания, кармических
импульсов и сознания. После смерти большая
часть скандх разрушается.
ОБЩИНА
ВЕРУЮЩИХ
В
буддизме в отличие от христианства и
ислама нет церкви, но есть община верующих
-- сангха (буддийская монашеская община
как единое сообщество монахов-буддистов,
живущих в разных странах («сангха четырех
сторон света»). Считалась одной из «Трех
Драгоценностей» буддизма).
Это
духовное братство, помогающее в продвижении
по буддийскому пути. Община обеспечивает
своим членам жёсткую дисциплину и руководство
опытных наставников. В ней нет сложной
иерархии, как в христианской церкви. Сангхой
можно назвать и местную общину, и всех
буддийских монахов в мире вместе взятых,
а её члены не являются священнослужителями,
посредниками между богом (или богами)
и мирянами. Миряне должны подавать монахам
-- это их обязанность и добродетель; монахи
в свою очередь учат их морали, ведут душеспасительные
беседы, но они не вправе исповедовать
или отпускать грехи. Если в одних направлениях
буддизма сангха играет определяющую
роль, то в других, особенно в буддизме
махаяны, большее значение имеют монастыри-университеты.
Впрочем, последние в широком смысле также
являются сангхами. [5;132]