Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:07, контрольная работа
Так как буддизм процветал во многих странах, он приобретал национальный колорит этих стран и изменялся под влиянием прежней религии и убеждений обращаемых. Возникшие в результате этого религиозные школы буддизма были так многочисленны и общая масса философских работ на различных языках настолько велика, что для полного ознакомления с буддийской философией не хватило бы жизни даже такого человека, который сочетал бы в себе эрудицию лингвиста и глубину мышления философа. Наше описание буддийской философии по необходимости будет кратким и потому не дающим исчерпывающего представления.
Введение 3
1. Отрицательное отношение к метафизике . 6
2. Первая благородная истина — о наличии страданий . 8
3. Вторая благородная истина — о причине страданий. Цепь из двенадцати звеньев 9
4. Третья благородная истина— о прекращении страданий 12
5. Четвертая благородная истина — о пути к освобождению 15
6. Философский смысл этического учения Будды 20
Заключение 25
Список использованной литературы: 27
с одной стороны, этернализма, то есть учения о том, что существует некая вечная реальность, не зависящая ни от каких условий и, с другой стороны, нигилизма, то есть такой теории, которая признает возможность ликвидации всего существующего.
Таким образом, Будда придерживается промежуточной теории 2, согласно которой все воспринимаемое существует в зависимости от чего-то еще, которое, в свою очередь, не может погибнуть бесследно, безрезультатно.
Будда придавал этой теории столь большое значение, что называл ее Дхаммой. «Отбросим вопросы о Начале и Конце — говорил он. Я буду учить вас Дхамме. Если есть то — возникает это. Из появившегося того возникает это. Если то отсутствует—не появится и это. Если прекращается то — прекратится и это». «Кто видит причинную связь— тот видит и Дхамму, кто видит Дхамму — тот видит причинную связь». Дхамма сравнивается с лестницей, с верхушки которой можно увидеть весь мир глазами Будды3. Неумение встать на эту точку зрения, указывает Будда, — вот причина всех наших трудностей. В позднейшем буддизме, как замечает Рис Дэвиде, эта теория теряет то значение, какое ей придавалось самим Буддой, считавшим ее весьма глубокой . Мы уже видели применение этой теории к вопросу о происхождении несчастий и их устранении.
Ниже мы покажем, что, глубокая (дальновидная) и многосторонняя по содержанию, эта теория глубока и многогранна и в других отношениях.
б) Теория кармы
Вера в учение о карме, как это можно увидеть, является только одним из аспектов теории зависимого происхождения вещей. Это учение, как и теория кармы, рассматривает данное бытие индивида как следствие его прошлого, а его будущее явится следствием его нынешнего существования. Это было достаточно хорошо растолковано в связи с объяснением происхождения страданий в свете теории зависимого происхождения. Под законом кармы Будда понимает особое проявление более общего закона причинности.
в) Учение о всеобщем изменении и непостоянстве
Из доктрины зависимости происхождения всего сущего вытекает также теория преходящей
- природы вещей. Все
вещи, неустанно учил Будда,
О том, что все живое и мир вещей преходящи, говорили многие поэты и философы. Будда же логически обобщил эти взгляды в доктрине не- постоянства. Его последователи развили ее дальше в теорию моментальности, согласно которой все существующее не только обусловлено и поэтому непостоянно, но к тому же вещи неодинаковы даже в течение короткого периода времени, существуют как таковые в продолжение только одного неделимого момента времени. В дальнейшем ученые подкрепляли эту теорию моментальности всех вещей рядом тщательно разработанных аргументов, один из которых мы вкратце здесь приведем!. Критерий существования вещи это ее способность произвести что-либо. Несуществующая вещь, как, например, рога у зайца, не может ничего произвести. Этим критерием существования может быть доказано то, что вещь должна иметь моментальное существование. Если, например, не признается моментальный характер существования такой веши, как зерно, и она кажется такой же в течение более чем одного момента, тогда мы должны показать, что она обладает способностью производить что-либо в течение каждого момента своего существования. Далее, если она остается неизменной в течение этих моментов, то она должна иметь возможность производить один и тот же результат в каждый из этих моментов. Но мы не знаем ни одного такого случая. Зерно, лежащее в доме, не дает такого ростка, какой рождается в поле. Зерно, находящееся в доме, не может быть тождественным зерну в поле. Можно сказать, что хотя зерно в действительности не всегда производит одно и то же, но в потенции оно всегда обладает способностью создавать что-то, и эта потенциальная возможность превращается в действительность при подходящих вспомогательных условиях, таких, как земля, вода и др. Поэтому зерно всегда одно и то же. Однако это слабый аргумент, так как фактически признается, что зерно перрого момента не является причиной растения и что, только будучи видоизмененным другими условиями, оно действительно что-то производит. Следовательно, следует признать, что изменение зерна свершается необходимо.
г) Теория несуществования души
Закон изменяемости универсален: ни человек, ни какое-либо другое существо — одушевленное или неодушевленное — не исключаются, из сферы его действия. Большинство людей верит в то, что в человеке живет некая субстанция, называемая душой (атма), которая продолжает существовать, несмотря на все изменения, претерпеваемые телом, которая существовала до рождения и будет существовать после смерти, переселяясь из одного тела в другое.
Человек — это только условное название совокупности различных целостей: целого материального тела (кая), нематериального ума (манас или читта} и бесформенного сознания (виджняна}, подобно тому как колесница — совокупность колес, осей, оглоблей и т. д. Существование человека зависит от этой совокупности, и когда она распадается, человек перестает существовать. Душа, или я, означает не что иное, как эту совокупность.
С психологической точки зрения, человек, воспринимающий извне и изнутри, может рассматриваться как совокупность пяти видов изменяющихся элементов: 1) форма, состоящая из различных факторов, которые мы воспринимаем в этом теле, имеющем форму, 2) чувства удовольствия, страдания и безразличия, 3) восприятие, включая понимание и наименование, 4) предрасположение или стремление, порождаемый впечатлениями прошлого опыта, и 5) сознание самого себя.
Под идеологией буддизма следует понимать систему религиозных, этических и социальных взглядов, которые указывают пути достижения «спасения» в неземном. Успех буддизма был обусловлен как раз тем, что он был «религией спасения», вселял в души верующих надежду на то, что страдание может быть побеждено и уничтожено, уверенность в существовании сверхъестественных сил, в своеобразно понимаемую душу – а именно это и составляет характерную особенность всякого религиозного мировоззрения.
Рассуждения логического
характера, которые называют «философией
буддизма», являются частью идеологии
буддизма. И эта часть играет весьма
существенную роль в некоторых школах
и направлениях. «Философия буддизма»
наполнена мистикой и сочетает в
себе некоторые положения
Буддизм обосновывает неизбежность гибели всего сущего и тем самым отрицает его ценность для человека. Утверждая возможность совершенствования в области человеческого сознания, буддизм рассматривает этот процесс как преодоление всех человеческих желаний, чувств, страстей. Он широко использует эмоциональные средства воздействия на сознание, умело применяет особенно живучие народные предания и традиции, прибегает к жизненным примерам и сравнениям, создавая впечатляющий культ.
Рассмотрение сущности, начал и направлений буддизма при- водит нас к выводу о том, что буддизм является не только одной из трех основных мировых религий, но и то, что в нем заложены своеобразные черты и свойства, не присущие другим религиям и направлениям философской мысли.
Буддизм открывает возможность углубления для каждого отдельного человека, но он не окрыляет умов, не переделывает людей, привыкших молча повиноваться, глухо обдумывать свои мысли и терпеливо повторять старое. Без сомнения, лучшим влиянием его в истории было отсутствие исключительного фанатизма, благодаря которому, быть может, уже в начале нашего летосчисления статуи Будды появились в брахманских храмах.