Буддизм как мировая религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:54, реферат

Описание работы

Наряду с ним, широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности религии: религия есть система взглядов, в основе которых лежит понятие священного, святого, религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей. Ядром религии является вера, именно в ней обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира.

Содержание работы

Вступление ……………………………………………………….3
Возникновение буддизма………………………………………...4
Будда……………………………………………………………....5
Три поворота Колеса Дхармы …………………………………..7
Исторический ракурс ……………………………………………8
Нирвана…………………………………………………………..13
Четыре благородные истины…………………………………...15
Заключение……………………………………………………….17
Список использованной литературы ……………………………18

Файлы: 1 файл

буддизм как мировая религия.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: « Буддизм как мировая религия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Вологда

2012

 

 

 

 

Содержание:

 

Вступление ……………………………………………………….3

Возникновение буддизма………………………………………...4

Будда……………………………………………………………....5

Три поворота Колеса Дхармы …………………………………..7

Исторический ракурс ……………………………………………8

Нирвана…………………………………………………………..13

Четыре благородные истины…………………………………...15

Заключение……………………………………………………….17

Список использованной литературы ……………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление 

Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием, культурой) форм духовной культуры. В современной науке популярно определение религии, исходящее из признания ее основой веры в Бога (“религия есть вера в Бога”). Наряду с ним, широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности религии: религия есть система взглядов, в основе которых лежит понятие священного, святого, религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.   Ядром религии является вера, именно в ней обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира. Религиозная вера складывается из:

    1. собственно веры, т.е. убеждения в истинности основ религиозного учения
    2. знания наиболее существенных положений вероучения;
    3. признания и следования нормам нравственности, содержащимся в религиозных требованиях к человеку;
    4. соблюдения норм и требований, представляемых к повседневной жизни человека;  

Существуют различные типы религий: монотеистические, политеистические; ритуальные и религии спасения, национальные и мировые.   Главные мировые религии в современном мире – христианство, ислам, буддизм .  Крупнейшие религии сегодня: Христианство – 1024 млн. человек .Ислам – 529 млн. человек .Индуизм – 478 млн. человек Конфуцианство – 305 млн. человек Буддизм – 268 млн. человек Синтоизм – 60 млн. человек Даосизм – 52 млн. человек Иудаизм – 14 млн. человек.

 

 

Возникновение Буддизма

Буддизм возник на территории Индостана в VI веке до нашей эры , являясь, таким образом, первой по времени своего возникновения мировой религией. В это время в Индии уже сложилось классовое общество, существовал ряд государств, экономической основой которых была эксплуатация членов земледельческих общин. Острота классовых антагонизмов усугублялась существованием кастовой системы.   Представители высшей касты – брахманы играли важную роль в общественно-политической жизни. Религия брахманизма освещала существующее кастовое деление. Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповеднической деятельностью Сиддхартхы Гаутамы Будды. Некоторые буддологи прошлого века отрицали историчность Будды. Большинство исследователей полагают , что нет оснований подвергать сомнению действительное существование основателя буддизма.  Согласно легендам, Будда родился в 560 году до нашей эры.    Местом рождения считается северо-восток Индии. Он был сыном главы имении шанцев. В 29 лет , пораженный фактом обилия переживаемых людьми страданий, Гаутама расстался со всеми благами и соблазнами роскошной жизни , оставил жену с малолетним сыном  и отправился странствовать. Наконец , в некий момент , Гаутама , сидя под деревом , внезапно узрел истину , и именно с этого момента стал Буддой, то есть просветленным, озаренным, умудренным. Умер в 480 году до нашей эры, положив основание многолюдной церковной организации сангхе. Эта легенда не может претендовать на точность во всех деталях.   Возникновение буддизма было связано с появлением ряда произведений , вошедших в состав классического свода буддизма типитака это слово обозначает на языке кали ”три сосуда”. Типитака  была кодифицирована около III века . В качестве источника по древнему буддизму являются эпические поэмы Мивагхаим, относящиеся ко II веку . Большое значение имеет изобразительный материал , содержащийся на стелах и других сооружениях.

Будда

Когда Будда 2500 лет назад проявил  просветление и этим показал, что  возможно освободиться от неведения, он дал своим последователям в руки ключ к высшему и надёжному  счастью. Это счастье содержит в  себе освобождение от всех страданий обусловленного существования, совершенное знание природы всех явлений, а также неограниченную возможность помогать другим на пути к освобождению и просветлению. Будда три раза поворачивал Колесо Дхармы, что означает, что он дал три больших цикла учений, которые соответствовали различным способностям учеников и показывали им путь к счастью. С тех пор в распоряжении его последователей есть методы, позволяющие достигать такого же состояния совершенного просветления как Будда.

На протяжении жизни, в различных  жизненных ситуациях через слова, символы или просто своим собственным  примером, Будда давал своим ученикам руководство по следующим шагам  на пути к освобождению и просветлению. Так как его учениками были люди различных способностей и менталитета, от совсем простых до королей, от новичков до архатов и высоких Бодхисаттв, а так же практикующие, уже находящиеся на высоких ступенях, возник непрерывный путь, который однозначно приводил к цели использующего методы. Всего говорят о 84000 различных учений, которые действуют как противоядия против соответствующего числа всевозможных завес и помех. Учение Будды можно сравнить с гигантской аптекой, где есть лекарства против каждой болезни.

Со времён Будды у его последователей есть те части всей полноты учений, которые соответствуют их возможностям, что позволяет совершать дальнейшие шаги в развитии. Поэтому на протяжении 2500-летней истории Буддизма возникли различные традиции. Эти традиции распространились из Индии по всем азиатским странам и культурам и оттуда уже по другим частям света. Центры различных буддийских традиций есть по всему миру.

Общее количество буддистов по большинству  сведений равняется где-то 400 миллионам. Сюда подходят ещё те многие, которые  по различным причинам не могут официально назвать себя буддистами. Так, лишь в коммунистическом Китае около 150 миллионов буддистов, которые по существующим обстоятельствам едва ли могут открыто практиковать.

Это количество постоянно растёт. Прежде всего на Западе в последние  годы повышается интерес к Буддизму. Но, несмотря на то, что поток информации через средства массовой информации чрезвычайно увеличился, весьма затруднительно получить представление обо всём Буддизме, который за более чем 2500 лет существования развил крайнюю многогранность. Наиболее простая модель получения представления обо всех традициях – ориентироваться на три поворота Колеса Дхармы. Так можно узнать, как стало возможно, что из нескольких практических советов, которые Будда дал своим прямым ученикам, появилась мировая религия Буддизм.

 

 

 

 

 

 

Три поворота Колеса Дхармы

Содержание трёх поворотов Колеса Дхармы в вкратце следующее: в  первом повороте Будда объяснял четыре Благородные Истины, которые, с одной стороны, ясно показывают нашу ситуацию в круговороте существования и причины этого, и, с другой стороны, объясняют также и освобождение от страданий и трудностей и причины для этого. Во втором повороте колеса Дхармы он показал далее, что природа всех вещей пуста от действительного, независимого существования. Здесь он учил высочайшей истине – Праджняпарамите. И в третьем повороте, Будда дал учения о присущей всем существам Будда-природе, которая уже наделена всеми совершенными качествами просветления.

Если мы посмотрим на эти три  поворота Колеса Дхармы с точки зрения различных традиций Буддизма, то первый поворот будет основой для традиции Тхеравады, которая, в разрезе Великой Колесницы, Махаяны, описывается как Малая Колесница, или Хинаяна. Эта традиция практикуется главным образом в южных странах Буддизма, как, например, Шри-Ланка, Бирма, Таиланд, Лаос и Камбоджа. Здесь ударение делается на позитивном внешнем поведении и освобождении от страданий обусловленного существования через осознание отсутствия себя в личности.

Второй и третий поворот Колеса Дхармы составляют основу Великой Колесницы – Махаяны. Она практиковалась в основном в северных странах Буддизма: Гималайских – Тибете, Лхадаке, Непале, Сиккиме, Бутане, а также в Монголии, Китае, Японии, Вьетнаме, Тайване, Корее и т.д. Название Махаяна относится к великому настрою этой Колесницы, желанию достичь состояния Будды для того, чтобы освободить всех существ от страдания. В рамках Махаяны существует дальнейшее разделение на Колесницу Сутры и Колесницу Тантры. Упрощённо можно сказать, что второй поворот Колеса Дхармы в основном образует Колесницу Сутры, которая также является основной практикой большинства стран Махаяны. Колесницу Сутры называют также Колесницей Причины, так как здесь создаются причины для просветления. Осознание пустотности или отсутствия самости всех явлений осуществляется посредством тщательного исследования вещей и через практику соответствующей медитации.

Третий же поворот Колеса Дхармы является наиважнейшей основой для  Колесницы Тантры, которая в своей  полной форме практикуется сегодня лишь в Тибетском Буддизме. В некоторых других традициях, как например, в большинстве подшкол Чань-Буддизма в Китае и Дзен-Буддизма в Японии, передаются отдельные аспекты Колесницы Тантры. Другие названия буддийской Тантры, например, такие: Тайная Мантраяна и Ваджраяна или Алмазный Путь. Её называют также Колесницей Плода, так как в ней ученик отождествляется непосредственно с плодом – совершенным состоянием Будды. В Тантрах Будда учил, что наивысшие качества просветления уже сейчас есть в уме, и нужно только удалить поверхностные завесы, которые удерживают нас от переживания Будда-природы собственного ума.

Исторический  ракурс

Из исторического развития Буддизма можно узнать, как из практики содержимого  этих циклов учений появились известные  нам сегодня традиции. Хотя сам Будда давал только устные учения, однако, его ранние ученики записали эти учения и передавали их дальше в первоначальной форме. Великие буддийские мастера составили позже дальнейшие труды, в которых разъясняли учения Будды. Ударение делалось на подлинную и точную передачу учения. Уже в Индии через столетия возникли различные линии передач, которые могли организовать три цикла учений.

Непосредственно после времени  Будды все уровни учений не могли  открыто практиковаться. Некоторые  стали очень тайными или передавались очень малым количеством людей. В первые 400-500 лет после Будды, который, согласно большинству источников, жил с 563 по 479 до н.э., открыто практиковалась только Малая Колесница. Из в общей сложности 18 подшкол Малой Колесницы лишь немногие добились признания, те что постоянно заботились о подлинности передачи. Главным образом это были Старейшие (пали: Тхера) в собрании. Отсюда и пошло название Тхеравада (букв. Учение Старейших Ордена) , что сейчас используется в качестве термина для обеих ныне существующих школ Малой Колесницы – Стхавиравадины и Сарвастивадины.

Хотя второй период индийского Буддизма, когда стали известны махаянские учения Сутры, начался уже втором столетии до н.э., но когда первые тексты литературы по Праджняпарамите были преданы гласности, в Индии уже главенствующим стало христианское летоисчисление. Это произошло благодаря двум великим мастерам, предсказанным Буддой, Нагарджуной и Асангой, которые жили во II или V веке н.э., а также благодаря большому Университету Наланды (около II в. н.э.) , который более 1000 лет был центром получения и распространения учений Махаяны. Вообще можно приблизительно говорить периоде в 500 лет, когда учения второго поворота Колеса Дхармы были в основном упорядочены.

Причина того, что большинство традиций северного Буддизма содержат эти уровни учения состоит в том, что в этот период в Индию пришли первые переводчики и перевели тексты на свои языки. Уже в первое столетие н.э. началось распространение Буддизма по Центральной Азии и Китаю. В третьем столетии учения достигли Бирмы, Камбоджи, Лаоса, Вьетнама и Индонезии. В IV и V веках многие важные буддийские тексты были переведены на китайский язык Кумараджей (344-413) , Хуи-юанем (334-416) , и другими. Примерно около 520 г. н.э. в Китай пришёл великий индийский мастер Бодхидхарма и стал основателем Чань-Буддизма. Дзен-Буддизм в Японии начался несколькими годами позже, в 538 г., и в 594 г. он стал государственной религией.

Затем наступил третий великий период индийского Буддизма, время великих йогинов и реализованных мастеров, так называемых Махасиддх. Последователи Будды развились и стали способны практиковать и высшие учения Будды – Ваджраяну или Алмазный Путь. Хотя эти мастера, обладавшие необычными способностями (санскр. Сиддхи) , были обоих полов и всех социальных классов, были также обычные странствующие йогины, которые очень часто были весьма необычны обликом и поведением. Традиция Алмазного Пути объединяет наиболее важных мастеров того периода в группу 84 махасиддх, главным из которых был Сараха. Как знак своей реализации они сочиняли много песен, которые стали известны как дохи.

Информация о работе Буддизм как мировая религия