Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 20:07, реферат
Буддизм, наряду с Христианством и Исламом, относиться к так называемым мировым религиям, которые в отличии от национальных религий (Иудаизм,
Индуизм и т.д.) имеют межнациональных характер. Возникновение мировых религий - результат длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами.
Космополитический характер Буддизма, Христианства и Ислама позволил им перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару.
Мировым религиям в большей или меньшей степени свойственна вера в единого, всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога, он как бы соединяет в одном образе все те качества и свойства, которые были присущи многочисленным богам политеизма.
Буддизм - одна из трех мировых религий.
Возникновение Буддизма.
«Четыре благородных истины»
Ведизм - предшественник Будизма
Истоки Буддизма
3ЛИТЕРАТУРА ЛАМАИЗМА
Учение о сущности бытия и о спасении, состоящем в преодолении страданий "эмпирического мира" и достижении нирваны, а также система культовых мероприятий, могущих якобы содействовать спасению, изложены в обширнейшей литературе ламаизма. Её можно разделить на каноническую и комментаторскую.
Собственно каноном для ламаистов
является только Ганджур, работа над составлением
которого была завершена в первой трети
XIV в. Так как Ганджур и стоящий по своему
значению для догматики и культа 2ламаизма
0почти на одном уровне с Ганджуром сборник
древнейших комментариев и других текстов
-Данджур- составляют основу всей идеологии
и культовой практики
2ламаизма 0.
Ганджур.
Ганджур означает по-тибетски "перевод предписаний", "перевод откровений" и рассматривается ламаистами как собрание наиболее авторитетных, приписываемых будде Шакьямуни текстов и изречений, имеющих безусловную каноническую силу. Ганджур - не только главный источник основных положений догматики, но и предмет культа (как, впрочем, и всякая религиозная книга для ламаиста).
Издаётся Ганджур в 100, 102 томах и более (до 108), содержащих в общей сложности 1083 отдельных сочинения. Наиболее распространено членение всего сборника на семь основных разделов.
Первый раздел носит тибетское
название Дул-ва (санскр. Виная), что означает
"монашеская дисциплина" или "правила
поведения монашеской общины", и содержит
несколько сочинений. Сочинение "Основы
дисциплины" излагает условия приёма
в буддийскую монашескую общину, способы
поддержания в ней диисциплины, правила
поведения её членов по временам года,
внутреннюю структуру общины, требования
к носимой монахами одежде, к оборудованию
жилища, ложу для сна, порядку принятия
пищи и т. д.
В сочинение "Толкование устава"
включена знаменитая Пратимокшасутра
с её
253 предписаниями для "полного монаха",
соблюдение которых должно контролироваться
на "исповедальных собраниях". Далее
идут сочинения, более детально определяющие
распорядок дня, правила проведения учебных
занятий, упражнений в созерцании, особые
требования к монахиням, предсмертные
пред писания Шакьямуни своим ученикам,
молитвенные тексты и благославения.
Следующий раздел Ганджура -
Шэрчин - объёмом от 21 до 24 томов - посвящён
праджа-парамите, т. е. "высшей ступени
абсолютной (потусторонней) мудрости",
или "высшей мудрости, переводящей на
другой берег существования. Согластно
религиозной традиции, эта "мудрость"
исходит от самого грядущего будды
Майтреи и была изложена Асангой. Учение
о "конечном познании" преподносится
в Шэрчине в шести различных по своей подробности
вариантах.
По своей сути - это изложение пути спасения
в том виде, как он преподносится школой
мадхьямиков.
Третий раздел - Палчен - пространно (в 6 томах и 24 главах) излагает одно из наиболее популярных сочинений махаяны - Махаваипулья-сутру ("сутра о великом собрании"). В форме повествования о восьми встречах Будды с различными божествами и святыми подробно описываются многочисленные будды и бодхисаттвы, области их влияний, их особые качества, совершённые ими в различных перерождениях подвиги и дела, направленные на спасение живых существ. Тут же приведены молитвы, адресованные этим божествам. В ходе последней встречи Будда якобы предсказал, что буддизм распространится впоследствии в "диком снежном царстве", и подчеркнул роль в этом событии бодхисаттвы Авалокитешвары, земным воплощением которого стали впоследствии Сронцзан-гамбо и все далай-ламы.
Вопросам религиозной морали
посвящён четвёртый раздел сборника -
Кон-цзег или Гонзаг (санскр. ратнакута
- "гора драгоценностей"). Пять или
шесть томов этого раздела содержат диалоги
Будды с учениками и выскаэывания различных
авторитетных для буддистов личностей
по вопросам этики и метафизики. Тут же
приводятся различные легенды и кратко
излагаются важнейшие положения буддизма,
раскрываются "истинная сущность"
Будды и признаки достижения "высшей
просветлённости".
Пятый раздел - До или До-дэ (санскр.
сутра), т. е. "руководство",
"поучительные речи". Он охватывает
30 или 32 тома и частично совпадает по содержанию
с Сутта-питакой палийского канона, включая,
однако, и многие весьма существенные
сочинения махаяны, что делает этот раздел
особенно важным для понимания идеологии
2ламаизма 0. Содержание 270 произведений,
входящих в До, весьма разнообразно. Многие
сутры посвящены деяниям Будды в прежних
перерождениях, легендарным рассказам
о жизни различных лиц, изложению вопросов
искусства, астрологии, медицины. Тут же
приводятся ортодоксальные и еретические
учения, законы нравственные и гражданские.
Описываются шесть родов живых существ,
места их обитания и причины их перерождений
в этих местах и формах. Характеризуются
места пребывания будд и бодхисаттв, их
"образ жизни" и т. д. Многие сутры
изложены в виде ответов Будды на вопросы
различных лиц - это особенно широко принятый
в буддизме приём освещения догматических
проблем.
Название шестого раздела - Ньигдай
-"освобождение от горестей" - соответствует
санскритскому термину "нирвана".
Здесь всего два тома, излагающие в махаянической
редакции "Рассказ о великой кончине".
В них подробно описываются обстоятельства
смерти ("перехода в нирвану")
Шакьямуни, его последние наставления,
трагические переживания всех живых существ,
вызванные "уходом учителя", поднесение
ему жертв, чудеса, сопровождавшие смерть,
сожжение тела и делёж останков между
различными ро до-племенными группами
и захоронение реликвий в ступах в разных
местах
Индии.
Седьмой, последний раздел Ганджура называется Джюд (санскр. тантра - букв. "сплетение", "ткань"). Это 22 или 24 тома сочинений тантризма, который таким образом вводится в состав канонической литературы 2ламаизма 0. В этих сочинениях описываются мужские и женские божества, даются наставления по принесению жертв богам, приводятся тексты молитв, гимнов, раскрываются магические приёмы воздействия на сферу сверхъестественного.
3Данджур 0.
Вторым важнейшим сборником
ламаистской литературы является Данджур
- "перевод учений" или "перевод
толкований". Он содержит основные положения
буддизма вплоть до X в. н. э. Данджур ставится
его почитателями очень высоко, но не все
его разделы рассматриваются ламами как
непреложное руководство. Основную массу
входящих в Данджур произведений составляют,
как и в Ганджуре, переводы с санскрита,
дополненные переводами с китайского
и некоторых других языков. Лишь немногие
сочинения, вошедшие в Данджур, могут считаться
оригинальными тибетскими.
Данджур делится на две большие
части: Джюд (тантра) и До
(сутры).
Джюд вмещает в своих 88 томах 2640 трактатов, заклинаний, магических призывов и восклицаний, "лечебных" формул, молитв и т. д., расположенных вперемежку. Здесь представлены все существующие 24 тантрийские системы, объединяемые "четырьмя от делами тантр".
В части До - 137 томов. Она составлена,
как правило, не изсамих сутр, а из комментариев
к некоторым сутрам, вошедшим в Ганджур,
и из оригинальных сочинений крупнейших
буддийских авторов I тыс. н. э. Здесь представлены
важнейшие сочинения "шести украшений
Индии" - Нагарджуны,
Арьядевы, Асанги, Васубандху, Дигнаги
и Дхармакирти - и разъяснения к этим сочинениям,
сделанные другими авторами. Есть сочинения
(авторство их приписывают бодхисаттве
Майтрее), излагающие важнейшие положения
махаянического буддизма, а рядом с ними
помещены трактаты с каноническими требованиями
к художникам, пишущим иконы и картины
религиозного содержания, а также заклинания
от болезней, от укуса змей и даже целые
сочинения по тибетской медицине.
Входят в часть До и художественные произведения, например тибетский перевод эпической поэмы о жизни Будды, написанный индийским поэтом, драматургом и философом буддистом Ашвагхошей (I-II вв. н. э.) и т. д.
3О "ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ" ЛАМАИЗМА
С некоторой долей условности всё учение 2ламаизма 0можно разделить на две части: "теоретические основы" необходимости религиозного спасения и "практические пути" религиозного спасения."Теоретическая основа" необходимости религиозного спасения в 2ламаизме 0занимает солидное место, так как 2ламаизм 0начал формироваться в условиях ценральноазиатского феодализма тогда, когда в Индии, Китае и Непале буддизм в борьбе с другими религиями достиг наивысшего уровня своего теоретического развития.
2Ламаизм 0полностью разделяет
свойственное всем формам
Шакьямуни проповеди, в которых утверждаются
бренность любых форм бытия и всеобщность
страдания, устанавливается связь старадания
с поведением чело века в прежних перерождениях
("учение о всеобщей причинной зависимости")
и указывается путь к преодолению страданий
в подавлении жажды бытия, жажды жизни.
Но, будучи порождением центральноазиатского
феодализма, ламаизм
0придаёт этим основополагающим принципам
буддизма своеобразную форму.
Для него характерно стремление сочетать
наиболее абстрактные умозрительные построения
субъективно-идеалистического характера
с доведёнными до предельной конкретности
представлениями о сверхъестественной
сущности воспринимаемого нами мира и
с разработанной до мельчайших подробностей
системой магико-практического на этот
мир "воздействия".
3"Психология" и "онтология". Учение о дхармах.
Буддизм разделяет общую для
всех религий классового общества исходную
позицию - резкое противопоставление чувственного,
эмпирического мира, мира вещей и явлений,
мира непрерывных изменений, становлений
и разрушений некоему принципиально противоположному
ему миру - миру
"истинного", "высшего" бытия,
миру абсолютного и нерушимого покоя.
Остро критическое отношение к эмпирическому
миру и "творящему" его сознанию,
естественно, приводит к вере в неизбежность
существования сферы или мира внеэмпирического,
абсолютного и в возможность перехода
индивида, страдающего в эмпирическом
мире, в тот иной, внеэмпирический мир.
Спасение из мира эмпирического в небытие,
в особый внеэмпирический мир абсолютного
покоя - концепция чисто религиозная. Она
присуща всем направлениям и формам буддизма
потому, что все они кладут в основу догматики
"четыре благо родные истины", изложенные
уже в первой -
"бенаресской" - проповеди легендарного
"основателя буддизма". В ней было
провозглашено тождество 1 0эмпирического
бытия и страдания ("истина первая");
установлена конкретная причина бескононечных
повторений этого бытия-страдания: привязанность
к жизни во всех её проявлениях ("истина
вторая"); открыта перспектива преодоления
страдания-бытия путём подавления жажды
жизни, т. е. путём соответствующей перестройки
сознания ("истина третья"); указан
конкретный способ - "восьмичленный
благородный путь" преодоления жажды
жизни и выхода из "круговорота бытия-страдания",
путь также целиком лежащий в сфере сознания
("истина четвёртая").
По мере развития буддизма в самой Индии и за её пределами эти важнейшие, основополагающие догматы получали конкретизацию, развитие и дальнейшую разработку.
Исходным в анализе сознания является верное наблюдение над его характером: оно не есть нечто неподвижное и застывшее, это - непрерывный поток мгновенно сменяющих друг друга впечатлений, чувств, мыслей, настроений. "Текучесть" сознания не только абсолютизируется буддизмом, но и объясняется так называемой теорией мгновенности. При дальнейшей разработке этой теории схоластическая мысль, скованная идеей "выхода" из этой текучести, разрабатывает теорию дхарм - "истинных носителей" нашего сознания.
Слово "дхарма", употребляемое
в схоластических трактатах, следует понимать
в качестве мельчайшей неделимой частицы
индивидуального сознания.
В своей совокупности, вспыхивая на кратчайшее
мгновение и тут же сменяясь новыми, дхармы
индивидуума "творят" всё, что протекает
в его сознании,- воспринимаемый им мир,
все формы самого психического процесса
- представления, идеи, эмоции.
3Неизбежность смерти.
Причин смерти бесконечно много, а средств, поддерживающих жизнь, очень мало. Тело наше подобно водяному пузырю - доста точно пустяка, чтобы его разрушить. Сама возможность проснуться утром должна рассматриваться как чудо. Поэтому не откладывать ни на один час всё то, что необходимо совершить, дабы обеспечить себе лучшее перерождение, приблизиться к спасению. Тот, кто убедил себя, что смерть может настичь его в любой момент, может быть сегодня, не будет отдаваться дружбе,заботиться о приобретении имущества, он обратится к ламе за помощью, чтобы отвратиться от греховных поступков. А обманчивая надежда на длительность жизни на Земле влечёт к земным наслаждениям, вызывает страсть к накоплению имущества, к почестям, что в свою очередь порождает гнев, гордость, зависть и т. д., т. е. неизбежно ведёт к новым страданиям в новых пере рождениях.
3Формы перерождений.
В нашем мире всё в движении, в непрерывной смене форм и есть только одно, что сопутствует неизбежно всем этим формам,- волнения, страдания, мучения.
По учению 2ламаизма 0существуют шесть возможных форм перерождений живых существ. Они составляют две группы - "благоприятных, или блаженных, перерождений" и "несчастной, или дурной, участи".
К первой группе относятся люди, ассурии (духи) и тенгрии (боги- небожители).
Ко второй - существа, переродившиеся для мучений в аду, преты или бириты (человекоподобные с огромными животами, постоянно страдающие от голода и жажды) и животные. Иной участи, пока не остановлено круговращения бытия, уживых существ нет.
Подобно христианству, ра 1с
0ценивающему страдания как средство спасения,
объявляя их "испытанием, которое господь
в своей бесконечной мудрости ниспосылает
людям во искупление их грехов", 2ламаизм
0рассматриавает страдания человека как
неоценимый положительный фактор спасения:
они уничтожают высокомерие, помогают
избегать пороков и толкают к добродетели.
Но этого мало. Они - тот чувственно переживаемый
базис, на основе которого становится
особенно плодотворным постоянное сосредоточение
мысли человека на ужасах страданий в
случае перерождения в сфере "дурной
участи".