Церковь и еретики в Средневековой Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:50, реферат

Описание работы

На протяжении всей средневековой истории Европы церковь играла значительную роль в жизни общества. Без одобрения папы римского не короновался ни один европейский монарх. Несмотря на слабость политических образований этого времени, церковная принадлежность – христианство – была одним из главных объединительных факторов европейского средневекового общества. Именно в период Средневековья окончательно оформляется разделение всего христианского вероучения на две ветви – католическую и ортодоксальную (православие). Это происходит в ходе раскола 1054 года.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..
1. Католическая церковь в средние века……………………………….
2. Ереси и еретики в средневековой Европе………..………………….
3. Гонения на еретиков: святая инквизиция и нищенствующие ордена……
Заключение………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Церковь и еретики в Средневековой Европе.docx

— 43.98 Кб (Скачать файл)

С точки  зрения вероучения, средневековые ереси  отнюдь не представляли собой единого  целого. Среди них встречались  учения, в основе которых лежал  возрождавшийся гностицизм (богомилы, альбигойцы или катары). Другие, не имея развитой богословской системы, строили доктрину исключительно на критике Церкви, пытаясь подражать придуманным ими самими идеалам апостольских времен (вальденсы). В Средние века сохранялись и наследники всевозможных древних ересей, терзавших Церковь в первые века христианства и до конца так и не уничтоженных (таковы, например, различные группы антитринитариев). Целый ряд сект возник в результате подъема национального самосознания. Их последователи противопоставляли себя католичеству именно как вселенской вере, мечтая о создании независимых национальных христианских общин. Таковы чешские братья или польские братья. Эти общины стали предтечами позднейших протестантских церквей.

Наиболее  благоприятными регионами для распространения  ересей в Средние века являлись Восточная  Европа и юг Франции. Здесь христианство было менее укоренено и языческие  традиции имели большее влияние  на население. Иногда еретические учения распространялись на огромной территории и оказывали заметное влияние  на политическую жизнь Европы. Так  было, например, с альбигойцами, ставшими причиной вооруженного конфликта общеевропейского масштаба.

Реформирование католицизма Западной Европы вызвало начало глубокого  процесса, получившего название внутренней христианизации Европы. В XII-ХIII вв. вся  Европа была охвачена еретическим движением, которое носило не локальный характер, а общеевропейский. Оно охватывало все складывающиеся европейские  государства. По своей сущности общеевропейские  ереси не были однородными. Условно  выделяются два типа ересей: бюргерские (т.е. городские) и крестъянско-плебейские. Требования и тех и других еретиков часто совпадали. Оба вида еретических  направлений требовали ликвидации политических притязаний папства, земельных  богатств Церкви, особого положения  католического духовенства. Идеалом  средневековых еретических учений была раннехристианская апостольская Церковь.

Доктрины ранних еретических учений имели некоторые религиозные  основы. В первую очередь подобные доктрины подразумевали критическое  отношение к служителям Церкви, от папы до священника. Ересиархи создавали  идеальный образ библейского  пастыря и резко противопоставляли  его пастырю реальному. Еретики  выступали против индульгенций, они  отрицали присягу на Библии, раздельное для мирян и клира причастие. Западные еретики называли Церковь Вавилонской блудницей, а папу - наместником сатаны и антихристом. Они отрицали учение отцов Церкви, решения соборов, а также папские буллы и т.п. Практически они отрицали всю церковную организацию католицизма.

При этом еретики делились на две  четко выраженные группы. Одни, критикуя священство, индульгенции, папу и церковную  организацию, все же оставались в  лоне католической церкви и считали, что своим новым учением они  способствуют ее обновлению. Такая  позиция была характерна для умеренного крыла еретического движения. Но было и другое направление - радикально-экстремистское, представители которого порывали с  официальной католической церковью и в противовес ей создавали свои церковные организации. Такими еретиками  были прежде всего катары, вальденсы, апостолики, иоахимиты, табориты.

Для подавляющего большинства еретических  учений на ранних и на более поздних  стадиях характерно стремление следовать  Евангелию. Одной из самых популярных идей в еретических кругах, взятой из Евангелия, были идея, или принцип, "апостольской бедности". Однако эта идея двумя основными еретическими направлениями трактовалась по-разному. Еретики-бюргеры декларировали стремление к простой, дешевой и чистой церкви. Именно в бюргерской ереси и следует  искать истоки будущей Реформации. Еретики крестьянско-плебейского  направления также стремились к  апостольской бедности, но более радикальным  образом. Они не ограничивались одной  только этой идеей, а вводили в  свое учение также идеи общности имущества  и всеобщего равенства.

Многим западно-европейским ересям были присущи мистические настроения. По-своему трактуя библейские тексты, еретики-мистики чаще всего обращались к Апокалипсису. Основываясь на Апокалипсисе, многие ересиархи (такие как Иоахим Флорский (Калабрийский), Дольчино и  др.) предрекали скорое и неизбежное кардинальное изменение существующих порядков и даже предсказывали сроки  этих изменений. Пророчества мистических ересиархов были связаны с "милленаристскими" или хилиастическими настроениями, присущими в первую очередь крестьянско-плебейской ереси. У бюргерской ереси также были свои мистические направления, особенно распространенные в немецких землях. Там еретики брали за основу некоторые мистические учения немецких теологов Эккарта, Таулера и др., которые считали, что "Божественная истина" заключена в самом человеке, поэтому человек и обладает свободной волей и творческой активностью.

Бюргерским ересям были присущи  также элементы пантеизма, что приводило  к отрицанию необходимости Церкви. Для мистических настроений характерен уход во внутренний мир, погруженность  в себя, отрицание мира и всяких отношений с ним. Такие настроения часто порождали у человека состояние  религиозного экстаза, приводящее к  разным формам мистических видений.

Самые ранние еретические секты  появились в XI в. во Франции, в Италии и в немецких землях. Одним из первых создателей самостоятельного еретического учения был Арнольд Брешианский (1100-1155), который к тому же являлся  первым еретиком-политиком - он возглавил  восстание против епископа в Брешии, антипапское восстание в Риме. Арнольд был учеником Петра Абеляра  и поддержал своего учителя в  борьбе с Бернардом Клервосским. В своем учении Арнольд Брешианский  критиковал современную ему церковь, опираясь на Евангелие. Кроме того, он требовал передачи всей духовной власти светским лицам. Секта, созданная им, получила название арнольдистое. Это  была одна из первых, ранних бюргерских ересей. Арнольд Брешианский требовал лишения духовенства собственности, ликвидации института епископов, обличал  праздность священнослужителей, призывал вернуться к простоте апостольских времен. Он признавал институт папства, но расходился с официальным пониманием таинств евхаристии и крещения.

Секта арнольдистов продолжала существовать и после казни Арнольда Брешианского, совершившейся по приказу Фридриха I Барбароссы. В XIII в. она растворилась в других еретических движениях. На XII-ХIII вв. приходится расцвет еретического движения в Северной Италии и в  Южной Франции. В этих регионах еретическим  было практически все население. В одной только Ломбардии процветали арнольдисты, катары, вальденсы, фратичелли, апостолики, флагелланты и многие другие. Поскольку все эти ереси, как правило, зарождались в городах, они условно относятся к бюргерскому  направлению еретического движения.

Одним из самых массовых направлений  еретического движения XII в. была ересь  катаров. Название происходит от греческого слова katharos - чистый. В своем учении катары начали не с отрицания сложившейся  церковной иерархии, а с отрицания  государства как такового, его  власти. Катары также отрицали физическое насилие, пролитие крови. Отрицая государство, они отрицали и Церковь, и весь земной мир. Отторжение катаров носило поистине космический характер. Земной мир они рассматривали как  порождение и творение сатаны, а  папу римского считали его прямым наместником. Естественно, что они  отрицали и догматику, и культы официальной  церкви, и ее иерархию, выступали  против ее богатства и власти.

Учение катаров сложно. В нем  были сильны дуалистические представления. Многое в учении катаров заимствовано у болгарских богомилов, или павликиан, учение которых уходило корнями  в древнейшие дуалистические религии  Востока - прежде всего в манихейство  и зороастризм, которые представляли мир как борьбу света и тьмы, добра и зла, где побеждает  зло и тьма.

Помимо своего собственного учения, катары создали и свою церковную  организацию, также, как и их учение, довольно сложную. Она состояла как  бы из двух кругов. Первый круг, или  внутренний круг, был кругом совершенных - perfecti. Им был предписан обязательный уход от мира и строжайшая аскеза. Они не должны были никак себя проявлять во внешнем мире. Второй круг, в который входило большинство катаров, был открыт во внешний мир. Все действия катаров второго круга, вплоть до выбора профессии, были в обязательном порядке предписаны их ересиархами. Катары второго круга являлись проводниками и связующим звеном между perfecti и внешним миром. Во внешнем мире perfecti имели еще и особых тайных агентов, от которых также получали нужную информацию обо всем, происходящем в Европе, в ее светской и церковной жизни.

На ранних этапах своего существования  ересь катаров широко распространилась во всех странах Южной Европы, где  катары часто сливались с другими  ересями. Такое слияние, хотя и более  ограниченное, характерно для катаров  и в более поздние времена.

Другим еретическим учением, получившим широкое распространение, было хилиастическое учение Иоахима Флорского (Калабрийского) (1132-1202), монаха цистерцианца. Учение иоахимитов пользовалось огромным авторитетом  в Европе ХII-ХIII вв. Это учение можно  рассматривать как богословскую ересь. Центральным и важнейшим  моментом в еретической теологии Иоахима Флорского было толкование учения о Св. Троице, которая рассматривалась  им как мистическое воплощение трех эр мировой истории. Вначале господствовала власть Бога Отца, которой свойственна  суровость и требование рабского себе подчинения. Эту эру "регулировал" древний закон Моисея, воплощенный  в Ветхом Завете. Вторая эра - более  мягкая - власть Бога Сына, основанная на Евангелии, Новом Завете. И третья эра - эра Святого Духа, или "вечного  Евангелия" - царство подлинной  любви, полной свободы и вечной справедливости. По учению Иоахима Флорского, это  царство должно было наступить в  результате вселенского переворота, причем очень скорого. Иоахим Флорский даже устанавливал его точные даты - между 1200 и 1260 гг.

Учение Иоахима Флорского отличалось строгостью, но в то же время обещало  людям скорое избавление от страданий, причем не в горнем мире, а еще  в земной жизни. Поэтому оно было таким привлекательным и обрело большую популярность в Европе. Это  учение было близко учению Франциска  Ассизского, также проповедовавшего "святую нищету" и аскетизм. Учение Иоахима Флорского выражало протест  против социального и духовного  гнета церкви и государства. Осужденное на Латеранском соборе в 1215 г., учение Иоакима Флорского в дальнейшем оказало влияние на учение и деятельность Т. Мюнцера.

В это же время в Европе получает широкое распространение и влияние  ересь вальденсов, основателем которой  был богатый лионский купец Пьер Вальд. Отказавшись от привычного ему  образа жизни, он начал проповедовать  идеалы бедности и аскетизма. Его  последователи, как это принято  у всех еретиков, критиковали католический клир и католическую догматику. Они  отрицали трехчастное представление  о загробном мире, т.е. отрицали чистилище. Они отрицали большинство церковных  таинств, отрицали иконопочитание, богослужение, культы святых, церковную иерархию, церковную десятину, налоги, воинскую службу, феодальный суд, смертную казнь  и т.д. Очень многие положения  из учения вальденсов сближали их с  катарами. Поэтому не случайно в  конце XII в. катары и часть вальденсов, которые проповедовали в Южной  Франции, объединились и получили общее  название альбигойцев. Это название происходит от южно-французского города Альби, бывшего центром французских  катаров.

В XIII в. секта вальденсов, как самостоятельная, распалась, но они не исчезли, а ушли в другие секты. Часть из них пошла  на сближение с официальной католической Церковью и осталась в истории  под названием "католических бедняков". Католическая церковь признала некоторые  особенности их культа и право  на проповедь.

Другая часть вальденсов переселяется в немецкие земли, Австрию, Чехию, Польшу, и там в XIV в. это учение широко распространяется среди крестьян и мелких городских ремесленников. Часть вальденсов, стремившаяся к монашескому, отшельническому идеалу, не сливалась с другими сектами, а ушла в труднодоступные места Западной Европы. Таких мест в ту пору было немало в Швейцарии и в Савойе.

В Италии евангелические идеи бедности и простоты проповедовали десятки  разных сект. Это неудивительно, т. к. именно Италия в наибольшей степени  испытывала на себе непосредственное угнетающее влияние папства. Секты  эти были различны по своему характеру. Наиболее экстремистской из них была секта флагеллантов, или бичующихся, проповедь аскетизма и покаяния которых принимала самые крайние  формы. Флагелланты шли процессиями  по улицам Рима и других городов  Италии, одетые в рубище, на ходу бичуя  самих себя плетью до крови, иногда даже до смерти. Такое зрелище представляло собой опасность не только для  участников процессии, но и для окружающих. Исступленное состояние фанатиков  перекидывалось на зрителей и приводило  к массовому психозу, когда все  начинали бичевать самих себя и друг друга.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в средневековой Европе существовало огромное количество разнообразных  еретических учений, они были широко распространены и глубоко воздействовали на сознание населения.

Информация о работе Церковь и еретики в Средневековой Европе