Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 19:22, контрольная работа
Цель контрольной работы – Изучить биография и деятельность Митрополита Алексия, и его роль в становлении и развитии Российского государства
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1.Изучить Биографию Митрополита Алексия, его детство, Постриг и поставление Киевским Митрополитом;
2. Церковная и государственная деятельность и её итоги;
3. Его роль в становлении и развитии Российского государства;
4. Труды Митрополита Алексия.
Церковная политика Ольгерда не давала святителю Алексию возможности компромисса, позиции невмешательства в борьбе между двумя соперничавшими политическими центрами — Москвой и Литвой, даже если оставить в стороне московские корни и связи святителя Алексия, Великому князю литовскому нужно было не сотрудничество с Православной Церковью, а её подчинение его политическим планам. Язычник, стоящий во главе государства, подавляющее большинство населения которого составляли православные, женатый дважды на русских княжнах и связанный брачными союзами с православными князьями, Ольгерд не мог, разумеется, игнорировать существование Церкви, но смотрел на неё главным образом как на вспомогательный инструмент своей внешней и внутренней политики. Обязательным условием своего обращения в Православие и крещения языческой Литвы в переговорах со Вселенским Патриархом он ставил создание особой подвластной ему митрополии. Такая митрополия за годы его правления создавалась дважды (в 1355 и 1375), однако ответного шага за этим не последовало — сам Ольгерд крестился, по преданию, только на смертном одре (а по свидетельству немецких источников, умер язычником). Поэтому, по всей видимости, святитель Алексий даже не колебался в своем выборе между упорным огнепоклонником и православными московскими князьями, чьи предки в свое время оказали существенную поддержку святому митрополиту Петру в трудную для него минуту.
Периоды сравнительно мирных отношений между Ольгердом и святителем Алексием были нечасты и непродолжительны. Наиболее значительный из них пришёлся на 1363—1368 гг., когда после смерти митрополита Романа (1362) святитель Алексий ездил в Литву и, очевидно, достиг там какого-то соглашения с великим князем, в результате чего поставил епископа в Брянск. Затем, следующим летом, святитель Алексий крестил в Твери дочь Ольгерда, привезенную из Литвы её бабкой, вдовой тверского князя Александра Михайловича Анастасией.
Противостоянию Великого княжества Владимирского экспансии Литвы
Многолетнее фактическое руководство святителя Алексия внешней политикой Великого княжества Московского при князьях Иоанне Иоанновиче и Димитрии Иоанновиче придавало московско-литовскому соперничеству ощутимый характер религиозного противостояния христиан и язычников, и Первосвятитель умело использовал сложившуюся ситуацию в интересах Православной Церкви и государственного ядра будущей России, оказывая воздействие на русских князей — вассалов и союзников Ольгерда. Когда в конце 60-х гг. XIV в. смоленский князь Святослав и ряд других князей нарушили крестное целование, данное великим князем Димитрию Иоанновичу о союзе против Ольгерда, и перешли на сторону Литвы, святитель Алексий за выступление в союзе с язычниками против христиан отлучил их от Церкви, отлучен был и традиционный союзник Литвы князь Михаил Александрович Тверской, а также поддерживавший его Тверской епископ Василий. Эти действия святителя Алексия получили понимание и поддержку Патриарха Филофея, который в грамоте 1370 г. предлагал отлученным князьям покаяться и присоединиться к Димитрию [6]. Однако позднее Ольгерд Литовский перехватил инициативу и в послании к Патриарху (отразившемуся в Патриаршей грамоте 1371) обвинил митрополита в том, что тот «благословляет москвичей на пролитие крови» и освобождает от присяги литовских подданных, переходящих на сторону москвичей. Ещё более опасным со стороны литовского князя было лицемерное обвинение святителя Алексия в том, что он не занимается делами западной части митрополии (хотя виноват в этом был в первую очередь сам Ольгерд), на основании чего выдвигалось требование создать вновь отдельную митрополию для Литвы и её союзников («на Киев, на Смоленск, на Тверь, на Малую Россию, на Новосиль, на Нижний Новгород» [7]).
В грамоте, посланной в августе 1371 г., Патриарх Филофей потребовал от святителя Алексия снять отлучение с тверского князя и приехать в Константинополь для судебного разбирательства по вопросу о западнорусской пастве, оставленной без пастырского поучения и надзора. Позднее вызов на суд был отменен, но Патриарх настойчиво советовал святителю добиваться примирения с Ольгердом для беспрепятственного окормления западнорусской паствы. Святителя Алексий в свою очередь заявлял, что был вынужден защищаться, поскольку великий князь литовский хотел «приобрести себе власть и в Великой Руси». Позже Ольгерд выдвинул требование постоянного пребывания митрополита в Киеве (то есть в литовской части митрополии). В связи с этим участились поездки Патриарших послов в Литву и к святителю Алексию: в 1371 в Москву приезжал Иоанн Докиан, а в 1374 — болгарин Киприан (впоследствии митрополит Московский). В результате во многом из-за позиции Ольгерда единство митрополии в это время сохранить не удалось. Ещё в 1371 Патриарх Филофей под угрозой обращения в католичество православного населения областей, подвластных Польше, восстановил Галицкую митрополию, а в 1375, уступая давлению Ольгерда, поставил на митрополию Малой России и на Киев Киприана, назначив его наследником святителя Алексия на митрополичьем столе всея Руси. Объяснение этих действий было изложено Патриархом в грамоте, доставленной в Москву в начале 1377 послами Иоанном Докианом и Георгием Пердикой, но здесь они не были приняты, и Киприан в качестве преемника святителя Алексия не получил признания. За святителем Алексием в это время на территории Литвы продолжал оставаться лишь Брянск, куда он около 1375 поставил епископа Григория.
В конце жизни оказался перед проблемой назначения своего преемника. Очевидно, он, как и великий князь Димитрий Иоаннович, противился навязываемой извне кандидатуре Киприана, заблаговременно назначенного в Константинополе, видя в том победу Ольгерда и неудачу собственной церковной политики (что в тот момент соответствовало действительности, хотя позднее ситуация существенно изменилась).
Идеальным кандидатом мог представляться Сергий Радонежский, и святитель Алексий мог надеяться силой своего авторитета склонить великого князя к согласию на эту кандидатуру. Однако сам преподобный отказался от предложения святителя Алексия — согласно житию, из смирения, но, возможно, он не считал себя вправе оспаривать каноничность решения Вселенского Патриарха и относился к Киприану, с которым его связывали добрые личные отношения, как к человеку, вполне достойному возглавить Русскую Церковь после смерти святителя Алексия [12]. В такой ситуации святитель Алексий, по всей видимости, вынужден был согласиться с кандидатурой великокняжеского духовника и печатника Митяя, предложенной великим князем Димитрием Иоанновичем, хотя и не одобрял поставления первоиерарха из мирян, без продолжительного монашеского искуса. Об отрицательном отношении святитель Алексий к великокняжескому кандидату сообщают источники, либо откровенно враждебные нареченному митрополиту Михаилу («Повесть о Митяе»), либо сравнительно поздние и испытавшие на себе воздействие первых (житие преподобного Сергия Радонежского). Показательно, что пострижение Митяя-Михаила совершил ещё при жизни святителя Алексия архимандрит его Чудова монастыря Елисей Чечетка.
Перед смертью заповедал великому князю Димитрию Иоанновичу погрести себя вне церкви, за алтарём собора в Чудове монастыре.
Скончался 12 февраля 1378 года «в заутренюю годину»[13], на отпевании присутствовало большое число народа, включая епископов, великого князя Димитрия и князя Владимира Андреевича Серпуховского и малолетних сыновей великого князя — Василия и Юрия. По настоянию великого князя Первосвятителя погребли внутри храма, близ алтаря.
III. Заключение.
В качестве церковного и государственного деятеля святитель Алексий стоял у истоков успешной борьбы Великого княжества Московского против ордынского ига. Лояльно относясь к верховной власти мусульманских правителей, он в то же время последовательно проводил политику, направленную на создание союза русских княжеств, могущего противостоять заметно ослабевшей во 2-й половине XIV Орде.
Впервые такой союз, включивший в себя и отдаленный Новгород, был испытан в совместном походе русских князей на Тверь в 1375; после заключения мирного договора с Москвой и признания главенства великого князя Димитрия Иоанновича к нему присоединилось и Тверское княжество. О значительной роли святителя Алексия в общерусской политической жизни свидетельствует возникновение с его времени практики скрепления митрополичьей печатью межгосударственных соглашений (договор Москвы и Новгорода с побежденной Тверью). Выступал он и гарантом межкняжеских отношений московского правящего дома. По благословению святителя Алексия в 1365 был заключен договор между князьями московского дома Димитрием Иоанновичем и Владимиром Андреевичем. В то же время из указанного договора следует, что решающую роль в определении политики московских князей играло боярство. В 1372 г. святитель Алексий скрепил своей печатью предъявленное ему первое завещание князя Димитрия, предусматривавшее разделение земель и власти после женитьбы князя Владимира на дочери литовского великого князя Ольгерда. Между 1372 и 1378 гг. по ходатайству святителя Алексия Димитрий Иоаннович передал Владимиру Андреевичу Лужу и Боровск.
За почти
четверть века возглавления Русской Церкви
святитель Алексий поставил 21 епископа [8], причем на некоторые кафедры
дважды, а на Смоленскую — трижды. В бытность
митрополитом святитель Алексий всемерно
способствовал распространению и упрочению
на Руси общежительного монашества. С его именем связано создание
и возобновление ряда обителей в Москве
и в Митрополичьей области. Кроме Спасо-Андроникова (1357)
Список Используемой литературы
1. Полное собрание русских летописей. — Т. 2. — С. 29-25; — Т. 6. — С. 325—330; Т. — 12. — C. 253, 257; — Т. 13. — Ч. 1. — С. 31-33, 39-40, 84, 91-92, 153, 239, 283; — Т. 15. — В. 1. — С. 61, 66, 74-76, 81, 84, 87, 100, 105, 110, 111, 120, 121, 123—124, 126; — Т. 20. — С. 271—276; — Т. 21. — Ч. 2. — С. 346—386; — Т. 25. — С. 180, 269, 277, 287, 330; — Т. 29. — С. 16-17; — Т. 34. — С. 200.
2. Житие митрополита всея Руси святого Алексия, составленное Пахомием Логофетом // ЧОЛДП. — СПб.: 1877—1878. — Т. 4. — № 1-2.
3. Службы и акафист иже во святых отцу нашему Алексию митрополиту, всея России чудотворцу. — М., 1891.
4. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Труд святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. — М., 1892.
5. Шляков Н. В. Житие святого Алексия, митрополита Московского, в пахомиевской редакции. — ИОРЯС. — СПб., 1914. —. — Т. 19. — Кн. 3. — С. 85-152.
6. Настольная грамота Патриарха Филофея Алексию от 30 июня 1354 г // РИБ. — Т. 6. — № 9. — С. 41-52.
7. Грамота патриарха Филофея к святому Алексию с призывом помириться с князем // РИБ. — Т. 6. — № 28.
8. Грамота к великому князю тверскому Михаилу с призывом помириться с митрополитом Алексием // РИБ. — Т. 6. — № 29.
9. Соборное определение Патриарха Нила о незаконности поставления Киприана митрополитом Киевским // РИБ. — Т. 6. — № 30.
10. Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия Серба // Источники и историография славянского средневековья. — М., 1967. — С. 242—257.
11. Муретов М. Д. Церковно-практическое и научно-богословское значение славянского перевода Нового Завета в труде святителя Алексия, митрополита Киево-Московского и Всероссийского // Богословский вестник. — СПб.: 1897. — С. 177-199 (№ 11); 375-414 (№ 12).
12. Соколов П. П. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV в. — Киев, 1913. — С. 318—466.
13. Лихачев Н. П. Два митрополита // Сборник статей в честь Д. Ф. Кобеко. — СПб., 1913. — С. 1-8.
14. Семенченко Г. В. Духовная грамота митрополита Алексея // Источниковедческие исследования по истории феодальной России. — М., 1981.
15. Флоря Б. Н. Борьба московских князей за смоленские и черниговские земли во 2-й пол. XIV в. // Проблемы исторической географии в России. — М.: 1982. — В. 1.
16. Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X — XIV вв / Ответственный редактор академик Б. А. Рыбаков. — М.: Наука, 1984. — 353 с. — 3 700 экз.
17. Прохоров Г. М. Алексей (Алексий), митрополит всея Руси // Cловарь книжников и книжности древней Руси (СККДР). — М.: 1982. — В. 2. — Ч. 1. — С. 25-34.
18. Прохоров Г. М. Житие Алексея митрополита // СККДР. — М.: 1982. — В. 2. — Ч. 1. — С. 243-245.
19. Мейендорф И. Ф. Византия и Московская Русь: Очерки по истории церковных и культурных связей XIV в. — Париж: YMCA-Press, 1990. — С. 242-256.
20. Петров Д. А. Утраченные памятники архитектуры XVI в. в новгородских монастырях // Новгородские древности. — М.: 1993. — В. 4. — С. 186-192.
21. Шевченко И. И. Некоторые замечания о политике Константинопольского Патриархата по отношению к Восточной Европе в XIV в // Славяне и их соседи. — М.: 1996. — В. 6. — С. 186-192.
22. Ульянов О. Г. Цикл миниатюр лицевого «Жития Сергия Радонежского» о начале Андроникова монастыря // Памятники культуры. Новые открытия. — М.: Наука, 1996. — С. 186-192.
23. Клосс Б. М. Житие Сергия Радонежского. — М.: Языки русской культуры, 1998. — Т. 1. — С. 38-48. — 568 с. — ISBN 5-7859-0079-3
24. Кучкин В. А. Первая договорная грамота Дмитрия Донского с Владимиром Серпуховским // Звенигород за шесть столетий. — М.: 1998.
25. Пресняков А. Е. Образование Великорусского государства. — М.: Богородский печатник, 1997. — С. 199-217. — 496 с. — 3000 экз. — ISBN 5-89589-001-6
26. Алексеев А. А. Текстология славянской Библии. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. — С. 191-195. — 256 с. — 1000 экз. — ISBN 5-86007-114-0
27. Петров Д. А. Проблемы исторической топографии Новгорода // Новгородские древности. — М.: 1999. — В. 4. — С. 57.
28. Афанасьева Т. И. Литургия преждеосвященных Даров в славянской рукописной традиции XII—XV вв. — СПб.: 2000. — С. 10, 18-19.
29. Ульянов О. Г. Была ли литургическая реформа при митрополите Алексии в Русской православной церкви? // Восточная Европа в древности и средневековье. Проблемы источниковедения. — М.: 2005. — С. 268-271.
30. ru.wikipedia.org