Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:25, реферат
Резкий подъем интереса к философии и религии — весьма характерная особенность духовной жизни России последних десятилетий. Во многих странах мира близящийся конец века и тысячелетия связывают с апокалипсическими пророчествами «конца света» из-за углубляющихся проблем экологического, демографического и иного планетарного характера, грозящих катастрофой и гибелью всего живого на Земле. В России вселенские тревоги грядущих бедствий соединились с конкретными негативными явлениями затянувшегося социального кризиса, который будто был предугадан религией.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ 4
2. ВЗАИМОВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ И ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ 11
3. ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЛИГИИ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Резкий подъем интереса к философии и религии — весьма характерная особенность духовной жизни России последних десятилетий. Во многих странах мира близящийся конец века и тысячелетия связывают с апокалипсическими пророчествами «конца света» из-за углубляющихся проблем экологического, демографического и иного планетарного характера, грозящих катастрофой и гибелью всего живого на Земле. В России вселенские тревоги грядущих бедствий соединились с конкретными негативными явлениями затянувшегося социального кризиса, который будто был предугадан религией.
Интерес к философии и религии в российском обществе обострён и по иным причинам. Он естествен и понятен со стороны миллионов граждан, недавно обратившихся к вере в Бога, а вчера ещё далёких от религии, почти не знакомых с её историей, вероучением и культом. Но и неверующие в массе своей испытывают острую нужду в объективных знаниях о религии: ведь более полувека антирелигиозная пропаганда доносила о ней лишь скупые и предвзятые сведения. Религия сопровождает историю всех народов с истоков цивилизации и пронизывает едва ли не все сферы человеческого бытия, проникая в глубины сознания и даже подсознания людей. Таким образом, тема данной работы является актуальной, так как интерес российского общества к религии и философии с каждым годом растет и правильное толкование этих понятий очень важно.
Целью работы является исследование философии религии.
Соответственно задачами работы стали:
- дать общее понятие философии религии;
-
исследовать взаимовлияние
- изучить проблему определения религии.
Философия религии — наука и учебная дисциплина религиоведческого цикла, которая занимается философской интерпретацией религии. Философия религии в широком смысле существует столько же, сколько существует и философия в целом как часть духовной культуры. При этом могут быть использованы различные философские концепции - натурализма, материализма, экзистенциализма, феноменологии, прагматизма, позитивизма, лингвистической философии, психоанализа и т.д.
Философия религии, понимаемая в узком смысле, - это автономное философское рассуждение о Боге/божестве и религии (Платона, Фомы Аквинского, Б. Спинозы, И. Канта, Г. Гегеля и т.д.). Это сближает философию религии с историей философии. Исследователь и методолог религии Ю.А. Кимелев выделяет две основные формы рассмотрения философии религии [5, C.16]:
1. Философское религиоведение. Главная
задача — философское
2. Философская теология. Главная
задача — философско-
Другие названия «Философской теологии»: «естественная теология», «религиозная философия», «религиозная метафизика», «христианская философия», «христианская метафизика», «рациональная теология». Однако, эти названия обладают рядом серьезных недостатков, поэтому предпочтительнее использовать понятие «философская теология». Некоторые религиоведы считают «философскую теологию» спорной формой философии религии. Может ли богослов быть философом? Скорее всего, да. Многие философы начинали как теологи, были авторами и богословских и философских сочинений одновременно. На ранних этапах человеческой истории философские, религиозные и мифологические воззрения переплетались между собой (например, у Фалеса Милетского). Специфика мифологических представлений древних греков обусловила развитие древнегреческой философии именно в том виде, в котором она представлена в работах Платона и более поздних философов. В средние века многие теологические построения были облечены в философскую форму («философия — служанка богословия»). Переплетение философии и богословия наблюдается у многих современных исследователей, например, у представителя экзистенциализма — протестантского теолога Р. Бультмана.
В исламских странах, ввиду обязательности религиозной доктрины, получили распространение своеобразные гибриды традиционных направлений философии (философия науки, политическая философия и др.) с теологией. Яркими примерами такого подхода является эпистемолого-политическая концепция иранского философа А. Соруша, политическая концепция («Зелёная книга») лидера Ливии М. Каддафи и др.
Философия религии стоит в ряду главных философских дисциплин, являя собой и особый регион, и особый тип философствования. Она не должна пониматься только в качестве "философского элемента" религиозного мировоззрения (а в каждой достаточно развитой религиозной системе можно выделить философский "элемент" - то, что часто называют "религиозной философией"); её следует понимать прежде всего как ту "часть" философии вообще, которая обращена в своих познавательных усилиях к религии [1, C.6].
Это обращение может быть двояким.
Религия для философии
- как предмет отношения,
- как предмет исследования.