Характеристика христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 17:10, реферат

Описание работы

Христианство – это прикосновение человека непосредственно к
Божественному, и если человек к этому прикасается, он открывает для себя
самые важные вещи – смысл своего существования, бесконечную ценность каждой человеческой души, цель мироздания, смысл труда и учебы, красоту человеческих отношений и творчества.

Содержание работы

Введение
Происхождение христианства
Причины широкого распространения христианства
Ценностные ориентации Христианства
Монашество – один из путей осуществления евангельских норм жизни
Столкновение христианской морали с моралью светской
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Христианство.docx

— 34.43 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

  1. Введение 
  2. Происхождение христианства
  3. Причины широкого распространения христианства
  4. Ценностные ориентации Христианства
  5. Монашество – один из путей осуществления евангельских норм жизни
  6. Столкновение христианской морали с моралью светской
  7. Заключение
  8. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Христианство – это  прикосновение человека непосредственно  к 
Божественному, и если человек к этому прикасается, он открывает для себя 
самые важные вещи – смысл своего существования, бесконечную ценность каждой человеческой души, цель мироздания, смысл труда и учебы, красоту человеческих отношений и творчества.  

Христианство – это всемирная религия, признающая себя Откровением Единого в Троице Истинного Бога, Творца и Промыслителя вселенной, Спасителя людей. О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющие миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.  

 

2. Происхождение  христианства 
        Христианство возникло в Палестине в I в. н. э. Его родство с иудаизмом проявляется в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, священная книга как иудеев, так и христиан (Вторая часть библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). О несомненной близости первоначального христианства иудейской общине эссенов свидетельствуют также найденные в 1947 г. свитки в районе Мертвого моря. Общность мировоззренческих принципов у эссенов и первоначальных христиан прослеживается в мессианизме - ожидания скорого прошествия Учителя праведности, в эсхатологических представлениях, в истолковании идей греховности человека, в обрядности, в организации общин и отношении к собственности. Относительно быстрое распространение христианства в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме было обусловлено рядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии и бесперспективности. Усилился антагонизм не только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами и подданными провинций, между римской потомственной знатью и обогатившимися всадниками.  
        Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства, спасения. Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом - через познание божественной истинны, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки. 
Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальных религий мира христианство не создано людьми, а дано человечеству Богом в готовом и законченном виде. Однако история религиозных учений свидетельствует о том, что христианство не свободно от религиозных, философских, этических и иных влияний. Христианство усвоило и переосмыслило предшествующие идейные концепции иудаизма, митраизма, древних восточных религий, философские воззрения. Все это обогащало и цементировало новую религию, превращало ее в мощную культурно-интеллектуальную силу, способную противопоставить себя всем национально-этническим культам и превратиться в массовое национальное движение. Усвоение первоначальным христианством предшествующего религиозно-культурного наследия отнюдь не превращало его в конгломерат разрозненных представлений, а способствовало принципиально новому учению получить всеобщее признание.  
        Особенно заметное влияние на основы христианского вероучения оказали неоплатонизм Филона Александрийского (ок. 25 до н. э. - ок. 50 н.э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки ( ок. 4 до н. э. - 65 н. э.). Филон соединил понятие Логоса в библейской традиции, рассматривающей Логос в качестве внутреннего закона, направляющего движение Космоса. Логос у Филона - священное Слово, позволяющее созерцать Сущее. Иного пути познания Бога не существует, только через Логос - Слово. Учение Филона о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Сущем как первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу, о логосах, среди которых Сын Божий- высший Логос и другие логосы, названные ангелами, - послужило одной из идейных предпосылок для христианских представлений об иерархии духовных начал, оказало заметное влияние на формирование христианства. 
        Нравственное учение христианства, в особенности о достижение добродетели, близко к взглядам Лукреция Аннея Сенеки. Главным для всякого человека Сенека считал достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Если же свобода не будет вытекать из божественной необходимости, то она окажется рабством. Только повиновение судьбе порождает невозмутимость духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности. Утверждение общечеловеческих ценностей зависит не от государственных требований, а всецело от общительности. Под общительностью Сенека понимает признание единство человеческой природы, взаимную любовь, всеобщее сострадание, заботу каждого человека о других, ему подобных, независимо от социального положения. Сенека в качестве нравственного императива признал золотое правило морали, которое звучало следующим образом: 
"Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обращались стоящие выше"  
        Близкая формулировка содержится в Евангелии от Матфея: 
"И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними."  
        Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях, самоограничение в пользовании материальными благами, недопущение разгула страстей, гибельных для общества и человека, скромность и  
умеренность в повседневной жизни. Ему импонировали и сформулированные Сенекой принципы индивидуальной этики. Личное спасение предполагает строгую оценку собственной жизни, самоусовершенствование, обретение божественного милосердия. 
        Усвоение христианства различных элементов восточных культов, эллинистической философии не обедняло, а обогащало новую религию. Именно поэтому она относительно быстро вошла в общий поток средиземноморской культуры. 

 

3.  Причины широкого распространения христианства 
        Христианство явилось качественно новой религией, способной влиять на 
огромные массы людей. Она обращалась к ним, неся новые ценности, новые 
убеждения и надежды. Все это получало глубокий отклик в сердцах 
обездоленных и растерянных людей. Пробуждалась вера в заступника, 
способного обуздать земную власть, формировалось фанатичное желание 
пострадать за Избавителя от неволи, умножалось доверие к Богу, который во 
имя любви к людям пожертвовал своим Сыном, чтобы искупить грехи смертных. 
        Апостолы Христианства, обращаясь ко всем людям и народам, создавали вероисповедную связь людей, независимо от их этнической, языковой, политической и социальной принадлежности – связь единоверцев. 
Христианство положило начало совершенно новой культуре – культуре, 
признававшей в человеке личность, смотревшей на человека как на земное 
воплощение Бога и на Бога как наивысшую любовь к людям, как на небесное 
воплощение человека, Иисуса Христа. 
        Новая религия запретила жертвоприношения и отказалась от жесткой 
регламентации поведения человека в быту. Вместе с тем, христианская церковь не отказалась от наиболее распространенных, привычных обрядов, обосновала, правомерность их заимствования, что облегчало переход в христианскую веру. "Христиане меньше, чем кто бы то ни было не должны отвергать что-либо хорошее только потому, что оно принадлежит тому или другому.… Продолжить хорошие обычаи, практиковавшиеся у идолопоклонников, - значит отобрать у них то, что им не принадлежит, и вернуть истинному владельцу, Богу", – писал Августин Блаженный. 
        Христианство совершило великий исторический синтез, наследуя и по- 
своему преобразуя интеллектуальные завоевания предшествующих эпох, при этом освоение существовавшей ранее философии и религиозный мысли шло в русле духовно-нравственных исканий эпохи, что придавало христианству особую привлекательность. 

4.  Ценностные ориентации Христианства 
        Ценностные ориентации – это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для человека от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим, детерминирующим мотивом поведения человека. Ценностные ориентации представляют собой совокупность философских, политических, эстетических, нравственных убеждений человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. В любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. 
Христианство содержит весь набор ценностных ориентаций. Ведущее место 
среди них занимает морально-этическая проблематика. Фигурально выражаясь, христианство – это не столько религия об устройстве мироздания и общества, сколько религия о том, как жить человеку, о смысле человеческого бытия, о совести, долге, чести и т.д. Даже сугубо культовым богослужебным действиям христианство придало морально-этическую направленность. Главная этическая ценность в христианстве – это сам Бог. Бог – это любовь, любовь ко всем народам, признающим и почитающим его. Для него нет избранного народа. Сама идея превосходства одного народа над другим чужда христианству. В этом отношении христианство коренным образом отличается от иудейства, в котором признается превосходство евреев над другими народами. Благочестивый и ученый священник иудеев Ездра, обращаясь к своему богу Яхве, говорил: "Для нас, Господи, создал Ты век сей, о прочих же народах, происшедших от Адама, Ты сказал, что они ничто, но подобны слюне, и все множество их Ты уподобил каплям, капающим из сосуда. И ныне, Господи, вот эти народы, за ничто Тобою признанные, начали владычествовать над нами. Мы же, народ Твой, которого Ты назвал Твоим первенцем, единородным, возлюбленным Твоим, преданы в руки их. Если для нас создан век сей, то почему не получаем мы наследия с веком? и доколь это?" "Каким ужасающим холодом веет от этих слов, какая странная отчужденность от всех людей слышится здесь! – пишет русский культуролог В.В. Розанов – кроме своего народа, все остальные племена земные не только пренебрежены, но почти забыты. Во всемирной истории и во всемирной литературе, где было так много унижения и гордости, возвеличения и падения, вероятно, никогда не были сказаны слова такой презрительности, как эти". В отличие от иудаизма христианство является религией любви и помощи ближнему, религией Откровения и победы над смертью и мраком незнания, религией обновления.

 

5. Монашество – один из путей осуществления евангельских норм жизни 
        Как наиболее эффективный путь осуществления евангельских норм жизни христианство предложило монашество. Родиной монашества стал Египет. Преподобный Антоний Великий, совершивший подвиг поста и молитвы в пустынном уединении, явился основоположником отшельнической формы монашества. Чуть позднее свой монашеский подвиг начал преподобный Пахомий Великий, в прошлом римский воин, ставший родоначальником мужских общежительных монастырей. Из Египта монашество проникло в Палестину. В начале IV века ученик 
преподобного Антония Великого преподобный Илларион Великий основал близ Газы первую монашескую общину. Позднее Палестина прославилась деяниями многих наставников монашества, из которых наиболее известны Ефимий Великий, Савва Освященный. В VI веке монашество распространилось и в другие провинции Римской империи. 
        Василий Великий создал устав монашеской общежительной жизни, который имел решающее значение в истории формирования как восточного, так и западного монашества. 
        В поздневизантийский период центром монашество на Востоке стала гора Афон. По преданию здесь закончила свою земную жизнь Богородица дева Мария. Особенностью афонского монашества было соединение аскетических подвигов и активного духовного творчества. Из Афона монашество распространилось в Болгарию, Валахию, Сербию и Россию. 
        На Западе монашество возникло позже, чем на Востоке. Его подлинным 
основателем стал Бенедикт Нурсийский, который в IV веке основал 
Бенедиктийский орден – централизованное объединение монастырей с единым уставом. Бенедикт требовал, чтобы монашеская община полностью содержала себя и, по возможности, обеспечивала всю округу, являясь примером практического христианского милосердия. Главными особенностями монахов-бенедиктианцев были не только воздержание и молитвы, но и возделывание земли, разведение садов и т.п. При этом время, отведенное для труда, было вдвое больше того, что предписывалось для молитвы. В VI веке по образцу Бенедиктианского ордена была создана обитель Флавия Кассиодора, которая сыграла важную роль в становлении средневековой культуры. Кассиодор ставил монахам задачу практического милосердия, которую он связывал с просветительством.

 

6. Столкновение христианской морали с моралью светской 
        Сыграв выдающуюся роль в утверждении христианских ценностей, 
монашество, однако, постоянно менялось в направлении обмирщения. 
Церкви и монастыри превращались в доходные предприятия, где торговали, 
чем можно: должностями, индульгенциями, реликвиями и т.д. Это не могло не извратить образ жизни духовенства и монашества в том числе. Забвение 
строгой монашеской дисциплины и "чистой" жизни, падение нравов становились буднями монастырей. Все это рождало критику "продажной" церкви, требование ее духовного очищения. 
        Крайне противоречивую роль в истории христианской культуры сыграли и так называемые крестовые походы в Святую землю. 
Таким образом, христианский образ человека остался нереализованным 
даже у монахов, и главная причина этого – логика самой реальной жизни, 
включения монашества в реальные отношения феодального общества с его 
войнами, крестовыми походами, борьбой за светскую церковную власть. В этих условиях интересы и функции самой церкви и духовенства требовали порою от монахов деятельности весьма далекой от христианского идеала. 
Еще очевиднее это расхождение было в светской среде, где, с одной 
стороны, была более тесная связь с практическими "земными" нуждами 
общества, а с другой, - под внешним покровом христианства сохранились 
культурные традиции германских, славянских общин с их стереотипами мышления и языческими верованиями. Все это своеобразно преломляло христианский идеал человека в народной культуре. 
        Следует иметь в виду также и то, что сама вера простого народа 
существенно отличалась от догматических установлений христианства. Это 
можно проиллюстрировать на примере русского православия. Так, обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев в одном из писем Александру III отмечал, что крестьяне России "вырастают, не получая первых, самых основных, понятий о Боге, церкви, о заповедях". А ведь это имело место не только в России, но и в странах Западной Европы, особенно в период средневековья. Насаждая христианскую мораль, человеколюбие, католическая церковь уже в 1022г. отправила в Орлеане (Франция), так называемых, еретиков на костер. Еще более жестоко расправилась церковь с альбигойцами, для которых порядки католической церкви казались ненормальными. Потребовались столетия для того, чтобы установилось подобие мира между Римскими папами и королями Священной 
Римской империи и Франции. 
        И, тем не менее, христианство образовало то пространство, в рамках 
которого постепенно сложилась христианская культура, давшая миру научно-технический прогресс, демократические порядки и искусство.

 

7. Заключение 
        Таким образом, в заключении еще раз хочется сказать о том, что новизна 
христианства, поразившая древний мир, пробудившая в нем энтузиазм 
беспримерной любви и столь же беспримерной злобы, заключалась не в 
отдельных его принципах, но и в их общей связи и соотношении, а главное – в их жизненной искренности и силе. То, что в древней ветхозаветной морали 
высказывалось "между прочим", как побочная мысль, вызывая уважение своей недосягаемой возвышенностью и не вызывая никакого сочувствия по своей безжизненности, - в христианстве делается краеугольным камнем всей морали, входит в кровь и плоть человеческих поступков, вдохновляет и объединяет людей. 
        Это краеугольный камень христианской морали – любовь к Богу и 
ближнему. Эта любовь не похожа на ту, которой человечество жило до 
христианства. Это не любовь мужа и жены, родителей и детей, брата и сестры, вообще не та любовь, которая непринужденно диктуется природными инстинктами человека. 
        Это – любовь высшая, обусловленная ясным сознанием братства всех людей как детей единого Бога, любовь, воспитываемая признанием собственного ничтожества перед Богом и остальным миром, - словом, любовь, вытекающая из совершенно нового взгляда на мир.

 

 
8. Список литературы: 
1. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. М., 1982. 
2. Основы религиоведения. / Под редакцией И.Н. Яблокова. М.: Высшая 
школа, 1994. 
3. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современная 
религия: Курс лекций. М.: "Центр", 1996. 
4. Толковая Библия, Т.т. 1,3 - Стокгольм: Институт перевода Библии, 
1987. 

 


Информация о работе Характеристика христианства