Христианское душепопечительство: определение понятия и сферы применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:34, реферат

Описание работы

Душепопечительство как особая форма христианского служения получило широкое распространение и развитие во многих странах. Но в церквах постсоветского пространства до сих пор еще не сформировался институт душепопечительства, и эта область отечественного богословия остается малоизученной. В то же время существует насущная потребность в развитии душепопечительского служения в церкви.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Библейские основания душепопечительства
1.1 Определение понятия «душепопечительство»
1.2. Цели, принципы, функции библейского душепопечительства
1.3 Душепопечительская диагностика
Глава 2. Душепопечительство в практическом применении
2.1 Кто может быть душепопечителем?
2.2 Формы, методы, правила душепопечительства
2.2.1 Правила, относящиеся к душепопечителю
2.2.2 Правила, относящиеся к процессу душепопечительства
2.3 Опасности, подстерегающие душепопечителя в его работе
2.4 Практические аспекты
2.4.1 Проблемы опекаемого
2.4.2 Возрастные особенности опекаемого
2.4.3 Семья и молодёжь
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Библейское основание для душепопечительства.docx

— 56.03 Кб (Скачать файл)

Слово Божие, молитва и  общение являются главными средствами в оказании духовной помощи другим христианам.

Различают общие и специальные  формы душепопечительства. К общим формам относятся: проповедь, общение, беседы, кружки по изучению Библии и др. В методологии этих форм можно выделить три основные группы методов: методы коммуникации, методы исследования и методы практического решения проблем.

Методы коммуникации. Например, человек, который попал в кризисную ситуацию, испытывает чувство беспомощности и замешательства. Первая задача душепопечителя состоит в том, чтобы установить контакт с человеком. Это можно сделать несколькими способами:

·          сначала важно установить зрительный контакт, что помогает опекаемому избавиться от дезориентации;

·          затем, чтобы помочь человеку сосредоточиться и овладеть ситуацией, душепопечитель должен задавать короткие и прямые вопросы, переспрашивать;

·          невозможно понять проблему человека, не научившись сочувствовать его боли и страданиям; душепопечитель должен сопереживать опекаемому;

·          путем постановки вопросов можно установить, что происходит с чувствами человека, и которые из них наиболее задеты. Затем душепопечитель может назвать эти эмоции вслух. Как только эмоции будут названы своими именами, опекаемый почувствует, что его понимают.

Методы исследования. Христианские психологи предлагают много методов исследования и решения проблем, которые могут иметь разную стратегию и подход, что является нормальным положением в душепопечительской практике. Например, многие христианские психологи считают, что следует сначала воздействовать на разум человека, чтобы в итоге дойти до чувств и поведения. Этот метод хорош тем, что делает акцент на главное начало личности, от которого зависят все остальные ее качества и поведение. Если человек получит духовное просвещение своего разума – эмоции и поведение займут свое правильное "место".

Метод комбинационного  подхода выдвигает христианский психолог Харольд Сейла. Он считает, что к анализу и решению проблем человека следует подходить целостно, касаясь одновременно поведения, эмоций и разума. Этот подход заслуживает серьезного внимания для использования в душепопечительской практике.

Не менее интересный метод  предлагает христианский психолог доктор Альберт Эллис, который назвал свою методику «исследованием проблем от поверхностных признаков до скрытых причин».

Предваряющее событие. Первая задача духовного помощника исследовать предваряющее событие для того, чтобы понять всю суть проблемы. Такими событиями могут быть: потеря работы, смерть близкого человека, провал на экзамене. В это время душепопечителю следует внимательно слушать, задавать подходящие вопросы для выяснения фактов, определить уровень нужды и повторить своими словами человеку то, что он говорил.

Система представлений. Это та область, где духовный помощник исследует систему ценностей человека, его ценностных ориентаций. Столкнувшись с проблемой, человек должен сам для себя определить эту ситуацию. Видит ли он в ней лишь препятствие, с которым нужно смириться и терпеливо переносить, или он представляет себе эту проблему как планку, которую нужно перепрыгнуть.

Эмоциональная реакция. Душепопечителю важно определить эмоциональную реакцию на то, что произошло. Есть ли чувство вины, беспокойства? Какие эмоции появляются тогда, когда человек представляет себе это событие?

Целенаправленные  вопросы. Душепопечителю следует выяснить основные представления или убеждения, задавая целенаправленные вопросы. Духовный помощник должен подготовить слова, которые дойдут и затронут самую суть проблемы опекаемого.

Ответы на предыдущие вопросы. На этой стадии происходит помощь со стороны душепопечителя. Его задача состоит в том, чтобы рассмотреть все жизненные вопросы в рамках Божьего Слова. Для этого необходимо понимание Писания и использование отдельных отрывков так, чтобы опекаемый научился рассматривать свою жизнь с точки зрения Бога. Доктор Альберт Эллис заключает, что глубокая духовная помощь осуществляется на двух уровнях – поведение и чувства – для того, чтобы достичь третьего уровня – мыслей. Бог устроил нас таким образом, что то, что мы думаем, влияет на наши чувства, а то, что мы чувствуем, влияет на то, как мы поступаем.

Практические методы. Они применяются при решении проблем в конкретных ситуациях: покаяние, болезнь, одержимость. Каждый из применяемых методов в конкретной ситуации может иметь свои особенности и отличия.

Исповедь. Этот метод предполагает четыре основных этапа взаимодействия душепопечителя и опекаемого.

1. Молитва душепопечителя и краткая беседа с опекаемым. Молитва душепопечителя о Господнем присутствии, затем краткая беседа о том, что такое грех – многие люди не осознают влияние греха на жизнь человека.

2. Личное признание опекаемого в грехе (грехах). Многие душепопечители предлагают человеку записать все свои грехи на листочек, чтобы не забыть, и перечислить все записанные грехи в молитве. Признание человека в своих грехах – это начало движения к тому, чтобы избавиться от беды и снова получить от Бога доверие.

3. Осознание опекаемым того, что его грехи прощены (1Ин.1.9).

4. Молитва благословения со стороны душепопечителя.

Молитва над больным. В Библии существуют разные методы в служении исцеления. Здесь представлены наиболее используемые:

·          касание больного (Мф.9.27-31);

·          возложение рук на исцеляемого (Мк.6.5);

·          приказание исцелиться или выговор болезни (Деян.14.10);

·          молитва в сочетании с постом (Ин.11.41; Деян.28.8);

·          помазание елеем и молитва (Иак.5.14) [42, с.61].

Вся работа, которая совершается  душепопечителем, является, по сути, Господней. Он делает главное: прощает, исцеляет, изгоняет. Душепопечителю важно научиться не делать скоропоспешных выводов и решений, но всегда серьезно духовно подготавливать себя для помощи нуждающимся.

2.2.1 Правила, относящиеся  к душепопечителю

!           Всецело полагайтесь на Господа, когда вы помогаете другим в решении проблем. Душепопечитель должен всегда молиться, когда слушает другого человека. Дух Святой дает интуитивное знание того, как задать правильные вопросы, дать совет.

!           Имейте своего духовного наставника. Ни один человек не может быть успешным в душепопечительстве, если не имеет своего духовного наставника, учителя.

!           Знайте пределы своих возможностей. Вы никогда не потеряете уважения человека, если вовремя скажете: «Ты знаешь, я хотел бы помочь тебе в этой ситуации, но с таким делом я не справлюсь. Я хотел бы посоветовать тебе обратиться к...» (назвать имя душепопечителя или врача).

!           Принимайте людей такими, какие они есть. Каждый человек нуждается в том, чтобы его принимали таким, каков он есть, и чтобы при этом сохранялось чувство его собственного достоинства.

!           Умейте соблюдать конфиденциальность. То, что доверено вам втайне, должно остаться тайной. Это значит, что никто не должен узнать об этом без позволения человека.

Православный протопресвитер Степан Ярмусь дает несколько предостережений для душепопечительской диагностики:

!           не пренебрегайте помощью другого опытного человека, когда сомневаетесь в своих выводах;

!           не делайте ни одного вывода в том деле, где вы недостаточно разбираетесь;

!           не решайте проблем, относящихся к другим специалистам;

!           не считайте свои выводы окончательными – время, ситуация могут показать проблему совершенно по-иному.

 

2.2.2 Правила, относящиеся  к процессу душепопечительства

!           Умейте слушать. Как правило многие христиане склонны больше говорить, чем слушать. Умение слушать – это один из способов проявить заботу о человеке. Когда люди приходят за советом, иногда они больше нуждаются в том, чтобы кто-то их выслушал, чем в том, чтобы получить какой-либо совет.

!           Мудро пользуйтесь вопросами.

!           Старайтесь задавать вопросы, которые не предполагают односложные ответы.

!           Задавайте косвенные вопросы. Прямые вопросы смущают человека, а косвенные позволяют получить ту же информацию, но не так заметно.

!           Избегайте серии вопросов. Слишком много вопросов, следующих один за другим, чрезвычайно пугают человека – это похоже на допрос.

!           Осторожно спрашивайте: «почему?». У человека может возникнуть впечатление, что ему лезут в душу.

!           Определяйте глубину проблемы.

Психолог профессор Пол  Уэлтер разделил проблемы на пять групп:

1.         проблема,

2.         затруднение,

3.         кризис,

4.         паника и

5.         шок.

Духовному наставнику важно  научиться определять уровень нужды  человека, чтобы установить в каком направлении действовать.

2.3 Опасности, подстерегающие  душепопечителя в его работе 

 

·          Зависимость опекаемого от душепопечителя, но не от Бога. Это одна из главных опасностей, на которую душепопечитель должен обратить внимание.

·          Полуправда в душепопечительской беседе.

·          Опасность ябедничества. Многие могут попытаться использовать вас, втянуть вас в свое противостояние другим.

·          Обсуждение неуместных чувств. Иногда опекаемые могут рассказывать то, что не следовало бы говорить. Вы можете понять их проблему без того, чтобы выслушивать все подробности и детали их проблемы.

·          Будьте осторожны, когда проводите беседу с личностью противоположного пола. Многие духовные наставники проводят беседу при открытых дверях или вместе с другим наставником. Лучшим вариантом является тот, когда женщины будут обращаться за помощью к женщинам-душепопечителям, а мужчины к мужчинам-душепопечителям.

Существуют также и  другие опасности для душепопечителя: чрезмерное любопытство, чувство превосходства, неумение молчать, поспешные выводы, чрезмерная активность, лень, ревность и зависть, чувство поражения.

2.4 Практические  аспекты

2.4.1 Проблемы опекаемого

По сути, в основном, все  жизненные ситуации, которые помещают человека в состояние нужды, являются следствием духовных проблем. Обусловлены  они нарушениями в трех главных  типах отношений: отношение к  Богу, отношение к самому себе и  отношение к другим людям. Между  этими отношениями существует определенная взаимосвязь и соподчинение. Так, нарушение отношений с Богом  неизбежно приводит в нарушению отношений с людьми.

Нарушение отношения  человека к Богу. Обычно это происходит по причине пренебрежения к Его Слову.

"Первое, что использует  Бог, когда Он говорит современным  верующим, – это Его Слово... В  процессе размышления над Священным  Писанием Бог приводит нас  к тому событию, отрывку или  даже единственному стиху, который так или иначе связан с нашими сомнениями, вопросами, заботами. В тексте Библии вы обязательно найдете ответ, который поможет вам понять ситуацию, в которой вы находитесь, и принять правильное решение... Через Свое Слово Бог направляет нас, утешает, предупреждает, заверяет и ободряет".

Когда Бог говорит к  нам, Он использует также другие способы  обращения: через Дух Святой, через  окружающих нас людей и через  обстоятельства нашей жизни. Пренебрегая  этими принципами, многие христиане  становятся духовно слепыми, не зная Бога и Его воли.

Нарушение отношения  человека к самому себе. Когда человек не имеет нормальных взаимоотношений с Богом, его жизнь начинает терять смысл и обесценивается. В результате многие люди становятся внутренне зависимыми от вредных привычек и патологических пристрастий:

Злоупотребление алкоголем и наркотиками. В современном обществе эти пороки приобрели массовый характер.

Половая распущенность. Подобно пьянству или наркомании человек может быть патологически зависимым на почве сексуальных отношений. Христианские и светские психологи признают наличие такой проблемы. Кроме внутренней испорченности, на человека сильно влияет пропитанная сексом современная культура. При этом следует учитывать сегодняшнюю ситуацию в Украине, где после столь многих лет запрета порнография стала свободно доступна для всех. Это порождает совершенно извращенные представления и навязчивые идеи о половых отношениях, что, в свою очередь, приводит к тому, что многие незамужние и неженатые мужчины и женщины или юноши и девушки, подростки нарушают свою сексуальною чистоту (1Фес.4.3-5). В помощи таким людям важно научиться определить наличие фантазий и то, чем человек питает свое сознание.

Зависимость от чрезмерного  питания. Это одна из наименее признанных проблем. Многие люди страдают и не могут избавиться от этой привычки, которая в конечном итоге приводит к преждевременному разрушению тела (Лк.21.34). Апостол Павел напоминает о том, что наши тела должны быть “жертвой живой, святой, благоугодной Богу” (Рим.12.1,2).

Кроме вышеупомянутых проблем, в результате нарушения внутреннего  мира состояние человека может сопровождаться эмоциональными проблемами: депрессией, навязчивым беспокойством, иррациональными  страхами, неконтролируемым гневом и  др.

Нарушение отношения  человека к другим людям. Конфликт является главным в определении любой из проблем взаимоотношений между людьми.

В социальной психологии принято  считать, что конфликты являются неизбежным результатом взаимоотношений  между людьми, что, однако, противоречит христианским взаимоотношениям. Поэтому  следует больше уделять внимания обстоятельствам, приводящим людей  к конфликту. Нарушение правильных взаимоотношений с Богом неизбежно  приводит к нарушениям во взаимоотношениях с людьми.

2.4.2 Возрастные  особенности опекаемого

Ранее уже упоминалось  о положении реверсивности в  душепопечительстве, когда душепопечитель может оказаться в состоянии нужды и, наоборот, когда опекаемый находится в положении оказывающего помощь. Опекаемым может оказаться любой человек в определенное время и в определенной ситуации.

Информация о работе Христианское душепопечительство: определение понятия и сферы применения