Христианство в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:44, реферат

Описание работы

Новая религия утверждала, что страдания в земной жизни принесут человеку спасение и райское блаженство в загробном мире, а в сопротивлении злу видела путь к нравственному совершенствованию. Она обещала всем обездоленным, что «будут последние первыми, и первые последними», что праведные получат свое и низшим сословиям - всем этим, по евангельской фразеологии, «нищим», «простецам», «малым сим» - принадлежит будущее.

Файлы: 1 файл

ХРИСТИАНСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ.docx

— 18.15 Кб (Скачать файл)

 ХРИСТИАНСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ.

    Новая религия утверждала, что страдания в земной жизни принесут человеку спасение и райское блаженство в загробном мире, а в сопротивлении злу видела путь к нравственному совершенствованию. Она обещала всем обездоленным, что «будут последние первыми, и первые последними», что праведные получат свое и низшим сословиям - всем этим, по евангельской фразеологии, «нищим», «простецам», «малым сим» - принадлежит будущее. Богатство, стяжательство рассматривались новой религией как «западня дьявола».

      Христианство  отбрасывало  не только социальные, но и  национальные преграды между  людьми. «Нет ни эллина, ни иудея  ... ни варвара, ни скифа, ни  раба, ни свободного», - говорится  в одном из апостоловских посланий. Христианство получило характер  универсальной, общечеловеческой  религии. Однако осуществление  этих мечтаний христианство отодвигало  в «потусторонний» мир, и само  земное существование людей рассматривало лишь как «божье царство».

      Со  временем христианство  меняет свое социальное лицо. Углубление кризиса римского  рабовладельческого общества побуждало   все большее число людей искать  утешения и спасения в новой  религии. Во II - III веках в христианские  общины хлынули состоятельные  люди. Они принесли не только  имущество, но и свои социально-политические  воззрения. Идеалы бедности, нестяжательства,  равенства отодвигаются на задний план.

      Христианские  общины  становятся богатыми, приобретают   экономический и политический  вес. Руководство ими сосредотачивается  в руках немногих должностных  лиц - епископов. Создается сложная  церковная организация. Ее высшим  органов становятся съезды епископов  - церковные соборы. Епископы больших  областей получают в дальнейшем  наименование архиепископов. Архиепископы  Рима, Александрии, Антиохии стали  называться патриархами, а первые  два - папами (от греческого «папас”» - отец).

      Постепенно  вырабатывается  сложный культ, чуждый первоначальному  христианству. Позднее  в молитвенных  домах появились  иконы - изображения Иисуса Христа, его матери, апостолов. Вводилось пышное богослужение.

      Таким образом,  к IV веку христианство проникло  во все социальные слои римского  общества. Мощная организация общественной  связи, земельные владения и  богатства, накопленные к этому  времени, делали христианскую  церковь силой, с которой власти  не могли не считаться. Тем  более что сама церковь теперь  стремилась к сближению с государством.

      Тенденции эти  наметились давно. Уже в посланиях   апостолов (I-II века) появляются призывы:  «Рабы, повинуйтесь господам своим  по плоти со страхом и трепетом... как Христу», «Всякая душа да  будет покорна высшим властям,  ибо нет власти не от бога».  Эта готовность церкви освятить  слабеющую императорскую власть  и весь строй империи авторитетом  христианского бога не могла не быть услышана.

      Император Константин  в начале IV века, стремясь укрепить  единство империи и свою власть, прекратил преследование  христиан  и дал христианству права   легальной религии. А в последнее   десятилетие IV века, при императорах   Грациане и Феодосии I, христианство  получило привилегии единственной  государственной религии. Остатки  дохристианских языческих культов  преследовались. Имущество старых  храмов было конфисковано или  разграблено, статуи богов низвергнуты,  жертвоприношения им запрещены.  Знаменитая статуя Виктории - богини  победы, символ старого римского  духа и государственности, была  удалена из сената. В 394 году  император Феодосий I специальным  декретом упразднил как один  из последних оплотов язычества  - знаменитые олимпийские празднества  - олимпиады. Христианство распространилось  по всем районам империи и  вышло за ее пределы. Христианская  церковь сделалась опорой и  союзником гибнущего рабовладельческого государства.

      Неоплатонизм, как  это следует из самого названия, есть обновленная философия Платона.  И это действительно так. Хотя  неоплатонизм включает в себя  также переработанные идеи пифагорейцев и Аристотеля.

      Неоплатонизм, как  это следует из самого названия, есть обновленная философия Платона.  И это действительно так. Хотя  неоплатонизм включает в себя  также переработанные идеи пифагорейцев  и Аристотеля. По существу это  была попытка синтеза целого  ряда достижений античной философии,  предпринятая уже во времена крушения античного мира. Это была последняя отчаянная попытка спасти язычество и языческую мудрость и противопоставить их христианству в качестве силы, способной идеологически и организационно сплачивать людей.

      В противоположность  христианскому  Богу-Отцу, неоплатоники  представляли божество как безличное  Единое. Кроме того, они не выносили  Бога за пределы мироздания, а  мыслили его имманентным миру, т. е. внутренне присущим ему.  Способ проникновения Бога в  мир принято определять как  «эманацию». «Эманация» буквально  переводится с латыни как «истечение».  Именно как результат истечения  Бога в мир представляли неоплатоники  формы бытия. А потому мир  можно представить как то же  самое божество, только пребывающее в своих различных состояниях.

      Неоплатонизм  просуществовал  с III по VI в. и оставил  довольно  противоречивое наследие. С одной  стороны, по словам А.Ф. Лосева, для него было свойственно  пристальное внимание к логическим  определениям и классификациям, к математическим, астрономическим  и физическим построениям, а  также к историческим, филологическим  и комментаторским изысканиям. Так  Порфирий написал «Введение к  «Категориям» Аристотеля», которое  служило основным логическим  пособием в средние века. А  с другой стороны, стремясь  возродить языческие культы, неоплатоники  занимались магией и всевозможными  гаданиями. Их стараниями в  значительной мере возникает  такая «наука» как астрология. В характере астрологии выражается  характер неоплатонизма в целом,  ведь утонченная логика в нем сочеталась с мистикой.

      Итак, неоплатонизм  бросил вызов христианству как  новой монотеистической религии.  Богу христиан неоплатоники противопоставили  безличное Единое, а также богов  и демонов древней мифологии.  Но потерпев поражение в этой  борьбе, неоплатонизм не исчез  безвозвратно. Идеи неоплатонизма  не погибли вместе с древним  миром, а вступили в сложнейшее  взаимодействие с христианским  и мусульманским учениями. Монотеистическое  богословие нуждалось в разработке  проблемы идеального, в объяснении  способов воплощения идеального  начала в мир, в обосновании  бессмертия души. Таким образом,  стремясь одержать победу над  христианством, неоплатонизм на  деле помог ему укрепить свое  могущество.

      В частности, под  непосредственным воздействием  неоплатонизма к VI веку сложилось   богословское учение Псевдо-Дионисия  Ареопагита, в котором Бог —   это скорее Единое неоплатоников,  чем ветхозаветный Яхве. Большой  корпус сочинений был создан  неизвестным автором, который  писал от имени Дионисия, обращенного  в христианство апостолом Павлом  во время его проповеди в  Ареопаге. Переосмыслив неоплатонизм  на христианский лад, Псевдо-Дионисий  создал развернутую иерархию  форм бытия, в которой большую  роль играет мистика света.  Зависимость от неоплатоников  здесь так велика, что периодически  неизвестный богослов пользуется  формулировками Прокла. Учение Псевдо-Дионисия  принято считать образцом апофатического  богословия. В этом качестве оно  обрело широкую популярность, как  на Востоке, так и на Западе бывшей Римской империи.                             

      Наиболее  значимым  моментом в философии неоплатонизма  является учение о потусторонности,  сверхразумности и даже сверхбытийности  первоначала всего сущего и  о мистическом экстазе как  средстве приближения к этому  первоначалу. Неоплатонизм сверхразумен. В нем наблюдается возврат  к мифологии или ремифологизация.  Гегель не случайно использовал  неоплатонизм как иллюстрацию  своего закона отрицания отрицания:  философия сперва отрицала религию  (мифологию), а затем в своих  самых зрелых формах, отрицая  саму себя, постигла внутреннее  содержание мифологии и образовала  с ней синтез. Итак, по Гегелю, неоплатонизм не столько философия  как антипод мифологии, сколько  синтез философии и мифологии.  Философия неоплатонизма  является  последовательным монистическим  идеализмом и даже сверхидеализмом.  В отличие от бога Платона,  который доступен разуму, бог  неоплатоников ускользает от  мысли. Это уже мистика. Пафос  их учения заключается в сведении  многого к единому и в выведении  этого единого за пределы многого.  Согласно учению неоплатонизма,  во главе иерархии сущего стоит  одно начало, единое как таковое,  сверхбытийное и сверхразумное,  постижимое только в состоянии  экстаза и выразимое только  средствами апофатической теологии. Мировая система является строго  иерархичной, она строится не  снизу вверх, а сверху вниз. Неоплатонизм радикально отличается  от своего первообраза - философии  Платона. Несколько веков послеплатоновской  идейной эволюции не прошли  даром. Тем не менее, ретроспективно он позволяет многое понять как в учении Платона, так и в философии его лучшего ученика, Аристотеля.

        Что касается  христианства ,то тут мне хочется  сказать о том, что новизна  христианства, поразившая древний  мир, пробудившая в нем энтузиазм  беспримерной любви и столь  же беспримерной злобы, заключалась  не в отдельных его принципах,  но и в их общей связи  и соотношении, а главное –  в их жизненной искренности  и силе. То, что в древней ветхозаветной  морали высказывалось "между  прочим", как побочная мысль,  вызывая уважение своей недосягаемой  возвышенностью и не вызывая  никакого сочувствия по своей  безжизненности, - в христианстве  делается краеугольным камнем  всей морали, входит в кровь  и плоть человеческих поступков,  вдохновляет и объединяет людей.

      Это краеугольный  камень христианской морали –  любовь к Богу и ближнему. Эта   любовь не похожа на ту, которой  человечество жило до христианства. Это не любовь мужа и жены, родителей и детей, брата и  сестры, вообще не та любовь, которая  непринужденно диктуется природными  инстинктами человека.

      Я считаю, что поставленная  мною цель, рассмотреть взаимосвязь  неоплатонизма и христианства, выполнены  в полной мере.


Информация о работе Христианство в Древнем Риме