ХРИСТИАНСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ.
Новая религия утверждала, что
страдания в земной жизни принесут человеку
спасение и райское блаженство в загробном
мире, а в сопротивлении злу видела путь
к нравственному совершенствованию. Она
обещала всем обездоленным, что «будут
последние первыми, и первые последними»,
что праведные получат свое и низшим сословиям
- всем этим, по евангельской фразеологии,
«нищим», «простецам», «малым сим» - принадлежит
будущее. Богатство, стяжательство рассматривались
новой религией как «западня дьявола».
Христианство отбрасывало
не только социальные, но и
национальные преграды между
людьми. «Нет ни эллина, ни иудея
... ни варвара, ни скифа, ни
раба, ни свободного», - говорится
в одном из апостоловских посланий.
Христианство получило характер
универсальной, общечеловеческой
религии. Однако осуществление
этих мечтаний христианство отодвигало
в «потусторонний» мир, и само
земное существование людей рассматривало
лишь как «божье царство».
Со временем христианство
меняет свое социальное лицо.
Углубление кризиса римского
рабовладельческого общества побуждало
все большее число людей искать
утешения и спасения в новой
религии. Во II - III веках в христианские
общины хлынули состоятельные
люди. Они принесли не только
имущество, но и свои социально-политические
воззрения. Идеалы бедности, нестяжательства,
равенства отодвигаются на задний план.
Христианские общины
становятся богатыми, приобретают
экономический и политический
вес. Руководство ими сосредотачивается
в руках немногих должностных
лиц - епископов. Создается сложная
церковная организация. Ее высшим
органов становятся съезды епископов
- церковные соборы. Епископы больших
областей получают в дальнейшем
наименование архиепископов. Архиепископы
Рима, Александрии, Антиохии стали
называться патриархами, а первые
два - папами (от греческого «папас”»
- отец).
Постепенно вырабатывается
сложный культ, чуждый первоначальному
христианству. Позднее в молитвенных
домах появились иконы - изображения
Иисуса Христа, его матери, апостолов.
Вводилось пышное богослужение.
Таким образом,
к IV веку христианство проникло
во все социальные слои римского
общества. Мощная организация общественной
связи, земельные владения и
богатства, накопленные к этому
времени, делали христианскую
церковь силой, с которой власти
не могли не считаться. Тем
более что сама церковь теперь
стремилась к сближению с государством.
Тенденции эти
наметились давно. Уже в посланиях
апостолов (I-II века) появляются призывы:
«Рабы, повинуйтесь господам своим
по плоти со страхом и трепетом...
как Христу», «Всякая душа да
будет покорна высшим властям,
ибо нет власти не от бога».
Эта готовность церкви освятить
слабеющую императорскую власть
и весь строй империи авторитетом
христианского бога не могла не быть
услышана.
Император Константин
в начале IV века, стремясь укрепить
единство империи и свою власть,
прекратил преследование христиан
и дал христианству права
легальной религии. А в последнее
десятилетие IV века, при императорах
Грациане и Феодосии I, христианство
получило привилегии единственной
государственной религии. Остатки
дохристианских языческих культов
преследовались. Имущество старых
храмов было конфисковано или
разграблено, статуи богов низвергнуты,
жертвоприношения им запрещены.
Знаменитая статуя Виктории - богини
победы, символ старого римского
духа и государственности, была
удалена из сената. В 394 году
император Феодосий I специальным
декретом упразднил как один
из последних оплотов язычества
- знаменитые олимпийские празднества
- олимпиады. Христианство распространилось
по всем районам империи и
вышло за ее пределы. Христианская
церковь сделалась опорой и
союзником гибнущего рабовладельческого
государства.
Неоплатонизм, как
это следует из самого названия,
есть обновленная философия Платона.
И это действительно так. Хотя
неоплатонизм включает в себя
также переработанные идеи пифагорейцев
и Аристотеля.
Неоплатонизм, как
это следует из самого названия,
есть обновленная философия Платона.
И это действительно так. Хотя
неоплатонизм включает в себя
также переработанные идеи пифагорейцев
и Аристотеля. По существу это
была попытка синтеза целого
ряда достижений античной философии,
предпринятая уже во времена крушения
античного мира. Это была последняя отчаянная
попытка спасти язычество и языческую
мудрость и противопоставить их христианству
в качестве силы, способной идеологически
и организационно сплачивать людей.
В противоположность
христианскому Богу-Отцу, неоплатоники
представляли божество как безличное
Единое. Кроме того, они не выносили
Бога за пределы мироздания, а
мыслили его имманентным миру,
т. е. внутренне присущим ему.
Способ проникновения Бога в
мир принято определять как
«эманацию». «Эманация» буквально
переводится с латыни как «истечение».
Именно как результат истечения
Бога в мир представляли неоплатоники
формы бытия. А потому мир
можно представить как то же
самое божество, только пребывающее
в своих различных состояниях.
Неоплатонизм просуществовал
с III по VI в. и оставил довольно
противоречивое наследие. С одной
стороны, по словам А.Ф. Лосева,
для него было свойственно
пристальное внимание к логическим
определениям и классификациям,
к математическим, астрономическим
и физическим построениям, а
также к историческим, филологическим
и комментаторским изысканиям. Так
Порфирий написал «Введение к
«Категориям» Аристотеля», которое
служило основным логическим
пособием в средние века. А
с другой стороны, стремясь
возродить языческие культы, неоплатоники
занимались магией и всевозможными
гаданиями. Их стараниями в
значительной мере возникает
такая «наука» как астрология.
В характере астрологии выражается
характер неоплатонизма в целом,
ведь утонченная логика в нем сочеталась
с мистикой.
Итак, неоплатонизм
бросил вызов христианству как
новой монотеистической религии.
Богу христиан неоплатоники противопоставили
безличное Единое, а также богов
и демонов древней мифологии.
Но потерпев поражение в этой
борьбе, неоплатонизм не исчез
безвозвратно. Идеи неоплатонизма
не погибли вместе с древним
миром, а вступили в сложнейшее
взаимодействие с христианским
и мусульманским учениями. Монотеистическое
богословие нуждалось в разработке
проблемы идеального, в объяснении
способов воплощения идеального
начала в мир, в обосновании
бессмертия души. Таким образом,
стремясь одержать победу над
христианством, неоплатонизм на
деле помог ему укрепить свое
могущество.
В частности, под
непосредственным воздействием
неоплатонизма к VI веку сложилось
богословское учение Псевдо-Дионисия
Ареопагита, в котором Бог —
это скорее Единое неоплатоников,
чем ветхозаветный Яхве. Большой
корпус сочинений был создан
неизвестным автором, который
писал от имени Дионисия, обращенного
в христианство апостолом Павлом
во время его проповеди в
Ареопаге. Переосмыслив неоплатонизм
на христианский лад, Псевдо-Дионисий
создал развернутую иерархию
форм бытия, в которой большую
роль играет мистика света.
Зависимость от неоплатоников
здесь так велика, что периодически
неизвестный богослов пользуется
формулировками Прокла. Учение Псевдо-Дионисия
принято считать образцом апофатического
богословия. В этом качестве оно
обрело широкую популярность, как
на Востоке, так и на Западе
бывшей Римской империи.
Наиболее значимым
моментом в философии неоплатонизма
является учение о потусторонности,
сверхразумности и даже сверхбытийности
первоначала всего сущего и
о мистическом экстазе как
средстве приближения к этому
первоначалу. Неоплатонизм сверхразумен.
В нем наблюдается возврат
к мифологии или ремифологизация.
Гегель не случайно использовал
неоплатонизм как иллюстрацию
своего закона отрицания отрицания:
философия сперва отрицала религию
(мифологию), а затем в своих
самых зрелых формах, отрицая
саму себя, постигла внутреннее
содержание мифологии и образовала
с ней синтез. Итак, по Гегелю,
неоплатонизм не столько философия
как антипод мифологии, сколько
синтез философии и мифологии.
Философия неоплатонизма является
последовательным монистическим
идеализмом и даже сверхидеализмом.
В отличие от бога Платона,
который доступен разуму, бог
неоплатоников ускользает от
мысли. Это уже мистика. Пафос
их учения заключается в сведении
многого к единому и в выведении
этого единого за пределы многого.
Согласно учению неоплатонизма,
во главе иерархии сущего стоит
одно начало, единое как таковое,
сверхбытийное и сверхразумное,
постижимое только в состоянии
экстаза и выразимое только
средствами апофатической теологии.
Мировая система является строго
иерархичной, она строится не
снизу вверх, а сверху вниз.
Неоплатонизм радикально отличается
от своего первообраза - философии
Платона. Несколько веков послеплатоновской
идейной эволюции не прошли
даром. Тем не менее, ретроспективно
он позволяет многое понять как в учении
Платона, так и в философии его лучшего
ученика, Аристотеля.
Что касается
христианства ,то тут мне хочется
сказать о том, что новизна
христианства, поразившая древний
мир, пробудившая в нем энтузиазм
беспримерной любви и столь
же беспримерной злобы, заключалась
не в отдельных его принципах,
но и в их общей связи
и соотношении, а главное –
в их жизненной искренности
и силе. То, что в древней ветхозаветной
морали высказывалось "между
прочим", как побочная мысль,
вызывая уважение своей недосягаемой
возвышенностью и не вызывая
никакого сочувствия по своей
безжизненности, - в христианстве
делается краеугольным камнем
всей морали, входит в кровь
и плоть человеческих поступков,
вдохновляет и объединяет людей.
Это краеугольный
камень христианской морали –
любовь к Богу и ближнему. Эта
любовь не похожа на ту, которой
человечество жило до христианства.
Это не любовь мужа и жены,
родителей и детей, брата и
сестры, вообще не та любовь, которая
непринужденно диктуется природными
инстинктами человека.
Я считаю, что поставленная
мною цель, рассмотреть взаимосвязь
неоплатонизма и христианства, выполнены
в полной мере.