Христианство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 23:37, статья

Описание работы

Христиа́нство (от греч. Χριστός — «помазанник», «мессия») — монотеистическая религия, вместе с иудаизмом и исламом входит в группу авраамических религий. Наряду с исламом и буддизмом входит в число трёх мировых религий.

Христианство зародилось на Востоке Римской империи (в Палестине) в I веке н. э. Основателем считается Иисус Христос. В настоящее время христианство является одной из самых распространенных религий мира — её исповедуют более четверти человечества. Христианство занимает первое место в мире по географической распространённости, то есть почти в каждой стране мира есть хоть одна христианская община.

Файлы: 1 файл

Христианство.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

История христианской церкви

Основная  статья: История христианства

 

[править]

Доникейский период (I— начало IV века)

 

Ранний  период церковной истории охватывает три века — до Никейского (I Вселенского) Собора.

Основная  статья: История раннего христианства

 

[править]

Апостольский  век

 

I век обычно  называют апостольским. По преданию, в течение 12 лет после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь.

 

После разрушения Иерусалима значение церковного центра переходит к столице  империи — Риму, освященному мученичеством  апп. Петра и Павла. С правления Нерона начинается период гонений. Последний апостол Иоанн Богослов умирает ок. 100 годa, и с ним заканчивается апостольский век.

 

[править]

«Апостольские мужи»

Основная статья: Апостольские мужи

 

Время первохристианства II—III вв. отмечено деятельностью т. н. «апостольских мужей», то есть первохристианских писателей, бывших учениками самих апостолов. К числу наиболее известных из них относят священномученика Игнатия Богоносца, осужденного на смерть во времена гонений императора Траяна, и священномученика Поликарпа Смирнского, который был сожжён на костре в гонение императора Марка Аврелия († 167 г).

 

[править]

«Апологеты»

 

Апостольские мужи явились переходной группой от самих апостолов к  т. н. апологетам. Апология (греч. «оправдание») — это слово о заступничестве, направляемое к императорам-гонителям. Оправдывая христианство как справедливую и разумную религию, апологеты вольно или невольно переводили истины веры на язык разума, и так рождалось христианское богословие. Первым из подобных апологетов-богословов был мч. Иустин Философ из Самарии, философ-платоник, после своего обращения (ок. 133 г.) прибывший в Рим, где основал богословскую школу для борьбы с еретиками-гностиками. Иустин Философ погиб в гонение имп. Марка Аврелия в 166 г.

 

В 170 г. был созван Лаодикийский Собор, первый крупный собор после апостольского времени. На нём решался вопрос о дне празднования Пасхи.

 

Доникейский период завершился крупнейшим за всю историю христианства «Диоклетиановым  гонением» (302—311 гг.), целью которого было полное уничтожение Церкви. Но, как это всегда бывает, гонение только способствовало утверждению и распространению христианства.

 

[править]

Христианизация Армении и Грузии

 

Именно начало Диоклетианова гонения (302 год) заставляет св. просветительницу Нину вместе с общиной девичьего аскетерия бежать в Армению. Когда же гонение настигает их и там, она скрывается в Иверии (Грузии). Св. девы были замучены армянским царём Тиридатом. Но это способствовало обращению его царства через проповедь св. Григория Просветителя, крестившего Армению в 301 году и ставшего первым епископом Армении. Таким образом, Армения стала первым в мире христианским государством. А через 15 лет св. Нине Грузинской удалось обратить в христианство царя Мириана. Таким образом, христианизация Армении и Грузии — это почти одновременные и связанные между собой события.

 

Эпоха гонений закончилась с  воцарением св. равноап. Константина  Великого. Начался новый период истории  Церкви.

 

[править]

Период Вселенских Соборов (IV—VIII вв.)

 

При Константине Великом и его преемниках христианство быстро становится государственной религией. Этот процесс имеет ряд особенностей. Обращение огромных масс вчерашних язычников резко понижает уровень Церкви, способствует возникновению массовых еретических движений. Вмешиваясь в дела Церкви, императоры часто становятся покровителями и даже инициаторами ересей (напр., монофелитство и иконоборчество — типично императорские ереси). Аскетически настроенные христиане скрываются от этих смут в пустынях. Именно в IV в. быстро расцветает монашество, и появляются первые монастыри. Процесс преодоления ересей происходит через формирование и раскрытие догматов на семи Вселенских Соборах.

 

[править]

Расцвет монашества в Египте, Сирии  и Палестине

 

Во всех трёх названных областях монашество возникло независимо друг от друга. Но египетское монашество считается древнейшим. Его основатель преподобный Антоний Великий ещё в 285 г. удалился в глубину пустыни на гору Колизму. Его ученик — преподобный Макарий Египетский положил начало подвижничеству в Скитской пустыне, а преподобный Пахомий Великий основал ок. 330 г. первый египетский монастырь в Тавенниси.

 

В Палестине основателями монашества были преподобный Харитон Исповедник — строитель Фаранской Лавры (330-е гг.) и преподобный Иларион  Великий — строитель Лавры у Маюма (ок. 338 г.).

 

В Сирии — преподобный Иаков  Низибийский († 340-е гг.) и его ученик преподобный Ефрем Сирин (373 г.), который  также известен как родоначальник  Эдесско-Низибийской богословской школы.

 

[править]

Период после Вселенских Соборов (IX—XI вв.)

 

В начале VIII века во всём христианском мире произошли крупные изменения, связанные с экспансией ислама. В 711 г. арабы переплавились через  Гибралтарский пролив, быстро захватили  Испанию и двинулись в глубь  современной Франции.

 

[править]

Разделение церквей (формально 1054 г.)

Основная статья: Раскол христианской церкви (1054)

 

Поводом Великой схизмы 1054 года послужил спор из-за земель в Южной Италии, формально принадлежавших Византии. Узнав, что греческий обряд там  вытесняется и забывается, Константинопольский патриарх Михаил Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе. Одновременно он требовал от Рима признать себя равным по чести Вселенским патриархом. Лев IX отказал ему в этом и вскоре умер. Между тем в Константинополь прибыли папские послы во главе с кардиналом Гумбертом. Обиженный патриарх не принимал их, а лишь предъявлял письменные обличения латинских обрядов. Гумберт, в свою очередь, обвинил патриарха в нескольких ересях, а 16 июля 1054 года самовольно объявил анафему патриарху и его последователям. Михаил Керуларий ответил Соборным постановлением (воспроизводящим все обвинения Фотия в 867 году) и анафемой на всё посольство. Таким образом, по жанру это была очередная схизма, далеко не сразу осознанная как окончательный разрыв между Востоком и Западом.

 

Действительное разделение церквей  было длительным процессом, проходившим  на протяжении четырёх столетий (с IX по XII в.), а его причина коренилась в возраставшем различии экклезиологических традиций.

 

[править]

Святые

 

Более 150-ти тысяч умерших людей  причислены христианами к лику святых (см. Канонизация). В католической церкви существует разделение между собственно святыми и блаженными. Христианские святые, канонинизированные до разделения церквей, официально почитаются как католичеством, так и православием.

 

Некоторые наиболее известные святые:

Общехристианские:

Августин Блаженный

Амвросий Медиоланский

Бенедикт Нурсийский

Василий Великий

Григорий Богослов

Григорий Просветитель

Дионисий Ареопагит

Иероним Стридонский

Ириней Лионский

Иоанн Дамаскин

Иоанн Златоуст

Кирилл и Мефодий

Николай Чудотворец

Католические:

Франциск Ассизский

Доминик

Антоний Падуанский

Альберт Великий

Игнатий Лойола

Винсент де Поль

Жан Мари де Вианней

Франциск Сальский

Иоанн Креста

Тереза из Лизье

Максимилиан Кольбе

Эдит Штайн

Православные:

Тихон Задонский

Сергий Радонежский

Серафим Саровский

Даниил Ачинский

Лука (Войно-Ясенецкий)

Иоанн Кронштадтский

Матрона Московская

 

[править]

Отрицание и критика христианства

1. Атеизм

2. Так как христианство — религия, то к критике христианства будет относиться всё то, что относится к критическим подходам к любым религиям.

 

2000-летие христианства. Почтовый  блок России, 2000 год

 

Примечания

↑ Examples of authors who argue the Jesus myth hypothesis: Thomas L. Thompson The Messiah Myth: The Near Eastern Roots of Jesus and David (Jonathan Cape, Publisher, 2006); Michael Martin, The Case Against Christianity (Philadelphia: Temple University Press, 1991), 36-72; J.M. Robertson

↑ Freke, Timothy and Gandy, Peter (1999) The Jesus Mysteries. London: Thorsons (Harper Collins)

↑ Brian Branston, The Lost Gods of England

↑ The historian Michael Grant states that, «To sum up, modern critical methods fail to support the Christ myth theory. It has 'again and again been answered and annihilated by first rank scholars.' In recent years, 'no serious scholar has ventured to postulate the non historicity of Jesus' or at any rate very few, and they have not succeeded in disposing of the much stronger, indeed very abundant, evidence to the contrary.»-Michael Grant, Jesus: An Historian’s Review of the Gospels (Scribner, 1995).

↑ «There are those who argue that Jesus is a figment of the Church’s imagination, that there never was a Jesus at all. I have to say that I do not know any respectable critical scholar who says that any more.» Burridge, R & Gould, G, Jesus Now and Then, Wm. B. Eerdmans, 2004, p.34.

↑ Michael James McClymond, Familiar Stranger: An Introduction to Jesus of Nazareth, Eerdrmans (2004), page 24: most scholars regard the argument for Jesus' non-existence as unworthy of any response".

↑ «Van Voorst is quite right in saying that „mainstream scholarship today finds it unimportant“ [p.6, n.9]. Most of their comment (such as those quoted by Michael Grant) are limited to expressions of contempt.»-Earl Doherty, «Responses to Critiques of the Mythicist Case: Four: Alleged Scholarly Refutations of Jesus Mythicism», available http://home.ca.inter.net/~oblio/CritiquesRefut3.htm, accessed 05 January 2008.

↑ [1]

↑ [2]

↑ [3]

↑ [4]

↑ [5]

↑ [6]

↑ [7]

↑ [8]

↑ [9]

↑ Армянская Церковь и Халкидон

↑ Encyclopedia Coptica

 

[править]

Ссылки

Крупнейшая в Рунете библиотека христианской литературы

Схематическая история христианства

Исторические предпосылки возникновения  христианства — краткая история его зарождения и эволюции

 

[править]

См. также

Иудаизм и христианство

Категории

Общехристианские святые

Католические святые

Православные святые

Статьи 

Богослужение

Евхаристия

Ересь

Икона

История христианства

Криптохристианство

Инквизиция

 

[править]

Литература

Алексеев Д. Античное христианство и гностицизм

Афанасьев, прот. Николай. Вступление в Церковь. — М., 1993.

Афанасьев, прот. Николай. Церковь  Духа Святого. — Рига, 1994.

Густерин П. На родине христианства // Азия и Африка сегодня. 2006, № 5.

Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. — СПб., 1907 1918. Т. 1-4; То же (репринт). М., 1994.

Владимиров А. Апостолы: гностико-эллинские  истоки христианства. — М.: Беловодье, 2003. — 582 с.

Исагогика. Курс по изучению Священного Писания Ветхого Завета

Гарнак Адольф фон. История догматов // Оп.: История догматов, в кн.: Общая  история европейской культуры, СПб., 1911, т. 6

Древс Артур. Происхождение христианства из гностицизма. — М., 1930

Келлог, С. Г. Буддизм и христианство. Сравнение легендарной истории и учения Будды с евангельской историей и учением нашего господа И. Христа. Пер. с англ. под ред. Орнатского Ф. — Киев : Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1894. — XI, 292 с. ; 23 см — Б. ц.

Керн, архим. Киприан. Евхаристия. —  Париж, 1947; То же (репринт). М., 1992.

Кассиан (Безобразов), еп. Христос и  первое христианское поколение. 3-е  изд. — Париж; Москва, 1996.

Карташев А. В. Вселенские Соборы. —  М., 1994.

Лекции по истории церкви, протоиерей Валентин Асмус

Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви Догматическое богословие. — М., 1991.

Мейендорф, прот. И. Введение в святоотеческое богословие. — Вильнюс; М., 1992.

Мень А. В. История религии. В  поисках Пути, Истины и Жизни (в 7 томах) (Москва, 1991-92)

Мень А. В. Первые апостолы (не завершена)

Мень А. В. История религии (учебник  в 2 томах) (Москва, 1997)

Мень А. В. Библиологический словарь (в 3 томах) (Москва, 2002)

Поснов М. История христианской церкви

Православная богословская энциклопедия / Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900-11. Т. 1-12.

Свенцицкая И. С., доктор исторических наук. Раннее христианство: страницы истории. М., 1987; М., 1988; М., 1989

Свенцицкая И. С. Первые христиане  и Римская империя. М., 2003.

Спасский А. История догматических  движений в эпоху Вселенских Соборов. — Сергиев Посад, 1914. Т. 1.

Флоровский, прот. Г. Пути русского богословия — Вильнюс, 1991.

Флоровский, прот. Г. Восточные отцы 4 в. — Париж, 1931; То же (переизд.). М., 1992.

Флоровский, прот. Г. Византийские отцы 5-8 вв. — Париж, 1933; То же (переизд.). М., 1992.

О. Сергий Лепин. Христианство // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный  Дом, 2007.— 960 с.

Христианство. Энциклопедический  словарь / Под ред. С. С. Аверинцева и  др. — М., 1993-95. Т. 1-3. (Т. 3. С. 489—526 обширная библиография).

H. Denzinger A. Schonmetzer, Enchiridion symbolorum, definitionum et declarationum de rebus fidei et morum, 36 ed. Basileae et Frib., 1976.

Pelikan J. The Christian Tradition. A History of the Development of Doctrine. Chicago, 1971—78. Bd.1—3.

 

[править]

Критические исследования

Арнольд Готфрид. Беспристрастная  история церквей и ересей от начала нового завета до 1688 г. после рождества  Христова. — Франкфурт-на-Майне, 1729

Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. — Академия наук СССР. Научно-популярная серия. Издательство «Наука». М.: 1964 г.

Дешнер Карлхайнц. Криминальная история  христианства. В 4 томах / Пер. с нем. В. Хмары. — М.: Terra, 1996. — 464 с (в djVu)

Каутский Карл. «Происхождение христианства»

Лёзов С. В. О непроисхождении христианства из иудаизма // БИБЛИЯ: литературные и лингвистические исследования. Выпуск 3. М., РГГУ, 2000 г., с. 209-235.

Ранович А. Б. Античные критики христианства. —  М., Политиздат, 1990.

Толстой Л. Н. Исследование догматического богословия / Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 23, произведения 1879-1884, с. 60-303

Уайт, Э. Д. A History of the Warfare of Science with Theology in Christendom. 2 vols. (1896) (англ.) (на русском языке: Уайт, Э. Д. Борьба религии с наукой / Пер. Д. Л. Вейса. М.—Л., 1932)

John William Draper. The origin of Cristianity. Its transformation on attaining imperial power. Its reletions to science / History of the Conflict Between Religion and Science. — New York: D. Appleton, 1874. (англ.) («История борьбы между религией и наукой»)

Walter Richard Cassels. Supernatural Religion: An Inquiry into the Reality of Divine Revelation. — London, 1902. (в pdf, djVu) (англ.) («Сверхестественная религия: исследование реальности божественного откровения»)

 

[править]

Ссылки

Каталоги  христианских интернет-ресурсов


Информация о работе Христианство