Идейные предшественники христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 23:08, реферат

Описание работы

Цель реферата рассмотреть и изучить идейные предшественники христианства.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть понятие христианства.
- изучить общественно-исторические условия возникновения христианства.
- рассмотреть идейные предшественники христианства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие христианства…………………………………………………………4
2. Общественно-исторические условия возникновения христианства………..5
3. Идейные предшественники христианства…………………………………....7
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованной литературы…………………………………………...14

Файлы: 1 файл

Идейные предшественники христианства.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

Более всего христианство заимствовало от иудейской религии. После смерти и воскресения Иисуса Христа в  Иерусалиме осталась община его последователей во главе с апостолом Петром. Помимо нее к 60-м годам I в. на территории Палестины существовало еще несколько раннехристианских общин. Их наличие на данной территории подтверждено данными науки. В 1947 г. недалеко от Мертвого моря (район Вади-Кумран) ученые обнаружили древние свитки, ставшие известными мировой общественности под названием Кумранских рукописей.

Эти рукописи рассказали о поселении  иудаистской секты эссе-нов, которая  по многим положениям вероучения и  культа, а также образу жизни была близка к христианству. Общность мировоззренческих принципов у эссенов и первоначальных христиан прослеживается в мессианстве — ожидании скорого пришествия Учителя праведности, в эсхатологических (от греч. eschatos — последний, учение о конце мира) представлениях, в истолковании идеи греховности человека, в обрядности, в организации общин и отношении к собственности. Археологические раскопки в местах находок кумранских свитков показали, что здесь был центр эссенов. Подтверждается общность имущества у обитателей Кумрана. Мы узнали также, что один из вождей общины — Наставник справедливости — был казнен еще до римского завоевания в 63 г. до н. э. нечестивым первосвященником, и что эссе-ны верили во вторичное появление этого наставника именно в день падения Иерусалима. Эти верования были распространены в явно нехристианской среде. Однако именно в них содержится наиболее важный элемент легенды об Иисусе.

Без уяснения тесной связи с иудаизмом  многое в христианстве будет выглядеть  непонятным. Христианство возникает  как секта иудаизма. Оно ставит перед собой задачу очистить иудаизм от "вредных" наслоений, которые привнесли в него книжники и фарисеи, превратившие живое учение в систему косных и автоматических ритуальных действий. Для книжников и фарисеев буква закона была дороже его сути. Христианское учение развивается в полемике с иудаистскими книжниками и фарисеями, хотя поначалу не претендует на что-то принципиально новое. Вместе с тем в Евангелиях довольно четко обозначена линия противопоставления нового учения иудаизму. Эта линия уже отчетливо обозначена в знаменитой Нагорной проповеди Иисуса Христа. Проповедь необычна не только по своей сути, но и по форме. Учитель противопоставляет свое понимание нравственной нормы, долга и счастья всему, что было до Него. Однако он не отменяет, не уничтожает старое, а как бы углубляет и развивает его. Именно чувствуя свою связь со всей многовековой традицией, верность ее духу, он мыслит себя самого как ее продолжателя, Творца, а не слепого раба, и выступает от имени всего лучшего, что охраняет традиция, от имени ее святыни, ее Бога. Верность этой святыне дает Ему внутреннее право отождествлять себя с ней. И он решительно противопоставляет себя букве закона. Через всю проповедь проходит, как рефрен: "Сказано в законе, а Я говорю вам...".

Основное направление в христианском переосмыслении иудаизма состоит в углублении содержательного нравственного начала религиозного учения, в утверждении ведущей роли принципа любви. "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас." (Мф. 5.44). Нагорная проповедь — это, по существу, словесная икона, не норма, а идеал. Начинается она с "заповедей блаженства".

Первая заповедь блаженства звучит весьма странно: "Блаженны нищие  духом". Однако этот парадокс полон  внутреннего смысла. Дело в том, что  и духовной пищей можно пресытиться, остановиться на достигнутом, на раз  и навсегда найденных идеях, ценностях. Поэт, даже истинный, но уверенный, что он лучший на свете, философ, ученый, считающий, что он все постиг, — духовно богаты. Но это и есть то богатство, которому Иисус предпочитает нищету, — т. е. открытость миру, вечную жажду, ненасыщаемость духовной пищей. Евангельская нищета по существу, очень близка к сократовским словам: "Я знаю только то, что я ничего не знаю".

В Новозаветной проповеди довольно отчетливо прозвучали и социальные мотивы: идея равенства всех людей  перед Богом, осуждение богатства, насилия, эксплуатации. Особенно явственно социальный мотив прослеживается в откровении Иоанна Богослова — Апокалипсисе. Все содержание этого произведения пронизано идеей возмездия, которое наступит в час Страшного суда. И этот суд, по мнению автора Апокалипсиса, состоится скоро, еще при жизни этого поколения. Но не следует на основании этих высказываний превращать Новый Завет в революционный манифест, а Иисуса Христа объявлять революционером, как это нередко делали некоторые леворадикальные богословы в прошлом и в настоящем. Христианство — это не социальное, а прежде всего нравственно-религиозное учение. Иисус Христос учил: отдайте кесарю кесарево, а Богу — Богово. Тем не менее, социальные мотивы раннехристианской проповеди оказывали и оказывают существенное влияние на общественно-политические движения во всем мире.

 

Заключение

Таким образом, подводя итоги рассмотрения основных идей христианства, можно  отметить следующее:

Исторически в христианстве сложились  три направления: православие, католицизм и протестантизм. Католики составляют приблизительно 50—60 % всех христиан, православные — 10—15 % и протестанты — 20-25 %.

В отличие от католицизма и православия, в протестантизме отсутствует организационное  единство; из многочисленных протестантских организаций, общин, сект и т. д. выделяются четыре наиболее массовых и распространенных течения: баптисты, пятидесятники, методисты и адвентисты.

На протяжении XX в. христианство продолжало сохранять лидирующие позиции среди  других мировых религий, объединяя  до '/ населения земного шара.

Итак, христианство родилось на базе иудаизма, но основной пафос Нового Завета отличен от того, что содержался в Ветхом Завете. Иегова — племенной  бог иудеев. Только они принадлежат  к избранникам, только их спасением  занят грозный еврейский бог. Христос же пришел на Землю ради спасения всех. И даже больше — ради несчастных и угнетенных. Христианский Бог — это Бог всех людей на планете. Идея спасения — спасения всех — важнейшая из идей христианства. Именно она вполне современна и необходима в наше многотрудное время. Более того, две тысячи лет назад она была высказана слишком рано. И по-настоящему не была осознана. Объединенная с новыми знаниями, с современным представлением о мире, она может оказать важное влияние на дальнейшие судьбы человечества. Не следует забывать об очень современно звучащих идеях Фомы Аквинского, который еще в XIII в. проповедовал идею спасения не на небесах, а на Земле, где может возникнуть справедливый порядок.

 

 

Список использованной литературы

1. Библия. Книга священного писания Ветхого и Нового Завета. 2010.

2. Гараджа В.И. Религиеведение. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 351 с.

3. История религии. В 2 т. Т. 2. / Под ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высшая школа, 2004. – 676 с.

4. Лобазова О.Ф. Религоведение. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 416 с.

5. Мень А. История религии. В 7-и тт. Т. 5. - М.: Наука, 2002. – 541 с.

6. Основы   религиоведения / Под ред. И. Н. Яблокова. – М.: Высш. шк.,  2004. – 368 с.

7. Ренан. Э. Жизнь Иисуса. М. Изд. политической  литературы. 2001.

8. Русская Философия. Малый энциклопедический словарь. М. 2010.

9. Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. - М.: Просвещение, 2009. – 366 с.

10. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия 2003.




Информация о работе Идейные предшественники христианства