Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 22:51, реферат
Сегодня около трети жителей нашей планеты называют себя христианами. Это постоянно принимается во внимание, когда речь идет о религии, которая опирается на веру в Иисуса Христа. Но христианство - очень широкое понятие. Христианами называли себя Августин Блаженный и патриарх Никон, Мартин Лютер и В.Соловьев. К христианам относятся последователи католицизма и православия, сторонники Мюн-цера и Цвингли. Христианство - это и русская икона, и Варфоломсевская ночь, христианство - это и собор Парижской богоматери и храм Покрова на Нерли. Еще Гегель, выдающийся немецкий философ, говорил, что весь исторический процесс движется к Христу, идет от него.
Введение…………………………………………………………………………...3
Возникновение христианства. Его идейные предшественники……………......4
Формирование христианских догматов и культа……………………………….8
Основные направления и особенности христианской религиозной философии………………………………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...18
______________________________
______________________________
______________________________
на тему:
______________________________
Выполнил студент
Факультета ___________________
__________________________
______________________
Научный руководитель:
___________________
_____________
2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Возникновение христианства. Его идейные предшественники……………......4
Формирование христианских догматов и культа……………………………….8
Основные направления
и особенности христианской религиозной
философии………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Сегодня около трети жителей нашей планеты называют себя христианами. Это постоянно принимается во внимание, когда речь идет о религии, которая опирается на веру в Иисуса Христа. Но христианство - очень широкое понятие. Христианами называли себя Августин Блаженный и патриарх Никон, Мартин Лютер и В.Соловьев. К христианам относятся последователи католицизма и православия, сторонники Мюн-цера и Цвингли. Христианство - это и русская икона, и Варфоломсевская ночь, христианство - это и собор Парижской богоматери и храм Покрова на Нерли. Еще Гегель, выдающийся немецкий философ, говорил, что весь исторический процесс движется к Христу, идет от него. Явление Сына Божьего есть ось мировой истории. Ежедневным подтверждением этой христианской структуры мировой истории служит наше летоисчисление. Так что же из себя представляет христианство - вторая по времени возникновения мировая религия?
Возникновение христианства. Его идейные предшественники
История христианства теснейшим образом связана с историей европейского континента, а в дальнейшем многих внеевропейских стран. И сегодня, спустя две тысячи лет после рождения Иисуса Христа, вопрос о происхождении христианства является наиболее трудной проблемой в истории мировых религий. В научной и богословской литературе можно проследить несколько точек зрения на проблемы его возникновения.
Одна из них ведет свое происхождение от традиционной богословской точки зрения, согласно которой христианство было основано богочеловеком Иисусом Христом, жившим и Проповедовавшим свое учение на земле в еврейской стране Палестине в годы царствования римских императоров Августа и Тиберия (начало 1 века н.э.). Переданное человечеству его учениками-апостолами, оно стало достоянием людей.
Ярким представителем другого направления, сложившегося в середине XIX века, является немецкий историк христианства Давид Штраус. В своем труде "Жизнь Иисуса" (1836 г.) Штраус впервые в Европе осмелился применить к христианству понятие "миф". Он положил начало так называемой "мифологической школе" в исследовании истории этой религии.
Марксистский подход к проблеме возникновения христианства содержится в ряде работ Фридриха Энгельса: "Бруно Бауэр и первоначальное христианство" (1882 г.), "Книга Откровения" (1883 г.) и "К истории первоначального христианства" (1884 г.). В них был поставлен вопрос об исторических условиях возникновения христианства и его социальных корнях. Одним из этих условий, по Энгельсу, стало образование Римской империи. Римское завоевание знаменовало собой крушение отдельных государств. Деспотический режим империи, порабощение провинций, тяжелые поборы, всеобщее бесправие — привели к появлению чувства апатии и деморализации не только у рабов, но и у всего населения. Не видя возможности получить спасение и избавление от гнета на земле, люди неизбежно вынуждены были искать спасение и избавление на небе.
Но почему понадобилась новая религия, почему нельзя было найти утешение в старых религиях? Дело в том, что старые религии были племенными и национальными тех государств и народов, которые были завоеваны и вошли в состав Римской империи. Нужна была более гибкая религия, которая не была бы связана с узко национальными условиями и которая могла бы удовлетворить запросы разноплеменной массы обездоленного и порабощенного населения.
На роль мировой в этих условиях могла претендовать только религия, которая отказалась бы от обрядов, разъединяющих людей. Первоначальной почвой, на которой возникла эта новая религия, стало иудейское сектантство. В иудаизме и в самой Палестине, и в диаспоре, в 1-II веках существовал ряд вероучений, основанных на ожидании пришествия Мессии-Спасителя. Для евреев, которые больше, чем какой-нибудь другой народ, испытали бедствия иноземного владычества - греко-сирийского и римского — это ожидание Мессии сделалось краеугольным камнем религии.
Так, секта зелотов понимала Мессию как героя-воителя, который с мечом в руках освободит народ от римского ига, а эта надежда особенно обострилась в эпоху первой Иудейской войны (66—73 гг. н.э.) и во время второго иудейского восстания. Но когда оба восстания иудеев были подавлены, возникло новое течение, суть которого состояла в ожидании духовного Мессии, духовного избавителя. Это было движение (учение) ессеев, которые жили монашескими общинами в уединенных местностях Палестины.
Гораздо менее известна секта назореев, которая ближе всего стояла к зарождающемуся христианству. Назореями издавна назывались у евреев люди, посвятившие себя на время или на всю жизнь Богу. Они не стригли волос, не пили вина, не прикасались к умершим и прочее.
Таким образом, можно предположить, что первоначальное христианство возникло как одно из течений, сект иудаизма. В подтверждение этого факта говорит и то, что и в позднейшем христианстве сохранилось много еврейских элементов: это и личность Иисуса Христа - еврея, и место его деятельности -еврейская страна Палестина, Библия - еврейская священная книга - включена в состав христианского канона и т.д.
Вместе с тем в раннее христианство вливались элементы восточных, языческих культов тех народов, которые вошли в состав Римской империи. Так, например, известно о многочисленных культах божеств - спасителей в Египте, Вавилоне, Сирии, позже Греции. Таковыми являются Осирис, Таммуз, Адонис, Аттис, Дионис.
Христианство усвоило
и переосмыслило древние
Особенно заметное влияние на основы христианского вероучения оказало философское учение Филона Александрийского (ок. 25 г. до н.э. - ок. 50 г. н.э.) и этические взгляды римского философа Сенеки (ок. 4 г. до н.э. — 64 г. н.э.). Филон считал, что Бога как творца всего сущего можно познать только через Логос — Слово. Он говорил о прирожденной греховности людей, о покаянии. В основе этического учения Сенеки лежала мысль о повиновении судьбе, которая порождает невозмутимость духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности.
Но что же было нового в христианстве по сравнению с уже существующими религиями? Новой является центральная идея всего христианства - идея греховности человека и ее другая сторона — идея спасения. Люди грешны перед богом и именно это уравнивает их всех: греков и иудеев, римлян и варваров, рабов и свободных, богатых и бедных — все грешники. Но могут ли люди очиститься от этого греха, начиная с первородного греха Адама и Евы, который таким тяжким камнем висит на всем человечестве? Да, могут. Но только в том случае, если они осознают, что грешны, если направят свои помыслы в сторону очищения от грехов, если поверят в великого божественного Спасителя, который был прислан Богом на землю и принял на себя грехи человеческие. Иисус Христос мученической смертью искупил эти грехи и указал людям путь к спасению. Этот путь — вера в великого и единого в трех лицах Бога, благочестивая жизнь, покаяние в грехах и надежда на царствие небесное после смерти.
Формирование христианских догматов и культа
Говоря о становлении христианской церкви, догматики и культа, необходимо подчеркнуть, что это был длительный процесс, занявший несколько веков. Первые века христианской истории наполнены борьбой различных течений и направлений, но в этом процессе сложились церковная организация и культ, которые обеспечили христианству успех в его борьбе с другими религиями.
Основным источником наших знаний по истории раннего христианства служат, прежде всего, христианские произведения или книги Нового Завета. Авторы книг — это зачинатели или проповедники направлений в раннем христианстве. Их сочинения и деятельность имеют важное значение для восстановления подлинной картины раннего христианства.
Некоторые материалы об истории раннего христианства и о его зарождении можно получить из трудов историков, живших в первом веке нового времени. Так, сохранился труд Евсевия "История церкви", где приводятся отрывки из свидетельств епископа Папия (130 г. н.э.). Иудейский историк Иосиф Флавий приводит в своих сочинениях данные о первых христианах. Иосиф'был широко образованным человеком, хорошо знал учения различных сектантских групп в Иудее, был сторонником ортодоксального иудаизма. Во время грандиозного восстания против римлян он даже стал одним из военачальников восставших отрядов в Галилее, но после поражения сдался римлянам, по существу перешел на их сторону. Во время осады Иерусалима он находился при будущем императоре Веспасиане и его сыне Тите и служил переводчиком. Впоследствии он жил в Риме, получил от Веспасиана право римского гражданства и присоединил к своему имени родовое имя императора — Флавий. Иосиф Флавий написал ряд сочинений, в том числе "Иудейскую войну" и "Иудейские древности". Из этих сочинений мы получаем сведения о первых христианских общинах.
Важное значение для исследования религиозных и социальных воззрений последователей христианства конца 1-11 вв. имеют кумранские находки 1947 года, когда арабский юноша обнаружил в одной из пещер северо-западного побережья Мертвого моря в пустынной местности Вади-Кумран кожаные свитки с текстом на древнееврейском языке, возраст которых, как было установлено, превышал две тысячи лет. В ходе дальнейших поисков было обнаружено около 40 тысяч фрагментов, представлявших собой остатки примерно 600 книг. Они принадлежали иудейской секте ессеев — предшественнице христианства.
Данные об идеологии последователей отдельных ранних течений содержатся также в апокрифических (тайных, подложных) произведениях. Эти произведения не признаются церковью священными, но содержат богатые сведения о первоначальном христианстве.
Еще одним источником по истории христианства являются сочинения раннехристианских писателей. Среди них Иус-тин, Иреней Лионский, Тертуллиан и другие.'
Христианская церковная организация сложилась не сразу. В ней сначала преобладают так называемые апостолы и пророки, которые являлись странствующими проповедниками. Основным источником, по которому можно судить об организации, составе, внутренней жизни общин первых христиан, является одна из книг Нового Завета - "Деяния апостолов", а также новозаветные послания, авторами которых церковь считает учеников Иисуса Христа, а также апостола Павла, который его учеником не был.
Наиболее полное представление о христианской общине рубежа 1 - II веков дает нам памятник раннехристианской литературы, открытый в 1875 году — "Учение двенадцати апостолов" или "Дидахе". Это произведение отражает положение общины, где дольше сохранились черты первоначального христианства. В нем даются правила совершения древнейших хрис-гианских обрядов — крещения в проточной воде и причащение, приводится текст молитвы "Отче наш".
До начала II века руководство христианскими общинами принадлежало слою людей, которым приписывалось обладание особой благодатью святого духа — харизмой. Формирование профессиональных священнослужителей относится ко II веку и связано с постепенным изменением социального состава раннехристианских общин. Если ранее они объединял рабов и свободную бедноту, то во II веке в их составе уже имеются ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Состоятельная часть христиан постепенно сосредоточивает в своих руках управление имуществом и руководство богослужебной практикой. Должностные лица, вначале избираемые на определенныя срок, а затем пожизненно, образуют группу священнослужителей.
Первоначально это были дьяконы и епископы. Дьяконы (от греческого — служитель) обслуживали текущие потребности общины, епископы (от греческого - "надзиратель") заведовали материальной частью, деньгами и имуществом общины. Позже появляются пресвитеры — старейшины. В III веке появляются митрополиты — руководители отдельных церквей, в IV - Увеке - патриархи - руководители целых церковных объединений, больших территорий.
Раннехристианский культ был чрезвычайно прост, обрядов почти не было. Обрядность ограничивалась периодически собиравшимися вечерями — трапезами в честь основателя учения - Иисуса Христа. На этих трапезах вкушали хлеб, читались священные тексты. Это были вечера божественной любви — агапы. Затем начался процесс формирования таинств — древнейшим из них считается таинство крещения и причащения.