Иконы Богородицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 14:06, реферат

Описание работы

Ико́на — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания у православных и католиков, закреплённого постановлением Седьмого Вселенского собора 787 года.
В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденным с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками.

Файлы: 1 файл

Ико́на.docx

— 19.47 Кб (Скачать файл)

Ико́на — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания у православных и католиков, закреплённого постановлением Седьмого Вселенского собора 787 года.

В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденным с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.

Иконоборцы, отвергая иконы, тем не менее допускали религиозную живопись. Они, таким образом, отрицали мистический и литургический аспекты священных изображений.

Иконоборцы основывали свои взгляды на второй из десяти заповедей, данных Богом Моисею: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…»  (Исх.20:4-5). Хотя живописные изображения Христа и святых были известны уже древней церкви, но единообразный канон отношения к иконам отсутствовал. При этом в народных массах иконы окружались суеверным поклонением:

Иконопочитатели же опирались на более созвучное (по крайней мере, со времён Аристотеля) европейскому способу мышления понимание образа (в частности, на Ареопагитово апофатическое учение о «несходных подобиях»). Святые отцы уже в IV-V веках пришли к пониманию того, что образ (изображение) не является копией архетипа, но только его отражением, не во всём ему подобным.

 Среди невоцерковлённого народа почитание икон может принимать форму идолопоклонства, когда поклоняются самой иконе, а не тому, что на ней изображено. Иконе приписываются магические свойства. Подобное отношение, несовместимое с догматом об иконопочитании, систематически критикуется православными богословами.

Иконы Богородицы (Божией Матери)

Образ Божией Матери всегда был и есть наиболее возлюбленным образом Православия. Милостью Своей, через Свои чудотворные иконы, Пресвятая Богородица никогда не оставляла наш русский народ. В Своих иконах Божия Матерь являет близость к нашему миру, Она для нас Помощница, Целительница, та, что врачует наши духовные и телесные раны. Нашу страну называют страной Богородичной, так как около 500 святых образов чудотворных икон Божией Матери было явлено в России. 
 
Иконы Богородицы есть в каждом православном храме, в каждой обители, Царице Небесной как Заступнице и Спасительнице чаще всего возносят молитвы, поэтому Её иконы можно дарить любому человеку. По словам праведного Иоанна Кронштадского: «Мы веками дознали и убедились, сколь сильна за нас и спасительна молитва Ее. Сколько раз Она спасала Отечество наше и грады наши, народ наш, села наши, и многих в отдельности – от всяких бед и зол». 
 
Во все времена иконописцы пытались передать всю красоту, нежность, достоинство и величие лика Богородицы так, как только было способно их воображение. Среди чудотворных икон более всего образов Пресвятой Богородицы.

Иконы Спасителя Иисуса Христа

Из всего многообразия изображений Господа Иисуса Христа, которого на языке искусствоведов называют преимущественно Спасителем, выделяются три иконографических типа. «Нерукотворный образ Господа Иисуса Христа», или  «Спас Нерукотворный» – первый явленный образ Иисуса Христа, наиболее, пожалуй, почитаемый на Руси, перед этой иконой молятся Спасителю об излечении  от смертельных заболеваний. «Господь Вседержитель», или «Пантократор» – Творец и Создатель всего Мира, благословляющий и призывающий выйти из тьмы и прийти к живому свету. «Господь на престоле» – здесь уже Иисус Христос выступает не как Творец и Владыка Мира, а как его Судия. Отдельные иконы Христа изображают события Его земной жизни, например, иконы праздников, разные изображения евангельских событий. Конечно, Спаситель – главный врач тел и душ человеческих, тот, кто ведает обо всем, и кому в первую очередь следует поклоняться.

Именные иконы

- это иконы святых и  великомучеников. Каждому из нас  при рождении дается имя. Во  время крещения мы получаем  христианское имя, которое может  совпадать или не совпадать  с данным при рождении. С этого момента мы обретаем тезоименитого (соименного) святого покровителя. Иконы святых с изображением такого святого называются именными и помогают молитвенному обращению к соименному святому. 
 
«Когда молишься небесным Силам, не представляй их очень грозными, недоступными, немилостивыми: нет, это существа прекроткие, смиренные, благочестивые, любящие, доступные и любообщительные, благопослушливые, близкие к тем, кои с искреннею верою и любовью призывают их в своих молитвах» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб., 2005. С. 468).

Семейные иконы

объединяют в своем  пространстве святых – покровителей всех членов семьи. В орнаменте икон Юрия Кузнецова переплетаются их судьбы, а каждая отдельно взятая точка  – это эпизод жизни.

Родовые иконы

- это знак духовного  единства рода. Чаще всего на  родовых иконах можно встретить  образ Богородицы с Младенцем.  Но также это могут быть  образа святых, покровителей какой-либо  профессии и всего рода.

Мерные иконы

заказываются после рождения в семье младенца в честь его  патронального святого на доске, равной по размеру росту ребёнка при рождении.

Венчальные иконы

заказываются для участия  в обряде венчания.

Иконостас

– это сплошная стена, составленная из икон, отделяющая алтарь от главного помещения. Иконостас принадлежит  к числу наиболее ярких явлений  христианской культуры. Получив особое развитие на Руси, он стал национальным символом, воплощающим идею православного  храма. В жилых домах православных христиан есть особо отведенное для  икон место — красный угол, в  устройстве которого повторяются принципы церковного иконостаса.


Информация о работе Иконы Богородицы