Индийские божества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:52, реферат

Описание работы

Трудно себе представить страну с более богатой мифологией, чем Индия, и вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций и практических приложений мифа, таких, как йога, аскеза, наставления в практике повседневной жизни.
В рамках своего реферата я попытаюсь сделать беглый обзор богатства и разнообразия духовных поисков народов, населяющих Индостан.

Содержание работы

Введение 2

Арии и ведическая религия 2

Брахманизм 5

Джайнизм 6

Буддизм 8

Индуизм 13

Сикхизм 14

Заключение 17

Список литературы 19

Файлы: 1 файл

indiya.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Всего насчитывается 24 “тиртханкара”. Последний и главный - Махавира Джины (“Великий герой”) - оказал наибольшее влияние на формирование джайнизма. Он жил в 6 веке до нашей эры. У него было 11 учеников. Они-то и составили джайнистское учение, собрав и систематизировав материалы, которые учитель излагал в своих проповедях.

Когда-то священное писание джайнов  было утеряно. Тогда в 4 веке они собрались на всеиндийский сбор и воссоздали его. Но одни признали воссозданные священные тексты, а другие отказались это сделать. Это привело джайнов к расколу на два течения: “дигамбара” и “шветамбара”. Первая объединяет людей, живущих практически без одеяний. Представители второй позволяют себе носить белые одежды.

Само слово “джайн” возникло от “джина”, что значит “победитель”. “Джинами” называли первых проповедников учения и, в частности, самого Махавиру. Все они побеждали не какого-то неприятеля, а самих себя, одерживая победу над собственными помыслами, страстями, поступками.

Джайны считают, что мир не был  создан каким-либо божеством, а существует вечно. Сама же вечность делится на периоды подъема и спада. Во время  спада, чтобы спасти мир от уничтожения, и появляются “тиртханкары”.

Джайны не верят в существование  богов, и под Богом понимают душу, которая ранее находилась в человеческом теле, а затем освободилась от него. Считается, что если душа во время пребывания на земле в каком-либо облике будет поддаваться страстям - жадности, гордости, гневу, то затем, отбыв определенный срок в аду или раю, она снова появится на земле, и вновь будет страдать уже в новом обличии, которое находится в прямой зависимости от поведения в предыдущем рождении. Спастись от этой цикличности и навсегда отделить душу от телесной оболочки, добившись этим полного и подлинного спасения, человек может лишь тогда, когда подавит свои желания, обуздает страсти.

Под полным спасением понимается состояние  нирваны - достижение душой вечного  блаженства после окончательного оставления телесной оболочки. Мирская жизнь джайнов недостаточна для достижениями нирваны. Поэтому тот, кто стремится к ней, обязательно должен стать аскетом.

Путь к аскетизму длинный  и непростой. Три года обычный  джайн должен быть послушником и  выполнять различные обеты, следующие  три года он изучает религиозные трактаты и лишь после этого становится аскетом. Тот, кто достиг этого состояния, вернуться назад, в мирскую жизнь, не имеет права.

Аскеты практически лишены всякого  имущества. Все их добро сводится к скорлупе кокосового ореха, которую они используют в качестве миски для еды, и к опахалу из павлиньих перьев, которым подметают перед собой дорогу или место, куда садятся. Аскет ведет образ жизни скитальца: в деревне он может пробыть не более 3 дней, а в городе - не больше недели.

Высшей формой аскетизма у джайнов является самоумерщвление путем добровольного отказа от пищи. Высшим подвигом монаха считалась смерть от добровольного голода. Согласно легендам, таким способом достиг нирваны и сам Махавира. Сейчас такое встречается редко. Вообще самоубийство джайны осуждают, допуская его как исключение или проявление высшей святости.

Одним из основных принципов джайнизма  является “ахимса” - непричинение боли, зла, страданий никому другому, пусть  даже самому маленькому существу. . 5 основных обетов: 1. Не причинять вреда живому  2. Не красть 3. Не прелюбодействовать. 4. Не стяжать 5. Быть искренним и благочестивым. В этой связи для большинства джайнов присущи две внешние приметы - марлевая повязка на рту и веник. Повязка должна спасать и оберегать мелких мошек, которые при отсутствии ее могут случайно залететь в рот и там погибнуть. Метлой джайны осторожно расчищают перед собой путь, чтобы не раздавить какую-нибудь букашку. По этой же причине они не пользуются транспортом, ведь перед колесами нет метлы. Ходить пешком стараются только днем: ночью опять-таки можно, не заметив, раздавить кого-нибудь. Перед тем, как пить воду, джайны обязательно процеживают ее через плотную ткань. Пищу едят только в тот день, когда ее приготовили, ведь за ночь в ней могут появиться какие-нибудь живые существа.

Исходя из принципа “ахимсы”, джайны не могут быть воинами. Они не занимаются охотой и не могут позволить себе даже занятие земледелием, потому что при вспашке и обработке земли, можно причинить вред какому-нибудь червяку, личинке, находящейся в земле.

Приверженцы джайнизма в основном занимаются торговлей, а ныне среди  них есть учителя, служащие, ювелиры, банкиры. Джайном является крупнейший финансовый и промышленный магнат Индии Г.Д.Бирла.

Возможно, именно крайняя суровость аскетической практики была одной из причин относительно слабого распространения этой религии. Выступая против многих положений брахманской идеологии и традиций, она предлагала своим адептам лишь полный разрыв с мирской жизнью и почти безграничный аскетизм. К тому же необходимость строго соблюдать джайнские предписания, запрещающие занятие военным делом, скотоводством и даже земледелием, значительно сужала круг его возможных сторонников. Не удивительно, что этот некогда один из наиболее решительных оппонентов ортодоксальной религии постепенно превратился в узкую замкнутую секту, сохранившую почти неизменным свой первоначальный облик даже в бурные эпохи индийской истории. Сейчас в Индии джайнов насчитывается чуть более трех миллионов человек. Их можно встретить и за пределами Индии - в Пакистане, Бирме, Великобритании, США и в некоторых странах африканского континента.

 

БУДДИЗМ

Человек, следующий Дхарме, похож на человека,

 вошедшего с огнём  в тёмную комнату. 

Тьма перед ним расступится, и его окружит свет.

Из наставлений Будды

Эпоха, предваряющая возникновение  новых религий – буддизма и  джайнизма, была беспокойной, вселяла  в людей неуверенность. Распадались  крупные монархии, а княжества  и малые республики вели между  собой бесконечные междоусобные войны. В это время появились многочисленные секты странствующих проповедников, главной целью которых было достижение внутреннего спокойствия и освобождения от страданий, которые несёт жизнь. Главными их покровителями были торговцы и землевладельцы. Эти учителя пользовались и мифами веды, и упанишидами, и народными верованиями, делая акцент, однако, на этических принципах.

Одним из таких  вновь появившихся учений стал буддизм, включивший в себя множество древних  идей и выдвинувший идеи новые.

Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э - начале I тысячеления н.э. Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от кончины Будды. Согласно традиции наиболее старой буддийской школы — тхеравады, Будда жил с б24 по 544 г. до н. э. В соответствии с этой датой в 1956 г. отмечалось 2500-летие буддизма. По научной версии, принимающей во внимание греческие свидетельства о дате коронации знаменитого индийского царя Ашоки, время жизни основоположника буддизма — с 566 по 486 г. до н. э. В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488—368 гг. до н. э. В настоящее время исследователи пересматривают даты правления Ашоки и в связи с этим даты жизни Будды.

В биографии Будды  отражена судьба реального человека в обрамлении мифов и легенд, со временем почти полностью оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма.

Более 25 веков назад в одном  из маленьких государств на северо-востоке Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи после долгого ожидания родился сын Сиддхартха. Его родовое имя было Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая забот, со временем завёл семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не распорядилась иначе. Узнав о том, что на свете существуют болезни, старость и смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья. Непростым оказался этот путь, но зато он увенчался успехом. В местности Гая (она и сегодня называется Бодх-Гая) он достиг Просветления, и ему открылся путь спасения человечества. Случилось это, когда Сиддхартхе было 35 лет. В городе Бенаресе (современный Варанаси) он прочёл свою первую проповедь и, как говорят буддисты, “повернул колесо Дхармы” (так иногда называют учение Будды). Он странствовал с проповедями по городам и сёлам, у него появились ученики и последователи, собиравшиеся послушать наставления Учителя, которого они и стали называть Буддой. Для буддистов понятие дхармы является важнейшим — оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. “Дхарма” буквально означает “опора”, “то, что поддерживает”. Слово “дхарма” означает в буддизме моральную добродетель, прежде всего — это моральные и духовные качества Будды, которым верующие должны подражать.

В возрасте 80 лет Будда скончался. Но ученики и после смерти Учителя  продолжали проповедовать его учение по всей Индии. Они создавали монашеские общины, где это учение сохранялось и развивалось. Таковы факты реальной биографии Будды — человека, ставшего основателем новой религии.

Философские концепции  буддизма основаны на главных идеях брахманизма и, частично, ведизма. В буддизме хорошо развита теория реинкарнации, кармы, дхармы и нирваны.

Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и, прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, свойственных, в частности, брахманийско-ведической традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности.

Стержнем  содержания буддизма является проповедь  Будды о четырех благородных истинах: Существует страдание

Существует страдание

Существует причина страдания

Существует возможность  освобождения от страдания

Существует путь, ведущий к освобождению от страдания

Разъяснению и развитию этих положений и, в частности, заключенному в них представлению об автономии  личности, посвящены все построения буддизма.

Согласно первой истине, всё существование  человека есть страдание, неудовлетворённость, разочарование. Хотя страдание универсально, оно не является изначальным и неизбежным состоянием человека, поскольку имеет свою причину — желание или жажду удовольствий, — которая лежит в основе привязанности людей к существованию в этом мире. Такова вторая благородная истина.

Пессимизм первых двух благородных  истин преодолевается благодаря  следующим двум. Третья истина гласит, что причина страдания, поскольку она порождена самим человеком, подвластна его воле и может быть им же и устранена — чтобы положить конец страданиям и разочарованиям, надо прекратить испытывать желания.

Четвертая истина заключает в себе этику буддизма. Именно она глубоко  проникает в обыденную жизнь, и именно в ней проявляется в ярком свете величие Будды как социального реформатора. Только через нее буддизм становится религией. Бенареская проповедь говорит об этом: "Вот, монахи, благородная истина о пути, ведущем к уничтожению страдания. Это -- благородный восьмичленный путь, именно: правая вера, правая решимость, правое слово, правое дело, правая жизнь, правое самостарание, правое мышление, правое самоуглубление".

Таким образом, восьмеричный путь включает три основных упражнения в нравственности, созерцании и мудрости: культуру поведения (правильные мысль, слово, действие), культуру медитации (правильные осознание и сосредоточение) и культуру мудрости (правильные взгляды).

Страдание и освобождение представлены в буддизме как различные состояния  единого бытия: страдание - состояние  бытия проявленного, освобождение - непроявленного. То и другое, будучи нераздельным, выступает, однако, в раннем буддизме как психологическая реальность, в развитых формах буддизма - как космическая реальность.

Освобождение буддизм представляет себе, прежде всего как уничтожение  желаний, точнее - угашение их страстности. Буддийский принцип так называемого среднего (срединного) пути рекомендует избегать крайностей - как влечения к чувственному удовольствию, так и совершенного подавления этого влечения.

Как и другие религии, буддизм обещает  людям избавление от самых тягостных  сторон человеческого существования — страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертия души, не считая её чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах, поскольку вечная жизнь с точки зрения буддизма и других индийских религий — это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. В буддизме для её обозначения принят термин “сансара”. В мире сансары: каждая мысль, каждое слово и дело оставляют свой кармический след, который приводит человека к следующему воплощению. Цель буддиста — жить так, чтобы оставлять как можно меньше кармических следов. Это значит, что его поведение не должно зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний.

“Нет уз у тех, у которых нет приятного или  неприятного”.

“Из привязанности  рождается печаль, из привязанности рождается страх; у того, кто освободился от привязанности, нет печали, откуда возьмётся страх?”

“Я всё победил, я всё знаю. Я отказался от всего, с уничтожением желаний я стал свободным. Учась у самого себя, кого назову я учителем?” Так сказано в “Дхаммападе”.

Высшую цель религиозной жизни  буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. В индуизме состояние человека, достигшего освобождения, называется мокшей, а  в буддизме — нирваной.

Буддизм учит, что сущность человека неизменна; под влиянием его поступков меняется лишь бытие человека и восприятие мира. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворённость.

Таков закон кармы (морального воздаяния), который определяет участь человека и в этой жизни, и в будущих перевоплощениях.

Информация о работе Индийские божества