Индуизм, история в лицах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:10, реферат

Описание работы

Территория, где расположено с. Кафыркумук славится благоприятными климатическими и природными условиями позволяющими развивать многоотраслевую экономику, основанную на земледелии и скотоводстве. Здесь сосредоточены плодородные земли для обработки и обильные пастбища. Наконец, здесь протекает полноводная в различные исторические периоды река Шура-озень. Поэтому эта территория привлекало внимание человека с древнейших времен.

Файлы: 1 файл

2.docx

— 9.69 Мб (Скачать файл)

История в  лицах

1. В древности для построения села выбирали местность, где была вода, дорога и природная преграда в случае войны. Так расположены древнейшие селение Кафыркумук, Кадар, Аркас.

Историческая  справка о Кафыркумуке

Территория, где расположено с. Кафыркумук  славится благоприятными климатическими и природными условиями  позволяющими развивать многоотраслевую  экономику, основанную на земледелии и  скотоводстве.  Здесь сосредоточены  плодородные земли для обработки  и обильные пастбища. Наконец, здесь  протекает полноводная в различные  исторические периоды река Шура-озень. Поэтому эта территория привлекало внимание человека с древнейших времен. Нет сомненья, что здесь встретятся древности, относящиеся к 80 тысячелетней  давности, когда первый человек появился в Дагестане. Их отсутствие до настоящего времени объясняется слабой  изученностью территории. Но здесь встречены археологические  древности – поселения, могильники, наскальные изображения,  относящиеся  к огромному промежутку времени  от палеолита до X в.н.э. и позже.

 В окрестностях Буйнакска  обнаружен зуб мамонта, обитавшего  в этих местах в конце палеолита.  К XIII тысячелетию до н.э. относится Буйнакская неолитическая стоянка. Могильник в урочище Гентал конца III – начала II тысячелетия до н.э., Буйнакские наскальные изображения, Буйнакские I-3 поселения, знаменитая Кафыркумукская гробница с уникальной резной доской и разнообразными украшениями и сосудами из самого селения Кафыркумук, огромный могильник с каменными гробницами из окрестностей Нового селения, курган, разрушенный при строительстве дороги Буйнакск – Махачкала, Различные курганы и курганные группы, сосредоточенные около Буйнакска – все они относятся к середине и концу II-тысячелетия до н.э. и документируют беспрерывный этно – культурный процесс, происходящий на территории плоскостного и предгорного Дагестана.  Но особое значение для понимания исторических процессов на этой территории имеют материалы Большого Буйнакского кургана и могильника, обнаруженного под современным кладбищем в новом селении Кумук.  Эти памятники вместе с могильником, найденным у сел. Башлыкент, характеризуют этно-культурные процессы, обусловленные проникновением на территории Дагестана ранних тюркских племен барсилов, сформировавшихся вместе с гуннами и проникшими сюда вместе с гуннами. Эти барсилы были те племена, которые заложили основу тюркизации той части дагестанского населения, которая занимала предгорья и плоскость Дагестана и именовались легами. Под этим этническим наименованием скрывались почти все народы Дагестана, в том числе лакцы, лезгины, аварцы и др. Эти пришлые племена вскоре растворились в местной этнической среде, но оставили свои следы в виде различных лексических элементов, встречающихся в кумукском языке. Процесс дальнейшей тюркизации связан с появлением в Прикаспийском Дагестане хазарских племен. К этому времени относятся Буйнакское городище и поселение №2, несколько могильников, Кафыркумукское поселение VIII-Xвв., обнаруженное к СВ от старого селения на двух холмах. Контакты с хазарами обогатил язык коренного населения новыми тюрскими элементами, характерными для племен входивших в состав хазарской конфедерации. Но окончательная тюркизация местного населения связано с проникновением в XII в. на территорию Дагестана кочевых половецких племен- кыпчаков. Среди них были тюрки- печенеги, тюрки-берендеи, куманы, кимаки и др. Со временем пришельцы частично ушли с наших земель, частично осели и растворились среди дагестанского населения плоскости и предгорий, но их язык победил и стал господствующим языком всего этого населения. Это привело к формированию к XIII в. Кумыкского народа.

Если охарактеризовать современного кумыка, то он-дагестанец по культуре и  этнической психологии, по антропологическим  признакам – представитель древнейшей кавказской рассы, называемой каспийской, смешанной с кавказской рассой, по языку – представитель тюркоязычных групп. Мы знаем, что язык никогда не был определявшим признаком при этническом определении. Все это говорит о том, что кумыки, как и остальные народы Дагестана, являются коренными жителями Дагестана, сформировавшимися здесь, получившими здесь же свое развитие и расцвет. С этим периодом развития населения связаны находки различных предметов из окрестностей Кафыркумука и Буйнакска. Среди них следует упомянуть светильник с куфической надписью.

Кафыркумук входил в состав Шамхальства  со столицей в Кумуке или Казикумухе. Когда в 1574г. умер старый Чубан-шамхал его сыновья разделили между собой владении отца. Сыну Чубана Андию достался Кафыр-Кумук, где он и поселился и откуда он мог выставить 150 чел. Конных воинов. Это первое упоминание Кафыркумука в писменных источниках. Шамхала избирали из состава наследных принцев. Андий стал шамхалом с 1589г. и переехал в столицу Казикумух. Еще позже Кафыркумук стал называться Баматулла – по имени сына Андия, который оставался в отцовских владениях.

Не вызывает доверия легенда  о том, почему появилась название селения Кафыркумук: якобы мать крымского  Адил Герей Султана, приехавшая в  Кафыркумук в 1578г. для встречи со своим сыном назвала селение  Кафыркумуком (неверным кумуком или  неверными кумыками ) из-за того, что ее обижали. Если верить этой легенде, то оказывается безымянное селение так и ждало появления матери крымского неудачника чтобы подхватить брошенную ею кличку и этой кличкой именовать себя. Более того, в источниках это название встречается еще в 1574г. Скорее напрашивается другой вывод более логический последовательный: подвластное шамхалам селение названо ими же Кафыркумуком в противовес своей столице Кази-кумук (верный Кумук). Мы знаем, что всегда новое селение именуют старым именем селения. Сколько мы знаем примеров, Новый-Хушат, Ново-Мака и другие. Названия Кафыркумук характеризует религиозную ситуацию на территории Шамхальства.

Казикумук, как известно принял мусульманство в конце XI в. Название появилось в XII-XIII вв. В это же время, видимо, появилось название Кафыр-Кумук. Скорее всего тогда же и возникло селение. Очевидно, что она появилось до XIV в., когда все селение приняло мусульманство.

В реестре 1732г. сообщается, что в  Кафыркумуке был его владелец Баксан Арсланов. Скорее всего он был наследником Андия.

По описанию М. Ковалевского и И. Бларамберга в Кафыркумуке было 150 дворов, а в 50-60-х гг.XIX в.-276 дворов.

13.08.93г.      О.Давудов

Круглая печать Института истории археологии и

Этнографии, Дагестанского научного центра. Российской Академии наук.

 

Капиркумук построен около скалы Кала. В глубокой древности люди одухотворяли объектов природы, молились скалам, деревьям, горам, которые были объектом преклонения, в частности скала Кала. В старом селе камень был символом Вечности, непокорности времени; богом камня был Камари. Древнейшим  народом, название которого дошло до нас были Камэры. Русские историки называют их киммерийцами. Первым древнейшим названием нашего села был Камер. 570-тые годы нашей эры Камер Кумук был обнесен оборонительной стеной. Стену помог построить Иран. Камер Кумук входил в систему городов – крепостей, которые помогали оборонять Закавказье, Иран и Ближний Восток от набегов Великого Тюркского каганата. В те же годы была создана руническая тюркская письменность. После развала Большого Тюркского каганата, на его развалинах образовался Хазарский каганат. Во время великого переселения народов IV – VI вв. нашей эры Северный Кавказ и большая часть Европы были завоеваны гуннами. Так возникло второе название села Камер Кумук, что в переводе означает Киммерийские Гунны или Гунния. В то же время по тому же принципу назван и Казыкумух, что означает Кавказская Гунния или Гунны. Камеры разделились на две племени кутригуров и утригуров, перемешались с другими народами и ушли в Европу. Здесь остались кумыки, потомки гуннизированных камеров. Слово кумук означает «племя белых гуннов». Арабы, которые не звали камеров, назвали по созвучию наше село Кабир Кумук т.е. Большой Кумук.

Сохранились сведения в памяти жителей о войне Капиркумукцев с арабами. Это было 735тые - 736тые годы нашей эры. Потом приходили турки, персы, монголы. Наша земля была ареной борьбы чингизидов в 13-14в. Нашу землю захватили в конце XIV в. татары Тахтамыша, его победил и прогнал Тамерлан. Тамерлан заставил всех принимать ислам. XV-XVIII веках за нашу землю боролись Ирак и Турция.

Кафыркумук был резиденцией шамхалов – кумукских царей. В конце XVI начале XVII века в Кафыркумуке восседал Анди шамхал. В XIX веке шамхалом был Абдулмуслим шамхал. Последним Шамхалом был Шамсутдин шамхал. Его заставили отречься от Шамхальства . 1 августа  1867 года шамхальство как государственность была упразднена указом русского царя. В 50е годы XIX века в Кафыркумуке во дворце шамхалов жил и творил классик дагестанской литературы Йырчы Казак. Весной 1858 года Казака сослали в Сибирь.

Кафыркумыкцы участвовали в первой мировой войне, ВОС революции, в гражданской войне. Великой Отечественной войне участвовали около 300 человек, 130 из них пали на фронтах.

На судьбу села повлияло стихийное  бедствие. В январе 1975 года произошло землетрясение в результате, которого было разрушено много домов. И тогда было решено  заложить фундамент нового села в местности Чагар-Арка и Кар-Кар. Были построены школа, мечеть, дворец культуры. Строительство новых домов идет, и по сей день. Молодоженам М.О. село Кафыркумук выделяет земельный участок для дома. В селе настоящее время насчитывается около 1000 дворовых хозяйств, школа, детский сад, дворец культуры, 12 магазинов, банкетный зал для свадеб, ателье, больница, мечеть, парикмахерская и ремонт для обуви. Большим событием стала газификация села.

Достопримечательностью села является природный сероводородный источник. В ваннах, выдолбленных из камня, можно  принять лечебный курс. Люди лечат  ревматизм , неврологические заболевания.

Историками и археологами Дагестана, в результате археологических раскопок, был определен день рождения села.

25 сентября 1993 года село праздновало  своё 3000-летие.

Художественные и самодеятельные коллективы показали концерт, проведены были скачки, организована  ярмарка – распродажа овощей и фруктов, а вечером было факельное шествие. У большого костра собралось все жители села и до рассвета проходило гуляние.

Лицом села, конечно же, считался совхоз «Шуринский». Основанный в 1961 году. Хозяйство плодоовощного и молочного направления. Имела 90 га яблоневых, 19 га абрикосовых,   40 га черешневых садов, 550 га посевных земель, где сеяли пшеницу, рожь, ячмень.

Не раз работники совхоза  за свой труд были оценены премиями, похвальными грамотами, ценными подарками. В 1978 году было вручено переходящее красное знамя за высокий урожай зерновых с гектара.

В 1976 году тепличное хозяйство 0,4 га сдало государству 35 тонн огурцов, бригадиром был Алиев Абдулмуслим .

В 1982 году впервые в Буйнакском районе в нашем совхозе были использованы комбайны убирающие томаты. В результате было собрано с 1 га 64 тонны томатов. Рекордный сбор урожая плодов  450 тонн пришелся на 1985 год.

Намного изменился вид  и облик  села Новый-Кумук за последние годы. На дорогу при въезде  в село заложен прекрасный асфальт, горят ночами длинные фонари. Совсем новый вид обрело здание сельской поликлиники и больницы после капитального ремонта. Особо выделяется  и здание школы. В коридорах и классах тепло и уютно. Достраивается и здание мечети. В последние годы улучшилось водоснабжение населения. Культурный центр села обрел прекрасный вид. Вокруг порядок и чистота. Отремонтирована крыша. Неузнаваемы  стали внутренние кабинеты и комнаты.

В Доме культуры расположились и  работают совместно с сельскими работниками культуры и библиотекари. На первом этаже здания работают работники М.О. село Кафыркумук, здесь же почтовая связь, работники ОВД.  Здесь же действует спортивная секция по вольной борьбе. На втором этаже здании действует и школа искусств, где дети обучаются музыке на различных инструментах. Работает здесь и кружок ковроделов , танцевальный кружок. Расположились здесь и работники Буйнакской районной библиотечной  системы.

Как мы отметили выше аул Кафыр-кумук – один из самых древних в горном крае. Он очевидец многих исторических событий – трагических и радостных. На протяжений трех тысячелетий он стоял и сегодня стоит на перекрестке дорог, ведущих во все стороны горного и равнинного Дагестана. Он ворота в горы и на равнину. Его знали, знают и он сам помнит многое из истории Дагестана. По узким и извилистым улочкам Кафыр-кумука когда-то шли купцы из далеких восточных и западных стран. Он-известный караван-сарай на Шелковом пути. Были здесь и жестокие завоеватели. По тем же улицам когда-то шли известные писатели и поэты, генералы и декабристы, такие, как М. Лермонтов, А. Бестужев-Марлинский, Александр Дюма, Ермолов и т.д.

Каждая улица и уцелевшие  ступеньки Кала помнят звуки струн  агач-кумуза Йырчы-Казака.

Кафыркумукцам дорог каждый уголок родных мест: его богатых и тучных полей знаменитых черешневых садов, гордых и диких скал, мелких озер, речки Шура-озень , дуновения романтических ночей Карантая, хранители покоя аулчан камня-великана Кала. Пусть процветает год от года мой Кафыр-кумук. А мы, Кафыркумукцы, будем помнить о его богатую историю.

2. Особый интерес вызывает у жителей топонимия села Кафыркумук, несколько значимых из них мы бы хотели перечислить в данном альбоме.

1. Хартурум

2. Кафыркумук

3. Янгы-аул

4. Н-Кумук

5. Къала

6. Карантай

7. Тавлу учгъан яр

8. Саякъ аран

9. Уллу ой

10. Калах

11. Берю сокъмакъ

12. Къуллар

13. Дертсын

14. Пастан тёбе

15. Уллу боюн

16. Гёпчюк авлакъ

17. Гиччи боюн

18. Чагар-арка

19. Акъ яр

20. Гентал

21. Шайтан къала

22. Гьапис тогъай

23. Чоргъа-ягъа

24. Къар-къар

25. Осман бав

26. Насирив бав

27. Гесек арт

28. Къара тёбе

29. Алмас гечив 

30. Кулла-арка(холм-рабов)

31. Экисын

32. Шура къол

33. Тюпдеги бав

34. Гусейн къол

35. Ташлы бет

36. Анакъ


 

3. Перепись населения до 2010 гг.

Первая перепись была в 1859г. Материалов той переписи мы не нашли. 

Поведают  сельчане о том, что древнее селение  располагалось на берегу узкой живописной реки, там где раскинулись в местечке Гент-ал черешневые сады совхоза «Шуринский».

В этом красивом окруженном лесами месте жило своей  жизнью большое старинное селение  Хартурун. По некоторым сведениям, дошедшим до нас, оно состояло из 1000 очагов, кастрюль (минг къазан булангъы) – дворов.

Сохранились материалы посемейной переписи 1886г. Кафыр-Кумук относился к Темирхан-Шуринскому округу. Тогда аул имел общественных земель П/П 150сабу, пастбищ – 3350 сабу. В казну государства поступало по 2 рубля с дыма, как подушная подать, земский собор составлял по 75 коп. с дыма. Натуральных повинностей не было. К моменту переписи мужчин в ауле было 679, а женщин – 621.

Числилась на 1993год в Новом Кумуке  – 660 хозяйств, в старом  Кафыр-Кумуке  –  130 хозяйств, а в Янги-ауле  – 120 хозяйств. Численность жителей всех сел, взятых вместе более 3500 чел.

В настоящее  время в селе насчитывается около 1201 дворовых хозяйств, 5225 человек.

Село Кафыркумук расположен в трех км. от Буйнакска

 

4. Легенды, предания, шутки, интересные истории из жизни охотников, путешественников и других жителей.

Много легенд связано с нашим селом, с местностями  вокруг села. Предания, легенды передаваемые из поколения в поколение, название местностей, захоронения говорят о том, что здесь жили люди с незапамятных времен.

Информация о работе Индуизм, история в лицах