Ислам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 01:47, реферат

Описание работы

Актуальность темы моего реферата состоит в проработке вопросов, относящихся к теме «Ислам».
Ислам крупнейшая монотеистическая мировая . Раскрыв тему этого реферата мы сможем разобраться в этом. Ислам давно привлекает мое внимание кипучестью своей натуры, в отличие от христианства или буддизма. В нашей стране представителями ислама являются в основном жители Кавказа. В то время когда просвещенная Римская империя уходила с мировой арены, доказав свою нежизнеспособность, исламский мир развивался и не угас, а показал свою способность развиваться и многие страны появившиеся в период арабских завоеваний существуют и сейчас. Все эти факты подталкивают изучить саму сущность ислама и понять причины его широкого распространения.

Содержание работы

Введение 3
Понятие, сущность Ислама. История развития 4
Основные направления Ислама 14
Заключение 20
Литература

Файлы: 1 файл

ислам.docx

— 50.92 Кб (Скачать файл)

Первый из столпов Ислама - это признание того, что Бог  один. В Исламе этот феномен назван арабским словом "ат-Таухид", которое означает "Вера в Единого Бога". Бог вечен и абсолютен, Он не имеет ни начала, ни конца. Все, кроме Бога, было создано Богом, которому нет ни равных, ни соперников. Он не имеет ни сыновей, ни дочерей и никакого проявления во плоти. Именно эта вера считается основополагающей в жизни мусульманина. Вера в Бога порождает повиновение Ему, обязательное для каждого приверженца Ислама. Мусульмане убеждены в том, что Божьи законы имеют приоритет перед любыми культурными или социальными нововведениями, возникнувшими вследствие развития цивилизации. Чтобы стать мусульманином, достаточно торжественно произнести фразу о том, что нет бога кроме Аллаха и Мухаммад пророк его. Тем самым человек становится покорным Аллаху, мусульманином. Но, став им, он должен был соблюдать остальные обязанности правоверного.

Молитва (салят)  – обязательный каждодневный пятикратный ритуал.

"Творите регулярную  молитву

По двум пределам дня,

И (в ранние) часы (прихода  и ухода) ночи.

Ведь, истинно, дела благие

Приносят избавленье от дурных;

Сие - напоминание для  помнящих (о Боге)."

(Коран, 11:114)

Те, кто не молится пять раз в день – неверные. По пятницам и в праздничные дни свершаются торжественные богослужения, которыми руководят имамы («стоящие впереди»). Перед молитвой правоверный обязан совершить омовение, обряд очищения (малого – мытьё рук, ног, лица; и  большого, в случае серьёзной нечистоты, – полное омовение всего тела). Если нет воды, её заменяют песком.

Место богослужения, проповедей и молитв – мечеть. Это также  место собраний правоверных  во всех важных случаях жизни, своего рода культурный центр. Строительство мечетей в  исламе всегда считалось богоугодным  делом. Средств на это не жалели, так что мечети, особенно в городах, столицах, представляют собой нередко  великолепные сооружения. Внутреннее помещение мечети выглядит скромно, даже если закрытая часть его устлана  богатыми коврами. Здесь нет ни идолов, ни украшений, ни музыкальных инструментов.

Важная функция мечети – организация обучения детей. Образование  в исламских странах было всегда религиозным и находилось под  попечительством местных духовных властей. Имам и мулла данной мечети были одновременно здесь и учителями.

Пост. У мусульман лишь один главный и обязательный пост – рамазан, он длится месяц, в течение  которого от рассвета до заката правоверные, кроме малых детей и больных, не имеют права ни есть, ни пить, ни курить, ни развлекаться. Все время должно быть в принципе посвящено человеком Аллаху, занято молитвами, чтением Корана и религиозных сочинений, благочестивыми размышлениями. Кроме рамазана мусульмане постятся и в другое время – по обету, в случае засухи, в порядке возмещения за пропущенные дни рамазана.

Хадж — паломничество  в Мекку, прежде всего к Каабе, главной святыне ислама. Кааба  — небольшое здание, в юго-западной угол которого вмурован "черный камень" (издревле хранящийся тут метеорит) — по преданию, посланный Аллахом с неба людям как знак своего могущества и благоволения.

Этот столп обязателен только для тех, кто физически  и материально способен позволить  себе участие в паломничестве:

"Во славу Бога завершите  хадж или аль умра,

Но если вы затруднены,

Вы жертвенный пошлите  дар,

Что будет вам по силам".

(Коран, 2:196)  

Паломники, надев специальные  белые одежды, и пройдя церемонию  ритуального очищения, совершают  торжественный обход вокруг Каабы, пьют воду из близлежащего священного источника Замзам. Далее следуют торжественные процессии и моления у холмов и долин вокруг Мекки, связанных с легендой о пребывании в тех местах праотца Ибрахима, первого проповедника единобожия.

Окончание хаджа является главным мусульманским праздником, который отмечается молитвами и  жертвоприношениями по всему мусульманскому миру.

Милостыня. Каждый имущий обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни  в пользу бедных. Обязательная милостыня  – закят – обязательный налог на имущество и доходы, который идет в теории на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих. Кроме того, каждому мусульманину предписывается еще и садака — добровольные пожертвования и милостыня.

"Молитву строго соблюдайте, творите милостыню для очищенья".

(Коран, 2:43)

На самом деле все эти  социально-экономические регуляторы справедливости внутри исламской общины с самого начала были и остались благими пожеланиями. Закят быстро стал обычным государственным налогом, садака шла на нужды религиозного культа, запреты на ростовщичество легко обходились оформлением дачи денег в рост как совместного финансового предприятия кредитора и должника.

К этим пяти нередко добавляют  ещё один столп веры, шестой –  священную войну против неверных (джихад или газават). Участие в  войне освобождало от всех грехов и обеспечивало правоверному, павшему  на поле боя, место в раю.

Джихад - слово это означает полную отдачу мусульманином своих  сил, возможностей, времени и, если надо, жизни для торжества своей  религии. В большинстве случаев  в средние века это сводилось  к участию в вооруженной борьбе с "неверными", а значение термина  — соответственно к понятию "священная  война", и такое его понимание  стало традиционным для европейцев.

Ислам является очень широкой  по охвату системой социального регулирования. Почти все стороны жизни мусульманина считаются религиозно значимыми.

Основные догматы:

1) Вера в Аллаха - единственного Бога (свят Он и велик), в Его существование, обязательное Ему поклонение, Его единственность, Его имена, атрибуты и Его силу над человеком;

2) Вера в Божественных ангелов;

3) Вера в Священный Коран и другие Священные Писания (Тора Моисея, Евангелие Иисуса, Псалмы Давида);

4) Вера в божественных посланников, из которых Адам был первым, а Мухаммад - последним;

5) Вера в Воскресение и Судный День;

6) Вера в божественное предначертание (судьба);

Исламские ученые подробно истолковывают значение этих догматов. Они приняты за основу исламской веры.

Проработав первый вопрос, я выявил следующее:

  1. Ислам - Это монотеистическое религиозное направление, которое занимает по численности верующих второе место в мире после христианства.
  2. Изучил историю возникновения ислама.
  3. Выявили основные положения и характерные черты ислама.
  4. Рассмотрел основные догматы веры:
  • Аллах – творец всего сущего, правитель и судья
  • бессмертие души
  • существование загробного мира.
  • посланичество Мухаммеда и пророков
  • существование ангелов (носителей добра) и демонов (носителей зла)
  • грядущий конец света и Судный день (страшный суд над человеком).
  1. Изучили основные столпы ислама:
  • Шахада - первый столп
  • Намаз - второй столп
  • Рамадан - третий столп
  • Закят - четвертый столп
  • Хадж - пятый столп.

 

2.Основные направления  в Исламе.

Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей  на основе общности религии, но следует отметить то ,что национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли, напротив, они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разных течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах.

Самый крупный (и один из самых ранних) раскол был вызван появлением шиизма (“шия” по-арабски -- партия, секта). Считают, что в шиитском движении проявилось недовольство и борьба персов против завоевателей - арабов, то есть что это была своего рода религиозная оболочка национального антиарабского движения в Иране. Это отчасти верно, но такой характер шиизм принял не сразу, а лишь впоследствии. Началось дело с внутренней борьбы среди арабов -- с борьбы за власть между преемниками Мухаммеда. Четвертый халиф -- Али был кровным родственником пророка -- его двоюродным братом и зятем; приверженцы Али не признавали законности предыдущих халифов, так как они были не из рода пророка, а были “избраны” религиозной общиной, то есть попросту узурпировали власть. Борьба за власть приняла форму спора о преемственности власти в халифате. Сторонники Али потерпели поражение, Али был убит, но его последователи укрепились в Иране и Ираке, и там шиизм широко распространился как выражение протеста против власти Арабского халифата. По шиитскому преданию, Али и его сыновья Хасан и Хусейн пали мучениками за веру. В память этого шииты ежегодно справляют траурный праздник шахсей-вахсей, при котором фанатично настроенные верующие наносят себе раны холодным оружием, выражая свою религиозную преданность памяти мучеников.

Главная черта шиизма - вера в то, что законными преемниками пророка Мухаммеда - имамами - могут быть только его сородичи-потомки, а “избранные” общиной халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают сунну, составленную при первых халифах из преданий о пророке. Но шиизм не остался единым, внутри него возникли различные течения. Господствующим стало течение, признающее одиннадцать законных имамов -- потомков Али; двенадцатый имам будто бы еще в IX веке таинственно скрылся и где-то пребывает невидимо, однако должен в конце времен объявиться как спаситель -- махди. Это наиболее распространенное в шиизме течение особенно укрепилось в Иране и с начала XVI века (при династии Сефевидов) стало там официальной государственной религией.

Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и составляют скорее секты. Такова секта  исмаилитов (по имени Исмаила, ее основателя в VII веке), распространенная ныне в  горных районах Афганистана, Бадахшана  и др. Исмаилиты верят в то, что в их имамов последовательно  воплощается “мировая душа”. Эти  имамы образуют наследственную династию Ага-ханов, ведущих светскую, роскошную  жизнь и собирающих отовсюду дань с членов секты. В учение исмаилитов влилось много идей из домусульманских религиозно-философских систем Азии и из местных народных верований.

От исмаилитской секты  отделилась в IX веке группа карматов -- демократическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины Аравии, устанавливали общность имущества. Секта карматов просуществовала до XI века.

От того же исмаилизма отпочковалась секта ассасинов, соединявшая мистицизм с фанатической борьбой против не мусульман. В годы крестовых походов ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев.

Наконец в XI веке от того же корня отделилась группа последователей халифа Хакима. По имени видного предводителя секты Исмаила ад Дарази последователи секты до сих пор известны как друзы (в Ливане).

В отличие от шиитского  направления, ортодоксальный ислам, охвативший большинство мусульман мира, называется суннизмом: сторонники его признают законность сунн. Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII-IX вв. в нем возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали “справедливость” бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми, а не созданной богом. Мутазилитов поддерживали некоторые халифы, искавшие в этой секте опору для своей власти. Но вскоре (коней IX века) реакционное фанатическое духовенство взяло верх в халифате, мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности, “несотворенности” Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на дальнейшем развитии мусульманского богословия.

В VIII-IX вв. в правоверном  мусульманском богословии сложились  четыре школы: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их основателей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди отсталого бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школа маликитов, получившая господство в Северной Африке. Другие две школы, распространившиеся в бол ее культурных областях мусульманского мира, допускали более свободное толкование учения. Особой взаимной отчужденности и вражды между приверженцами этих четырех богословских школ нет.

В тех же VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение суфизма (от слова “суфи” -- грубая шерстяная ткань). Оно зародилось в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения (бог -- во всем мире, весь мир -- проявление или эмансипация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморфного представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали особое значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманских фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки. Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих монахов -- дервишей -- во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов, обирающих и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в свою очередь обирают своих послушников -- мюридов. Некоторые дервишские ордена применяют в своих молебствиях так называемые зикры -- экстатические пляски и другие, чисто шаманские способы общения с божеством. Придается большое значение мистическому возгласу: “Ху!”.

С суфизмом было исторически  связано движение тариката. Это понятие первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с богом (слово “тарикат” по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали называть учение фанатиков, проповедовавших “священную войну” против христиан и других неверных. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе (Кази-Мулла, Шамиль) против русских. Боевую силу тариката составляли мюриды -- послушники, слепо повинующиеся своему мюршиду -- духовному наставнику. Отсюда движение Шамиля иногда называли мюридизмом.

Информация о работе Ислам