Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:33, доклад
"Поистине, для мусульман и мусульманок, уверовавших женщин и мужчин, (душою всей) предавшихся Аллаху, для жен благочестивых и мужей, для терпеливо стойких в вере, творящих милостыню, для мужчин и женщин, что соблюдают пост, оберегают целомудрие свое, и об Аллахе поминают всякую минуту, - для них Аллах уготовал великую награду".
Целью Ислама - его концепций, способов поклонения и учений о ценностях, жизненной позиции, морали и поведения - является превращение каждого мусульманина в личность в исламском понимании этого слова. Что же такое "личность по-исламу"?
Исламские ценности и качества: личность в исламе
"Поистине, для мусульман и
мусульманок, уверовавших
Целью Ислама - его концепций, способов поклонения и учений о ценностях, жизненной позиции, морали и поведения - является превращение каждого мусульманина в личность в исламском понимании этого слова. Что же такое "личность по-исламу"?
Такая личность - это человек, отказывающийся признавать, что не существует ничего, кроме материального мира, что вселенная и жизнь конкретного человека со всеми ее обстоятельствами и событиями есть результат игры слепого случая. Это человек, живущий с уверенностью в том, что есть Творец, сотворивший мироздание, перед Которым он, человек, несет ответ. Он признает свою зависимость от этого Творца, принимает Его законы как наставление на путь истинный в этой жизни и подчиняет Ему всего себя. Он всегда помнит о Боге во всех своих делах и заботах. Исламские ценности и исламская жизненная позиция являются той основой, на которой формируется его личность, и исламские критерии управляют всеми аспектами его жизни.
Такой человек вместе с подобными ему образует исламское общество, коллективно подчиняющееся учению Всемогущего Бога. Ислам провозглашает, что именно эти набожные люди, покорные наказам своего Господа, угодны Богу и заслужат Его награду в грядущем. Общество, состоящее из таких людей, способно, таким образом, оправдать то доверие, которое Бог оказал человеку, поручив ему праведно и богобоязненно управлять землей и ее делами.
Рассмотрим теперь те качества и ту жизненную позицию, которые предписывает Ислам и которые он воспитывает в истинном мусульманине, качества, которые даже в сегодняшнем взбудораженном, отвернувшемся от духовных ценностей и погрязшем в материализме и эгоизме обществе, присущи множеству искренних мусульман во всех уголках земли.
Такуа - богобоязненность
"Верующие - только те, сердца которых страшатся, когда поминают Аллаха; а когда читаются им Его знамения, они увеличивают в них веру, и они полагаются на своего Господа".Коран, 8: 2
"Поистине, те, которые от смирения
пред их Господом трепещут, и
которые в знамения Господа
своего веруют, и которые Господу
своему не придают сотоварищей,
Арабское слово Такуа, означающее качество, совершенно необходимое сознательному мусульманину, не имеет точного эквивалента в русском языке. Такуа определяет жизненную позицию, включающую в себя любовь к Богу и страх перед Ним, и может быть переведено скорее как "набожность". Более точно это слово означает постоянное осознание человеком того, что он всегда находится перед Богом, что Богу известно о нем все, даже самые тайные его мысли. Такая позиция настолько усиливает в человеке любовь к Богу, что он стремится делать лишь то, что угодно Ему, вызывает в нем такой величайший страх перед Богом, что он стремится избежать всего, что Ему противно, и столь острое осознание Бога, что он ни на мгновение не забывает, что Богу ведомо обо всех его делах и поступках и что он ответит за свои намерения и дела. Согласно Корану, муттакины (те, кто обладает Такуа) - это те,
"...которые боятся Господа своего втайне, и они трепещут (страшного) часа".Коран, 21: 49
Такуа - это жизненная позиция, постепенно вызревающая в сердце ребенка-мусульманина с того момента, как он узнает о существовании Бога, Его, милосердии и доброте, своей полной зависимости от Него, и своей личной ответственности перед Ним. Постепенно он приходит к осознанию того, что он все время находится перед Богом (как сказал Пророк, "ибо если ты не видишь Его, Он видит тебя"), к осознанию своей личной ответственности, в нем воспитывается привычка сверять все с исламскими, а не с какими-то другими критериями, любовь к Богу и к Его пути, направляющему все его дела. Это осознание дополняется и усиливается правильным обучением принципам и практике Ислама, которые становятся путеводителями на его жизненном пути, верным пониманием социальных, моральных, политических и других вопросов, знанием об истинном и ложном, что позволяет ему исполнять свои обязанности перед Богом, людьми и обществом. Рай для богобоязненных;
"... которые расходуют и в радости и в горе, сдерживающих гнев, прощающих людям. Поистине, Аллах любит делающих добро! А те, которые совершали мерзость или обидели самих себя, вспомнили Аллаха и попросили прощения своим грехам, - а кто прощает грехи, кроме Аллаха? - и не упорствовали в том, что они совершили, будучи знающими, - у этих наградой - прощение от Господа их и сады, где внизу текут реки, - вечно пребывать они будут там - и прекрасна награда делающих!"Коран, 3: 134-136
Информация о работе Исламские ценности и качества: личность в исламе