Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 10:22, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что в последнее время взаимоотношения мира мусульманского и немусульманского довольно сильно обострились, притом примеры этому можно найти как в России, так и в других странах. Изучением мусульманского права традиционно занимались мусульманские ученые-юристы. Так как доктрина является одним из основных источников мусульманского права, мусульманские ученые-юристы, не порывая с основополагающими и традиционными началами шариата, выработали целую серию новых правовых доктрин и норм (фикх), имеющих сугубо юридическую природу.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Соотношение мусульманского права с религиозной системой……………...4
1.1 Особенности становления и развития мусульманского права……...6
2 Источники мусульманского права……………………………………………..9
2.1 Системы мусульманского права……………………………………..11
2.2 Договорное право……………………………………………………..13
2.3 Брачно-семейное и наследственное право…………………………..14
2.4 Уголовное право………………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………18
Библиография…………………………………………………………………….19
Постепенно и сторонники ортодоксального направления шариата (к XVI в.) раскололись на 4 основных толка (мазхаба), представлявших по существу самостоятельные правовые школы, возникновение которых связано с именами перечисленных выше четырех виднейших мусульманских правоведов: ханафиты, маликиты, шафииты, ханбалиты. Наиболее распространенный из них ханифитский мазхаб.
2 Источники мусульманского права
Важнейшим источником мусульманского права считается Коран – священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых Аллаху («речь Аллаха») Составление Корана растянулось на несколько десятилетий. Канонизированние его содержания и составление его окончательной редакции произошло при халифе Омаре (646 – 656 гг.). Коран состоит из 114 глав (сур), разделенных на 6219 стиха (аята). В самом Коране его правовая значимость выражается в следующих словах: «И так мы ниспослали его как арабский судебник».
Большая часть Корана имеет мифологический характер, и лишь до 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном, это правила о браке и семье), остальные относятся к религиозному ритуалу.
Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна («священное предание»), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках пророка Мухаммеда. Хадисы Сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих друг другу положений, и выбор наиболее «достоверного» из них относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу только те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда, причем в отличие от суннитов шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к последнему из 4 «праведных халифов» - Али и к его сторонникам. В Сунне содержались нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правил о рабах и т. д.
Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как «общее согласие мусульманской общины». Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе наиболее авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда (число которых насчитывалось более 100 человек), или впоследствии наиболее влиятельными мусульманами теолого-правоведами (имамами, муфтиями, муджтахидами). Иджма развивалась, как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев или муджтахидов. правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указаний Мухаммеда: «Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает».
Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающих специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва – решения и мнения отдельных муфтий по правовым вопросам. В VIII – IX вв. в связи с широким распространением метода «иджтихада» мусульманское право активно развивалось доктринальным путем, в трудах, указанных выше основателей главных правовых школ, а позднее в работах их ведущих последователей и учеников. В X в. рядом авторитетных теологов-юристов были проведены работы по систематизации накопленного к этому времени обширного правового материала.
Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывавшим острые разногласия между разными направлениями, был кияс – решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу, правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только помогал урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета. Но в руках мусульманских судей кияс часто становился и орудием откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован Абу Ханифой и его последователями – ханифитами. Ханбалиты и особенно шииты вообще не признавали кияс в качестве источника права.
В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом, признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адата).
Наконец, производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов – фирманы. В последующем, в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности, в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы – кануны. Фирманы и кануны также не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его, прежде всего, нормами, регламентирующими деятельность государственных органов и регулирующих административно-правовые отношения государственной власти с населением.
2.1 Системы мусульманского права
Под отраслями права понимаются самые крупные составляющие части системы права, представляющие собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующие определенную область (сферу) общественных отношений. [1, c.342] Р. Давид пишет, что шариат отличается от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступает в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы. [4, c.352] Коран и Сунна содержат в себе нормы уголовного, гражданского, семейного, наследственного, государственного, уголовно - и гражданско-процессуального и других отраслей права.
Под институтами подразумевается относительно обособленные группы взаимосвязанных между собой юридических норм, регулирующие определенные разновидности общественных отношений. [1, c252] Например, к институтам мусульманского права можно отнести институт купли-продажи и ссуды в гражданском праве или отягчающие вину обстоятельства в уголовном.
Нормы права составляют основу, базис любой системы права. Это тот строительный материал, из которого создаются все отрасли и институты права. Нормы права являются первичными элементами системы права.
Опора на религиозные догматы и нацеленность на защиту основ веры прослеживаются на уровне всех отраслей мусульманского права.
Право собственности.
Хотя шариат не знал четкого деления на отдельные отрасли права, гражданско-правовые отношения, в частности связанные с вещным правом, получили в нем достаточно широкое развитие.
В мусульманском правоведении подробную разработку получил вопрос о гражданской дееспособности, которая рассматривалась в качестве необходимого условия для приобретения имущественных прав. В полном объеме дееспособность предоставлялась лицам, достигшим совершеннолетия и находившимся в здравом рассудке. Право устанавливать факт достижения совершеннолетия в каждом отдельном случае осуществлялось судьей, который решал этот вопрос по своему усмотрению. Было также известно понятие и ограниченной дееспособности для малолетних, слабоумных, лиц, находившихся в состоянии опьянения и т. д.
Важное место в шариате занимали нормы, регулирующие отношения собственности. Прежде всего большое внимание уделялось классификации вещей, особенно – земельных имуществ. В особые группы выделялись государственные земли, а также земли, принадлежащие отдельным частным лицам, брошенные участки, земли, непригодные для обработки и т. д. Особую категорию составляли вещи, которые не могли находиться в частной собственности, а рассматривались как общее достояние (воздух, море, пустыня, мечети, водные пути и т. п.). Не признавалась собственность мусульман и на так называемые нечистые вещи – вино, свинину, книги, запрещенные исламом и т. д., которые в ходе арабских завоевательных походов нередко подвергались массовому уничтожению.
В шариате подробно выделялись способы возникновения права собственности, причем по некоторым из них существовали разные мнения в отдельных мазхабах. Завоеванные земли по общему правилу рассматривались как собственность государства и поступали в распоряжение халифов и эмиров. Иное имущество, захваченное силой у неприятеля, делилось на несколько долей. Одна из них переходила в собственность добытчика, вторая должна была передаваться государству, третья – мечетям и т. д. Широкое распространение имели такие способы приобретения права собственности, как наследование, договор, находка вещи.
Сложившиеся в мусульманских государствах отношения собственности тщательно регламентировались и охранялись нормами шариата. Праву частной собственности приписывалось божественное происхождение, оно рассматривалось как постоянное и неограниченное, а собственник имел абсолютную свободу распоряжения своим имуществом.
Частичная феодальная собственность в Арабском халифате (мульк) имела подчиненное значение по сравнению с государственной собственностью и общинным землепользованием и не получила широкого распространения. В отличие от феодальной собственности в странах Европы она не имела нерархаической структуры, не связывалась условиями службы. С ростом государственного земельного фонда и развитием земельных отношений получили распространение и условные формы земельных владений. Часть захваченных земель стала предоставляться отдельным представителям феодальной верхушки за военную или государственную службу (икта). Владелец такой земли, иктадар, получал право собирать в свою пользу подати с подвластного населения. Поскольку икта со временем стала передаваться по наследству, по своему фактическому положению она приближалась к землям, закрепленным на правах собственности. Согласно первоначальному толкованию Корана пресная вода считалась общим достоянием, но постепенно колодцы, пруды и мелкие озера переходили в собственность крупных землевладельцев. Лишь большие реки и озера по-прежнему входили в общую систему общинной и государственной собственности, что определялось необходимостью проведения совместных ирригационных работ, осуществляемых под контролем должностных лиц.
Своеобразным институтом шариата, связанным с вещными правами, был вакф, представлявший собой имущество (обычно недвижимое), переданное собственником на какие-либо религиозные или благотворительные цели (мечетям, медресе и т. п.). Лицо, установившее вакф, теряло право собственности на данное имущество, но сохраняло за собой право выступать в качестве управляющего вакфом и резервировать определенный доход с него для себя и своих близких.
2.2 Договорное право
В шариате, в отличие от римского права, не формулировалась общая концепция обязательств, но практические вопросы договорного права, опосредовавшего торгово-денежный оборот, получили всестороннюю разработку. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. характерным для мусульманского общества было распространение специфических односторонних обязательств – обетов.
Договор по шариату рассматривался как правовая и одновременно как божественная связь, возникающая из взаимного согласия сторон. Однако в условиях имущественного неравенства согласие экономически более слабой стороны на вступление в договор обычно имело чисто формальный характер. Условия договора могли быть выражены в любом виде: в документе, в неофициальном письме, устно. Заключенные договоры рассматривались как незыблемые. Обязанность соблюдать «свои договоры» рассматривалась в Коране [23, 8] как священная. Недействительными считались договоры, заключенные с безнравственными целями или с использованием «нечистых» или изъятых из оборота вещей. В шариате регламентировались различные виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, товарищество и союз и т. д. В связи с широким развитием торговли одним из наиболее разработанных договоров была купля-продажа, которая допускалась лишь в отношении реально существующих вещей. Лишь в ханифитском мазхабе допускалась продажа вещей, которые должны быть произведены в будущем. В случае обнаружения скрытых недостатков в купленных вещах покупатель мог расторгнуть договор.
В шариате содержались положения, которые формально осуждали ростовщичество, но на практике они часто нарушались. Запрещалось обращать должника в рабство за неуплату долгов, но его можно было заставить отработать свой долг кредитору. Такая форма долговой ответственности в полной мере соответствовала развитию феодальных форм эксплуатации.
Большое внимание в мусульманском праве уделялось отношениям имущественного найма, прежде всего аренде земли. Было известно несколько видов найма, причем первостепенное внимание уделялось вопросам размера и порядка взимания арендной платы в пользу собственника. Широкое распространение в арабском обществе получили договоры союза и товарищества. Эта правовая форма использовалась для совместного орошения земли, снаряжения торговых караванов.
2.3 Брачно-семейное и наследственное право
Мусульманская религия и шариат рассматривают безбрачие как нежелательное состояние, а брак как религиозную обязанность мусульманина. Но на деле брачный договор нередко выступал как своеобразная торговая сделка. Формально для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты (только шафииты не считали такое согласие обязательным). Но поскольку считалось, что волю невесты вправе выразить родители, брачный договор часто превращался в замаскированную форму продажи девушки. фактически отец распоряжался брачной судьбой своих дочерей, стремясь при этом получить максимально высокий выкуп. Так как согласно преданию Мухаммед женился на Айше, когда ей исполнилось 9 лет, этот возраст был признан достаточным для вступления в брак женщин. Для мужчины необходимо было достижения возраста половой зрелости. У шиитов допускался временный брак, заключенный на неопределенный срок.
Коран признавал за мусульманином право иметь до 4 жен одновременно. Кроме того, можно было иметь наложниц из числа рабынь. Но муж обязывался предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали его положению. На практике содержать несколько жен, а тем более специальные гаремы с невольницами могли лишь представители верхушки феодального общества.
Мусульманская религия обосновывала приниженное и зависимое положение женщины. Жена не участвовала в расходах по дому, которые возлагались на мужа, но была обязана вести домашнее хозяйство, воспитывать детей. Ее право участвовать самостоятельно в имущественном обороте было крайне ограниченно. Коран разрешал мужу применять к женам различные наказания, включая телесные.
В мусульманском праве подробно определялись поводы к разводу и его процедура. Любой из 4 браков мог быть расторгнут, число последующих браков и разводов не регламентировалось. Шариат знал несколько видов разводов, различавшихся как по самому порядку, так и по его юридическим последствиям. Например, был возможен временный развод, предусматривавший своеобразный испытательный срок. Хотя поводы для развода были точно определены, муж мог развестись с женой и без разъяснения причин в упрощенной форме (талак), произнеся одну из установленных фраз: «ты отлучена» или «соединись с родом». В случае развода муж должен был выделить жене необходимое имущество «согласно с обычаем». Разведенная женщина в течение трех месяцев оставалась в доме бывшего мужа, чтобы определить, не является ли она беременной. В случае рождения ребенка он должен был оставаться в доме отца. Жена могла требовать развода только через суд, причем лишь в тех случаях, когда муж имел физические недостатки, не выполнял супружеских обязанностей, жестоко обращался с ней или не выделял средств на ее содержание.