Историческая типология религий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 14:26, реферат

Описание работы

Одной из самых ранних форм религии является тотемизм, который обычно
определяют как веру в существование родственной связи между какой-либо
группой людей и определенным видом растений, животных или иных явлений
природы. Источник тотемизма – вера в духовное единство человека и природы.
Основной признак тотемизма заключается в том, что тотем считается
родоначальником данной социальной группы, и каждый индивид тотемного класса
кровным родственником. Члены группы, тотемом которой был, например, кенгуру,
считали себя кенгуру и всех кенгуру членами своей группы. Тотемические
представления обусловливают определенные отношения между людьми. Они делят
всех людей на «своих» и «чужих».

Файлы: 1 файл

религ.docx

— 42.60 Кб (Скачать файл)

1. Первобытные  верования                        

                              1.1. Тотемизм                             

Одной из самых ранних форм религии  является тотемизм, который обычно

определяют как веру в существование  родственной связи между какой-либо

группой людей и определенным видом  растений, животных или иных явлений

природы. Источник тотемизма –  вера в духовное единство человека и природы.

Основной признак тотемизма  заключается в том, что тотем  считается

родоначальником данной социальной группы, и каждый индивид тотемного класса

кровным родственником. Члены группы, тотемом которой был, например, кенгуру,

считали себя кенгуру и всех кенгуру  членами своей группы. Тотемические

представления обусловливают определенные отношения между людьми. Они делят

всех людей на «своих» и «чужих».

 

Тотемизм – это вера в некую  безымянную или безличную силу, обитающую  в каждом

из этих существ, не смешиваясь при  этом ни с кем из них. Никто не обладает ею

целиком, но все имеют к ней  отношение. Она настолько независима от отдельных

субъектов, в которых воплощается, что и предшествует их появлению  и живет

после них и остается неизменной.

 

                               1.2. Анимизм

В качестве другой ранней формы религиозных  представлений и верований следует

назвать анимизм – веру в существование  духов, одухотворение сил природы,

животных, растений и неодушевленных предметов, приписывающей им разум и

сверхъестественное могущество. Это естественно, ибо первобытные люди обожествляли и одухотворяли небо и землю, солнце и луну,

дождь и ветер, гром и молнию, горы и реки, холмы и леса, камни  и ручьи. Все

они в представлении первобытных  людей имели душу, разум, могли  чувствовать и

действовать, причинять пользу или  вред. Следовательно, ко всем этим явлениям

природы необходимо относиться с вниманием – приносить определенные жертвы,

совершать в их честь молитвенные  обряды и культовые церемонии.

 

                                1.3. Магия

– это совокупность представлений  и обрядов, в основе которых лежит  вера

в таинственные силы, с помощью  которых путем определенных символических

действий возможно оказать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном

для человека направлении. Магия пронизывала все сферы жизнедеятельности

человека, а магические представления  и действия возникали тогда, когда

человек не был уверен в своих  силах, когда он сталкивался с  проблемами,

решение которых зависило не столько от него самого, сколько от множества

внешних факторов. Именно эта зависимость  и заставляла человека полагаться на

помощь таинственных сил и совершать  символические действия.

 

Магия возникла параллельно с тотемизмом и анемизмом для того, чтобы с ее

помощью можно было осуществить  воображаемые связи с миром духов, предков,

тотемов. По мере  развития магического  мышления человеку стало казаться все

более очевидным, что желаемый результат зависит не столько от

целенаправленного действия, сколько  от окутанных магией внешних

обстоятельств. В итоге это привело  к тому, что многие конкретные предметы и

явления начали восприниматься в качестве носителей магической силы. Возник

первобытный фетишизм.

 

                             1.4. Фетишизм

Суть фетишизма состоит в  том, что отдельным предметам  приписывается

магическая сила, способность влиять на ход событий и получение  желаемого

результата. Фетишизм проявлялся в  создании амулетов, талисманов и идолов, в

которых видели носителей того сверхъестественного  могущества, которое

приписывалось миру духов, предков  и тотемов.

Фетиши, то есть священные предметы, сопровождают всю жизнь первобытного

человека. Это может быть и камень, и зуб животного и даже череп  родственника.

В них обитают духи, и человек  обладающий фетишем, заручается их поддержкой.

Как и тотемизм, вера в фетиши не есть какая-то особая религия. Иногда какой-

нибудь фетиш приобретает значение талисмана. Он противопоставляет силе –

силу, вредоносному влиянию – свое, защитное. Вера в значение таких  амулетов

проходит через все века человеческой истории.

2. Национальные  религии                        

                               2.1. Иудаизм

Иудаизм – одна из немногих религий  древнего мира, сохранившаяся до наших  дней

с небольшими изменениями. Священными книгами иудаизма считаются Тора и

Талмуд. В основе иудаистского вероучения лежат идеи монотеизма,

богоизбранности еврейского народа и мессианства.

 

Идея монотеизма воплотилась  через  культ Яхве (Иеговы), который бессмертен,

вездесущ, вечен, всемогущ и безграничен.

Иудаизм проповедует адекватность человеческого разума образу Бога, следствием чего является вера в бессмертие человеческой души. В соответствии с нормами

иудаизма верующий поддерживает связь  с Богом через молитву, Божья  воля

открывается через Тору.

 

В иудаизме Бог – это не просто некая высшая сила, это личность, которой

свойственны эмоции, и с которой  у человека складываются особые отношения. Он

желает разделить с людьми все  их чувства, но то же время, Бог сохраняет

некоторую отдаленность от людей. Он над миром, и пути Его часто  неисповедимы

для человека. Считается, что материальный мир в целом хорош, и человек  обязан

распоряжаться им в соответствии с  Божьим промыслом. Особо подчеркивается

огромная ответственность человека перед Богом, а также его слабость и

порочность

 

                              2.2. Индуизм

Основой всех религиозных верований  Индии – брахманизма, джайнизма  и, наконец,

индуизма – стала ведическая религиозная система. Ее возникновение  относят к X

– VII вв. до н. э. Веды – это собрание гимнов, молитвенных заклинаний и

обрядов. Веданта отрицает двойственность мира. Единственная и абсолютная

реальность – это Брахман. Он вне качеств и атрибутов, он един и неделим.

Вещный мир – не более чем  иллюзия. Для слияния необходимо нравственно

очиститься, отказаться от желаний  и страстей.

 

В I тысячелетии до н. э. наступает брахманский период в индуизме. Основным

вероучительным источником этого периода является сборник гимнов Упанишады.

Брахманизм вырабатывает определенную систему взаимоотношения богов.

Важнейшими из многочисленных богов  объявляются троица – Тримурти –  Брахма,

Шива, Вишну.

 

Жизнь, согласно философии брахманизма, есть бесконечная цепь перерождений,

стремление к Абсолюту. По закону кармы перерождение неизбежно. Карма  – это

совокупность хороших  и плохих поступков, совершенных человеком  в течение

жизни. В зависимости от того, какие  поступки преобладают, человек после

смерти рождается или в более  совершенном качестве, либо в состоянии  более

низкого существа (животного, растения, насекомого и т. д.). Закон кармы  для

верующего является своеобразным стимулом для самосовершенствования.

 

                              2.3. Синтоизм

Синтоизм (в переводе с японского «путь богов») – это религия, возникшая в

раннефеодальной Японии из множества  родоплеменных культов. Священной  книгой

синтоизма является «Кодзики», однако церковных канонических книг в синто нет.

В каждом храме есть свои мифы и  обрядовые предписания, которые  могут быть

неизвестны в других храмах. В книге «Кодзики» содержаться основные идеи

национализма, которые  были возведены  в ранг  государственной религии: о

превосходстве  японской нации , о божественном происхождении императорской

династии, от основания японского  государства.

 

В отличие от других религий в  синтоизме нет системного вероучения.

Исследователи выделяют несколько  наиболее характерных для него положений.

Согласно одному все сущее является результатом саморазвития мира: мир

появился сам по себе, он хорош  и совершенен.

Другое положение подчеркивает единство мироздания, природы и

человека. В синтоистском мировоззрении  нет разделения на живое и неживое: для

приверженцев синто все живое  – и животные, и растения, и  вещи. Согласно синтоизму,человек ведет свое происхождение от одного из бесчисленных духов. В ходе становления классового общества и государства  складывается идея верховного

божества и творческого акта, в результате которого, согласно представлениям

синтоистов, появилась богиня солнца Аматерасу – главное божество и

прародительница всех японских императоров, божественное происхождение которых

занимает центральное место  в синтоизме.

 

 

                             2.4. Даосизм

Основоположником даосизма является Лао-цзы. Одна из основополагающих

священных книг даосизма – «Дао де цзин», однако наряду с ней каноническими

являются и другие тексты, число  которых велико. Даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир, стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания.

 

Нравственный идеал даосизма –  это отшельник, который с помощью  религиозной

медитации, сексуальной гигиены, дыхательных  и гимнастических упражнений

добивается высокого духовного  состояния, позволяющего ему преодолеть все

страсти и желания, погрузиться  в общение с божественным Дао.

 

Таким образом, слиться с природой, жить в соответствии с ее ритмами, достигнуть цели жизни, которая в даосизме осмысливалась как возвращение к вечному, возвращение к своим корням является согласно даосизму основным смыслом существования каждого человека.

 

                          2.5. Конфуцианство

Конфуцианство разработано великим  китайским мыслителем Кун-цзы (Конфуцием).

Его отличает рационализм, но вместе с тем оно глубоко религиозно по форме.

 

Конфуцианство утверждает, что все  установления освящены небом, которое

указывает человеку путь правильного  поведения. Согласно взлядам Конфуция мир

представляет собой упорядоченное, гармоничное, вечное начало, обращающееся по

одним и тем же законам. Человек  должен найти свое место в этой мировой

гармонии. А для этого он должен стремиться к совершенству. Образцом,

своеобразным идеалом должен быть благородный муж (цзюнь цзы). Благородному

мужу изначально присущи пять основных качеств: чувственность, долг, знание,

чувство меры и доверие. Простолюдин  же изначально лишен этих качеств.

 

В основе конфуцианства лежит идея гармонии принципов личного нравственного

самовоспитания и деятельности, направленной на упорядочение господства во имя

создания идеального общества, соответствующего древним образцам.

Одной из важных основ социального  порядка, по Конфуцию, было строгое

повиновение старшим, являющееся нормой для младших, подчиненных, подданных

как в рамках государства в целом, так и в рамках семьи. Конфуций напоминал,

что государство – это большая  семья, а семья малое государство.

 

Большое значение Конфуций придавал ритуалу. Через внешние формы, обряды и

церемонии, доносились ценности гармонического общения на доступном для

каждого человека уровне, приобщая его к добродетели. В конфуцианстве ритуал

был центральной частью социального  взаимодействия и в то же время  выступал

как важнейшая форма религиозного культового действия.

 

 

3. Мировые религии                           

                               3.1. Буддизм                              

Буддизм представляет собой первую по времени возникновения мировую  религию,

начавшую формироваться в Индии  в середине VI тысячелетия до н. э. Суть

вероучения буддизма сводится к  призыву к каждому человеку встать на путь

поиска внутренней свободы, полного  освобождения от всех оков, которые  несет в

себе человеческая жизнь. В буддизме обрести просветление означало прежде

всего достичь состояния нирваны. Нирвана – это небытие, когда  прекращается

цепь перерождений и смерть уже  не ведет к новому рождению, а  освобождает от

всего – от всех желаний, а с  ними и от страданий, от возвращения  в какой-либо

форме индивидуального существования.

 

В буддизме не существует понятия  единого Бога, хотя многие рассматривают

буддизм как поиск Бога. Будда  прямо не отрицал существование Бога, но говорил, что вопрос о его существовании не имеет

значения для спасения души. Иными  словами, тем, кто стремится к  просвещению,

следует сосредоточиться на собственном  духовном развитии, а не полагаться на

помощь извне. Сам Будда не говорил  о божественности, или даже о божественном

источнике своего учения. Он считал себя только примером для своих собратьев-

монахов и сравнивал свое учение с плотом, который следует оставить,

добравшись до другого берега. Как  и индуизм, буддизм рассматривает  цикл

перевоплощений как болезненный  процесс в основном из-за того, что  жизнь

непостоянна.

Будда внес идею о том, что все  живые существа, включая человека,

не есть реальность: нет никакой  личности, есть только цепь случайностей,

Информация о работе Историческая типология религий