Исторические условия принятия ислама. Жизнь и деятельность Мухаммеда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 23:22, реферат

Описание работы

Самой поздней по времени возникновения мировой религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий. Ее приверженцы проживают преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.
Что же такое Ислам? Само понятие islam в арабском языке означает вверение себя Богу, т.е. полное подчинение воле Господа. С религиоведческой точки зрения, можно выделить несколько основных характеристик ислама. Ислам - религия мировая. По численности, вторая после христианства (около 1.5 млрд). Ислам, подобно иудаизму и христианству, религия теистическая, т.е. исходящая из понимания единого Бога. В то же время ислам принципиально расходится с христианством в понимании Бога, не приемля христианской идеи триединства, догмата троицы, считая его уступкой многобожию.

Содержание работы

1. Зарождение и легенда возникновения Ислама 4
2. Распространение Ислама 5
3. Жизнь и деятельность Мухаммеда 7
4. Духовные ценности Ислама 11
5. Ислам в сравнении с другими религиями 14

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ оформленный.docx

— 55.06 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра философии

РЕФЕРАТ

на тему: Исторические условия принятия ислама. Жизнь и деятельность Мухаммеда.

 

 

Подготовила

Студент ФМЭО, 1 курс, группа 10 ЗАИ-1          

 

 

Проверил

профессор

 

 

(подпись)

(дата)

 

(оценка)     (подпись)

                   (дата)

 

         Р.Ф. Фроловская

 

 

 

        Т.П. Короткая


 

 

МИНСК 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение            3

  1. Зарождение и легенда возникновения Ислама     4
  2. Распространение Ислама         5
  3. Жизнь и деятельность Мухаммеда       7
  4. Духовные ценности Ислама                11
  5. Ислам в сравнении с другими религиями              14

Заключение                   15

Список литературы                  16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Самой поздней  по времени возникновения мировой  религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий. Ее приверженцы проживают  преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.

Что же такое Ислам? Само понятие islam в арабском языке означает вверение себя Богу, т.е. полное подчинение воле Господа. С религиоведческой точки зрения, можно выделить несколько основных характеристик ислама. Ислам - религия мировая. По численности, вторая после христианства (около 1.5 млрд). Ислам, подобно иудаизму и христианству, религия теистическая, т.е. исходящая из понимания единого Бога. В то же время ислам принципиально расходится с христианством в понимании Бога, не приемля христианской идеи триединства, догмата троицы, считая его уступкой многобожию. Основа ислама в утверждении, что Бог не только Един, но и Единственен. В связи с этим, исламское вероучение отрицает идею воплощения. Иисус по вере мусульман, не Божественное лицо, а только избранный пророк и посланник Божий (как Авраам, Моисей и Мухаммед).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Зарождение и легенда возникновения Ислама

 

Ислам оформился в VII в. н. э. Происхождение  его яснее, чем происхождение  христианства и буддизма, ибо оно  почти с самого начала освещается письменными источниками. Ислам  возник в силу ряда объективных исторических причин, обусловивших социально-экономические  и культурные изменения в жизни  населения Аравии.

Аравия  была издавна населена семитическими  племенами, предками теперешних арабов. Часть их жила оседло в оазисах  и городах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей, часть  кочевала в степях и пустынях, разводя  верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически и культурно связана  с соседними странами — Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию. Один из важных узлов пересечения торговых дорог  находился в Мекканском оазисе, близ побережья Красного моря. Родоплеменная знать обитавшего здесь племени корейш (курейш) извлекала для себя много выгод из торговли. В Мекке образовался религиозный центр всех арабов: в особом святилище Кааба были собраны священные изображения и культовые предметы разных арабских племен.

Были  в Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские и христианские общины. Люди разных языков и религий  общались между собой, верования  их влияли друг на друга. В IV веке в Аравии начался упадок караванной торговли, так как торговые дороги переместились  на восток в Сасанидский Иран. Это  нарушило экономическое равновесие, державшееся веками. Кочевники, потерявшие доход от караванного движения, стали  склоняться к оседлому образу жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились столкновения между племенами. Стала чувствоваться  нужда в объединении. Это не замедлило  отразиться и в идеологии: возникло движение за слияние племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха; тем более что евреи  и отчасти христиане подавали арабам пример единобожия. Среди арабов возникла секта ханифов, чтивших единого бога. В такой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая общественной потребности.

Как и всякое идеологическое течение, ислам завоевал популярность не сразу. Однако к концу 630 г. большая часть  Аравии уже находилась под властью  «посланника аллаха». Образовавшееся вскоре централизованное теократическое государство использовало ислам  в качестве идеологического оружия для укрепления нового общественного  уклада в стране и осуществления  широкой завоевательной политики далеко за ее пределами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Распространение ислама.

 

Особенности мусульманства, порожденные самими условиями его возникновения, облегчили  его распространение среди арабов. Хотя и в борьбе, преодолевая сопротивление  родоплеменной аристократии, склонной к сепаратизму (восстание племен Аравии после смерти Мухаммеда), ислам довольно скоро одержал среди арабов полную победу. Новая религия указывала воинственным бедуинам простой и ясный путь к обогащению, к выходу из кризиса: завоевание новых земель.

Преемники Мухаммеда — халифы Абу-Бекр, Омар, Осман — завоевали в короткое время соседние, а потом и более отдаленные страны Средиземноморья и Передней Азии. Завоевания совершались под знаменем ислама — под "зеленым знаменем пророка". В покоренных арабами странах повинности крестьянского населения были значительно облегчены, особенно для тех, кто принимал ислам; и это содействовало переходу широких масс населения разных национальностей в новую религию. Ислам, зародившись как национальная религия арабов, скоро стал превращаться в наднациональную, мировую религию. Уже в VII-IX вв. ислам сделался господствующей и почти единственной религией в странах халифата, охватившего огромные пространства — от Испании до Средней Азии и границ Индии. В XI-XVIII вв. он широко распространился в Северной Индии, опять-таки путем завоеваний. В Индонезии ислам получил распространение в XIV-XVI вв., главным образом через арабских и индийских купцов, и почти начисто вытеснил индуизм и буддизм (кроме острова Бали). В XIV веке ислам проник также к кыпчакам в Золотую Орду, к булгарам и другим народам Причерноморья, несколько позже — к народам Северного Кавказа и Западной Сибири.

В конце XIX и особенно в начале XX века большой размах по  всему мусульманскому миру приобретает движение за реформацию Ислама. Одновременно начинает складываться и международное  исламское  движение, основанное на концепции исламской солидарности: в 1926 году была создана первая международная мусульманская организация Всемирный исламский конгресс.

Качественно новый этап в истории Ислама - вторая  половина  XX  века.

Во многих странах распространения  Ислама действуют мусульманские  партии,  играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской  республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская исламская партия в Малайзии.

Концепции "исламского государства" подразумевают воплощение в  современных  условиях  традиционной исламской  модели политической организации общества,  в котором в той или иной форме сочеталась светская и духовная власть (при признании Аллаха в  качестве единственного источника  власти), осуществлялись бы принципы справедливого  распределения доходов,  регулирования  экономики. В целом эти концепции представляют собой модернизацию  политической и социально-экономической доктрин классического Ислама с учетом специфики развития конкретной страны. Мероприятия по их реализации и пропаганде, носящие название "исламизации",  осуществляются как "сверху" - путем законодательного введения тех или иных норм (например в Пакистане -  введение ушра и заката,  исламизация банковской системы, в Иране – провозглашение "исламского правления"), так и "снизу" - в результате давления религиозно-политических организаций,  среди которых наибольшую активность в этом направлении проявляют "Братья-мусульмане". Под "исламизацией" подразумевается и процесс расширения числа последователей Ислама,  происходящий в ряде стран Азии и Африки (прежде всего в регионе к югу от Сахары), который  нередко искусственно стимулируется активной деятельностью многочисленных миссионерских исламских центров,  создаваемых преимущественно  на средства нефтедобывающих государств Аравии.

В конце 70-х - начале 80-х годов  определенную  роль  в  международных  делах стали играть международные  мусульманские организации,  действующие  как на правительственном,  так  и на неправительственном уровне. Наиболее значительная из них - Организация  исламской конференции (ОИК),  созданная в 1969 году и объединяющая 44 афро-азиатских государства,  а также Организацию освобождения Палестины.  Мусульманские страны представлены в ней главами государств и правительств.

В ряде  стран  распространены  религиозно-политические организации (в том числе и находящиеся  вне закона, например "Братья-мусульмане", Партия исламского освобождения и др.), функционируют многочисленные религиозные  учебные заведения (коранические школы, мусульманские университеты), исламские общества,  миссионерские организации, коммерческие предприятия (исламские банки, страховые компании).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Жизнь и деятельность Мухаммеда.

 

Пророк Мухаммед родился в Мекке (Саудовская Аравия) приблизительно в 570 году н. э., в клане Хашим племени Курейш. Отец Мухаммеда - Абдаллах, умер до рождения Сына, а мать Мухаммеда - Амина умерла, когда Ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив Сына сиротой. Мухаммед воспитывался сначала Своим дедушкой Абд аль-Мутталибом, человеком исключительной набожности, а затем - Своим дядей, торговцем Абу Талибом.

В то время арабы были закоренелыми язычниками, среди которых, впрочем, выделялись немногие приверженцы Единобожия, такие, например, как Абд аль-Мутталиб. Большинство арабов жили кочевой жизнью на исконно принадлежащих им территориях. Городов было мало. Главными среди них можно назвать Мекку, Йасриб и Таиф.

Смолоду Пророк отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя, как и Его дедушка, в Единого  Бога. Сначала Он пас стада, а затем  стал участвовать в торговых делах  Своего дяди Абу Талиба. Он становился известным, люди Его любили и в  знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (Заслуживающий доверия).

Позднее Он вел торговые дела состоятельной  вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухаммеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью, имея шестерых детей. И хотя в те времена полигамия среди арабов была обычным явлением, пророк не брал себе других жен, пока жива была Хадиджа.

Новообретенное положение высвободило  гораздо больше времени для молитв и размышлений. По обыкновению своему Мухаммед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Иной раз затворничества Его длились несколько дней. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 год, с Мухаммедом, которому было в то время около сорока лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю Его жизнь.

В нахлынувшем внезапно видении  перед Ним предстал ангел Джабраил (Гавриил) и, указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухаммед воспротивился, заявив, что неграмотен, а посему не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать, и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему велено было выучить их и в точности передать остальным людям. Таким вот образом и ознаменовалось первое откровение о речениях Книги, ныне известной как Коран (от арабского "чтение").

Эта полная событий ночь пришлась на 27 число месяца Рамадан, и получила название Лейлят аль-Кадр. Отныне жизнь Пророка уже не принадлежала ему, но была отдана на попечение того, кто призвал его к пророческой миссии, и остаток дней своих он провел в услужении Богу, повсеместно провозглашая Его послания.

Получая откровения, Пророк не всегда видел ангела Джабраила, а когда видел, то ангел не всегда появлялся в том же обличье. Иногда ангел представал перед Ним в человеческом обличии, затмевающим горизонт, а иногда Пророку удавалось всего лишь уловить на Себе его пристальный взгляд. По временам он слышал только голос, говорящий Ему. Иногда Он получал откровения, глубоко погрузившись в молитву, но в других случаях они появлялись совершенно "произвольно", когда Мухаммед, например, пребывал в заботах о делах повседневной жизни, либо отправлялся на прогулку или же просто увлеченно внимал содержательной беседе.

В первое время Пророк избегал публичных  проповедей, предпочитая личную беседу с заинтересованными людьми и  с теми, кто заприметил в Нем  необычайные перемены. Ему открылся особый путь мусульманской молитвы, и Он немедленно приступил к ежедневным благочестивым упражнениям, что  неизменно вызывало волну нареканий  со стороны тех, кто видел его. Получив высочайшее распоряжение начать публичную проповедь, Мухаммед был высмеян и обруган народом, вдоволь поглумившимся над Его высказываниями и поступками. Между тем многие курейшиты серьезно встревожились, осознав, что настойчивость Мухаммеда в утверждении веры в Единого Истинного Бога может не только подорвать престиж многобожия, но и привести к полному упадку идолопоклонничества, если люди вдруг начнут обращаться в веру Пророка. Некоторые родственники Мухаммеда превратились в главных Его противников: унижая и высмеивая самого Пророка, не забывали они творить зло и против новообращенных. Существует множество примеров издевательства и надругательства над принявшими новую веру. Две большие группы первых мусульман в поисках убежища переселились в Абиссинию, где христианский негус (царь), весьма впечатленный их учением и образом жизни, согласился оказать им покровительство. Курейшиты решили наложить запрет на все торговые, деловые, военные и личные связи с кланом Хашим. Представителям этого клана строжайше воспрещалось появляться в Мекке. Настали очень трудные времена, и многие мусульмане были обречены на жесточайшую нищету.

Информация о работе Исторические условия принятия ислама. Жизнь и деятельность Мухаммеда