История ордена Кармелитов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Орден монахов Кармелитов является достаточно интересным объектом для изучения. Хотя фраза «Орден монахов кармелитов» не является вполне корректной, потому что под Кармелитами, на сегодняшний день, понимают два ордена и одну конгрегацию: Орден братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель(лат. Ordo Fratrum Beatae Mariae Virginis de Monte Carmelo), Орден босых братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель (Ordo Fratrum Diacalceatorum Beatae Mariae Virginis de Monte Carmelo лат.) и Конгрегация братьев-кармелитов Непорочной Девы Марии (Congreagatio Fratrum Carmelitarum Beatae Mariae Immaculatae лат.).

Содержание работы

Введение
Глава I. История ордена до реформации
Глава II. Реформация ордена
Глава III. История Кармелитов от реформы до наших дней
III.1 «Обутые» Кармелиты
III.2 Босые Кармелиты
Заключения
Список литературы

Файлы: 1 файл

karmelity.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

ИСТОРИЯ ОРДЕНА КАРМЕЛИТОВ.

ОБЩИЙ ОБЗОР.

 

 

 

Содержание

 

 

Введение 
Глава I. История ордена до реформации 
Глава II. Реформация ордена 
Глава III. История Кармелитов от реформы до наших дней 
III.1 «Обутые» Кармелиты 
III.2 Босые Кармелиты

Заключения

Список литературы 
 
 
 
 
 

Введение.

 

Орден монахов Кармелитов является достаточно интересным объектом для  изучения. Хотя фраза «Орден монахов  кармелитов» не является вполне корректной, потому что под Кармелитами, на сегодняшний  день, понимают два ордена и одну конгрегацию: Орден братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель(лат. Ordo Fratrum Beatae Mariae Virginis de Monte Carmelo), Орден босых братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель (Ordo Fratrum Diacalceatorum Beatae Mariae Virginis de Monte Carmelo лат.) и Конгрегация братьев-кармелитов Непорочной Девы Марии (Congreagatio Fratrum Carmelitarum Beatae Mariae Immaculatae лат.). Кармелиты преобрели  известность благодаря двум знаменитым святым: Терезе Авильской(1515 - 1582) и Иоанну Креста(1542 - 1591). Они стояли у истоков реформации ордена и его разделения. На мой взгляд этот период в истории ордена является наиболее интересным для изучения так, как он неразрывно связан не только с именами известных святых, но и связан с реформацией, которая будоражила католическую церковь в шестнадцатом веке.  
 Надо отметить, что в отечественной науке, тема Кармелитов освещена достаточно поверхностно. В основном рассматриваются биографии Терезы Авильской и Иоана Креста, но через них можно понять только сущность реформации и то, достаточно поверхностно, потому что эти святые рассматриваются в основном, как учителя церкви и авторы текстов, в которых пытались описать свой мистический опыт. Тема истории ордена рассматривается в отечественной литературе в связи с именами этих святых. Поэтому основной задачей этой работы является описание более полной истории ордена (что разумеется не исключает описание реформы ордена и роли Иоанна Креста и Терезу Авильской в её совершении). При этом особое внимание я постараюсь уделить ранней истории орден, которая была в достаточной степени идеализирована апологетами ордена.  

 

 

Глава I. История ордена до реформации.

 

Гора Кармель находится на северо-западе Израиля. Если говорить точнее, то это  горная гряда, которая ограничена Средиземным  морем и    Хайфским заливом. В пещерах Кармеля скрывался библейский пророк Илия.  Он и считается легендарным основателем ордена. Но нет никаких доказательств существования монашеских общин на Кармели с шестого по двенадцатый век. Монашеские общины начинают образовываться начиная с 1160-ого года. Изначально группы монахов не были достаточно организованы. На самом деле в основном это были отшельники проживающие в одиночестве в пещерах Кармели. Но встречались организованные группы монахов, причём как католических так и православных. Возобновление монашеских общин на Кармеле связано со вторым крестовым походом. Скорее всего базой для создания ордена послужили беженцы из потерянного христианами Иерусалима. Тем более, что совсем недалеко от Кармели находилась Акра — оплот крестоносцев на святой земле. Из писем Иерусалимского Патриарха Альберта известно, что на Кармели существовала вполне организованная община монахов с 1205 г. по 1214 г., которая и стала основой ордена Кармелитов. В этот период патриархом Иерусалимским, по просьбе общины, и был написан очень строгий устав ордена.  
 Как долго существовала община до того, как патриарх написал для них устав? Точно сказать нельзя, и это связано с тем, что с 1160г. На Кармели существовало много разрозненных групп отшельников, которые не вели хронологии. Всё, что мы знаем о Кармелитах этого периода, это то, что написал о них Альбер Иерусалимский. Поэтому после его смерти в 1214 г. и до 1238 г. о Кармелитах почти ничего не известно.  
 В 1238 г. начался исход Кармелитов на Кипр. Он не был одномоментным и тотальным, но длился не прекращался до полного исхода с Кармели. Этот исход открывает новый период в истории ордена, который длился до конца 13 века. В этот период орден начинает распространяться по всей Европе. Интересно то, что в момент исхода ордена не было никакой опасности со стороны мусульман для общины горы Кармель, но первый настоятель монастыря на Кипре, писал, что именно из соображений безопасности орден переехал на Кипр. Интересно, что почти сразу же после исхода ордена, с 1241 по 1250, кармелитские монастыри были основаны на Сицилии, в Англии и в Провансе. Интересно, что не смотря на исход кармелитские обители оставались на святой земле до падение Акры в 1291 г. 
 В 1242 г. две обители были основаны в Англии. Их основание связано с крестоносцами, которые, возвращаясь на родину, привезли с собой отшельников с Кармели, которые и стали основой для образования обителей.  
Общины появлялись и в Англии и на континенте. К 1274 г. в Англии находилось уже 22 обители. Столько же во Франции. Обители находились в Германии, Каталонии, Италии и во многих других странах. Но не надо думать, что такое быстрое распространение Кармелитов на Западе является уникальным явлением среди монашеских орденов того времени. 
 Если быть до конца точным, то можно говорить об общинах кармелитов, как о монашеском ордене только начиная с 1247 г. Альберт Иерусалимский писал свой устав не для ордена, а для группы отшельников. От Папы Иннокентия IV в 1247 г. кармелитами был получен новый устав, но он был значительно мягче, чем устав Альберта Иерусалимского и после этого орден вошёл в состав нищенствующих орденов Римской Католической Церкви. Есть одна очень интересная особенность в распространении ордена. Если до 1247 г. кармелиты предпочитали основывать обители в дали от от поселений, поселений в холмистой местности, то начиная с 1247 г. орден пытается приспособиться к городской жизни и новые обители открываются в городах. Кроме того некоторые старые обители тоже пытались перемещаться в города, что порождало конфликт между кармелитами и местным духовенством.   
 Быстрое распространение ордена было на время приостановлено Вторым Лионским Собором 1274 г. на котором было решено прекратить существование орденов образованных после 1215 г. Это решение ставило Кармелитов в сложное положение, и их хронисты пытались доказать, что их орден образован до 1215 г. В похожую ситуацию попали и августинцы. В результате оба ордена были поставлены в пограничное положение пока папа решал их судьбу. Им не разрешалось открывать новые обители и постригать новых монахов без специального папского разрешения. Этот декрет папы создал специфические отношение между ним и ордена, что сильно проявилось в эпоху реформации. Кармелиты находились в таком тяжёлом положении с 1274 г. по 1284 г.. Они начали заниматься активной проповедью и развивать систему образования в провинциях. Право проповедовать было дано им в 1253 г. но активно использовать его они начали только начиная с 1274 г. Примечательно то, что большинство кармелитов до 1247 года были неграмотными, но ситуация менялась и к концу тринадцатого века многие кармелиты обучались в университетах и преподавали. Причём во всех провинциях ордена были свои центры религиозного обучения монахов.   
 Так, как распространение кармелитов по Европе шло за счёт возвращения из Святой Земли вместе с крестоносцами, то у них были обширные связи, как с высшими так и низшими слоями дворянства. В Англии кармелиты пользовались огромной поддержкой короля  Эдуарда Второго, который всячески поддерживал орден и жаловал ему землю для строительства новых обителей. Кармелитский монах Роберт Бастон, который был известен, как поэт, сопровождал Эдуарда в походе, задумав написать оду о победе Англии. Многие другие кармелиты были также в ближайшем окружении короля. Похожая ситуация наблюдалась и во Франции. Такая поддержка монархов сопровождала кармелитов на протяжении всего XIV в. и далее почти во всех монархиях Европы.  
 Привлекательность кармелитов заключалась в том, что они сочетали в себе все качества нищенствующего ордена с традиционными монашескими практиками созерцания и уединения. Не мало важен тот факт, что кармелиты сохраняли историческую связь со Святой Землёй, что делало этот орден очень привлекательным. Хотя кармелиты и не являлись очень уж ярыми проповедниками крестовых походов.  
 С XV в. по вторую половину XVI в. в истории ордена наступает затишье сопровождающееся постепенным упадком. И дело здесь не в самом ордене, а во внешних обстоятельствах. Столетняя война, эпидемия чумы не способствовали укреплению ордена. Этот период примечателен только те, что начиная с 1400 г. и до  самой реформации кармелитские авторы пытаются переосмыслит раннюю историю ордена. Естественно, что эта история пишется достаточно предвзято и её можно назвать скорее апологетикой ордена. А в 1432 г. устав ордена смягчается буллой папы Евгения IV. Всё это происходит на фоне попыток реформирования ордена, которые происходили в монастырях Мантуи, и позднее Альбы. В 1462 г. генеральный настоятель Иоанн Сорет пытался провести реформу, которая предписывала создать в каждой провинции ордена по 2 монастыря с более аскетичной формой монашества. Но это не смогло сохранить орден в единстве во второй половине XVI в. 

 

 

Глава II . Реформация ордена.

 

Чтобы понять причины, орден к изменению, надо понять, какие события происходили в Европе во второй половине XVI в. И особенно в Испании откуда и началось обновление ордена. В этот период Католическая Церковь переживает глубокий кризис связанный с распространением учений Лютера и Кальвина. Север Европы и Скандинавские страны выходят из под влияния Католической Церкви. В это время на престоле Испании Филипп II, который является грозой всяческой ереси. Костры полыхают по всей Испании, а сам король, являясь очень религиозным человеком, правит не выходя из своего дворца, который был больше похож на монастырь, чем на жилище великого монарха Европы. Не удивительно, что именно в Испании созрела почва для обновления ордена кармелитов. Это обновление было связано с деятельностью св. Терезы Авильской и св. Иоана Креста. Без упоминания о них невозможно понять суть реформации ордена. 
 Тереза родилась в городе Авила в Старой Кастилии 25 марта 1515 г. . Она принадлежала к одному из старейших испанских родов. Старо-кастильское рыцарство в то время ещё гордилось чистотой своей крови и своей верой, поэтому с детства у Терезы был отвращение к учению Лютера и Кальвина. Хотя в Европе история рыцарства уже почти закончилась. В юности Тереза потеряла мать. И почти сразу же после этого была отдана своим отцом, доном Алонзо , в монастырскую школу при кармелитском монастыре. В юности она часто болела. Всё это способствовало её пострижению в монахини  кармеля. Двадцать лет после пострига она провела в обители Благовещения, где преимущественно находились дочки богатых и знатных семейств избравшие путь монашества. Это способствовало не самым благим нравам в обители. Кромке того её потрясли смерти двух её братьев и отца. Начало реформы ордена началось с образования маленькой обители в Авиле, куда Тереза переехала с сёстрами, которые поддерживали её идею возвращения к более строгому уставу.  Надо заметить, что основание этой обители встретило достаточно сопротивление и дело об основании обители дошло даже до Королевского Совета. В результате в декабре 1562 г. Тереза официально перешла в первую обитель реформированного ордена , которая называлась обитель св. Иосифа. Но на этом её подвижническая деятельность, только начались. 13 августа 1567 г. она с четырьмя монахинями отправилась по стране с целью основания новых обителей. Она основала обители во всех крупных городах Испании — в Мадриде, Бургосе, Толедо, Саламанке, Севилье, Медине-дель-Кампо и т. д. В этот период произошло её знакомство с Иоанном Креста, который тогда был студентом Саламанкского университета. Эта встреча послужила основанием первой мужской обители в 1568 г. В последующие годы своей жизни Тереза основала ещё шестнадцать обителей. Надо заметить, что происходили гонения со стороны ордена на дело реформирования, так с 1571 г. по 1574 г. Тереза не имела права основывать новые обители и была удалена в обитель Благовещения откуда и начала она свой путь. Кроме того в 1577 Г.  Был арестован Иоанн Креста. Дел реформы на этом могло бы и закончится, если бы не личная встреча Терезы с королём Филиппом  II. Она умерла в 1582 г В 1622 г. она была канонизирована. 
 Иоанн Креста родился в 1542 г. в маленьком городке Фонтиверос. Его отец, дон Гонзало де Иэпес, был отпрыском знатного и древнего рода, но он был проклят своими родными, потому что женился на безродной поселянке, Каталине Альварец, матери Иоанна Креста. Когда, Иоанн родился его отца уже не было в живых. У Иоанна не было склонности ни к какому ремеслу и несмотря на то, что мать пыталась научить его чему-либо отдавая разным ремесленникам на обучение. В 1553 г. Каталина переселилась в Медина-дель-Кампо, где Иоанн начал обучаться грамоте. Позже он подрабатывал в больнице и управитель больницы разрешил ему посещать подготовительную к университету школу Иисусова Общества. В 1563 г. он принимает постриг в обители св. Анны. В 1564 г. он отправляется в Саламанкский университет. А вскоре произошла встреча с Терезой и Иоанн стал основателем первой мужской обители Братства Босоногих. Иоанн помогал Терезе в основании новых обителей, но в 1577 г. он был заточён в монастырь Братства Обутых и находился там на правах заключённого, пока не сбежал. Он находился в глухой обители пока гонения на реформу ордена не закончились. В 1588 г. он был назначен игуменом в Сеговию. Но гонения продолжались. В 1587 г. вышла булла, которая разделила Братство Кармеля на провинции с подчинением каждой отдельному провинциалу, что подрывало целостность реформы. В 1591 г. Иоанн Креста умер от болезни. 
 Но реформа ордена продолжалась. Можно посмотреть на динамику реформы. К 1582 г. орден Босых насчитывал уже 15 монастырей и 300 монахов. Учитывая сопротивление образованию ордена эти цифры говорят о популярности идеи возрождения строгого устава. В 1593 г. орден Босых Кармелитов стал существовать, как отдельный орден, а не в качестве конгрегации. Но уже в 1600 г. орден разделился на две независимые конгрегации: испанскую(св. Иосифа) сосредоточенную на созерцательном образе жизни и итальянскую(св. Илии), сочетавшую созерцательный образ жизни с миссионерской деятельностью.  

 

 

 

 

 

Глава III . История Кармелитов от реформы до наших дней.

 

После разделения ордена разделилась  и его история поэтому имеет  смысл рассмотреть отдельно орден   «Обутых» и орден «Босых» Кармелитов.

 

 

1 «Обутые»  Кармелиты.

 

К 1600 г. орден насчитывал около 700 монастырей и 12000 монахов.Кармелиты вели научно-богословскую деятельность. Основной темой их исследований являлась мариология, что не удивительно, так как орден посвящён Деве Марии.  В этот период начинается активная миссионерская деятельность ордена. Миссионеры ордена занимались активной проповедью в Палестине, Египте, Эфиопии, а так же в Латинской Америке.  
 С 1770 г. началось активное гонение, как на Кармелитов так и на другие монашеские ордена. Это было связано с начала с гонениями со стороны Габсбургов. Несмотря на это к 1788 г. орден насчитывал около 15 тыс монахов и 780 монастырей. Если сравнивать эти цифры с 1600 г., то можно увидеть, что несмотря на гонения рост продолжался, хотя и замедлился. Но настоящим ударом по ордену послужила Французская революция. 138 монастырей ордена располагавшихся на территории Франции были закрыты и разорены революционерами.  
 После Французской революции и вплоть до второй половины XIX   века монастыри ордена закрывались почти во всех Европейских странах. Но затем ситуация изменилась и многие из монастырей были возвращены Кармелитам, что позволило им развернуть широкую пастырскую деятельность в Северной Америке и Австралии.  К 1900 г. кармелитами была основана международная коллегия святого Альберта. А в 1904 г. была создана новая монашеская конституция, что послужило стимулом для возрождения ордена. С 1954 г. в Риме издаётся журнал Carmelus (Кармель лат. ). На 2002 г. членами ордена являлись 2015 монахов и орден насчитывал 332 монастыря. Посмотрев на эти цифры можно с уверенностью сказать, что монашество сегодня гораздо менее популярно.

 

 

2 Босые  Кармелиты.

 

После реформы орден начал очень  быстро расти и к концу XVII в. Испанская конгрегация ордена насчитывала уже 4000 монахов и рост продолжался вплоть до декретов Наполеона Бонапарта после, которых их численность резко сократилась. Учитывая созерцательную направленность конгрегации, из значимых событий в её истории за этот период можно выделить только внутренний кризис XVIII в., который замедлил темпы её роста.  
 Итальянская конгрегация в это время ведёт активную миссионерскую и просветительскую деятельностью. К 1701 г. количество монахов составляло 3855 -  что сравнимо с Испанской конгрегацией. Миссионеры конгрегации посетили Индию, Персию, Сирию. В 1631 г. был восстановлен монастырь на горе Кармель. Но позже последовал период упадка и многие монастыри были закрыты светскими властями и к 1872 г. конгрегация насчитывала всего 728 монахов. 
 В 1875 г. произошло обратное соединение конгрегаций в единый орден. Это послужило началом возрождения Ордена в Италии и в Латинской Америке. Развитие ордена не остановилось и в XX в. несмотря на репрессивные меры, которые проводили светские власти Испании и Франции, в первой половине XX века. Новая конституция ордена изданная в 1928 г. делает упор на созерцательную жизнь монахов, но не отрецает миссионерскую деятельность. На 2002 г. орден насчитывал 4056 монахов и 564 монастыря. 
 

 

 

Заключение.

Из такого общего обзора истории  ордена Кармелитов можно заметить, что между его историей и историей других нищенствующих можно провести изрядное количество параллелей. К примеру времена рассвета и упадка ордена совпадают с подобными в других нищенствующих орденах. Но у ордена монахов Кармелитов есть ряд особенностей. Во-первых это единственный орден, который по преданию ведёт свои корни из ветхозаветных времён.(По приданию основан  проком Илией). Во-вторых в особенностях его распространения по Европе. В-третьих он пережил достаточно уникальную реформацию. Но его история после реформации начинает терять индивидуальные черты. Отсюда можно сделать вывод, что наиболее интересным для изучения периодом истории ордена является его ранняя история и история его реформации. Изучение этого периода интересно ещё и потому, что часть истории была описана достаточно предвзято апологетами ордена.  
 Как мне кажется, мне удалось раскрыть раннюю историю ордена, но имеются пробелы в современной истории ордена. Это вызвано возможно тем, что по этому вопросу почти не имеется подробной литературы, что связано с тем, что данный период жизни ордена не представляет особого интересна для исследования. 
 На мой взгляд основная задача работы, попытка написать общий обзор истории ордена удалась.  
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. Андреев А. Р. Монашеские ордена: бенедиктинцы, цистерцианцы, кармелиты, иоанниты, тамплиеры, тевтонцы, францисканцы, доминиканцы, августинцы, капуцины, урсулинки, театинцы, иезуиты и др. Киев: Евролинц, 2002. 400с.
  2. Католическая энциклопедия, К, Кармелиты(сетевой ресурс) И. Баранов, А. Анастасиев URL=http://www.ecat.francis.ru/K/Karmelity.html
  3. Мережковский Д. С. Испанские мистики. Томск: Водолей, 288 с.
  4. Монашеские ордена: власть над душами.// автор-составитель С. Шумов М.: Эксмо, Алгоритм, 2005.416с.
  5. Jotischky A. The Carmelites and Antiquity: mendicants and their pasts in the Middle Ages. Oxford University Press, 2002
  6. Official website of the Carmelite Order, Origin URL=http://www.ocarm.org/pls/ocarm/consultazione.mostra_pagina?rifi=guest&rifp=guest&id_pagina=774

 

 


Информация о работе История ордена Кармелитов