Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 18:21, реферат
Цель нашего исследования – определить, является ли зороастризм монотеистической религией. Для реализации поставленной цели мы ставим следующие задачи:
изучить возникновение данной религии, ее историю, культ;
выявить ее особенности.
Введение
Из истории мы знаем, что большинство религий возникло на Востоке. Это – мировые и национальные. Самыми древними из них являются буддизм, ислам, иудаизм, индуизм, даосизм, а также зороастризм. Зороастризм – самая древняя из мировых религий откровения, и, по-видимому, он оказал на человечество, прямо или косвенно, больше влияния, чем какая-либо другая вера. Зороастризм был государственной религией трех великих Иранских империй, существовавших почти непрерывно с VI в. до н.э. по VII в. н.э. и господствовавших на большей части Ближнего и Среднего Востока. Власть и могущество Ирана обеспечили зороастризму огромный престиж, и некоторые из важнейших его доктрин заимствованы иудаизмом, христианством, исламом, а также гностическими сектами. Зороастризм был уже стар, когда о нем впервые упоминается в исторических источниках. Корни его уходят в далекое прошлое. Иранцы так непреклонно придерживались своих традиций, что и в живом зороастризме есть некоторые элементы, которые восходят, видимо, к индоевропейской эпохе. Перемешанные с позднейшими представлениями, эти элементы делают зороастризм религией, чрезвычайно насыщенной разными компонентами. Изучение ее может способствовать лучшему пониманию духовного прогресса человечества на протяжении тысячелетий1.
Зороастризм – недостаточно изученная и нераспространенная религия, поэтому он представляет большой интерес для нас как исследователей. Результаты данной работы могут быть использованы на уроках религиоведения, а также с ними могут знакомиться все, кто интересуется религией и ее историей.
Цель нашего исследования – определить, является ли зороастризм монотеистической религией. Для реализации поставленной цели мы ставим следующие задачи:
В соответствии с поставленной целью и задачами работа включает две главы, введение, заключение, список литературы.
В ходе исследования мы ознакомились с некоторыми работами таких авторов, как М. Бойс – заслуженный профессор Лондонского университета, один из ведущих современных иранистов, автор многих работ по истории и культуре Ирана и соседних стран, И.В. Рак – филолог, журналист, писатель, Е.А. Дорошенко.
Глава 1.История зороастризма.
1.1.Возникновение и
Зороастрийская религия получила свое название от имени ее основателя пророка Заратуштры (Зороастра – в древнегреческом и современном произношении). Известно несколько этимологических значений этого имени. Советский исследователь В.И. Абаев переводит слово Заратуштра как «имеющий старых верблюдов», а американский ученый Р. Фрай разъясняет это слово как «тот, кто ведет верблюдов». Французский ученый Ж. Дюшен-Гийемен также считает, что слово Заратуштра означает лицо, которое обладало «ценным животным – верблюдом2». Е. А. Дорошенко приходит к выводу, что «Заратуштра – обычное имя, лишенное святости (вторая часть имени – «уштра» переводится как верблюд), и весьма сомнительно, чтобы мифической и обожествляемой личности дали бы такое простое имя».
О времени жизни пророка Зороастра, о месте его рождения, о родине зороастризма и его распространении бытует немало научных гипотез. Приведем некоторые из них. По одной из версий, Зороастр жил за 258 лет до Александра Македонского. Ученые И. Гертель, Ф. Кенинг, Э. Герцфельд, высказывали мнения, что Зороастр был современником царя Дария I, правившего в 522-488 гг. до н.э. Другие ученые полагали, что Зороастр был современником первых Ахеменидов3. Некоторые античные авторы (Ксанф Лидянин – V в. до н.э. и др.) писали, что Зороастр жил за 6 тыс. лет до Первых Ахеменидов. М. Бойс считает возможным датировать жизнь Зороастра в пределах 1700-1500 гг. до н.э. Э. Мейер полагает, что начало проповеди Зороастром своего учения можно предположительно отнести к началу первого тысячелетия до н.э. или к XI-Х вв. до н.э. Г. Виденгрен, Э.А. Грантовский определяют границы жизни Зороастра в пределах Х-VII или Х/IХ-начала VI вв. до н.э. Б.Г. Гафуров считал, что Зороастр, жил и проповедовал не позже конца VII-начала VI вв. до н.э4.
На основе вышеперечисленных гипотез автор делает вывод, что зороастризм как религиозное учение возник и первоначально развивался в первой половине I тысячелетия до н.э. на северо-востоке Ирана, в соседних с ним областях Средней Азии и Афганистана.
Следует отметить, что Зороастр жил «в буйное и тревожное время, когда правила сила, а не закон». По имеющимся данным мы знаем, что в начале I тысячелетия до н. э. начался переход от родового строя к раннему классовому обществу. Видимо, рост имущественного неравенства, усиление противоречий между бедными и богатыми оказали влияние на Зороастра и его мировоззрение. Возможно, тогда его заинтересовал «смысл беспокойного земного существования человека». Когда Зороастру исполнилось тридцать лет, он был озарен «истиной праведной веры». Ему явился Ахура-Мазда, ниспославший откровение и разъяснивший сущность новой религии, которая одна причастна Аше и должна прийти в мир Зла через смертного наследника – Заратуштру5. Ясно, что Зороастр стал пророком, миссия которого состояла указать людям путь к праведности и чистоте. Наличие единого Бога и пророка указывает на монотеизм зороастризма. Учение Заратуштры проповедовало дуалистический монотеизм – особую разновидность единобожия, отрицающую существование иных богов, кроме одного, но вместе с тем признающую существование сверхъестественной силы, антагонистичной богу6.
Заратуштра «призывал в своих проповедях не к соблюдению традиционных ритуалов, а к следованию нравственным и духовным идеалам, важнейшим из которых считается замена множества божеств одним Верховным Богом7». Он верит в справедливую власть, обращается к справедливым правителям: «Пусть благие правители правят нами, а не злые правители…»(Ясна 48.5).
Суть учения заключается в том, что Ахура-Мазде противостоит Злой Дух Ахриман, Истина и Ложь вовлечены в битву. С победой Истины все ахуровское будет пребывать в светлом царстве Ахура-Мазды, а Злой Дух сгинет в небытие. Добродетили описываются через триаду: благие мысли, благие слова и благие дела8.
Историкам известно, что Заратуштра не был понят и принят на своей родине и, поэтому был вынужден бежать и пребывать в скитаниях. Наконец, он нашел прибежище при дворе восточноиранского царя Кави-Виштаспы, который принял новую веру9.
На протяжении своей трехтысячелетней истории зороастризм претерпевал серьезные изменения, отражавшиеся и в его доктринах, и на обрядовой практике. Сначала приверженцы молились под открытым небом, перед огнем домашнего очага, на берегу водоема. Став официальной религией, зороастризм обзавелся грандиозными храмами и многочисленным духовенством. После завоевания Ирана и Средней Азии в VII-VIII вв. н. э. арабами зороастризм был почти повсеместно вытеснен исламом. Последователи древней иранской религии, не пожелавшие принимать мусульманство, подвергались порою жесточайшим преследованиям и вынуждены были бежать в западную Индию, где из них постепенно сложился новый этнос – современные парсы10. Парсы исповедуют зороастризм и в настоящее время. Отсюда одно из названий зороастризма – парсизм. Численность парсов на 1990 год составляла ок. 140 000 человек. Зороастризм исповедают также гебры в Иране; их на тот же год было ок. 25 000 человек11. Зороастрийцы переселились не только в Индию, но и в Пакистан, Канаду, США, Австралию, Шри-Ланку. Небольшие общины проживают также в Гонконге, Сингапуре, Шанхае. По данным М. Бойс, в 1976 г. во всем мире проживало 129 000 зороастрийцев12.
Таким образом, в теоретическом плане история зороастрийцев в средние века, новое и новейшее время может рассматриваться как вариант истории малых религиозных общин, рассеянных в инокультурной среде. Они, как религиозное меньшинство, все больше представляют для нас интерес.
1.2.Священная книга зороастрийцев.
Авеста – священное писание зороастризма. Точное значение этого слова не установлено, предполагают, что оно может значить либо «наставление», либо «восхваление13». Существует две теории происхождения Авесты – «мидийская» и «восточная». Согласно первой теории родиной Авесты и зороастризма является долина Аракса или мидийский город Рага, а согласно второй, главенствующей в современной науке, - были северо-восточный Иран и Хорезм14. Авеста – это не только свод священных текстов зороастрийского вероучения, но и источник по изучению иранской древности, по культуре, социальному и политическому строю, экономике древнеиранских племен и народностей. Впервые Европу познакомил с содержанием Авесты французский ученый Анкетиль Дюперрон в XVIII в., который побывал у потомков иранских зороастрийцев. Он изучил их обряды, обычаи и научился читать древние религиозные тексты сохранившейся части Авесты, понимая их так, как их толковали сами парсы. Купив несколько рукописей текстов Авесты и вернувшись во Францию, Анкетиль Дюперрон сделал перевод Авесты в 1771 г., идя от парсийской традиции. Его деятельность, безусловно, может быть определена как важнейшее событие в изучении истории древнего Ирана. Дошедший до нас текст Авесты включает в себя следующие части: Видевдат («против дэвов данный»), Висперед («все главы, все главные»), Ясна («поклонение»), Яшт («почитание»). В Ясну входят 17 Гат (гимнов пророка Заратуштры), а также так называемая Ясна семи глав, примыкающая к Гатам по времени и характеру языка. Все остальные части Ясны, Яштов и Видевдата составляют так называемую Малую Авесту, язык которой близок к западноиранским языкам, но имеет ряд восточноиранских особенностей, свойственных архаичному диалекту Гат15. Следует отметить, что Гаты – самый священный, наиболее почитаемый зороастрийцами раздел Авесты. В отличие от остальных авестийских текстов, неоднократно подвергавшихся переработке, Гаты дошли до нас в первозданном виде. Это очень ценится историками. Известны две редакции Авесты, отличающиеся друг от друга порядком расположения глав. Первый вариант Авесты предназначен для чтения при богослужениях, второй – для систематического изучения. Текст второй редакции разделен на книги, главы и строфы, сопровождается среднеперсидским переводом. Текст Авесты написан на «авестийском» языке. Он является одним из диалектов древнеиранского языка, а также родственным санскриту. По словам И. Рака, в первой половине I-го тыс. до н. э. «авестийский» язык был мертвым; им пользовались только в культовых целях – как в наши дни католическое духовенство использует для богослужений латынь. «Авестийский» алфавит, очевидно, был придуман жрецами специально для записи священных текстов (не ранее IV и не позднее VI в. до н. э.).
В заключение приведем высказывание филолога-ираниста Карла Залемана: «Язык Авесты вообще отличается простотой и безыскусственностью. Легенды, молитвы, гимны, содержащиеся в ней, по сущности их можно было бы сравнить со священными песнями ... Автор «Ведевдата», «Виспереда»… не был поэтом. Он был жрецом, писавшим для потребностей культа, или реформатором, излагавшим основные мысли нового закона…»16
Глава 2. Культ зороастрийцев.
На протяжении многих веков зороастрийцы сохраняли свои культы, обычаи и обряды. В условиях постоянных преследований они жили замкнутой общиной, высшая духовная прослойка строго следила за правильностью исполнения всех обрядов. Совместные обряды, церемонии и обычаи способствовали тому, что зороастрийцы ощущали себя, несмотря на тяжелые условия жизни, единым организмом, единой сплоченной ячейкой людей, которые могли одерживать победу над злом17.
По многим источникам нам известно, что главными священными природными стихиями зороастрийцев являются вода, огонь и земля. В них видели нечто божественное. Жрецы считали, что у каждой стихии свой бог. Например, Апас – богиня воды, Атар – бог огня. Индоиранцы обожествляли реки, озера, ручьи и совершали им возлияния (называемые по-авестийски заотра – это слово позднее получило значение «приношение», «жертвоприношение»). У зороастрийцев возлияния воде состоят в основном из трех элементов, а именно из молока и сока и листьев двух растений. Число «три» для них было священно18. Заметим, что и в христианстве число «три» священно: Бог любит Троицу. Также имел распространение культ вечного огня, приношения которому состояли из чистых дров, благовоний (сухих листьев или трав) и небольшого количества животного жира. Приношения огню и воде составляли основу ежедневных богослужений, в этих богослужениях возлияния для огня брались от кровавых жертвоприношений, которые, очевидно, совершали регулярно. Индоиранцы испытывали благоговейный страх и трепет, отнимая жизнь у животных. Они никогда не убивали без освятительной молитвы, благодаря которой, по их представлениям, душа животного продолжала жить. Сознание кровного родства между человеком и животным нашло свое отражение в древних частях богослужения – ясна: «Мы молимся нашим душам и душам домашних животных, которые кормят нас… и душам полезных диких животных» (Ясна 39,1–2).
Сторонники рассматриваемой нами религии придавали большое значение обрядам очищения и защиты от злых сил. Автор монографии «Зороастрийцы. Верования и обычаи» подробно разъясняет об этом. Все существа, вредные или неприятные для человека, начиная от хищников и кончая скорпионом, осой или уродливой жабой, являлись частью антитворения, а потому нечистыми. Такие существа обозначались словом храфстра19, и их следовало убивать, так как это ослабляло мир зла. Непривычным на наш взгляд кажется похоронный обряд: умершего бросали на оголенном горном склоне или же в пустынном, каменистом месте. Для верующих было важно, чтобы мертвое тело, выброшенное на пожирание птицам и зверям, не соприкасалось с благой землей, с водой или растениями. После того как кости очищались на ветру и под лучами солнца, их собирали и захоранивали в землю, где они должны были дожидаться Дня Суда. Согласно концепции зороастризма, если человек умирает, то его труп становится осквернением, выражением злого начала, так как смерть есть зло. Исходя из этого, никто из единоверцев, кроме мойщиков трупов, никогда не смеет прикасаться к покойнику. Согласно зороастрийской вере, души умерших освещают жизнь живущих, а живущие, поддерживая традиции, чтут своих предков и желают, в свою очередь, после смерти воссоединиться со своими близкими, отошедшими в «мир иной». Поэтому церемония поминок по усопшему обязательна. Траур соблюдается в течение разных сроков, в зависимости от степени родства – начиная с нескольких месяцев, полгода, год20.
Запрещалось сжигание мусора, так как для зороастрийцев огонь был всегда священным. Запретно было наливать себе воду, не вымыв руки, нельзя было выходить в дождь на улицу, ибо это означало загрязнение земли и воды. Ритуально нечистым считалось также любое кровотечение, ведь оно нарушало идеальное состояние. Это причиняло большие затруднения женщинам, делая их ритуально нечистыми во время родов или болезней.
Предметом дальнейшего рассмотрения является знак зороастризма, так называемый кусти – священный шнур, который зороастрийцы носят в качестве пояса. По-видимому, это еще индоиранский обычай надевать на мужчин при инициации плетеный шнур в знак принятия в религиозную общину21.
Зороастрийцы имели семь праздников, неравномерно распределявшихся по сезонам на протяжении всего года. К каждодневным обрядам относилась молитва. В зороастрийском каноне даны подробные указания и строгие правила, когда, в какое время года, в какие часы и как совершать молитвы. Они должны читать молитвы из Авесты пять раз в день.
Символом веры зороастризма является Фраваране, который произносится верующим ежедневно. Предполагают, что символ представляет собой заявление о своей вере, которое должен был произнести каждый новообращенный. Этот древний текст начинается так: «Признаю себя поклонником Мазды, последователем Зороастра…»22
Хотелось бы заострить внимание на следующем. Безбрачие и абсолютное целомудрие в зороастризме осуждались, та как жизнь мужчины была подчинена долгу продолжения рода. Если сравнить с христианством, в котором разрешается монашеский обет, то пути к выявлению общего между этими двумя религиями расходятся.
Анализируя вышенаписанное, мы делаем вывод, что культ у зороастрийцев имеет сложный характер, некоторые черты можно отнести к политеизму, а часть к монотеизму.
Заключение
В ходе нашего исследования мы познакомились с древней религией – зороастризмом, его культом. Для нас оказалось важным понять суть зороастрийской религии, распространение этой религии.
Нами было выявлено немало общего между зороастризмом и монотеистической религией, как христианство. Приведем некоторые черты: единобожие, наличие одного пророка, также можно отметить цикличность, т.е. время идет от сотворения мира до окончательной победы над злом, никаких повторяющихся периодов нет.