Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 10:56, реферат
Иудаизм - религия еврейского народа. Слово «иудаизм» происходит от греческого «ioudaismos», введенного в употребление грекоязычными евреями ок. 100 до н.э., чтобы отличить свою религию от греческой. Оно восходит к имени четвертого сына Иакова – Иуда (Йехуда), чьи потомки, вместе с потомками Вениамина, образовали южное – Иудейское – царство со столицей в Иерусалиме.
1. Введение в иудаизм……………………………………………..…..3
2. Особенности иудейских религиозных праздников……………..5
3. Особенности еврейского календаря………………………………6
4. Заключение………………………………………………………….17
5. Список литературы………………………………………………..18
Праздник начинается 15 числа месяца нисана (март-апрель) и длится 7 дней в Израиле и 8 дней в странах диаспоры.
В вечер наступления Песаха проводится праздничная трапеза по специальному, освященному веками ритуалу ("седер" - "порядок", ивр.). Читается Пасхальная Агада - рассказ об исходе из Египта. Трапеза сопровождается особыми молитвами, благословениями, песнопениями. Седер начинается после возвращения из синагоги.
Законы и правила, связанные с отмечанием Песаха, подробно изложены в Талмуде (трактат Псахим).
Значение Песаха и порядок празднования
Исход израильтян из Египта и освобождение народа от 400-летнего рабства считается не только одним из главных событий библейской истории, но и началом истории еврейского народа. Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли обетованной и построением собственного независимого государства.
В библейские времена празднование Песаха сопровождалось паломничеством в храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца.
Традиция связывает название "Песах"
с тем, что Бог "прошел" ("пасах",
ивр.) мимо домов евреев в то время,
когда Он наказывал египтян за
отказ фараона отпустить
Дата праздника по григорианскому календарю каждый год разная, так как она высчитывается по лунному календарю. Дата эта ежегодно объявляется особо.
Порядок празднования Песаха детально определен в Священном Писании (Торе). На протяжении всех дней Песаха Тора запрещает в каком бы то ни было виде употреблять в пищу квасное. Это та самая еда, которой евреи не успели запастись, когда покидали Египет. Также избегают тех продуктов, которые могут забродить. Солодовые ликеры, пиво и другие алкогольные напитки на основе дрожжей запрещены. Единственный хлеб, разрешенный в Песах, - маца, пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми порабощенные евреи питались во время исхода из Египта.
Маца - напоминание о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста. Вот почему иудеи до наступления Песаха избавляются от всех квасных продуктов, а также заранее убираются в доме, особенно на кухне. А весь процесс выпечки мацы с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы.
Кульминационным моментом Песаха является
вечерняя трапеза, седер ("порядок"),
которая устраивается в первую и
во вторую ночь праздника. Седер начинается
после возвращения из синагоги; вся
семья с гостями собираются вокруг
стола. Во время седера произносятся
установленные правилами
Одним из обязательных условий является
приглашение к участию в
Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (обычно по книге Агада) и едят особые символические блюда. Это пресный хлеб - маца, которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая зелень - марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства; а также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина - харосет: его цвет напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.
Еда раскладывается на кеаре - особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар кладутся еще три символических блюда, которые не едят: зроа - прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском Храме, бейца - крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас - кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем).
Все продукты располагаются на блюде определенным образом. Перед ведущим седер кладут три целых мацы, покрытых салфеткой. Перед каждым участником трапезы кладут Агаду - книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все необходимые для седера молитвы и благословения. На праздничный стол непременно ставятся тарелки соленой воды - символ слез древнееврейских женщин, у которых по приказу фараона отнимали первенцев, поскольку, согласно предсказанию, в одной из еврейских семей должен был родиться человек, который освободит людей от рабства.
Во время седера евреи проходят через пять мицвот (обязательных этапов). Первый - съесть мацу, второй - выпить четыре чаши вина, третий - съесть марор (обычно между двумя кусочками мацы), четвертый - чтение Агады, а пятый - чтение хвалебных псалмов.
В пасхальную трапезу часто входит куриный суп с клецками из мацы, гефилте фиш (фаршированная рыба) и запеченное мясо.
Вино - символ веселья и радости. Четыре бокала вина символизируют четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: "И выведу вас из-под ига египтян..."; "И избавлю вас..."; "И спасу вас..."; "И приму вас..." (Шмот, 6:6,7). По традиции принято наполнять пятый, особый бокал и оставлять его для пророка Илии (Элиях), который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении "дня Господня, великого и страшного". Этот бокал не выпивают, а так и оставляют на праздничном столе.
Пророк Илия считается провозвестником
Машиаха, с приходом которого все
евреи возвратятся в Эрец-
ЛАГ БА-ОМЕР
Лаг ба-Омер - "33-й день снопа" - так переводится с иврита название этого праздника. Он отмечается 18 числа месяца Ияра (апрель-май). По древнему обычаю отсчитывали 49 дней от первого снопа ячменя до второго омера, т.е. до снопа пшеницы нового урожая.
ШАВУОТ
Шавуот "(недели", ивр.) - праздник в память и в честь великого события - дарования евреям всевышним Торы - и 10 заповедей. Оно произошло на 50-й день после Песаха (при счете со второго вечера праздника: 7 недель +1 день). В этом отсчете от Песаха заложен глубочайший смысл: исход из Египта был лишь физическим освобождением от рабства; духовную же свободу евреи обрели, приняв моральные и этические нормы Торы, 10 заповедей.
Как говорится в Торе, она была дана на Синайской горе "в громах и молниях", "в огне и пламени", и "вострепетал весь народ". Торжественное обещание евреев "Сделаем и будем слушать" - прозвучало как готовность принять Тору, Заповеди, Бога. По сути, именно тогда толпа странников, ведомых Моисеем, стала народом - со своей идеологией, структурой, Законом, моральным кодексом.
В Шавуот в синагогах (и дома) читают Свиток Рут - рассказ о женщине-моавитянке, покинувшей родные места ради своей свекрови-еврейки. Синагогу принято украшать цветами и растениями - в память о цветении на Синае, когда Тора была явлена Моисею. В Шавуот принято есть молочные блюда. Объяснение этому некоторые комментаторы видят в том, что до обретения Торы у евреев не существовало никаких пищевых запретов; после же Синайского откровения оказалось, что вся ранее приготовленная еда - некошерная, кроме молочных продуктов.
Шавуот называют также праздником жатвы урожая. В библейские времена евреи со всех концов страны приходили в Иерусалим, чтобы в Храме совершить жертвоприношение первых плодов.
ТИША БЕ-АВ
Тиша бе-ав / пост 9-го Ава. (июль-август). Это день скорби и траура, самый трагический день в еврейской истории. В этот день в 586 г. до н. э. был разрушен Первый Храм; в 70 г. н. э. - Второй Храм. В этот день в 136 г. римские легионы захватили крепость Бейтар, последний оплот повстанцев Бар-Кохобы; многие тысячи евреев были убиты, большинство остальных вынуждены были покинуть родину, эмигрировать в другие страны. И в средние века, и в новейшее время с этим днем связаны драматические события в жизни еврейского народа.
Постом и трауром отмечают его верующие евреи. В синагогах печально, нараспев читают "Плач Ирмеягу" ("Мемлат Эйха"), специальные траурные молитвы. В Иерусалиме в этот день тысячи людей приходят к Стене Плача (Западная стена Храмового комплекса).
4.Заключение. Как и в других религиях, праздники
и памятные даты в иудаизме играют очень
большую роль в утверждении основных его
принципов, в укреплении веры, в сохранении
и постоянном оживлении религиозной атмосферы
в обществе, в поддержании исторической
памяти народа, его традиций, его культуры.
В силу очень специфической истории евреев
значение религиозных праздников для
них особенно велико не только в конфессиональной,
но и в этнической, и даже шире - во всей
социально-культурной жизни. Для еврейских
праздников можно выделить основные черты:
1. Прекращение, запрет работы. Разрешается,
однако, готовить пищу (последнее не распространяется
на Шабат и Йом Кипур). 2. Предписание «веселиться»
(кроме Йом Кипура и постов). В праздничные
дни не соблюдают траура, и даже семидневный
траур по умершему переносят на следующий
за праздником день. 3. Праздничная трапеза.
Порядок праздничных трапез в целом одинаков:
сначала произносится благословение над
вином (киддуш), затем совершается ритуальное
омовение рук, после чего следует благословение
на хлеб и собственно сама трапеза. 4. «Священное
собрание», т. е. собрание всех членов общины
для совершения праздничных церемоний
и богослужения. 5. Проведение обряда «авдала»
- разделение праздника и будней. 6. Все
еврейские праздники начинаются вечером,
с заходом солнца, так как считается, что
в этот момент зарождается новый день.
В принципе, все названные черты не являются
чем-то специфическим, присущим только
еврейским праздникам. Веселый характер
праздника, устройство праздничных пиров,
определенные ритуалы, прекращение будничных
занятий - все это в той или иной мере характерно
для любого праздника. Еще одной из отличительных
черт еврейских праздников, начиная с
библейской эпохи, была их массовость,
вовлеченность в праздничное действо
всех, без различия пола, возраста и социального
статуса. В Ветхом Завете предписывается
праздновать и веселиться мужчинам и женщинам,
свободным и несвободным, а также живущим
«среди сынов Израиля» иноземцам.
Список литературы:
1. Краткая еврейская энциклопедия,
тт. 1–7. Иерусалим, 1976–1994
2. Вук Г. Еврейский
образ жизни. Иерусалим – М., 1993
3. Козодой Р. Еврейские
праздники. М., 1993
4. Штейнзальц
А. Введение в Талмуд. М., 1993
5. Миркина З.А.,
Померанц Г.С. Великие религии мира. М.,
1995
6. Телушкин Дж.
Еврейский мир: Важнейшие знания о еврейском
народе, его истории и религии. М. – Иерусалим,
1999