Иудейские праздники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 10:56, реферат

Описание работы

Иудаизм - религия еврейского народа. Слово «иудаизм» происходит от греческого «ioudaismos», введенного в употребление грекоязычными евреями ок. 100 до н.э., чтобы отличить свою религию от греческой. Оно восходит к имени четвертого сына Иакова – Иуда (Йехуда), чьи потомки, вместе с потомками Вениамина, образовали южное – Иудейское – царство со столицей в Иерусалиме.

Содержание работы

1. Введение в иудаизм……………………………………………..…..3
2. Особенности иудейских религиозных праздников……………..5
3. Особенности еврейского календаря………………………………6
4. Заключение………………………………………………………….17
5. Список литературы………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

иудаизм праздникиdocx.docx

— 37.77 Кб (Скачать файл)

Праздник начинается 15 числа месяца нисана (март-апрель) и длится 7 дней в Израиле и 8 дней в странах  диаспоры.

В вечер наступления Песаха проводится праздничная трапеза по специальному, освященному веками ритуалу ("седер" - "порядок", ивр.). Читается Пасхальная Агада - рассказ об исходе из Египта. Трапеза сопровождается особыми  молитвами, благословениями, песнопениями. Седер начинается после возвращения  из синагоги.

Законы и правила, связанные  с отмечанием Песаха, подробно изложены в Талмуде (трактат Псахим).

Значение Песаха и порядок  празднования

Исход израильтян из Египта и освобождение народа от 400-летнего рабства считается  не только одним из главных событий  библейской истории, но и началом  истории еврейского народа. Вся система  иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных  с обретением Земли обетованной  и построением собственного независимого государства.

В библейские времена празднование Песаха сопровождалось паломничеством в храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца.

Традиция связывает название "Песах" с тем, что Бог "прошел" ("пасах", ивр.) мимо домов евреев в то время, когда Он наказывал египтян за отказ фараона отпустить еврейский  народ. В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется "временем нашей свободы"; Тора именует его "Хаг Гамацот" - "праздник опресноков", ибо главная особенность Песаха - заповедь есть пресный хлеб - (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное ("хамец").

Дата праздника по григорианскому календарю каждый год разная, так  как она высчитывается по лунному  календарю. Дата эта ежегодно объявляется  особо.

Порядок празднования Песаха детально определен в Священном Писании (Торе). На протяжении всех дней Песаха Тора запрещает в каком бы то ни было виде употреблять в пищу квасное. Это та самая еда, которой евреи  не успели запастись, когда покидали Египет. Также избегают тех продуктов, которые могут забродить. Солодовые  ликеры, пиво и другие алкогольные  напитки на основе дрожжей запрещены. Единственный хлеб, разрешенный в  Песах, - маца, пресные хлебцы из пшеничной  муки, которыми порабощенные евреи  питались во время исхода из Египта.

Маца - напоминание о том, что  евреи, получив, наконец, разрешение фараона  уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста. Вот  почему иудеи до наступления Песаха избавляются от всех квасных продуктов, а также заранее убираются  в доме, особенно на кухне. А весь процесс выпечки мацы с момента  добавления в муку воды не должен превышать 18 минут. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы.

Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза, седер ("порядок"), которая устраивается в первую и  во вторую ночь праздника. Седер начинается после возвращения из синагоги; вся  семья с гостями собираются вокруг стола. Во время седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы.

Одним из обязательных условий является приглашение к участию в трапезе  всех нуждающихся, а также тех, кто  не может отметить праздник в кругу  своей семьи. На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы и специально украшенный кубок для пророка  Элияха.

Во время седера в определенной последовательности читают повествование  об Исходе (обычно по книге Агада) и  едят особые символические блюда. Это  пресный хлеб - маца, которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая  зелень - марор (салат-латук, базилик  и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского  рабства; а также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина - харосет: его цвет напоминает глину, из которой  евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве. Во время еды  зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями  в египетском рабстве, и море, которое  они пересекли во время Исхода.

Еда раскладывается на кеаре - особом блюде, использующемся только для трапезы  седера. На кеар кладутся еще три  символических блюда, которые не едят: зроа - прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском  Храме, бейца - крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас - кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его  вареным картофелем).

Все продукты располагаются на блюде  определенным образом. Перед ведущим  седер кладут три целых мацы, покрытых салфеткой. Перед каждым участником трапезы кладут Агаду - книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все  необходимые для седера молитвы  и благословения. На праздничный  стол непременно ставятся тарелки соленой  воды - символ слез древнееврейских  женщин, у которых по приказу фараона  отнимали первенцев, поскольку, согласно предсказанию, в одной из еврейских  семей должен был родиться человек, который освободит людей от рабства.

Во время седера евреи проходят через пять мицвот (обязательных этапов). Первый - съесть мацу, второй - выпить четыре чаши вина, третий - съесть марор (обычно между двумя кусочками мацы), четвертый - чтение Агады, а пятый - чтение хвалебных  псалмов.

В пасхальную трапезу часто входит куриный суп с клецками из мацы, гефилте фиш (фаршированная рыба) и запеченное мясо.

Вино - символ веселья и радости. Четыре бокала вина символизируют четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: "И выведу вас из-под  ига египтян..."; "И избавлю  вас..."; "И спасу вас..."; "И  приму вас..." (Шмот, 6:6,7). По традиции принято наполнять пятый, особый бокал и оставлять его для  пророка Илии (Элиях), который вернется в канун Песаха на землю, чтобы  возвестить о наступлении "дня  Господня, великого и страшного". Этот бокал не выпивают, а так  и оставляют на праздничном столе.

Пророк Илия считается провозвестником  Машиаха, с приходом которого все  евреи возвратятся в Эрец-Исраэль. Существует обычай прятать во время  седера кусочек мацы (афикоман), чтобы  увлечь детей его поисками; найденный  афикоман съедается в конце трапезы. Трапезу заканчивают словами  приветствия: "В будущем году - в Иерусалиме!".

ЛАГ БА-ОМЕР

Лаг ба-Омер - "33-й день снопа" - так переводится с иврита название этого праздника. Он отмечается 18 числа  месяца Ияра (апрель-май). По древнему обычаю отсчитывали 49 дней от первого снопа  ячменя до второго омера, т.е. до снопа  пшеницы нового урожая.

ШАВУОТ

Шавуот "(недели", ивр.) - праздник в память и в честь великого события - дарования евреям всевышним  Торы - и 10 заповедей. Оно произошло  на 50-й день после Песаха (при счете  со второго вечера праздника: 7 недель +1 день). В этом отсчете от Песаха заложен глубочайший смысл: исход  из Египта был лишь физическим освобождением  от рабства; духовную же свободу евреи  обрели, приняв моральные и этические  нормы Торы, 10 заповедей.

Как говорится в Торе, она была дана на Синайской горе "в громах и молниях", "в огне и пламени", и "вострепетал весь народ". Торжественное  обещание евреев "Сделаем и будем  слушать" - прозвучало как готовность принять Тору, Заповеди, Бога. По сути, именно тогда толпа странников, ведомых  Моисеем, стала народом - со своей  идеологией, структурой, Законом, моральным  кодексом.

В Шавуот в синагогах (и дома) читают Свиток Рут - рассказ о женщине-моавитянке, покинувшей родные места ради своей  свекрови-еврейки. Синагогу принято  украшать цветами и растениями - в память о цветении на Синае, когда  Тора была явлена Моисею. В Шавуот принято  есть молочные блюда. Объяснение этому  некоторые комментаторы видят в  том, что до обретения Торы у евреев не существовало никаких пищевых  запретов; после же Синайского откровения оказалось, что вся ранее приготовленная еда - некошерная, кроме молочных продуктов.

Шавуот называют также праздником жатвы урожая. В библейские времена  евреи со всех концов страны приходили  в Иерусалим, чтобы в Храме  совершить жертвоприношение первых плодов.

ТИША БЕ-АВ

Тиша бе-ав / пост 9-го Ава. (июль-август). Это день скорби и траура, самый  трагический день в еврейской  истории. В этот день в 586 г. до н. э. был  разрушен Первый Храм; в 70 г. н. э. - Второй Храм. В этот день в 136 г. римские легионы  захватили крепость Бейтар, последний  оплот повстанцев Бар-Кохобы; многие тысячи евреев были убиты, большинство  остальных вынуждены были покинуть родину, эмигрировать в другие страны. И в средние века, и в новейшее время с этим днем связаны драматические  события в жизни еврейского народа.

Постом и трауром отмечают его  верующие евреи. В синагогах печально, нараспев читают "Плач Ирмеягу" ("Мемлат Эйха"), специальные траурные молитвы. В Иерусалиме в этот день тысячи людей приходят к Стене Плача (Западная стена Храмового комплекса).

4.Заключение. Как и в других религиях, праздники и памятные даты в иудаизме играют очень большую роль в утверждении основных его принципов, в укреплении веры, в сохранении и постоянном оживлении религиозной атмосферы в обществе, в поддержании исторической памяти народа, его традиций, его культуры. В силу очень специфической истории евреев значение религиозных праздников для них особенно велико не только в конфессиональной, но и в этнической, и даже шире - во всей социально-культурной жизни. Для еврейских праздников можно выделить основные черты: 1. Прекращение, запрет работы. Разрешается, однако, готовить пищу (последнее не распространяется на Шабат и Йом Кипур). 2. Предписание «веселиться» (кроме Йом Кипура и постов). В праздничные дни не соблюдают траура, и даже семидневный траур по умершему переносят на следующий за праздником день. 3. Праздничная трапеза. Порядок праздничных трапез в целом одинаков: сначала произносится благословение над вином (киддуш), затем совершается ритуальное омовение рук, после чего следует благословение на хлеб и собственно сама трапеза. 4. «Священное собрание», т. е. собрание всех членов общины для совершения праздничных церемоний и богослужения. 5. Проведение обряда «авдала» - разделение праздника и будней. 6. Все еврейские праздники начинаются вечером, с заходом солнца, так как считается, что в этот момент зарождается новый день. В принципе, все названные черты не являются чем-то специфическим, присущим только еврейским праздникам. Веселый характер праздника, устройство праздничных пиров, определенные ритуалы, прекращение будничных занятий - все это в той или иной мере характерно для любого праздника. Еще одной из отличительных черт еврейских праздников, начиная с библейской эпохи, была их массовость, вовлеченность в праздничное действо всех, без различия пола, возраста и социального статуса. В Ветхом Завете предписывается праздновать и веселиться мужчинам и женщинам, свободным и несвободным, а также живущим «среди сынов Израиля» иноземцам.                
Список литературы:

1. Краткая еврейская энциклопедия, тт. 1–7. Иерусалим, 1976–1994 
2. Вук Г. Еврейский образ жизни. Иерусалим – М., 1993 
3. Козодой Р. Еврейские праздники. М., 1993 
4. Штейнзальц А. Введение в Талмуд. М., 1993 
5. Миркина З.А., Померанц Г.С. Великие религии мира. М., 1995 
6. Телушкин Дж. Еврейский мир: Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии. М. – Иерусалим, 1999

 

 

 

 


Информация о работе Иудейские праздники