Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:29, доклад
На сегодняшний день состояние национальной безопасности в Казахстане показывает, что ее уровень не соответствует потребностям человека, общества и государства. Наиболее важной проблемой считается распространение на территории Казахстана религиозного экстремизма, который подрывает национальную безопасность, запрещен Законом Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан».
Даришова Айжан Бериковна
АО «Казахский
гуманитарно-юридический
1 курс
К проблеме экстремистских движений
республики Казахстан
Астана 2013.
На сегодняшний день состояние национальной безопасности в Казахстане показывает, что ее уровень не соответствует потребностям человека, общества и государства. Наиболее важной проблемой считается распространение на территории Казахстана религиозного экстремизма, который подрывает национальную безопасность, запрещен Законом Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан».
Религиозный экстремизм в Казахстане - явление, которое у нас масштабно не проявилось, но в то же время существует определенная опасность, что процесс конфессиональной дестабилизации, в конце концов, может проявиться и у нас.
В Казахстане со дня обретения независимости произошел значительный количественный и качественный рост религиозных институтов. Сегодня действует 3259 религиозных объединений, что на 102 больше, чем было на 1 января 2004 года. А в 1990 году действовало всего 670 религиозных объединений. [1, c.32]
Большинство возникающих в Казахстане религиозных новообразований предлагают проекты радикального переустройства мира. В них можно найти обещание не только приобщить население Казахстана к истинной вере, но и способствовать материальному процветанию, а само общество сделать гуманным и справедливым. Многие обращаются к нетрадиционным религиям, надеясь обрести в обстановке резких перемен стабильность, душевный покой. Их привлекает внутригрупповая атмосфера, культивируемое в ряде нео-религий гуманное отношение друг к другу человечеству, природе. Появлению и закреплению позиций новых религиозных течений благоприятствовало оформление новой модели церковно-государственных отношений, признание права на существование религиозных объединений различного типа.
Пропагандистские комитеты стремятся распространять свои идеи, облаченные в религиозные "одежды", в зависимости от той аудитории, на которую направлена пропаганда, в том числе и на неверующих. Члены заставляют верующих отказываться от борьбы за важные интересы своего народа, навязывают единоверцам мифы "о безбожном государстве", доставляют по нелегальным каналам подрывную литературу, директивы и инструкции, сколачивают легальные и нелегальные организации в различных странах мира.
На сегодняшний день в Казахстане наиболее активно действующей экстремистской организацией (РЭО) является «Хизбут-Тахрир». При этом, если до 2004 года зоной ее основного влияния были преимущественно южные регионы, то с 2005 года наблюдается интенсивное распространение экстремистской идеологии по всей республике. Сторонники религиозно-экстремистской партии все больше вовлекают граждан нашей страны в свои ряды. Участились факты распространения литературы экстремистского содержания. Наблюдаются попытки проведения «даватов» (проповедей) лидерами религиозно-экстремистской партии, в среде лиц, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях страны, которые после выхода на свободу пополняют ряды сторонников этих организаций [2].
Первые эмиссары "Хизбут-Тахрира" появились в Южно-Казахстанской области в 1998 году. На начальном этапе, действуя в глубоком подполье, в ночное время, они на тайных сборах, так называемых "халках", вербовали и обучали новых членов, которые впоследствии по поручению все тех же эмиссаров сами обязаны были создавать на территории области аналогичные структуры. Позднее "Хизб-ут-Тахрир" заявил о себе в Кызылординской, Жамбылской и Алматинской областях, а после 2002 года на севере Казахстана - в Павлодарской и Акмолинской.[3].
На территории республики
в 2004 году зафиксировано более 180 фактов
распространения листовок и другой
печатной продукции "Хизбут-Тахрир",
которые содержали
Изначально листовки и книги распространялись на узбекском и арабском. И только чуть позднее южане смогли познакомиться с программным заявлением "Хизб-ут-Тахрира" на казахском языке. Первые листовки были написаны от руки. С тех пор жители области с завидной регулярностью обнаруживают листовки, изготовленные типографским способом, в своих почтовых ящиках.
Основную опору хизбутовцы делают на молодежь, не имеющую достаточного жизненного опыта. Кроме этого, на идеи "Хизб-ут-Тахрира" "покупаются" те граждане, которые находятся на самой низкой ступеньке социальной лестницы. В основном это люди, не имеющие работы, жилья, не располагающие средствами к существованию. В большинстве своем членами организации являются мужчины, которые потом начинают втягивать в деятельность организации своих близких - матерей, сестер, жен. Возраст активных участников движения колеблется от пятнадцати до 35 лет.
Следует отметить, что если на начальном этапе функционирования "Хизб-ут-Тахрира" на территории Казахстана эмиссарами в ряды партии привлекались лица с низким достатком, то в последнее время внимание акцентируется на подборе кандидатов из числа государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов, состоятельных бизнесменов, представителей интеллигенции и студентов. "Хизб-ут-Тахрир" стремится внедрить своих людей практически во все сферы общества и в первую очередь - во властные структуры. Об этом свидетельствуют и оперативные данные, да и сами тахрировцы не скрывают такой информации. Например, об этом заявляли задержанные минувшей осенью члены партии, работавшие в подпольной типографии и печатавшие в Шымкенте листовки, брошюры, книги. Целый арсенал такой литературы, содержащей призывы к изменению конституционного строя в Казахстане, то есть фактической ликвидации республики как суверенного, демократического и светского государства, изъяли спецслужбы [3].
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что общество в массе своей не приемлет и отвергает идеи "Хизбут-Тахрира". Тому подтверждением служат участившиеся факты, когда граждане приносят в правоохранительные органы листовки и брошюры, отказываются брать в руки такую литературу у распространителей. Случается, рвут ее на глазах у самих хизбутовцев во время раздачи на улицах городов, да и сами члены партии, что тоже не редкость, разочаровавшись в бредовых постулатах партии, добровольно сдают литературу в полицию и спецслужбам[3].
К числу распространенных в стране РЭО можно причислить также «Таблиг-е Джамаат». В последнее время наблюдается стремительный рост численности адептов данной организации. В работе по расширению своих рядов главари этой структуры делают ставку на мигрантов, прибывающих в Казахстан. Указанной категории лиц даются обещания о более выгодных условиях трудоустройства. Одновременно «таблиговские» агитаторы при выборе «объектов влияния» уделяют повышенное внимание госструктурам с большим количеством работников, в т.ч. образовательным учреждениям, заводам и фабрикам, в которые целенаправленно внедряются их наиболее опытные идеологи [2].
Наряду с выше указанными опасными считаются: Общество «Братья-мусульмане», основанное в 1928 г., «Асбат-аль-Ансар» создана в 1985 г., «Исламская партия Восточного Туркестана» - военизированная религиозно-политическая организация, «Аум Сенрике» (ныне «Алеф») - религиозная секта создана в 1984 году в Японии, «Организация освобождения Восточного Туркестана» учреждена в Турции в 1996 году. [5]
В итоге чтобы ликвидировать деятельность экстремистских организаций необходимо :
Список использованной литературы
Нурбаев Ж.Е.
Старший преподаватель
Кандидат исторических наук