Князь Владимир

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 23:39, доклад

Описание работы

После победы над ятвягами старейшины из дружины Владимира потребовали человеческой жертвы, что было принято у варягов. Жребий пал на сына одного христианина-варяга, которого звали Иоанн, а отца его – Феодор. Отец отказался выдать сына и прославлял единого, истинного Бога, называя языческих богов кусками дерева. За это отец и сын были убиты толпой язычников. Но князь Владимир запомнил этот случай и, после принятия христианства, воздвиг на месте их убиения соборную "Десятинную церковь". Память этих первых христианских мучеников на Руси празднуется 12 июля (по ст. ст.).

Файлы: 1 файл

князь Владимир .docx

— 141.26 Кб (Скачать файл)

 

Вернувшись в Киев, кн. Владимир крестил своих детей и тогда начались регулярные проповеди христианской веры. Их вели и сам князь, и греческие священники, особенно из Корсуни, говорившие на славянском языке, и болгарские священники с реки Дуная, и те дружинники, которые уже давно, как Рогнеда, приняли христианство. Говорили, вероятно, о Всемогущем Боге-Творце, о любви к ближнему и ко врагам, и о том, что только христиане, исполняющие заповеди Божии, могут создать и сохранить мир на земле своим смиренным и кротким поведением и своими молитвами Премудрому и Милостивому Богу. Говорили, вероятно, и о том, как надо молиться, приводя в пример молитву данную Иисусом Христом, в которой есть такая просьба, связанная с обещанием: "и остави нам долги наша, яко-же и мы оставляем должникам нашим," т.е. о необходимости милостиво и с любовью подходить ко всем людям. Говорили, конечно, и о "страшном суде," и об участи грешников в аду. Все эти убежденные проповеди должны были западать в душу людям ищущим, а таких в русском народе всегда было много. Спокойный подход, проповеди и убеждения создали такую обстановку, что почти без сопротивления произошло величайшее национальное событие - Крещение Руси в 988 году.

 

Идолы были низвергнуты, изрублены и сожжены, а главный из них - идол Перун был с позором привязан к хвосту лошади и стащен к реке. По дороге его били палками, а потом сбросили в Днепр и течение его унесло. После этого князь объявил: "Если кто, богатый или бедный, нищий или раб, не окажется завтра на реке, тот будет против меня."

 

"И утром  вышел Владимир со священниками  на Днепр. И собралось людей  без числа: вошли в воду и  стояли, одни по шею, другие по  грудь, дети же у берега, другие  же держали детей; уже крестившиеся  ходили около них, а священники, стоя, творили молитвы. И надо  было видеть радость на небесах  и на земле о спасении стольких  душ." Так описывает летопись это великое событие.

 

За первые три года вера Христова была распространена по всему "великому пути из варяг в греки" и протянулась много далее: на верхнюю Волгу и к Ростову и Суздалю. Но не сразу, конечно, крестились все, тем более, что принуждения не было. В Новгороде же года через два язычество восстало, была разрушена церковь и убито несколько христиан. Добрыня и Путята подавили мятеж. Это был единственный случай применения силы.

 

Последующие годы.

 

Влияние христианства

 

Спустя тысячу лет, мы вспоминаем Крещение Руси, как неоценимую заслугу перед народом и перед Россией князя Владимира, в крещении Василия Святославовича.

 

Надо отметить, что далеко не во всех странах принятие христианства проходило так гладко, как на Руси. В Норвегии оно вызвало гражданскую войну, в которой погиб Олаф Святой. Случилось это уже в княжение Ярослава Мудрого. В Польше вспыхивали мятежи, которые Киев помогал тушить. Туда, на помощь королю Казимиру против повстанца Моислава, дважды ходил Ярослав Мудрый в 1041 и 1047 гг.

 

От Крещения Руси в 988 году до смерти кн. Владимира в 1015 году прошло 27 лет! То были годы полного благополучия на Руси. Многие славянские племена, подчиненные единому князю и объединенные проповедью христианства, призывавшего к сотрудничеству и любви друг к другу, жили в мире. Сыновья кн. Владимира подрастали, и отец давал каждому из них в княжение какой-нибудь город и земли вокруг в удел; сам же он принял титул Великого Князя и ему были подчинены все "удельные князья."

 

Сыновей у него всего было 12. Старший, рожденный до брака с Рогнедой, Вышеслав, княжил в Новгороде, а посадником там был Константин - двоюродный брат Владимира и его близкий сотрудник в деле принятия христианства. И в дальнейшие времена старший сын Вел. Князя посылался на княжение в Новгород, который в то время был самым важным городом после Киева. Второй сын, Изяслав, первенец Рогнеды, княжил в Полоцке, в бывших землях его деда Рогвольда. В Турове сидел Святополк. Он был сын той красавицы гречанки, которая сначала была женой кн. Ярополка, а после его гибели, стала женой кн. Владимира, и вероятно был сыном Ярополка.

 

Хромой от рождения Ярослав, будущий "мудрый," сын Рогнеды, сидел в Ростове. Святослав княжил в земле древлянской. Мстислав, тоже Рогнедин, управлял далеким краем Тмутараканским и там сыскал себе славу. Всеволод сидел на Волыне, Судислав в Пскове, Станислав в Смоленске, а Позвизд, Борис и Глеб, по молодости поздно получили уделы. Известно, что Глеб сел в Муроме. Бориса, которого Вел. Князь очень любил - он держал при себе.

 

В эти годы Русь крепла. Строились храмы, при которых возникали школы, в них по повелению князя забирали детей из знатных семей для обучения. Возможно, что учиться тогда еще считалось бесполезным занятием.

 

Великий князь не терял времени. Он мудро и настойчиво проводил политику объединения всех в единое Русское государство. История знает, что помимо забот о бедных, вел. князь довольно часто собирал своего рода "съезды," на которые созывал людей со всей страны. Они назывались "Пиры." На пир в великокняжеском дворе стекались люди из всех городов. Съезжались посмотреть на красивый и богатый Киев, послушать разговоры о вел. князе, поглазеть на заморские товары на киевских базарах, получить распоряжения и советы от самого вел. князя. Эти "пиры" объединяли и собирали воедино большую страну. В созыве "пиров" заключается еще одна заслуга мудрого вел. князя Владимира!

 

В киевских княжеских дружинах состояли не только славяне. Вокруг Киева жили и другие инородцы, среди которых были торки, каракалпаки, на юге - печенеги. Многие из них хотели служить в дружинах вел. князя, и их принимали туда охотно. Приходили из Венгрии, приплывали из далеких северных земель. Принимая в дружину, никого не принуждали менять веру! Уже при вел. князе Владимире выявилась основная черта характера руссичей - веротерпимость и уважение к другим национальностям! Эти черты и в дальнейшем проходили через всю историю России, и в этом тоже заслуга вел. князя Владимира.

 

Обратим внимание на то, что к христианству кн. Владимира вели не мистика и не философия, а реальное и логичное понимание преимуществ христианского учения перед другими религиями и явная польза от него для общественного сознания и роста государства. Эта точная, неоспоримая и обоснованная логика вела его к единственному правильному пути и говорила, что только христианство дает верное направление в жизни и правильную оценку всем человеческим поступкам, желаниям и мыслям.

 

Это ясное понимание основ и преимуществ христианства является необходимым дополнением к вере в Иисуса Христа, но в последнее время оно у многих утеряно.

 

В истории личность вел. князя Владимира-Василия Святославовича выделяется на фоне других правителей, благодаря свойственным ему мудрости, доброте, справедливости, заботе об огромном государстве, благоустройстве дел, связанных с недавно возникшей церковью, умелым и дипломатическим подходом к греческому влиянию на русскую церковь, разумным и твердым отношением к соседям, а, главное, - милостивому, сердечному и доброму отношению к окружающим людям, в том числе и к бедным и обездоленным.

 

За эти ярко выделявшиеся черты его характера и за то, что он привел русский народ к свету Христианства, Русская церковь причислила его к лику святых со званием Равноапостольного. Народ же за его доброту и ласку прозвал его "Владимир-Красное Солнышко" и складывал про него былины!

 

                     Гимн Тысячелетию

Был светлый год, был год святой!

В волнах Днепра Владимир-князь

Крестил славян Руси младой,

Фальшивых идолов долой

Прадеды сбросили сердясь!

И на Руси Христовой свет

Зажгли тогда на сотни лет!

Века сменялись, Русь росла!

Нередко жадный враг и злой

Старался разорить дотла

Россию, что тогда была

Дом Богородицы Святой!

Спасала вера от врагов

И грел Россию свет Христов!

Недавно был проклятый год!

Змеей коварной сатана

В России выполз из болот,

Террор завел, дрожит народ,

Разорена дотла страна!

Но люди свет Христов в тиши,

Лелеют в глубине души!

И знаем мы, настанет час,

Ударят в колокол с церквей,

Фальшивых идолов в тот час

Потомки наши свергнут враз,

Я верю: свет Христов на Русь

Придет опять - за то молюсь!

Молитесь все... И я молюсь!

Россия встанет! Встанет Русь!

Игорь Автамонов

Тропарь и Кондак

 

Св. Князю Владимиру

Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавне Владимире, на высоте стола седя матере градов, богоспасаемого Киева, испытуя же и посылая к царскому граду уведети Православную веру, обрел еси бесценный бисер Христа, избравшего тебя яко втораго Павла и отрясшаго слепоту во святей купели душевную вкупе и телесную. Темже празднуем твое успение людие твои суще. Моли спастися стране твоей Российстей и подати православным людем мир и велию милость.

 

Подобствовав великому апостолу Павлу, в сединах, всеславне Владимире, вся яко младенческая мудрования, яже от идолов тщания оставль, яко муж совершенный, украсился еси божественнаго крещения багряницею. И ныне Спасу Христу в веселии предстоя, моли спастися стране Твоей Российстей и подати православным людем мир и велию милость. 

Ты уподобился купцу, искавшему драгоценную жемчужину, славно правящий Владимир. Восседая на высоком престоле матери городов, Богом спасаемого Киева, ты изучал и посылал послов к царствующему городу (Константинополю), чтобы на месте познать Православную веру. Ты обрел бесценную жемчужину Христа, Который избрал тебя, как второго (апостола) Павла, и в святом крещении снял с очей твоих слепоту, физическую и духовную. Поэтому, будучи твоим народом, мы празднуем твою кончину. Моли о спасении страны твоей России и подаянии православным людям мира и великой милости.

 

Сединами ты уподобился великому апостолу Павлу, славный Владимир, отбросив идольское служение, как детское мечтание. Ты, как муж совершенный, в крещении украсился багряницей. Ныне же, с весельем предстоя пред Спасителем Христом, моли о спасении страны твоей России и о подаянии православным людям мира и великой милости.

 

 

 

 

 

                                              Крещение Руси

Креще́ние Руси́ — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения [1]. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году [2] и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже: в 990 [1][3][4][5] или 991 году[5]).

 

Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках [6].

 

Христианизация народов будущей Российской империи была длительным и тяжёлым процессом, продолжавшимся в течение девяти последующих веков [7].Содержание  [убрать]

1 Термин  и понятие

2 Предыстория

3 Крещение  князя Владимира и киевлян

4 Учреждение  церковной организации в Киеве

5 Крещение  других русских земель

6 Последствия  принятия христианства 

6.1 Цивилизационное  значение

6.2 Политические  последствия

6.3 Культурные  последствия

7 В церковной историографии (истории Церкви)

8 Оценка  в советской историографии

9 Юбилейные  празднования

10 См. также

11 Примечания

12 Литература

13 Ссылки

 

[править]

Термин и понятие

 

Выражение «Крещение Руси» есть в «Повести временных лет»:

 

Под 6496 годом от сотворения мира (988 год примерно[8]). блгс̑нъ Гс̑ь Іс̑съ Хс̑ъ иже възлюби новъıӕ люди Рускую землю . и просвѣти ю кр҃щениємь ст҃мь / Благословен Господь Иисус Христос, возлюбивший Русскую землю и просветивший её крещением святым[2].

 

Под 1074 годом . … Тако же и другыи братъ именемъ Єремѣи иже помнѧше крс̑щниє земли Руськои / Был также другой брат, именем Еремия, который помнил крещение земли Русской[9].

 

В российской историографии Нового времени термин впервые употреблён В. Н. Татищевым («крещение славян и Руси»)[10] и Н. М. Карамзиным («крещение России»)[11]. Наряду с ним в литературе также использовались или используются иные термины (обозначения): «Просвещение Руси», «введение христианства», «вторая религиозная реформа Владимира» и др.

[править]

Предыстория

 

 Прибытие  в Киев епископа. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.

См. также: Андрей Первозванный

См. также: Поход руси на Царьград (860)

 

Ряд авторов считает вполне установленным фактом[12][13][14], что князья Аскольд и Дир c «болярами» и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским Патриархом Фотием I в начале или средине 860-х, вскоре после похода россов на Константинополь в 860 году[15], по другим источникам[16] — во времена Василия I (867—886) и патриарха Игнатия (867—877). Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси. В конце IX века Русская епархия уже числится в списках константинопольских епископий сначала на 61-м, потом на 60-м месте.

 

 Крещение  Ольги в Царьграде. Миниатюра  из Радзивилловской летописи

 

Христианкой была супруга князя Игоря — бабка князя Владимира, княгиня Ольга († 11 июля 969). Хотя о точном времени и месте принятия ею крещения существуют различные мнения, принято считать, согласно позднейшим исследованиям[17], что она крестилась в Константинополе в 957 году. Достоверные сведения о приёме императором Константином Багрянородным, которого принято считать её восприемником, содержатся в его трактате «О придворных церемониях». Отсутствие в трактате упоминания о её крещении даёт основание некоторым исследователям предполагать[18], что она могла уже быть к тому времени христианкой; трактат упоминает некого «пресвитера Григория» в её свите, в лице которого некоторые склонны усматривать её духовника. (См. также в статье Княгиня Ольга).

 

 Беседа  Владимира с греческим философом  о христианстве. Радзивилловская  летопись.

 

Согласно В. Н. Татищеву (на основе спорной Иоакимовской летописи), симпатии к христианам и христианству проявлял киевский князь (972—978 или 980) Ярополк Святославич, убитый варягами по приказу своего брата Владимира Святого.

 

Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер»: Владимиру предлагались, в частности, ислам из Волжской Булгарии, иудаизм от хазар и латинство. Все они были отвергнуты князем по различным причинам.

Информация о работе Князь Владимир