Контрольная работа по «История религиозных учений»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 17:56, контрольная работа

Описание работы

Христианство — самая крупная и по численности приверженцев, и по географии религия мира. Более полутора миллиардов человек на земле номинально считают себя христианами. Возникнув на Востоке, получив развитие в Европе, сегодня христианство распространено в странах Африки, Северной и Южной Америки, в Австралии и, хотя и в меньших масштабах, в странах Ближнего и Дальнего Востока. Что же касается европейских стран, то почти везде христианство принято основной религией. Христианство является одной из монотеистических религий, то есть христиане верят в единого Бога, хотя он и существует в трех ипостасях.

Содержание работы

Вопрос 10. Догматическое учение христианской церкви

3
Вопрос 19. Гендерные роли в традиционной и религиозной культуре

13
Список использованной литературы

22

Файлы: 1 файл

Контрольная по истории религии.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«История религиозных учений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011

 

ПЛАН

 

 

Вопрос 10. Догматическое  учение христианской церкви

 

3

Вопрос 19. Гендерные роли в традиционной и религиозной  культуре

 

13

Список использованной литературы

 

22


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 10. Догматическое  учение христианской церкви

 

Христианство — самая  крупная и по численности приверженцев, и по географии религия мира. Более  полутора миллиардов человек на земле номинально считают себя христианами. Возникнув на Востоке, получив развитие в Европе, сегодня христианство распространено в странах Африки, Северной и Южной Америки, в Австралии и, хотя и в меньших масштабах, в странах Ближнего и Дальнего Востока. Что же касается европейских стран, то почти везде христианство принято основной религией. Христианство является одной из монотеистических религий, то есть христиане верят в единого Бога, хотя он и существует в трех ипостасях.

Христианство возникло в Римской империи в начале нашей эры. Крупнейшая мировая империя переживала в этот период не лучшие времена. Миф о Великом Риме, о лучшем из возможных государств все тяжелее уживался с реальностью. В сознании римлян зрело ощущение неминуемой катастрофы, крушения вековых устоев, близкого конца света. В обществе все активнее нарастало осуждение неправедного богатства и несправедливой власти. Поэтому идеи Христа стали быстро распространяться, несмотря на официальные запреты и гонения. К 60-м гг. I в. существовало уже несколько христианских общин, помимо самой первой, иерусалимской, состоявшей из учеников, собравшихся вокруг Иисуса. 

Самое раннее из новозаветных сочинений, Апокалипсис, было написано предположительно в 68—69 гг. Евангелия  же составлены к середине II в. Наряду с популяризацией учения в первые века христианства формировался канон, конкретизировались понятия, и определялась роль церкви. Эта работа была проделана крупнейшими мыслителями раннего христианства, которых принято называть «отцами церкви» - Тертуллиан, Ориген, Блаженный Августин.

- Святой Ириней (II в., казнен  в 202 г.) утвердил догмат о примате  веры над разумом, о непостижимой  божественной сущности Христа.

- Тертуллиан (II—III вв.) сформулировал  догмат о Троице и прояснил  сущность трех ликов Божьих (Отец, Сын, Святой Дух). Кроме того, он первым определил, что такое семь смертных грехов. Этот перечень (гордыня, жадность, блуд, зависть, гнев, чревоугодие, лень) сегодня вошел в начальное христианское обучение закону Божьему.

- Ориген (II—III вв.) осуществил грандиозную работу по переводу и систематизации библейских текстов. Кроме того, он ввел в оборот термин богочеловек. Так он характеризовал природу Христа.

- Августин Блаженный  (IV—V вв.) разработал онтологическое  доказательство бытия Бога. Кроме того, им осмыслены отношения человека к Богу, взаимоотношения церкви и государства. Отличался фанатизмом и нетерпимостью к инакомыслию и иноверию.

- Папа Григорий Великий  (VI—VII вв.) сформулировал догмат о  чистилище. Это важный пункт  расхождения католицизма и православия.

- Святой Иоанн Дамаскин (VII—VIII вв.) впервые составил систематическое  и полное богословие под заглавием  «Источник знания». Дамаскина  обычно называют завершителем  патристики (то есть учения Отцов  Церкви).

В результате этой многовековой работы сложился христианский канон, включающий в себя и трактовку текстов Писания, и морально-правовые выводы из него. Авторитет христианской религии стремительно рос, и через триста лет поначалу гонимое и преследуемое христианство было признано официальной религией Рима. Это произошло в IV в. при императоре Константине и узаконено так называемым Миланским эдиктом в 313 г. (6)

В основе христианского вероучения лежит Божественное Откровение, которое условно разделяется на два основных источника: Священное Писание и Священное Предание. Писание — это книги Ветхого и Нового Заветов. Предание, с точки зрения христианства, — это Слово Божие, открывающееся в Церкви. Предание вобрало в себя опыт церкви и включает учение пророков и апостолов, деяния и догматические определения Вселенских и Поместных Соборов, творения Отцов Церкви, жития святых, литургические тексты и многое другое. Писание и Предание нераздельны, Предание первично, ведь библейские тексты вначале бытовали в устной традиции и лишь позже были записаны. Объем и состав Священного Писания однозначно определены постановлениями Поместных Соборов (это 38 канонических и 11 неканонических книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета), Священное Предание в целом не имеет такого завершенного вида. Это скорее живая традиция, которая передается от поколения к поколению. Писание — это собрание книг, признаваемых боговдохновенными, т. е. написанными святыми по внушению и при содействии Духа Божьего. Христианские богословы считают, что Библия едина, т. е. в Ветхом Завете Дух Божий возвещает о приходе Спасителя, а в Новом Завете через апостолов он проповедует о наступлении «полноты времен» и приближении Царства Небесного, которое уже живет в людях, верующих в Христа.

В христианской традиции ветхозаветные книги делятся на четыре группы: Пятикнижие Моисея, исторические, учительные и пророческие книги. Кроме того, книги делятся на канонические и неканонические. Всего церковь признает 38 канонических книг Ветхого Завета:

  1. Пятикнижие Моисея («Бытие», «Исход», «Левит», «Числа», «Второзаконие»);
  2. исторические книги («Кн. Иисуса Навина»; «Кн. Судей Израилевых»; «Кн. Руфи»; «1, 2, 3 и 4-я Кн. Царств»; «1 и 2-я Кн. Паралипоменон»; «1-я Кн. Ездры»; «Кн. Неемии»);
  3. учительные книги («Кн. Есфири; «Кн. Иова»; «Псалтирь»; «Притчи Соломона»; «Кн. Екклезиаста, или Проповедника»; «Песнь песней Соломона»);
  4. пророческие книги («Кн. пророка Исайи»; «Кн. пророка Иеремии»; «Плач Иеремии»; «Кн. пророка Иезекииля»; «Кн. пророка Даниила»; Кн. двенадцати малых пророков — Осии, Иои-ля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии).

Книги, не вошедшие в канон, называются в православной традиции неканоническими книгами. Это «2 и 3-я Кн. Ездры»; «Кн. Товита»; «Кн. Иудифи»; «Кн. Премудрости Соломона»; «Кн. Премудрости Иисуса, сына Сирахова»; «Послание Иеремии»; «Кн. пророка Варуха»; «1, 2 и 3-я Кн. Макковейские».

Необходимость принятия единого канона священных  книг стала особенно важна после объявления христианства государственной религией Римской империи. В результате долгих обсуждений на соборе в Лаодикее в 363 году было принято решение разослать по всем христианским церквам списки канонических произведений. Согласно Лаодикейскому канону, в состав Нового Завета вошли 26 писаний — все, кроме Апокалипсиса. Окончательно список новозаветных книг был утвержден церковью на Карфагенском соборе в 419 году. Но борьба вокруг проблемы подлинности Апокалипсиса Иоанна шла еще долго, и в состав Нового Завета он был включен только на Константинопольском соборе в VII веке. Сейчас канон Нового Завета включает двадцать семь произведений:

- четыре евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна),

- «Деяния апостолов»,

- двадцать одно послание  апостолов (четырнадцать Посланий  Павла, Послание Иакова, два Послания  Петра, три Послания Иоанна и Послание Иуды),

- Откровение Иоанна  Богослова, или Апокалипсис. 

Как и ветхозаветные, новозаветные книги подразделяются на четыре раздела: книги законоположительные (Евангелия), исторические (Деяния апостолов), книги учительные (Послания апостолов) и книги пророческие (Откровение Иоанна Богослова). (4)

Для борьбы с ересями  и установления вероисповедных принципов, которые должны признавать все христиане (догматов), с IV в. н. э. в христианской церкви созываются Вселенские соборы. Собором в христианстве называют совет епископов, представляющих отдельные церкви, созванный для решения самых важных вопросов религиозной жизни, Собор, где присутствуют епископы всех существующих церквей, называется Вселенским. Такой же, где собраны представители только одной церкви, — поместным. Прообразом церковных соборов были соборы апостольские, во время которых, как считалось, решения принимались под влиянием Духа Святого. (3)

На Вселенских Соборах были сформулированы основы христианского вероучения. Соборы созывались императорами по просьбам церковных иерархов, в их работе участвовали представители всех поместных (автокефальных) церквей (или их уполномоченные). Православная церковь признает семь соборов, которые созывались в период с 325 по 787 год. Римско-католическая церковь не признает решений Четвертого (Халкидонского) Вселенского Собора, но зато признает статус Вселенских за еще четырнадцатью соборами: Константинопольским (869-870), а также за тринадцатью соборами Римско-католической церкви, которые проходили в период с 1123 по 1870 год.

Первый Вселенский Собор  был созван императором Константином Великим в малоазиатском городе Никее в 325 году. Император опасался раскола империи из-за распространения  учения александрийского пресвитера Ария, который считал, что Христос, Сын Божий, не является Богом, Отцу единосущным, а Существом сотворенным, хотя и наиболее совершенным из всех созданных существ. Точное число участников собора неизвестно, поскольку его документов не сохранилось. Согласно церковному преданию, в его работе приняли участие 318 епископов. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил догмат (непререкаемую истину), гласящий, что Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом. На Первом Вселенском Соборе также был принят ряд церковных правил, в частности было решено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния.

Почти шестьдесят лет  спустя, в 381 году в Константинополе  император Феодосии Великий собрал Второй Вселенский Собор. Поводом стало распространение ереси константинопольского епископа Македония, который, развивая идеи Ария, учил, что Святой Дух неравен двум первым Божественным Лицам. Сторонники этой ереси были осуждены, а на соборе был составлен Никео-Цареградский Символ Веры, т. е. краткое изложение основ вероучения. В работе собора приняло участие 150 епископов.

Символ Веры — это  краткое изложение основ христианского  вероучения, являющееся важнейшей частью Священного Предания, который кратко именуется Никейским исповеданием веры, является и одной из важнейших молитв для православных. В нем излагаются основные моменты православного вероучения: вера в Бога как творца мира (первая ипостась Святой Троицы) и в Сына Божия единородного — Иисуса Христа (вторая ипостась Святой Троицы), который боговоплотился и, оставаясь Богом, был рожден Девой Марией и стал человеком. Чтобы искупить первородный грех людей, он принял крестные муки и умер, но, согласно Писанию, воскрес на третий день и вознесся на небо, где пребудет вместе с Богом Отцом до дня Страшного суда. Тогда он вернется и после суда над живыми и мертвыми построит Царство, которое будет вечным.

Третий Вселенский Собор  был созван императором Феодосией II в 431 году в малоазиатском городе Эфесе. Этот город был выбран неслучайно — именно он считается местом, где провела последние годы своей жизни Богородица. На Эфесском соборе было осуждено учение константинопольского архиепископа Нестория, считавшего, что Дева Мария родила не Бога, а простого человека Иисуса, с которым Бог позже соединился и обитал в нем, как в храме; поэтому Богородицу следует называть «человекородицей», а Иисуса Христа — Богоносцем. В Эфесе собралось 160 епископов, часть которых имела право подписи и за других епископов, поэтому всего под документами было поставлено более двухсот подписей. Они осудили Нестория, лишили его сана и отвергли его ересь. Было установлено отныне признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого, и исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию — Богородицей.

Однако Третий Вселенский Собор не положил конца распрям об ипостасях Святой Троицы. В 451 году в малоазиатском городе Халкидоне состоялся Четвертый Вселенский Собор. Он подтвердил осуждение ереси Нестория, а также осудил константинопольского архимандрита Евтихия и александрийского архиепископа Диоскора. Евтихий, опровергая ересь Нестория и защищая Божественное достоинство Иисуса Христа, сам впал в крайность; он учил, что в Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, почему в нем следует признавать только одно Божественное естество. В работе собора приняло участие 650 епископов. Учение Евтихия было ими отвергнуто, и на соборе было утверждено Халкидонское определение веры, согласно которому Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха. При воплощении Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно.

Пятый Вселенский Собор  был созван в Константинополе  императором Юстинианом Великим. В работе собора приняли участие 165 епископов. Поводом для его проведения послужили споры между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского. Их произведения не были осуждены на предыдущем соборе, что позволило сторонникам Нестория и Евтихия использовать их труды при доказательстве каноничности своих взглядов. Собор вновь осудил несторианство и монофизитство, а также подтвердил осуждение некоторых взглядов Оригена (III век).

Шестой Вселенский Собор  был созван императором Константином Погонатом в Константинополе в 681 году Поводом для собора послужило распространение учения монофелитов, которые хотя и признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но считали, что у него лишь одна — Божественная воля. По православному учению, поскольку в Христе две природы, то и две воли — Божественная и человеческая. Защитниками положения монофелитов выступили Софроний, патриарх Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник. Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофелитов и огласил, что «в Нем (Христе) два естественных хотения или воли нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно, и две естественные воли не противоположные, как говорили нечестивые еретики, да не будет, но человеческая Его воля уступает, не противоречит или противоборствует, а подчиняется Его божественной и всемогущей воле... Мы признаем две естественные воли и действия (во Христе), согласно сочетавшиеся между собой для спасения рода человеческого». Заседания собора возобновилось через 11 лет. Для его работы отведена была та же зала со сводами, так называемыми труллами, и всему собору официально присвоили название Трулльского. На соборе в основном разбирались правила церковного устройства. Он как бы дополнил Пятый и Шестой Вселенские Соборы, потому и называется Пято-шестым. Собор утвердил 85 правил Св. Апостолов, правила Вселенских и семи поместных Соборов, а также правила 13 Отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов, и в результате составили «Номоканон», который является основанием церковного законодательства. Правила Трулльского собора не признаются католической церковью, поскольку некоторые из определений направлены против ее обычаев и учения. Например, 13-е правило обличает римское учение о целибате (безбрачии) священников; 55-е правило осуждает посты в субботу, введенные Римской церковью; 82-е правило запрещает употреблять в храмах изображение Христа в виде агнца, распространенное на Западе.

Информация о работе Контрольная работа по «История религиозных учений»