Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 11:52, творческая работа
Цель: В своей творческой работе, я хочу показать, что принятие Русью христианства стало идеологической основой феодальной культуры и оказало воздействие на всю средневековую культуру. По своей сути это событие представляет собой момент принципиального культурно-исторического выбора, который на столетия предопределил важнейшие черты русской культуры и повлиял на развитие социально-экономических, политико-правовых процессов.
Введение
Принятие христианства на Руси
Древнейшее прошлое восточнославянского язычества
Предыстория принятия христианства на Руси
Крещение князя Владимира и киевлян
Историческая роль православия на Руси
Заключение
Приложение
Список используемой литературы
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финуниверситет)
«Бузулукский финансово-экономический колледж» - филиал Финуниверситет
Творческая работа
на тему:
« Крещение Руси».
Выполнила:
студентка III курса 36 группы
Васильева Вера
Проверила: Преподаватель Суворина В.Г.
Бузулук 2012
Содержание
Введение
Заключение
Приложение
Список используемой литературы
Введение
Сегодня нет никаких сомнений в
том, что крещение Руси было событием
огромной исторической важности не только
в политическом и социальном отношении,
но и в культурном. По существу, история
русской (древнерусской) культуры только
началась после принятия Русью христианства,
и дата крещения Руси (988 г.) становится,
таким образом, начальной точкой
отсчета национального
Цель: В своей творческой работе, я хочу показать, что принятие Русью христианства стало идеологической основой феодальной культуры и оказало воздействие на всю средневековую культуру. По своей сути это событие представляет собой момент принципиального культурно-исторического выбора, который на столетия предопределил важнейшие черты русской культуры и повлиял на развитие социально-экономических, политико-правовых процессов.
Принятие христианства на Руси
Древнейшее
прошлое восточнославянского
"Язычество". Произошел
от церковнославянского слова "языци",
т. е. "народы", "иноземцы". Язычество древних славян имеет
глубокие корни. Истоки его видятся за
много тысячелетий до начала нашей эры.
А отголоски сохранялись вплоть до недавнего
времени. Входя в мир славянского язычества,
мы должны также четко представлять, что
его развитие опосредовано окружающей
человека природной средой и господствующими
общественными отношениями. На ранней стадии язычники-славяне
поклонялись различным неодушевленным
и одушевленным предметам, обожествляли
силы природы. Вера в сверхъестественные
возможности какого-либо объекта называется
фетишизмом. Фетишем могли быть добычливые
орудия охоты, деревья, плоды которых утоляют
голод, и т. д. Первоначально предмет сам
по себе воспринимался как проявление
сверхъестественных сил. С усложнением
мышления человек, задаваясь вопросом
об источнике этих сил, начинает думать,
что их носителем является существующая
в объекте какая-то неведомая ему сила-своеобразный
двойник данного объекта. Зримый образ
этого "двойника" еще не сложился
в сознании людей, и он выступал безликим
и бесформенным, не оторванным от предмета.
Это уже новая форма развития первобытных
верований - анимизм. Объектом поклонения восточных
славян были также деревья, рощи, лес. Отрыв
духа-"двойника" от объекта, которому
он присущ, порождает веру в души мертвых,
а также культ предков. Вероятно, одной
из форм этого культа было почитание Рода
и рожаниц, возникшего в связи с разрастанием
и усилением родов и укреплением родовой
организации.Другим социальным фактором
возникновения культа предков послужило
выделение в роде возрастной группы старейших.
Их почитаемость в земной жизни сказывалась
на отношении к ним родичей после смерти.
След этой формы культа сохранился в известном
образе Чура, или Щура. "Чур меня!",
"Чур, это мое!" - означали в древности
заклинания, призывания Чура па помощь.
Что Чур-Щур был именно предок, видно из
слова "пращур", прапредок. На культ
предков указывает и сохранившийся обычай
поминания умерших родителей в определенные
дни года.В водной стихии, считали древние
славяне, жили берегини и водяные. Берегини,
а позднее вилы и русалки - это женские
духи рек, озер, прудов, колодцев и т. д.
По народным поверьям, весной русалки
выходят на берег, качаются на ветвях,
расчесывают свои длинные зеленые волосы,
поют песни, заманивают прохожих и стараются
защекотать их до смерти. С русалками связаны
также представления о погибших в воде
женщинах, девушках, о некрещеных умерших
детях. Но русалки - и духи растительности:
деревьев, трав, цветов, хлебов, - ведь они
дают растениям жизненную влагу, посылают
благодатный дождь на поле. Водяной - косматый,
с бородой по колено, злой, проказливый
и мстительный старик, живет на дне рек
и озер, в омутах. Лес - это царство лешего.Леший
обитает на деревьях или в дуплах. По ночам
он "дико кричит, выглядывая из-за старого
дуба" (вспомним, что дуб тоже связан
с языческими верованиями).
В жилище "хозяин" домовой
- маленький горбатенький старикашка.
Он - покровитель дома, домашнего хозяйства.
В зависимости от конкретного "местопребывания"
его называли дворовым, овинником, гуменником,
банником. Если о нем заботиться, то он
помогает в хозяйстве.Таким образом, у
восточных славян на протяжении многих
веков складывался своеобразный пантеон
демонов, или низших божеств. С течением
времени на их первоначальные функции
наслаивались новые. Поэтому в ряде случаев
до нас дошли их полифункциональные образы.
Из сказанного, очевидно, что у восточных
славян сложилась достаточно развитая
система так называемой низшей мифологии,
или демонологии. В целом же к этому времени
восточное славянство стояло уже у порога
политеистических воззрений. Так восточные
славяне потихоньку продвигались к единобожию.[1]
Предыстория принятия христианства на Руси
В конце IX века Русская епархия уже числится в списках константинопольских епископий сначала на 61-м, потом на 60-м месте. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси. Христианкой была супруга князя Игоря — бабка князя Владимира, княгиня Ольга († 11 июля969). Хотя о точном времени и месте принятия ею крещения существуют различные мнения, принято считать, согласно позднейшим исследованиям, что она крестилась в Константинополе в 957 году. Достоверные сведения о приёме императором Константином Багрянородным, которого принято считать её восприемником, содержатся в его трактате «О придворных церемониях». Отсутствие в трактате упоминания о её крещении даёт основание некоторым исследователям предполагать, что она могла уже быть к тому времени христианкой; трактат упоминает некого «пресвитера Григория» в её свите, в лице которого некоторые склонны усматривать её духовника.
Согласно «Повести временных
лет», до крещения князя Владимира
имело место «испытание вер»: Владимиру
предлагались, в частности, ислам из Волжской Булгарии, иудаизм от хазар ила
Крещение князя Владимира и киевлян
Согласно «Повести временных лет», в 6496 году «от сотворения мира»
(то есть приблизительно в 988 году н. э.) Киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Констант
|
Боже великий, сотворивый небо и землю! При́зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его![3] |
Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежаВарды Фоки. Условием князя была рука царевны Анны, сестры Императоров Василия и Константина, — требование крайне унизительное для Ромейских василевсов. Тогда, в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия — в честь своего восприемника Императора Василия II; Владимир же «вдасть же за вено Корсунь греком царицы деля» (в вено за жену свою). Из византийских хроник о «крещении Руси» в 988 году сообщают только «Аноним Бандури», в котором передаётся сюжет о выборе вер князем Владимиром, и «Ватиканская хроника»:
В году 6496 [988] был крещен Владимир, который крестил Росию.
Последнее сообщение, вероятно, — обратный перевод из «Повести временных лет». В целом, в византийской литературе событие 988 года осталось практически незамеченным, поскольку, по представлениям греков, обращение Руси произошло столетием раньше.
Первый русский по происхождению митрополит КиевскийИларион (XI) так объясняет мотивы князя Владимира: «<…> и въсиа разумъ въ сердци его, яко разумѣти суету идольскыи льсти и възыскати единого Бога, сътворьшааго всю тварь видимую и невидимую. Паче же слышано ему бѣ всегда о благовѣрьнии земли Гречьскѣ, христолюбиви же и сильнѣ вѣрою, како единого Бога въ Троици чтуть и кланяются, како въ них дѣются силы и чюдеса и знамениа, како церкви людии исполнены, како веси и гради благовѣрьни вси въ молитвах предстоять, вси Богови прѣстоять. И си слышавъ, въждела сердцемь, възгорѣ духомъ, яко быти ему христиану и земли его». [4]
Историческая роль православия на Руси
Для Русского народа, сравнительно
поздно вступившего на путь исторического
развития, принятие православия означало
приобщение к многовековой и высокой
культуре Византии. Русь стала христианской.
Погасли погребальные костры, угасли
огни Перуна, требовавшего себе жертв,
но долго еще насыпали языческие
курганы, тайно молились Перуну и
огню - Сварожичу, справляли буйные праздники
родной старины.. Летопись сообщает (под
988 год), что князь Владимир "приказал
рубить церкви и ставить их по тем местам,
где раньше стояли кумиры. И поставил церковь
во имя святого Василия на холме, где стоял
идол Перуна и другие и где творили им
требы князь и люди. И по другим городам
стали ставить церкви и определить в них
попов и приводить людей на Крещение по
всем городам и селам". Язычество сливалось
с православием. Русская церковь играла
сложную и многогранную роль в истории
Руси. Несомненна ее польза как организации,
помогавшей молодой русской государственности
в эпоху бурного развития феодализма.
Несомненна и ее роль в развитии русской
культуры, в приобщении к культурным богатствам
Византии, в распространении просвещения
и создании крупных литературно-художественных
ценностей. Принятие православия способствовало
широкому распространению на Руси грамотности,
просвещения, появлению богатой, переведенной
с греческого языка литературы, возникновению
собственной русской литературы, развитию
церковного зодчества и иконописи. Появившиеся
со времен Владимира Святого и Ярослава
Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим
средством распространения просвещения
на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава
Мудрого, в Киеве и других городах возникают
новые библиотеки, в том числе монастырские
и частные. Под воздействием Православной
церкви в жизни русского народа изживались
грубые языческие обычаи: кровная месть,
полигамия, "умыкание" (похищение)
девиц; возросли гражданская правоспособность
и материнский авторитет русской женщины;
укрепилась семья; стал восстанавливаться
нарушенный княжескими междоусобицами
мир. Историки отмечают, что "Христианская
церковь подняла значение княжеской власти
в Киеве на большую высоту и упрочила связь
между частями государства".
С Крещением Киевской Руси еще
более расширились и углубились ее государственные
и культурные связи не только с Византией,
но и с Балканскими странами и другими
государствами Европы.
Первые века становления православия
на Руси были временем рождения отечественных
форм его понимания, выраженного в красках,
в камне, в слове.
В отличие от западного образования,
получившего еще до православия целую
систему культурных и философских начал
от времен языческого Рима, наша отечественная
образованность, кроме самобытных народных
взглядов, имела единственным источником
Священное Писание, окруженными многими
богодухновенными трудами Отцов Вселенной
Православной Церкви. Богослужения и книги
Священного Писания, в отличие от Запада,
Русь, благодаря подвигу славянских первоучителей
святых Кирилла и Мефодия, изначально
получила на родном, понятном языке, переведенным
с греческого. Книги священного писания
и толкования к ним святых Отцов Церкви
Православной и стали основой христианского
мировоззрения, просвещения умственного
и нравственного воспитания народа. Поскольку
христианизация древнерусского общества
была идеологической акцией, предпринятой
великокняжеской властью в целях освещения
феодальных отношений, то приобщение Киевской
Руси к христианству стимулировало социально-культурное
развитие наших предков не прямо, а косвенно.
Историческую роль православия
в России следует выделить особо прежде
всего потому, что масштабы его воздействия
на российское общество, на культуру и
умственное воспитание всех россиян намного
превосходит масштабы воздействия иных
конфессий. Строительство и рост российской
государственности также были тесно связаны
с православной церковью и православной
верой. Поэтому принятие Русью христианства
в 988 году по своему значению выходит далеко
за пределы события чисто религиозного:
его следует воспринимать как событие
общекультурного и исторического масштаба.[5]
Заключение
Подводя итог вышесказанному, вполне можно заявить, что на Руси в 10 в. (и позже) существовал целый комплекс причин, делавший процесс христианизации длительным и сложным.
Во-первых, акт принятия христианства
носил в большей степени
Во-вторых, сознание русского народа
оставалось глубоко языческим. Не составляла
исключения и княжеско-дружинная
верхушка.
Все эти факторы и явились причиной того,
что язычество практически не исчезло
на Руси. Первоначально оно существовало
параллельно с христианством, затем стало
заметно синтезироваться с ним и, в конце
концов, языческая обрядовая сторона была
почти полностью впитана православием.
Приложение
Леший Водяной
Список используемой литературы