Мифология Древнего Китая в сравнении с мифологией Древних славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 10:34, реферат

Описание работы

Прежде чем начать анализ мифологий , следует сначала определить что такое мифология? Мифология- это завершенная картина мира. Начав с представления о мире как о хаотическом множестве вещей, обладающих чудесной силой губить и исцелять, превратив эти вещи в фетиши, идолы, которым надо служить, чтобы не погибнуть, человек в мифологии вырастает до сознания возможности борьбы с хаосом, выдвигает героев, побеждающих враждебные силы и несущие людям благо. Он постепенно устраиваем мир, освобождая его от страха, наводя в нем порядок. Философия , которая преемствует мифологии , рассматривает мир как безусловно гармоническое и упорядоченное целое.

Содержание работы

Введение
Особенности мифологии Древнего Китая.
Особенности мифологии древних славян.
Их общие черты и различия.

Заключение

Библиографический список.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 31.53 Кб (Скачать файл)

     К сожалению, в работах по общей  мифологии или первобытной культуре меньше всего ссылок на китайскую  мифологию. В конце XIX в. немецкий исследователь  Г. Шурц, например в "Истории первобытной  культуры", упомянул Китай, только чтобы  сказать, что у китайцев нет мифа о потопе. И даже такой знаток фольклора, как английский учёный Дж. Фрезер, собравший около 200 мифов  о потопе у разных народов, не знал его китайского варианта.

     В китайских мифах нет прекрасной пластичности и стройности славянских богов и героев, они поражают наше воображение скорее смелостью и  неожиданностью фантазии. Хунь-тунь —  Хаос — бесформенная, но живая масса, в которой её друзья пытаются просверлить  отверстия, чтобы дать приятелю возможность  видеть и слышать, как люди. Шижоу  — зрячая плоть — не менее  удивительное существо, похожее на печень зверя, но обладающее зрением. К  сожалению, древние китайские мифы очень рано стали забываться и  исчезать из народной памяти. Они сохранились  лишь в многочисленных отдельных  фрагментах, как осколки древней  вазы, сложить и склеить которые  дело опытного археолога и реставратора.

     До  философии в Китае было поэтическое  осмысление мира и прошлого человечества в форме мифов. Эти мифы не рассказывались, а пелись, сопровождаемые ударами, гудениями, рокотом музыкальных инструментов. Их героями были первопредки и  цари-мудрецы, создатели человеческой культуры. Несколько столетий понадобилось еще для того, чтобы записанные песни были систематизированы и  осмыслены китайскими мудрецами  как документы исторического  прошлого, как рассказы об истинных событиях и лицах определенной территории и времени.

     Упорядочение  китайской мифологии, осуществленное философами, усложнило понимание  ее развития. Можно лишь догадываться, что в глубокой древности китайцы, как и славяне, почитали животных — змей, ласточек, медведей, слонов, считая их покровителями отдельных  родов и племен. Со временем одна из таких покровительниц, змея, приняла  в воображении рассказчиков мифов  облик чудовищного змея — дракона, которому было приписано господство над метеорологическими явлениями  и небесными телами, водной стихией  и особое покровительство царям.

     Главные герои китайской и славянской мифологии — прародители, представленные в виде реальных правителей и царей, создателей культурных благ огня, земледелия, медицины, календаря, музыки, письменности. Приписывание одного и того же изобретения  разным героям объясняется тем, что  имеющиеся в нашем распоряжении мифы объединили различные мифологические традиции. Китайские культурные герои  выступают одновременно как открыватели  мира, путешественники, проникающие  в самые отдаленные уголки земли. При этом под отдаленными странами запада, куда проникают стрелок и  другие прародители, часто подразумевается  страна мертвых.

     Мифология Древнего Китая имеет ряд особенностей отличающих ее от мифологии славян.

     Прежде  всего, это сам фрагментарный  и эпизодический характер китайских  мифов. Мало того, что здесь нет  мифологических циклов: сами мифы Китая- это не однородные по своему составу  произведения, а скорее сплавы материалов, неоднородных географически, и возможно,этнически  и хронологически; ко времени первоначальной записи мифа эти сплавы еще не оформились.

     Еще один момент,отличающий мифологию древнего Китая от Мифологии славян: « исторический возраст» мифа, т. е период к которому его можно отнести по содержанию, находится здесь в обратной зависимости от его «литературного возраста». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Мифы  созданы на заре истории человеческого  общества. По мифам мы можем судить, каковы были представления и мысли  у трудовых людей древности: как  они представляли мироздание, как  воспевали народных героев, каким  образом стремились улучшить свою жизнь, как прославляли труд и борьбу.

     Представляя сами по себе весьма большой интерес, мифы оказали значительное влияние  на литературу и искусство, придав им особую прелесть и свежесть. Скульптура древних греков прекрасна именно своей теснейшей связью с мифами. То же самое можно сказать о  Тао-те, Куе, Куе-драконе, Куе-фениксе, водяном  и однорогом драконах, об удивительных птицах и зверях, изображения которых  украшали треножники и сосуды эпох Инь и Чжоу.

     Следует иметь в виду, что мифы, не будучи историческими свидетельствами, в  какой-то мере смогли отразить историю. Разумеется, абсурдно во всех персонажах мифов видеть древних императоров  и князей, однако в равной степени  неправильно пренебрегать содержанием  мифов в какой-то степени исторического  характера. В мифах мы можем обнаружить отражение исторической действительности. Например, под борьбой между Хуан-ди и Чи-ю скрывается имевшее место  в центральной равнине столкновение людей монгольского плато и племен южной части Тихого океана, под  историей о горах Куньлунь и Си-ван-му - возникновение культурных связей между китайскими и тибетскими племенами.

     Мифы  отражают и национальный характер. Так, китайские мифы в какой-то мере отражают особенности китайской  нации. А славянские мифы отображают особенности своей нации.

     Таким образом, изучая мифы, мы можем понять истоки нашего национального характера, культуры. 
 

     Библиографический список. 

1. А. И. Немировский. Мифы и легенды Древнего Востока. М.: «Просвещение» 1994 г.

2. История Древнего Востока. М.: «Высшая школа» 1988 г.

3. М. Л. Титаренко. История китайской философии. М.: «Прогресс» 1989 4.Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. – М., 1974.

5.Иванов В.В., Топоров В.Н. Мокошь // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.II. – М., 1992.

6.Калашников В. Боги древних славян. – М.: Белый город, 2003.

7.Самозванцев.  А. М. Мифология Востока. –  М.:2000 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Мифология Древнего Китая в сравнении с мифологией Древних славян