Мифология восточных славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 10:43, реферат

Описание работы

Целью данной реферативной работы является исследование «основ» славянской мифологии на основании известных источников – фольклорных, археологических и проч.
Ключевые задачи:
1)Рассмотреть историческое развитие славянской мифологии;
2)Представить основы мифологической картины мира восточных славян;
3)Представить пантеон языческих божеств и основы веры в духов славян.

Содержание работы

1. Введение
2. Общая характеристика славянской мифологии
3. Мифологическая картина мира. Модель Вселенной
4. Славянской мифология: вера в богов и почитание духов
5. Заключение
6. Список литературы и источников

Файлы: 1 файл

Мифология восточных славян.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

К числу природных  духов можно отнести таких  духов, как леший, полевик и полудница, водяной и др. Почитание этих существ отражает связь их с особо почитаемыми стихиями и природными зонами: земля, вода; лес, реки, озера и т. п.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, в мифологической картине мира вся природа наделяется душой (анимизм), понимается как божественная сущность. Каждая стихия выступает  как священная. Русские люди сакрализовали  огонь, воду; предания отмечают, что славяне говорили: «царица-водица», «воздух-господин», «огонь-батюшка, «земля-матушка». И по своей сути славянские божества есть олицетворение могучих природных сил (небо, земля, солнце и т. д.)

5. Заключение

Славянская мифология  как комплекс коллективных представлений древних славян и способ осваивания мира сформировался в глубокой древности, когда человек выходил из природы, на заре формирования земледельческой культуры древних славян (2 – 1 тыс. до н. э.) . Это время развития общеиндоевропейских и затем собственно славянских воззрений на природу, формирование древних языческих культов.

Отмечая историю развития славянских мифологических представлений, выделяется самый древний пласт - представляет собой охотничьи представления: почитание небесных лосих, идея о небесных властителях мира. Второй не менее древний пласт- это земледельческие верования- воззрения трипольцев, прото- и праславян (2 – 1 тыс до н. э.). В это время было выработано характерное для многих индоевропейских народов аграрно-магическое мировоззрение, основанное на земледельческой космологии, почитании богинь-рожаниц, живительной влаги, плодородной Матери-Земли. Формируются воззрения о единой матери Мира, представления о судьбе. Наконец, следующий пласт – это период обособления восточных славян в 1 тыс. н. э. В среднем в науке подлинное историческое развитие славянской мифологии соотнесено с культурой Киевской Руси 1 тыс. н. э. В качестве центральной даты выделяется 980 год – время языческой реформы князя Владимира: выработка мифологической системы, создание Пантеона Богов. В тоже время, это время начала упадка собственно древней, живой веры славян и превращение ее в государственную религию.

988 год – коренной  перелом в язычестве. Это время  принятия христианства на Руси. Собственно славянская мифология, с ее героями и сюжетами подвергалась гонениям. В тоже время происходило не вытеснение мифологических персонажей библейскими героями, но и смешение мифологических и библейских сюжетов (феномен двоеверия).

Отмечая «характер», особенности мифологических представлений восточных славян, можно резюмировать следующее. Славянами было выработано особое космоцентрическое мировоззрение – был сформирован особый образ мира, в котором смысловым центром выступает космос и природа. Огонь, земля, воздух, вода, солнце, месяц выступают живыми сущностями.. Сам же человек не мыслится в отрыве от природы. Мир выступает гармоничным единством человека и природы.

Славяне рисовали картину  живой вселенной, сравнивая ее с  «поэтическими» образами Мирового Яйца, Мирового Древа, описывая образ чудесного сада Ирия (или острова Буяна), нашедших свое отражение в фольклоре. Был создан пантеон языческих богов, во главе с мужскими божествами (Род, Сварог, Перун, Даждьбог, Весес и др.) и женскими образами (Макошь, Жива, Лада, Морана…). Сложилась народная традиция веры в духов – природных существ.

Наконец, по своей сути славянское язычество есть почитание  живой природы как все порождающей  силы. Природа понималась как живой  организм или как могучее божество, предопределяющее жизнь людей. Главный культ - культ плодородия, хранящий в себе идею утверждения жизни.

 

6. Список литературы  и источников

Список литературы:

1.Семенова М. Быт  и верования древних славян. Спб.: «Азбука», 2000.

2.Лихачев Д. С. . «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л.: Худож. лит., 1985.

3.Рыбаков Б. А. Язычество  древних славян. М.: Наука, 1987.

4.Афанасьев А. Н.  Поэтические воззрения славян  на природу. В 3 т. М.. 1997

5.Васильченко Л. П.  Природа славян. Томск: Томский  государственный университет, 2002.

6.Белякова Г. С. Славянская мифология, М. 1995.

Шапарова Н. С. Краткая  энциклопедия славянской мифологии. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство  Астрель»: ООО «Русские словари», 2003

 
Источники:

[1] М. Семенова Быт  и верования древних славян. СПб.: 2000. С. 19

[2] М. Семенова Быт и верования древних славян. СПб.: 2000. С. 20.

[3] http://ru.wikipedia.org/wiki. Статья: «Славянская мифология»

[4] http://ru.wikipedia.org/wiki. Статья: «Славянская мифология»

[5] См. Б. А. Рыбаков  «Язычество древних славян».

[6] См. Лихачёв Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л.: Худож. лит., 1985. 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Мифология восточных славян