Мифы и легенды о близнецах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 07:28, реферат

Описание работы

Близнецы в огромном человеческом мире − явление заурядное. Их более одного процента всего населения Земли, то есть их миллионы. Еще в античные времена философы интересовались таким явлением, как «близнецовость». Феномен близнецов, прежде чем им занялась наука, был предметом исследования самых разных жанров фольклора – сказок, песен, легенд и мифов. Даже в самом слове «близнецы» подчеркнута особенность этих детей − близость, тесно связывающая и превращающая их в специфический микроколлектив

Файлы: 1 файл

Близнецы.docx

— 35.37 Кб (Скачать файл)

Введение 

Близнецы в огромном человеческом мире − явление заурядное. Их более одного процента всего населения Земли, то есть их миллионы. Еще в античные времена философы интересовались таким явлением, как «близнецовость». Феномен близнецов, прежде чем им занялась наука, был предметом исследования самых разных жанров фольклора – сказок, песен, легенд и мифов. Даже в самом слове «близнецы» подчеркнута особенность этих детей − близость, тесно связывающая и превращающая их в специфический микроколлектив. По мере развития науки в целом, и особенно науки о близнецах, природа последних стала предметом специального исследования. Вместе с тем интерес к близнецам и к связанным с ними научным вопросам проявляют самые разные слои общественности практически во всех странах мира. Однако в подлинно-научный метод изучение близнецов превратилось в двадцатые годы XX века, когда появилось обоснованное представление о двух типах близнецов. Актуальность вышеизложенного и  предопределила выбор данной темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

3

1. Мифы и легенды  о близнецах

Существует множество мифов о близнецах. Чаще всего в мифах близнецам приписываются божественные способности. Близнецы способны понимать друг друга без слов, могут исцелять болезни животных и людей, являются посредниками между богами и людьми. В мифах также описываются и особенности взаимодействия близнецов – «близнецовая ситуация». Даже боги-близнецы ели из одной тарелки, получали наказание друг за друга, довольствовались одной женой или мужем, умирали в один день. В современном мире также существует определенный стереотип о близнецах. Внешнее сходство дает повод думать, что близнецы имеют одинаковые чувства, мысли, желания и способности. Многие до сих пор считают, что близнецы должны умереть в один день и от одной болезни, что после смерти одного близнеца второй жить не сможет. Эти взгляды появились многие сотни лет назад, и в наши дни они формируют такое отношение к близнецам. Родители и педагоги стараются подчеркивать во всем одинаковость двух детей, влияя на их будущее психологическое развитие.

2. Физиологические особенности детей-близнецов

Дети-близнецы рождаются очень с определенными индивидуальными особенностями в строении и функционировании организма, отдельных его систем. Как правило, беременность близнецами протекает тяжелее, женщина чаще испытывает токсикоз, страдает от гипертонии. Близнецовые беременности короче беременностей одним ребенком, близнецы часто рождаются недоношенными и менее зрелыми. Кроме того, сами роды зачастую проходят с осложнениями. Из-за всего этого дети могут отставать в развитии от своих сверстников. Они позже начинают держать голову, сидеть, ходит. В раннем детстве болеют чаще и поэтому оказываются физически более слабыми. Отставание близнецов проявляется не только в физической, но и в умственной сфере. Так, они позже начинают говорить, часто имеют более низкие интеллектуальные показатели. Заметную роль играет дефицит веса при рождении, причем у более легкого близнеца часто более низкий коэффициент интеллекта. Конечно, последствия сложного внутриутробного развития сглаживаются на протяжении раннего детства. У многих близнецов к началу школьного возраста они пропадают совсем, но у некоторых остаются. Жизнь близнецов от жизни других детей отличается тем, что два ребенка находятся на одной стадии физического и психического развития, постоянно общаются друг с другом, имеют практически идентичный жизненный опыт - это, прежде всего, уникальная социальная ситуация. Поэтому можно предположить, что особенности условий развития психики близнецов определяются в первую очередь пренатальным развитием; отношением окружающих людей к близнецам, отношением к ним их родителей, отношениями близнецов друг с другом.

3. Психологические особенности детей-близнецов

С самого рождения близнецы как бы настроены друг на друга, они - единое целое, симбиоз. Крохотный младенец, который еще не умеет ползать, всегда умудряется повернуться в кроватке так, чтобы быть как можно ближе к своему близнецу. Осваивая речь, близнецы сначала говорят про себя "мы" и только потом учатся говорить "я". Они позже других детей узнают себя на фотографиях и в зеркале. Позже начинают называть свое имя, откликаются не только на свое, но и на имя близнеца. Близнецам не нужны слова, чтобы понять друг друга: достаточно взгляда, жеста, мимолетной гримасы... Очень часто они пользуются "автономной" речью, не понятной для окружающих. В этом не было бы ничего плохого, если бы обычная правильная речь у близняшек развивалась тоже. Но в том-то и дело, что развитие речи начинает от сверстников отставать, а значит, отстает и умственное развитие в целом. Внутри своего микрокосма близнецы распределяют роли. Например, один может полностью отвечать за общение с внешним миром. Он берет на себя функцию договариваться с другими людьми от лица пары. Второй же молчит и совершенно не получает навыков общения. Психологический институт на консультацию привели мальчишек-близнецов, один из которых считал за себя и за брата, а другой за обоих писал. И они искренне не понимали, зачем им учиться делать одно и то же. Подобное распределение ролей в близнецовой паре может сохраняться все детство и юность, а потом, когда близнецы вырастают, оказывается, что они и во взрослой жизни не могут друг без друга: не готовы создать собственные семьи, отказываются учиться, работать или служить в армии по отдельности, их контакты с другими людьми ограничены.

3.1. Особенности  речевого и интеллектуального  развития близнецов

У близнецов нередко бывает задержка развития речи. Чаще всего она связана с тем, что близнецы создают между собой их уникальный язык и не нуждаются в общении с окружающим миром. Одиночно рожденные дети начинают разговаривать обычно к концу первого года. Близнецы же могут отставать в развитии речи на два года. Отставание в развитии является не генетической проблемой, а связано с замкнутостью близнецовой пары, зацикленностью друг на друге, недостаточным общением с другими детьми и застенчивостью. Отставание в речевом развитии иногда является причиной недоразвития других психических функций, связанных с речью. Иногда такие дети могут производить впечатление отстающих по параметрам интеллекта, но все психические функции приходят в норму при восстановлении нормальной речи. Явление общего языка временное и проходит с возрастом. К школьному возрасту обычно функция речи восстанавливается полностью. Таким образом, расширяя круг общения детей, не позволяя им замыкаться друг на друге, развивая их при помощи игр, родители могут полностью предотвратить возникновение дефектов речи у близнецов и снижение развития психики.

3.2. Психологические типы близнецов

В саму специфику психического развития близнецов входит два основных фактора: отношение окружающих (родителей) к близнецам и отношение близнецов между собой. Отношение окружающих выражается в подчеркивании сходства близнецов и стремлении к их индивидуализации. Постоянное общение близнецов друг с другом способствует специфическому формированию их самосознания, и возникает взаимозависимость на фоне складывающихся отношений «лидер – ведомый». Основными факторами доминирования одного близнеца над другим является не только биологические особенности каждого из них (рост, вес при рождении, внутриутробное положение), но и физическая среда, школьная успеваемость. Вспомним ученых. А. Гезелл сомневался в том, что под влиянием внешней среды могут измениться такие основные черты, как, например, черты темперамента. Воспитание и наследственность может иметь ощутимое влияние на личность без того, чтобы происходили глубокие изменения ее структуры. Например, у дизиготных близнецов с рождения существует разница в аффективных установках: склонность к плачу, способность успокоиться, готовность улыбнуться и так далее. Бумсма Д. и Ван Баал К. предположили, что, генетические различия между детьми в младенчестве происходят вследствие функциональных различий из-за ограниченных возможностей переработки информации и сильнее проявляются по мере взросления ребенка. Проблема лидерства возникает уже в раннем возрасте. Известно, что по характеру близнецы отличаются друг от друга. Один может быть более активным с задатками лидера, другой более спокойным. Так же однополые близнецы, чем старше становятся, тем чаще пытаются подчеркнуть различия между собой, показывая, кто из них главнее. Другая причина демонстрации лидерства - недоразвитость или болезнь одного из близнецов. 

3.3. Психологические типы близнецов в зависимости от отношений внутри пары

Дети-близнецы обычно «подпадают» под один из следующих психологических типов: «тесно связанные», «в меру зависимые» или «крайние индивидуалисты». Близнецы, «тесно связанные» отношениями в паре, не просто объединены преданной дружбой. Они практически неотделимы друг от друга, во всем стараются проявлять себя одинаково, и в результате для окружающих также становятся абсолютно «тождественными». Именно такие близняшки часто откликаются на оба имени сразу, «не узнают» свое отражение в зеркале. Особенно сильное сходство интересов и темпераментов наблюдается у монозиготных (однояйцовых) близнецов. Но и в этом случае родителям следует помнить, что близнецы – не «клоны», и необходимо воспитывать в каждом индивидуальную личность. В «тесно связанной» паре есть свои положительные черты:

─ Ребенок всегда может надеяться, что рядом есть человек, у которого он найдет понимание и поддержку в трудной ситуации;

─ У него есть товарищ в случае, когда не ладятся отношения с друзьями. Минусами же можно назвать следующее:

─ Двое сильнее, чем один. Объединившись, близнецы могут стать «противовесом» родительскому воспитанию и авторитету, сила обернется слабостью, когда придется действовать независимо друг от друга. «Тесно связанным» близнецам бывает трудно надолго расставаться, сложно строить отношения с другими сверстниками, находить друзей. Противоположная по отношениям пара близнецов – «крайние индивидуалисты». Яростно «сопротивляясь» своему сходству, такие дети могут доходить до драки, а в более взрослом возрасте конфликты становятся все серьезнее. Отношения в таких парах могут быть соревновательными, когда один берется за дела, которые удаются другому, стараясь превзойти его во всем. Но бывает, когда, напротив, один из близнецов пытается стать полной противоположностью другому. Такое противостояние или соревнование особенно заметны в школе, поэтому и родители, и учителя должны стараться сгладить конфликт между близнецами, стремясь создать гармонию в отношениях. «В меру зависимые» близнецы – самый гармоничный союз. Они хорошо понимают и поддерживают друг друга, но не замыкаются на семейных отношениях, общаясь и с другими сверстниками. Самодостаточны и могут «выжить» в коллективе независимо от того, рядом ли брат (сестра).

3.4. Психологические особенности детей-близнецов, влияние «близнецовой ситуации»

Жизнь близнецов необычна тем, что два ребенка находятся на одной стадии физического и психического развития, они постоянно общаются друг с другом, имеют схожий жизненный опыт. Такая пара - это, прежде всего, уникальная социальная ситуация. Французский исследователь Р. Заззо был первым психологом, который глубоко исследовал "близнецовую ситуацию". Он рассматривал ее как фактор умственного и личностного развития близнецов. «Близнецовая ситуация» является центральной «психологической» причиной постнатального развития близнецов. Она играет одну из важных ролей в эмоциональном, когнитивном, личностном и социальном развитии близнецов. А.Р.Лурия называет это явление «своеобразной формой жизни в паре». Ее специфика, по словам Р. Заззо, в том, что близнецы ощущают себя скорее членами пары, чем отдельными личностями. Действие «реакции близнецовости» сказывается в первую очередь на формировании самосознания близнецов и определяемых им психических черт. Этот факт связан с тем, что основной проблемой при становлении самосознания и проявления высших психических функций у близнецов является преодоление их связи друг с другом. Им нужно пройти через отделение образа «Я» от образа «Мы», который первоначально формируется у близнецов под влиянием отношения окружающих к ним как к паре, а также под воздействием абсолютного сходства внешнего облика монозиготных близнецов. Они привыкают смотреть на партнера, как на свое зеркальное отражение, легко и часто отзываются на имя соблизнеца, иногда называют себя одним общим именем, приписывают близнецу-партнеру свои собственные личностные черты и свойства, а в крайних случаях могут смешивать события, которые происходили с ними и с их партнерами по близнецовой паре. Все это чрезвычайно затрудняет процесс индивидуализации близнецов по сравнению с одиночно-рожденными детьми. Несмотря на существующие риски и сложности, особенности «близнецовой» ситуации в основном благотворно влияют на психологическое развитие близнецов. Здесь важно не допустить, чтобы дети теряли свою личность и растворялись друг в друге, у каждого из них должно быть свое мировосприятие. Многое зависит от того, какую позицию в воспитании близнецов займут родители. Самое главное для них осознавать, что каждый из близнецов − отдельная личность и, несмотря на огромную психологическую близость, у каждого есть и должно сохраняться свое собственное «Я».

4. Основные ошибки, совершаемые родителями при воспитании близнецов

Главная ошибка родителей, при воспитании маленьких близнецов − воспринимать их, как единое целое. Это совершенно неправильно. Внешне, близнецов практически не отличить, но они могут быть совершенно разными по характеру. До тех пор, пока дети маленькие, одинаковая еда, игрушки, одежда и режим дня уместны. Малыши подрастают, и приходит время, когда они начинают чувствовать и осознавать свое «я», появляется потребность в выражении собственной индивидуальности. Родители должны понять, что теперь необходим другой подход к воспитанию. Несмотря на привязанность друг к другу, у близнецов может возникнуть конкуренция, например, за любовь родителей. Поэтому, изначально приучайте детей делиться всем друг с другом. Всегда старайтесь уделять близнецам одинаковое внимание, чтобы не обидеть одного из них. Никогда не сравнивайте их друг с другом, чтобы не усугубить конкуренцию. Если вы захотите похвалить или поругать одного из малышей, не следует сравнивать его достижения с успехами другого, сравнивайте — исключительно с его личными. Это во многом, поможет вам наладить отношения между близнецами, избежать ссор, обид и драк. Телесных наказаний в их воспитании, не должно быть. Им просто не понять, почему драки друг с другом вы запрещаете, а сами их шлепаете. Часто вмешиваться в детские ссоры и потасовки тоже не нужно, только в крайнем случае. Замечено: чем реже родители обращают внимание на стычки и ссоры близнецов, тем меньше они дерутся. Частой ошибкой, в воспитании близнецов, становится и тот факт, что родители надолго оставляют детей друг с другом. Необходимо давать им больше общаться с ровесниками и взрослыми. Слишком тесное сближение детей-близнецов, может привести к зацикливанию друг на друге и последующим трудностям общения в коллективе сверстников. Сильная взаимозависимость близнецов, нередко приводит к сложностям при устройстве на работу и при создании собственной семьи.

5. Особенности воспитания детей-близнецов

Родители, воспитывая детей, создают тот эмоциональный климат в семье, от которого во многом зависит развитие психики детей. Чтобы эффективно осуществлять воспитание своих близняшек, родителям необходимо раз и навсегда договориться действовать сообща. А именно, поддерживать друг друга, не критиковать, не ссориться при детях и ни в коем случае не отменять распоряжений друг друга. Мать и отец, в понимании детей, тоже должны составить группу, сплоченную настолько, насколько сплочены сами близнецы. В этом случае детско-родительские отношения как бы уравновешиваются и становятся гармоничными. Правильное воспитание детей-близнецов – это, в первую очередь, поощрение индивидуальности, каждого из них. Необходимо воспринимать каждого как личность, а не как половинку единой пары, и следить, чтобы окружающие поступали так же. Важно отдельно называть их по именам, не делать частых обобщений вроде «детвора», «малыши» и тому подобное. Близнецы, не смотря на свое внешнее сходство, являются разными личностями. И это, наверняка, буквально с первых месяцев подмечается родителями. Часто именно эти характерные черты и служат для различения близнецов даже в большей степени, нежели внешняя несхожесть. Однако не поддавайтесь соблазну делить малышей по принципу «плохой-хороший», «капризный-послушный», «шумный-тихий». Для себя вы можете отметить эти различия, но не стоит их подчеркивать и даже сообщать кому-то о них в присутствии детей. Дети вырастают такими, какими их видят родители, и подобное навешивание ярлыков может привести к формированию комплексов у ребенка. Не акцентируйте внимание на тех чертах характера, которые могут служить противопоставлением у близнецов. Подмечайте только позитивные особенности каждого ребенка и не сравнивайте его с близнецом. Пусть один из детей будет «спокойным и внимательным», а другой – «веселым и общительным». Если же близнецы очень похожи внешне, и другим людям очень сложно отличать одного от другого, постарайтесь сделать внешние отличия максимальными. Старайтесь одевать детей по-разному, а если дети предпочитают одинаковую одежду, то пусть она будет разного цвета. Это поможет окружающим различать их внешне и не пытаться отыскать как можно больше внутренних противоречивых различий. Очень часто бывает так, что близнецы начинают соперничать между собой за родительское внимание. Задача родителей – сократить все ссоры между детьми на почве ревности и соперничества. Запретите детям ябедничать друг на друга, в разборе конфликтов будьте объективны и никогда открыто не ставайте на сторону одного из близнецов. Научите детей выяснять отношения между собой, а не посредством обращения к вам, свои чувства и эмоции, направленные друг на друга, дети должны выражать сами. Лучше, если у каждого из малышей будут свои игрушки, причем взаимодополняющие: так им будет интересней играть друг с другом, они смогут ими обмениваться. Но есть вещи, которые вам придется покупать каждому отдельно − это наборы для игры в песочнице, надувные круги и роликовые коньки, потому что когда один плавает, играет в песок или катается на роликах, второму будет не очень приятно ожидать своей очереди. На день рождения непременно дарите свой подарок каждому ребенку, а не один на двоих, ведь и праздник этот глубоко личный, каждому приятно будет получить свою долю родительского внимания. Близнецы вместе с самого рождения, это способствует возникновению крепкой связи между ними. Несмотря на это, родителям необходимо научить своих малышей обходиться друг без друга, ведь они не смогут всегда быть вместе во взрослой жизни. Для этого нужно иногда проводить время с каждым ребенком в отдельности, говорить о его личных проблемах, расспрашивать о друзьях, хвалить за успехи. Нужно всячески поддерживать детей, если они выражают желание заняться разными делами. Но главным залогом, правильного воспитания близнецов, остается ваша любовь. Дайте им почувствовать, что они оба вам одинаково дороги, и что вы цените в каждом, их личностные качества.

Информация о работе Мифы и легенды о близнецах