Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 22:53, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение темы "Мифология и религия Древней Месопотамии " с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Мифология и религия Древней Месопотамии ".
Изложить возможности решения тематики "Мифология и религия Древней Месопотамии ".
Введение…………………………………………………………………………3-5
1. Понятие мифа и религии……………………………………………….……6-7
2. Мифы Вавилона и Древних Шумер……………………………...……...…8-11
3. Религия и мифология Древней Месопотамии ……………………..……12-14
4 . Месопотамские мифологические существа и божества ………….……15-23
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы………………………………………………25
Бог Дамузи (также известный под именем Таммуз) был мужским дополнением богини Иштар. Это шумеро-аккадский бог растительности. Его имя означает «истинный сын Апсу». Культ Дамузи был широко распространен в Средиземноморье. Согласно сохранившимся мифам, Таммуз умер, сошел в Мир мертвых, был воскрешен и поднялся на землю, а затем вознесся на небо. Во время его отсутствия земля оставалась бесплодной, а стада пали. Из-за близости этого бога с миром природы, полями и животными его называли также «Пастухом». Дамузи – земледельческое божество, смерть и воскресение его – олицетворение земледельческого процесса. Посвященные Дамузи обряды, несомненно, носят отпечаток очень древних церемоний, связанных с оплакиванием всего умирающего в осеннее-зимний период и возрождающегося к жизни весной.
Громовержец Ишкур – бог грозы и сильных ветров – первоначально представлял те же силы, что и Нингирсу, Нинурта или Забаба. Все они олицетворяли могущественные силы природы (гром, грозу, дождь) и вместе с тем покровительствовали животноводству, охоте, земледелию, военным походам – в зависимости от того, чем занимались их почитатели. Как божество грозы обычно изображался с молнией в руке. Поскольку земледелие в Месопотамии было орошаемым, Ишкур, распоряжавшийся дождями и ежегодными разливами, занимал важное место в шумеро-аккадском пантеоне. Он и его супруга Шала особенно почитались в Ассирии.
Набу, бог планеты Меркурий, сын Мардука и божественный покровитель писцов. Его символом был «стиль» - тростниковый стержень, использовавшийся для нанесения клинописных значков на таблички из необожженной глины для написания текстов. В старовавилонское время он был известен под именем Набиум; его почитание достигло наивысшей точки в нововавилонской (халдейской) империи. Имена Набопаласар (Набу-апла-ушур), Навуходоносор (Набу-кудурри-ушур) и Набонид (Набу-наид) содержат имя бога Набу. Главным городом его культа была Борсиппа близ Вавилона, где находился его храм Э-зида («Дом твердости»). Его супругой была богиня Ташметум.24
Шамаш, шумеро-аккадский бог солнца, по-аккадски его имя означает «солнце». Шумерское имя бога – Уту. Ежедневно совершал свой путь с восточной горы в сторону западной горы, а на ночь удалялся во «внутренности небес». Шамаш – источник света и жизни, а также и бог справедливости, чьи лучи высвечивают в человеке все зло. Главными центрами культа Шамаша и его супруги Айи были Ларса и Сиппар.
Нергал, в шумеро-аккадском пантеоне бог планеты Марс и подземного мира. Его имя по-шумерски означает «Мощь великой обители». Нергал воспринял также функции Эрры, первоначально бога чумы. Согласно вавилонской мифологии, Нергал сошел в Мир мертвых и отнял власть над ним у его царицы Эрешкигаль.
Нингирсу, бог шумерского города Лагаша. Многие из его атрибутов – те же, что у общешумерского бога Нинурты. Он бог, не терпящий несправедливости. Его супруга – богиня Баба (или Бау).
Син, шумеро-аккадское божество Луны. Его символ – полумесяц. Поскольку Луна была связана с измерением времени, он был известен как «Господин месяца». Син считался отцом Шамаша - бога солнца и Иштар – богини любви. Популярность бога Сина на протяжении всей истории Месопотамии 25засвидетельствована большим числом имен собственных, элементом которых является его имя. Главным центром культа Сина был город Ур.
Функции шумерских богинь были схожи еще больше, чем богов. Называясь по-разному, богини, по сути дела, представляли одну идею – идею матери-земли. Каждая из них была матерью богов, богиней урожая и плодородия, советчицей своего мужа, соправительницей и покровительницей города, принадлежавшего богу-супругу. Все они олицетворяли женское начало, мифологическим символом которого являлась Ки или Нинхурсаг. Нинлиль, Нинту, Баба, Нинсун, Гештинанна, по существу, не особенно отличались от матери богов Ки. В некоторых городах культ богини-покровительницы был старше культа бога-покровителя.
Судьба, точнее, сущность или нечто «детерминирующее предначертание» у шумеров называли «намтар»; так же звучало имя демона смерти – Намтар. Возможно, это он выносил решение о смерти человека, которого не могли отменить даже боги.26
За все, что происходило на земле, надо было благодарить богов. Над каждым городом храмы «воздевали руки» к небесам, откуда боги следили за своими слугами. Богов нужно было постоянно молить о помощи и содействии. Обращение к богам принимало самую различную форму: строительство храмов и сети каналов, жертвоприношения и накопления храмовых богатств – «имущества бога», молитвы, заклинания, паломничества, участие в мистериях и многое другое.
Демоны.
В религии Месопотамии большую роль играли чрезвычайно древние 27верования о многочисленных низших духах, по большей части злых, губительных. Это духи земли, воздуха, воды – Анунаки и Игиги, олицетворения болезней и всяких несчастий, поражающих человека. Для борьбы с ними жрецы составили множество заклинаний. В заклинаниях перечисляются их имена и «специальности». Для защиты от злых духов помимо многочисленных заклинательных формул широко употреблялись амулеты-апотропеи (обереги). В качестве оберегов применялось, например, изображение самого злого духа, настолько отвратительного вида, что, увидев его, дух должен в страхе убежать.
Смерть и предшествующие ей болезни шумеры объясняли вмешательством демонов, которые, по их представлениям, были злыми и жестокими существами. Согласно верованиям шумеров, в иерархии сверхъестественных существ демоны стояли на ступеньку ниже самых незначительных божеств. Тем не менее, им удавалось терзать и мучить не только людей, но и могущественных богов. Были, правда, и добрые демоны, те, что охраняли врата храмов, частные дома, оберегали покой человека, но их было немного по сравнению со злыми.28
Демоны могли вызывать разные болезни. Чем труднее было вылечить недуг, т.е. чем могущественнее были демоны, которые вызывали болезнь, тем сложнее была формула заклинания. К числу самых жестоких, непобедимых, приносящих людям особенно много вреда, принадлежали демоны Удуг. Этих могущественных демонов было семь. Их называли «духами смерти», «скелетами», «дыханием смерти», «преследователями людей». Одни только заклинания посвященных в тайны самых сложных заговоров жрецов, которые знали имя подходящего к случаю божества, могли отогнать Удуг.
Демоны не ограничивались одним лишь разрушением здоровья людей. По их вине путешественники сбивались с пути в пустыне, бури разрушали их дома, смерчи истребляли посевы. Демоны были созданы для того, чтобы приносить несчастья, создавать трудности, мучить людей, усложнять им жизнь.
Магия и мантика.
На службу богам были поставлены достигшие немалых успехов магия и мантика. Описания магических обрядов вместе с текстами заклинаний-заговоров дошли до нас в большом количестве. Среди них известны обряды лечебной и предохранительной, вредоносной, военной магии. Лечебная магия была перемешана, как это обычно бывает, с народной медициной, и в сохранившихся 29рецептах нелегко отделить одно от другого; но в некоторых магия выступает 30вполне отчетливо.
Чрезвычайно развита была система мантики – различных гаданий. Среди жрецов были особые специалисты-гадатели (бару); к ним обращались за предсказаниями не только частные лица, но и цари. Бару толковали сны, гадали по животным, по полету птиц, по форме масляных пятен на воде и т.п. Но самым характерным приемом мантики было гадание по внутренностям жертвенных животных, особенно по печени. Техника этого способа (гепатоскопия) была разработана до виртуозности.
Ритуал жертвоприношений был сложным: там было и воскурение благовоний, и возлияние жертвенной воды, масла, пива, вина; на жертвенных столах резали овец и других животных. Ведавшие этими обрядами жрецы знали, какие блюда и напитки приятны богам, что можно считать «чистым» и что «нечистым». Во время жертвоприношений возносились молитвы о благополучии жертвователя31
Заключение.
Древние евреи широко использовали шумерские легенды, представления о мире и человеческой истории, космогонию, приспосабливая их к новым условиям, к своим этическим принципам. Результаты подобной переработки шумерских представлений порой оказывались неожиданными и весьма далекими от прототипа.
Яркие свидетельства
влияния Месопотамии
Справедливости ради
надо заметить, что отнюдь не
все стороны жизни, не вся система
идей и институтов древнего
Двуречья обусловливались религиозными представлениями.
Например, тексты законов Хаммурапи убеждают
в том, что нормы права были практически
свободны от них. Этот весьма существенный
момент свидетельствует о том, что религиозная
система Двуречья, по образу и подобию
которой впоследствии формировались аналогичные
системы других ближневосточных государств,
не была тотальной, т. е. не монополизировала
всю сферу духовной жизни. Она оставляла
место для взглядов, поступков и порядков,
не связанных непосредственно с религией,
и именно эта практика могла повлиять
на характер религиозных представлений
народов восточного Средиземноморья,
начиная от семитских племен Сирии и Финикии
и кончая крито-микенскими предшественниками
античных греков. Не исключено, что она
сыграла определенную роль в появлении
свободомыслия в античности. На это стоит
обратить внимание потому, что второй
вариант древнейшей религиозной системы
мира, древнеегипетский, практически одновременный
с месопотамским, привел в этом смысле
к другим результатам
Список литературы:
1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. – М: Высшая школа, 1970. - 98 с.
2. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н., Искусство Древнего Востока: Малая история искусств. - М: Искусство,1977. - 182 с.
3. Васильев Л.С. История религий Востока. – М: Высшая школа, 1999. - 52 с.
4. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М: Политиздат., 1987. - 321 c.
Интернет:
1. https://ru.wikipedia.org
2. http://dic.academic.ru/dic.
3. http://www.apologia.ru/mddb/20
4. http://studopedia.ru/1_34256_
1 Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М: Политиздат., 1987.
2 Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н., Искусство Древнего Востока: Малая история искусств. - М: Искусство,1977
3 Авдиев В.И. История Древнего Востока. – М: Высшая школа, 1970.
4 http://dic.academic.ru/dic.
5 Васильев Л.С. История религий Востока. – М: Высшая школа, 1999
6 Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М: Политиздат., 1987.
7
http://studopedia.ru/1_34256_
8 https://ru.wikipedia.org
9 Токарев С.А. Ук.соч.С 212
10 https://ru.wikipedia.org
11 http://dic.academic.ru/dic.
12 Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н.Ук.соч.С.110
13 Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н.Ук.соч.С.133
14 Авдиев В.И. Ук. Соч С.102
15 Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н.Ук.соч.С.154
16 Васильев Л.С. Ук.соч. С. 52
17 http://www.apologia.ru/mddb/02
18 Васильев Л.С. Ук.соч.С.59
19 Васильев Л.С. Ук.соч.С.163
20 Токарев С.А. Ук.соч.С.217
21 Токарев С.А. Ук.соч.С.259
22 Токарев С.А. Ук.соч.С.277
23 Токарев С.А. Ук.соч.С.301
24 Токарев С.А. Ук.соч.С.306
25 Токарев С.А. Ук.соч.С.319
26
http://studopedia.ru/1_34256_
27 https://ru.wikipedia.org
28 https://ru.wikipedia.org
30 Токарев С.А. Ук.соч.С.313
31 http://studopedia.ru/1_34256_