Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:48, реферат
Помимо локально ограниченных религий в современном мире широкое распространение получили так называемые мировые религии. В настоящее время, по данным зарубежной статистики, их исповедует около половины населения земного шара. Это - буддизм, христианство, ислам.
1.Введение
2.Возникновение буддизма
3.Христианство и его течения
4.Возникновение ислама
5. Численность последователей современных религий
6.Список литературы
Министерство
образования и науки ,молодёжи и
спорта Украины
Министерство внутренних дел Украины
Луганский государственный университет
им.Э.А.Дидоренка
кафедра «Философии права истории и культурологи»
Самостоятельная работа по религиознавству
на тему:
«Мировые религии»
Луганск 2013
План:
1.Введение
2.Возникновение буддизма
3.Христианство и его течения
4.Возникновение ислама
5. Численность последователей современных
религий
6.Список литературы
Помимо локально ограниченных религий
в современном мире широкое распространение
получили так называемые мировые религии.
В настоящее время, по данным зарубежной
статистики, их исповедует около половины
населения земного шара. Это - буддизм,
христианство, ислам. В отличие от локально
ограниченных религий, мировые религии
не имеют национальных и политических
границ, распространены в разных странах,
на разных континентах, среди людей, говорящих
на различных языках, и их исповедуют многие
сотни миллионов верующих. Появление мировых
религий, их развитие - результат закономерного
процесса развития классового общества,
развития государства и расширения контактов
между странами — экономических, политических,
культурных.
Возникновение буддизма
Древнейшая из мировых религий — буддизм. Буддизм возник в VI-V вв. до н. э. в Северной Индии. Его появление было вызвано важными изменениями в индийском обществе: разрушением родо-гшеменных связей и порядков, усилением классового гнета и появлением крупных рабовладельческих государств. Прежние племенные религии перестали отвечать новым общественным условиям. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама -полулегендарный индийский царевич, разочаровавшийся в жизни и добровольно отрекшийся от удовольствий и роскоши царского двора. Основные положения буддизма изложены в „священных" книгах — так называемых Трипитака, или, на языке пали, Типи-така. Возникнув, по всей вероятности, в качестве одной из сект брахманизма, буддизм воспринял от этой религии ряд положений, в частности учения о карме и сансаре. В то же время буддизм подверг критике кастовую систему и запретил практиковавшиеся брахманизмом жертвоприношения. Буддийская религия учит, что жизнь во всех ее проявлениях — это цепь страданий, избавление от которых может быть достигнуто праведными людьми в нирване - полном небытии. Положение буддизма о непротивлении злу насилием, а также призывы к терпению, отказу от борьбы за лучшую жизнь на земле обезоруживали трудящихся в борьбе с эксплуататорами.
Буддизм довольно рано стал дробиться на секты. К I в. н. э. религия раскололась на два направления -тхеравада и махаяна. Тхеравада, или хинаяна (малая колесница), возникшая в Восточной Индии, проповедует „узкий путь спасения". Согласно этому учению, нирваны может достигнуть только узкий круг лиц - монашество. Тхеравада по своему характеру стоит ближе к ранним школам буддизма и гораздо решительнее требует отказа от всего мирского. Характерно, что в тхераваде Будда выступает еще не в роли бога, а в качестве человека исключительной моральной чистоты, великого учителя, указавшего другим людям путь к спасению.
Махаяна (большая колесница) обещает „широкий путь спасения". Достигнуть нирваны, по этому учению, может не только монах, но и мирянин. Кроме того, последователь ма-хаяны должен в первую очередь заботиться не о своем спасении, а о спасении других. Поэтому большое значение в махаяне придается прозели-тической деятельности. В отличие от тхеравады, признающей только па-лийский канон, махаяна берет на вооружение и ряд более поздних буддийских теологических сочинений, написанных на санскрите. Будда в этом учении уже не человек, а бог, причем вместо одного Будды появляются несколько будд (помимо будды Сакья-муни также будда Амитаба, будда Очирвани и т. д.). Большим почитанием пользуются и бодисатвы -лица, заслужившие переход в нирвану, но решившие остаться на земле для спасения других людей В махаяне появляются также суждения о рае и аде, отсутствовавшие в раннем буддизме.
Христианство и его течения
В I в. н. э. в восточной
части Римской империи возникла
новая религия - христианство, которое
затем широко распространилось по всему
миру. Эта религия родилась в условиях
разложения рабовладельческого строя
и первоначально была выражением
бессильного протеста рабов и
беднейших слоев населения
Христианство не является единым религиозным направлением. Оно распадается на множество различных течений. Процесс дробления христианства шел на протяжении многих столетий существования этой религии. В IV в. между восточным и западным христианством наметился раскол, который официально оформился в 1054 г., когда появились римско-католическая и православная церкви.
В начале V в. возникло одно из сравнительно малочисленных направлений христианства - несторианство, названное так по имени константинопольского патриарха Нестория. В отличие от диофизитов (составляющих большинство христиан), признающих в Иисусе Христе две природы - божественную и человеческую, несториане считают, что Иисус не богочеловек, а человек, ставший обителью божества. Фактически несторианство было религиозной оболочкой для сепаратистских тенденций, наблюдавшихся в некоторых провинциях Восточной Римской империи. В 431 г. на Эфесском соборе несторианство осудили как ересь.
В 40-х годах V в. н. э. в Византии обособилось монофизитское направление христианства. В отличие от диофизитов и несториан, монофизиты считают Христа не богочеловеком и не человеком, а богом. Здесь опять-таки за догматическими спорами о природе Христа скрывались сепаратистские устремления, существовавшие в ряде мест Восточной Римской империи. В 451 г. на Халкидонском вселенском соборе монофизиты потерпели поражение, а их учение было осуждено как ересь. В настоящее время к монофизитству принадлежат армяно-григорианская церковь, якобиты и коптские церкви в Египте и Эфиопии.
В связи с тем что православие, мо-нофизитство и несторианство имеют сходную обрядность, эти три направления христианства иногда условно объединяют под названием „восточные церкви".
Католическая церковь всегда стремилась стать единой христианской церковью, объединяющей на основе католических догматов под верховенством римского папы всех христиан. Однако Риму удавалось обычно отколоть лишь небольшие группировки от восточных церквей. Эти течения приняли основные догматы католицизма, но сохранили свою старую обрядность.
В настоящее время имеется несколько таких, как их называют, униатских церквей: греко-католическая (откололась от православной церкви), армяно-католическая (откололась от армяно-григорианской), сиро-католическая (откололась от якобитской), халдейская, или халдо-католическая (откололась от несторианской), коптско-католическая (откололась от коптской церкви) и маронитская.
В XVI в. в Европе началась Реформация - антикатолическое движение, в котором приняли участие разные слои населения. Продуктом Реформации был протестантизм — третье главное направление христианства, о котором будет рассказано ниже.
Возникновение ислама
Из мировых религий самая молодая — ислам, или мусульманство. Эта религия возникла в начале VII в. н. э. на Аравийском полуострове. Сформировавшись в качестве монотеистического вероучения, ислам испытал заметное влияние со стороны более ранних монотеистических религий - христианства и иудаизма Ислам, как и многие другие религии, неоднороден. Он распадается на два главных направления: суннизм и шиизм. Нередко, определяя две основные ветви ислама, утверждают, что шиизм отличается от суннизма прежде всего тем, что не признает сунну - „священное предание", представляющее сборник рассказов о жизни и деятельности Мухаммеда. В действительности же сунна признается и шиитами, но они основывают ее только на авторитете семьи Мухаммеда, в то время как сунниты -также и на свидетельствах сподвижников пророка. Кроме сунны шииты имеют и свое особое „священное предание" - ахбар. В шиизме сильно развит культ святых мучеников. Из мучеников особым почитанием пользуется второй сын халифа Али - Хусейн. Одним из важнейших положений шиизма является вера в „скрытого имама", который должен появиться вновь и установить на земле божье царство. Как и сунниты, шииты признают Коран божественным откровением, однако допускают иносказательное толкование текста этой книги. В отличие от суннитов, для которых священными городами считаются Мекка и Медина в Саудовской Аравии, местом паломничества шиитов являются в первую очередь иракские города Эн-Наджаф и Кербела, где, согласно преданию, погребены халиф Али и его сын - „великомученик" Хусейн.
Еще при жизни халифа Али
среди его сторонников
Что касается течений внутри главных направлений ислама, то особенно многочисленны они в шиизме. Из шиитских сект наиболее близки по своей догматике к суннизму зейдиты, течение которых возникло в VIII в. Зейдизм отрицает существование „скрытого имама", отвергает культ святых и монашество. В вероучении зейдитов имеются некоторые рационалистические элементы. Они, например, отвергают догмат о предопределении, не верят в несотворен-ность Корана. Для зейдитов характерна большая веротерпимость.
В VIII в. образовалась и шиитская секта исмаилитов, получившая свое название по имени сына шестого шиитского имама - Исмаила. Это сравнительно немногочисленная, но очень активная секта На вероучение исмаи-лизма заметное влияние оказали неоплатонизм и буддизм. В частности, из буддизма было заимствовано представление о переселении душ. Коран толкуется исмаилитами иносказательно. Исмаилиты отвергают мусульманскую обрядность, не настаивают на соблюдении поста, не требуют обязательного совершения молитв и паломничества. Эта секта, в свою очередь, подразделяется на две основные группировки - протоисмаилиты (мусталиты) и неоисмаилиты (низа-риты). Большая часть неоисмаилигов возглавляется живущим в Индии исмаилитским имамом, которого они почитают в качестве „живого бога".
От исмаилизма ответвилась секта друзов, весьма далеко отошедшая по своим догматам от ортодоксального ислама и вобравшая в себя многие зороастрийские и христианские положения. У друзов, как и у исмаилитов, распространена вера в переселение душ. Они также верят в возможность периодических воплощений бога в человека. Согласно их вероучению, последний раз бог воплотился в фати-мидского халифа Хакима. Этого халифа секта почитает как бога и ждет его второго пришествия.
Еще дальше от ортодоксального ислама отошла другая шиитская секта - нусайриты, или алавиты. Вероучение этой близкой к исмаилизму секты под влиянием христианства и зороастризма приобрело синкретический характер. Если друзы считают воплощением бога халифа Хакима, то нусайриты верят в существование святой троицы - Али, Мухаммеда и Саль-мана, причем во главе троицы ставят Али. Ряд алавитских обрядов напоминает христианские.